Внеурочная деятельность ФГОС
календарно-тематическое планирование по теме

Представлена программа "Садоводство нашего края" (ландшафтного направления)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_plan_studii_sadovodstvo_.docx79.4 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                                        Муниципальное образовательное учреждение

                                                               Наро-фоминская  средняя общеобразовательная школа № 7

                                 

Рассмотрено                                                                         Согласовано                                                                 « Утверждаю»

на заседании  ШМО                                                            зам. директора по УВР                                             Директор МОУ        

Протокол №______                                                              _____И.А. Башмакова                                             Наро-фоминской СОШ №7            

                                                                                                                                                                                          _________ О.А. Миронова                  

от 29. 08. 2011 года                                                                                                                                                     от 01. 09. 2011 года

 

                                                                  РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА  «Садоводство в нашем крае» 

                                                                                           ( студия  ландшафтного  дизайна)

                                                                                                               2 класс

                                                                 Составила учитель технологии  и изобразительного искусства

                                                                                           Терентьева Надежда Николаевна

                                                                                                 г. Наро - Фоминск,  2011

                                               СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы  внеурочной деятельности.
  3. Тематический план.
  4. Предметные результаты и оценка результатов образовательной деятельности.
  5. Литература.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа дополнительного образования детей  составлена в соответствии  с требованиями ФГОС.  

                                                                        Студия «Садоводство в нашем крае»

        Конституцией РФ гарантируются общедоступность  и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Новый стандарт закрепил за школой обязательную организацию внеурочной деятельности учащихся начальной школы (кружков,  экскурсий, работа студий  пр.),

      Реформой общеобразовательной школы предусматривается широкое развитие внеурочных занятий, которые призваны осуществлять всестороннее развитие учащихся, совершенствовать их трудовое обучение и художественно -  эстетическое воспитание.

       Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их  количество осуществляет родитель.

       Внеурочная  деятельность, как составляющая целостного образовательного процесса.

     Творчество - это преобразующая деятельность, в результате которой создаётся нечто новое.  Творчество является высшим проявлением человеческих  способностей. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период их развития от двух до пяти лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и  проявляет себя. Первичные признаки способностей у детей родителям, воспитателям, учителям не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

     Стремительный подъём умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. В первое десятилетие жизни у ребёнка формируются сложнейшие свойства ума,  бесчисленные навыки, яркие многообразные чувства. Обогащение психики идёт в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Кроме того, детей отличает возрастная слабость, малая выносливость нервной  системы, когда даже

 небольшие воздействия вызывают сильную реакцию  - это является причиной детской впечатлительности, живости восприятия. С годами нервная система крепнет, и вместе с этим снижается детская непосредственная восприимчивость.

     В разные возрастные периоды возникают благоприятные внутренние условия для развития разных способностей. Если момент развития конкретной способности по какой - либо причине был упущен, это может сильно затруднить её развитие в дальнейшем.

     Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету,  повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно - игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

    Особая роль отводится развитию кружков, студий технического, художественно - эстетического творчества, которые помогают раскрывать творческие возможности учащихся, вести психологическую и практическую подготовку их к трудовой деятельности.

    Активная работа любого кружка или студии способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их  кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

   На занятиях руководитель должен устанавливать положительный  психологический контакт с учащимися, увлечь их творческой работой, выявить степень их подготовленности для обеспечения дальнейшей успешной работы всего коллектива и эффективного усвоения всеми учащимися   нового материала.

   С первых занятий важно приучать детей к аккуратности в работе, разъяснять, что данный вид деятельности не терпит торопливости, неряшливости и даже небольшие дефекты могут испортить внешний вид и качество изделия.

ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

В процессе занятий используются различные формы занятий; традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; экскурсии; лекционные занятия и выставки творческих работ.

- в основе  которых лежит способ организации занятий: словесный  (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

- в основе  которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно - иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

 репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

частично - поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

     Одним из главных принципов организации занятий  является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения также необходимы, поскольку без них невозможны изучение основного технологического моделирования и самостоятельная творческая работа школьников по созданию конструкций изделий, предусмотренных программой.

    Теоретическая часть позволяет познакомить кружковцев с темой занятий.  Сведения должны содержать основные данные, связанные с процессом изготовления изделий (технология обработки образцов, основные свойства материалов и другие вопросы).  Изложение их должно предшествовать практическим занятиям, быть логически связанным с изучаемым материалом и одновременно помогать в решении воспитательных задач.

    В беседах  должны найти отражение следующие вопросы: историческое значение садово - паркового искусства России, развитие декоративно - прикладного искусства  и художественных промыслов нашего края, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

   Практическая часть состоит из освоения приёмов и навыков работы с данным природным материалом в мастерской  технического труда.  Рабочие места удобные и хорошо укомплектованы инструментами, а также  имеются условия для занятия  цветоводством.

        Программой предусмотрены задания как для индивидуального так и для коллективного исполнения.

       Нужно иметь ввиду, что учащиеся приходят на занятия  с большим желанием  быстрее применить полученные навыки при выполнении какого -  либо изделия для себя и школьной выставки.

     Программа «Садоводство в нашем крае» рассчитана на учащихся младших школьников (7-10 лет), увлекающихся  художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят после основных уроков один раз в неделю.

      В работе кружка используется природный материал трёх видов:

  1. Растительный природный материал (солома, трава, цветы, ветки, опилки и др.)
  2. Неорганический природный материал (галька, ракушки, перья и т.д.)
  3. Художественный материал (краски, цветная бумага и т. д.)

     Практические задания направлены на освоение языка декоративно – прикладного искусства,  связанные с элементами  садово – паркового искусства: аппликация (плоскостная и объёмная), декоративные композиции из скульптурного материала и пластилина, бумажная пластика, гербарий, икебаны, творческая работа с природным материалом, итоговое занятие – презентация коллективного проекта.

     Программа «Садоводство в нашем крае» имеет практическую направленность, после его изучения учащиеся будут иметь представление  о проектировании и создание культурных ландшафтов разных уровней и получат представление о разных профессиях – садовода, цветовода – декоратора, ландшафтного дизайнера, флориста и др.

      Содержание занятий включает ознакомление младших школьников  с благоустройством открытого пространства садовых участков.

            ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  1.    Создать условия для развития познавательного интереса и кругозора учащихся в  области  садоводства;
  2.    Сформировать  представление о ландшафтном дизайне и его разновидностях;
  3.    Способствовать развитию умения работать с землёй; составлять композиции из  растений и цветов;

    создавать гербарии и икебаны.

  1.    Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области   различных видах садово – паркового  искусства.

           

        ЗАДАЧИ   ПРОГРАММЫ

Обучающие:

  1. познакомить учащихся с садово – парковым  искусством  и  с  элементами ландшафтного дизайна.
  2. совершенствовать навыки по выполнению аппликации.
  3. сформировать умения по технологии обработки природных и художественных материалов.
  4. создать условия для развития познавательного интереса и кругозора учащихся в области садоводства;
  5. научить применять  знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и др; выполненять изделия    и композиции для создания своего мини - садового участка из художественных и природных материалов.

Развивающие:

  1. развивать ручную умелость, навыки самоконтроля, пространственное представления, глазомер.
  2. формировать эстетическую культуру, развивать чувства прекрасного.
  3. способствовать развитию умения работать с землёй; составлять композиции из растений и цветов; создавать гербарии и икебаны;
  4. развивать художественный вкус, тврческие способности и фантазию детей.

Воспитательные:

  1.  воспитание  интереса к садово – парковому искусству.  
  2. воспитание чувства коллективизма.
  3. воспитание трудолюбия, дисциплины, навыков культуры труда, бережное отношение к инструментам, экономное расходования материала.
  4. воспитание любви к родной природе, к труду и людям труда.

       

               Программа «Садоводство в нашем крае» предназначена для учащихся  начальной школы и рассчитана на  курс обучения детей 7- 8 лет  в начальной школе  (33 ч.).  Занятия проводятся 1 раз в неделю после уроков.  

                Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали». То есть периодическое возвращение к определённым приёмам на более высоком. сложном уровне. Все практические задания соответствуют по сложности  определённому возрасту.

                 Программа предполагает  постепенное изменение видов работы: создание творческих альбомов, участия в конкурсах и выставках,  от выполнения одиночной поделки до создания коллективной работы по  садово – парковому искусству.

                Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки , фантазии и творчества детей в  атмосфере увлечённости, совместного творчества взрослого и учащегося.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Сроки

         

          Тема занятия

Решаемые проблемы

                              Планируемые результаты    (в соответствии с ФГОС)

     Понятия

 Предметные            результаты

                 УУД

Личностные результаты

 1

    2

                   3

                 4

         5

                 6

                   7

              8

1

Сформировать представление о  ландшафтном  дизайне                

       

Что мы знаем о ландшафте?

Дом и сад

Местные традиции   края

Экология, флора

Ландшафт дизайн

Строение или архитектура

МАФ

досуг

Иметь представление об оформлении садового участка,

Составить рассказ о том, что вы могли  разместить на своём садовом участке.

: составлять план   и последовательность  действий

П: использовать общие приёмы решения задач

К: строить монологичное высказывание

Принятие

образа  

«хорошего

 ученика»

2

История и развитие ландшафтного садово - паркового искусства (сбор природного материала)

Для чего нам нужны сады и парки?

Что вы знаете об охране окружающей  природы?

Проблемы проектирования:

- создание нового дизайнерского решения сада на неосвоенной территории.

- частичная или полная реконструкция уже существующего сада.

искусственный

гармония

декоративный

дизайн

сбор природного материала

для  выполнения практической работы: мини-сада, огорода

: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

П: анализ информации

К: задавать вопросы

Начальные

навыки

адаптации

в динамично

изменяющемся

мире

3

Изучение:  размеров земельного участка;  рельефа местности; наличие садовых насаждений и кустарников; жилищные постройки и сооружения возле школы  (экскурсия)  

Почему лучше использовать естественную природу при оформлении или создании ландшафтного  садово - паркового дизайна

Растительность

Вода

Камни

Особенность топографии местности

строение

климат

холмы

горки

Передать в рисунке особенности формы и пропорции  объектов  изображения рельефа, размещение крупных деревьев,  подъездных дорог, спортивной площадки, и др особенностей. Моделировать цветом в своём плане.

Р  различать способ и результат действия.

П: ставить и формулировать проблемы.

К: строить монологичное высказывание.

Самооценка на

 основе

 критериев

Успешности

 учебной

деятельности

4

Придумать единое стилевое решение для оформления сада с включением  элементов архитектурных  сооружений

Какое сейчас время года?  

Назовите плодово -ягодные деревья и  кустарники, которые растут  у вас  в  саду.

Архитектура

Архитектурно - ландшафтный  ансамбль

Композиция

Взаимосвязь архитектуры и природы

Из плотной бумаги склеить

«Дом для меня и моих друзей».

Р:преобразовывать практическую задачу в познавательную

П:ставить и формулировать проблемы

К: развивать композиционное мышление и воображение

Начальные

 навыки

 адаптации в

динамично

изменяющемся

 мире

5

Планирование сада:

основные этапы освоения

Как вы думаете, с чего начинают осваивать садовый участок?

Прокладывание дорожки

Постройка сарая

Забор

Огород

Детская площадка

В карандаше схематично  изобразить  план садового участка

Р: С формулировать  и удерживать учебную задачу

П:, называть  и определять объекты и явления окружающей действительности в  

соответствии с содержанием учебных предметов

К :формулировать собственное мнение и позицию

Эстетические

потребности,

 ценности и

 чувства

6

Основные обозначения элементов ландшафтного дизайна на плане

Как вы думаете, с чего начинают осваивать садовый участок?

Прокладывание дорожки

Постройка сарая

Забор

Огород

Детская площадка

В карандаше схематично  изобразить  план садового участка

Р: С формулировать  и удерживать учебную задачу

П:, называть  и определять объекты и явления окружающей действительности в  

соответствии с содержанием учебных предметов

К :формулировать собственное мнение и позицию

Эстетические

потребности,

 ценности и

 чувства

7

«Банка варенья для Карлсона»

Из каких плодов и ягод можно варить варенье?

Яблоня

Вишня

Абрикос

Груша

При помощи красок выполнить по шаблону рисунки по теме урока

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: оценка информации

К: строить понятные для  учащихся высказывания

Начальные

навыки

адаптации в

 динамично

 изменяющем

ся мире

8

«Морковка для Степашки»

Назовите овощи с вашей грядки?

Какой инструмент нужен садоводу – огороднику?

ТБ при пользовании хозяйственного инвентаря

Назначение   и применение инструмента

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: анализ информации

К: определять общую цель и пути её достижения

Экологическая культура: ценностное

 отношение к

природному

миру,

готовность

следовать

 нормам

природоохран

ного, нерасто

чительного,

здоровье -

сберегающего поведения

9

«Цветы от  Флорика»

Для чего сушат лекарственные растения? Как можно высушить растения?

Где и  в чем хранят лекарственные растения?

 Срок хранения?

Мать-мачеха,

Ромашка, Зверобой,

Одуванчик,

Мята.

ландыш

Лечебно - профилактические действия.

Мятный чай с мёдом и малиновым вареньем

Букет для мамы

Р:преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: ставить и формулировать проблемы.

К:координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Начальные на

выки адаптации в динамично изменяющемся

 мире

10

Художественная флористика - букеты  «Золотая осень»

Что такое флористика?

Что изучает наука ботаника?

Художественная флористика

Ботаника

Гербарий

Лавр, мирт, мак

Изготовление  на белом картоне композиции из листьев на тему: «Золотая осень»

Р: поставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Поставить и формулировать проблемы

К: составлять план  и последовательность действий

Самооценка на

основе критериев

 успешности

учебной

 деятельности

11

Силуэтная и модульная композиция любимых героев из сказок и мультфильмов

Какие листья деревьев использовали для гербария?

Силуэт

Модуль

Композиция

Изготовление силуэтной   и модульной композиции любимых героев из сказок и мультфильмов (заяц, лиса, медведь, лев, ёж)

Р: использовать речь для регуляции своего

 действия

П: контролировать  и оценивать процесс  и результат деятельности

К:формулировать собственное мнение

Экологическая культура: ценностное

отношение к

природному

миру, готовнос

ть следовать

нормам

 природоохран

ного, нерасто

чительного

 здоровье -

сберегающего

 поведения

12

Аранжировка растений - объёмная композиция  выполнения деревьев и кустарников в миниатюре

Почему нельзя сжигать листву возле строений?

Какие природные материалы можно собрать в лесу?

Аранжировка

Миниатюра

Пожар

Песок

Лопата

Сделать  из  сухих веточек объёмную композицию деревьев и кустарников в миниатюре

Р: применять установленные правила

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов

К: определять цели, функции участников, способы взаимодействии

Начальные на

выки

 адаптации,

 в динамично

 изменяющем мире

13

Аранжировка из корок фруктов «Апельсиновая роза»

Назовите экзотические деревья и растения

Цитрусовые

Апельсин

Грейпфрукт

Лимон

Ананас

Кожуру апельсина аккуратно срезать, свернуть и высушить(на следующем занятии разложить и покрасить)

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

П: анализ информации

К: задавать вопросы

Принятие образа «хорошего ученика»

14

Декоративные пруды, ручьи, колодцы, водопады и фонтаны на даче, участке дачном. Советы по устройству искусственных водоемов

Зачем нужна  вода?

А какие вы знаете водоёмы?

Перечислите виды водоёмов, какая в них вода?

Какими свойствами обладает вода?

Для чего нужна вода?

ПЕТЕРГОФ - ГОРОД ФОНТАНОВ

Океаны, моря, реки, ручьи, пруды, бассейны

Родник

Пресная и солёная вода

Сопоставить и сравнить объекты  воды

Подготовить на бумаге с помощью акварели  эскиз водоёма

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную: моделирование предметов бытового окружения человека

К: задавать вопросы

Осознание от

ветственности

человека за

 общее благопо

лучие

15

Растительная    флора водоёмов - «Белая и жёлтая кувшинка»

Какие лекарственные растения вы знаете?

Растения из  «Красной книги»

Ландыш

Аппликация из цветной бумаги  «Белая и жёлтая кувшинка

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

П: применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания

К: определять общую цель и пути её достижения

Принятие образа

 «хорошего

Ученика»

16

Животный мир водоёмов  - «А в Подмосковье  водятся лещи….»

Что вы знаете о животном мире водоёмов?

Окунь

Карась

Карп

рак

Аппликация из цветной бумаги  «Золотая рыбка»

Р: составлять план и последовательность действий

П: ставить и формулировать проблемы

К: строить монологичное высказывание

Аппликация из цветной бумаги  «Золотая рыбка»

17

Строения и сооружения садово - паркового искусства

Какие бывают  здания  и сооружения?

А чем отличаются здания от сооружения?

Дом

Коттедж

Хата

Юрта

Мост

мельница

Создание коллективного проекта (на новогоднюю тему

Дома разных народов(из коробочек

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: выбирать наиболее эффективные  способы решения задач

К: строить понятные для партнёра высказывания

Самооценка на

 Основе

 критериев

успешности

 учебной

 деятельности

18

Осветительные системы и освещения

При помощи каких приборов можно вечером осветить дачный участок?

С помощью чего подключают светильники?

Лампочка.

Светильники

- Сделать зарисовки различных видов осветительных приборов

-  Из бумаги  смоделировать, вырезать и склеить фонарик

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

П: : контролировать  и оценивать процесс  и результат деятельности

К:  познакомится  с разными способами  выполнения практической работы по теме занятия

Внутренняя

Позиция

 школьника на

основе

положительного

 отношения к

школе

19

Беседки и веранды

А,  как вы понимаете слово беседка?

Где вы видели беседки?

Для чего предназначены эти сооружения?

Из чего беседки  могут быть изготовлены?

Непогода

Металл

Древесина

Беседка из зелени

Для благоприятного провождения  вечера  в беседке или веранде нужно освещение

Составить рассказ

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: высказывать своё мнение об изготовленных предметов

К: формулировать собственное мнение и позицию

Принятие обра

за «хорошего

 ученика»

20

Виноградные арки

А кто любит виноград?  

 А что из себя представляют эти  ягодки?

В каком виде его едят?

Что вы слышали об арках и перголах?

Арка

Пергола

Сказки, басни

Аппликация из цветной

бумаги

Р: применять установленные правила в планировании способа решения

П: уметь видеть конструкцию

  построения предмета

К: задавать вопросы

Развитие композиционного мышления и

 воображения

21

Садовая мебель:  скамейки, лавки

Какую вы знаете мебель для отдыха?

Скамейки

Лавки

Шезлонги

Гамак

Из бумажных коробочек сделать  садовую мини -

мебель

Р:ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

П: умение создавать творческие работы на основе собственного замысла

К: задавать вопросы

Экологичес

кая культура,

ценностное

отношение к

 природному

миру

22

Садово - парковая скульптура

Где вы видели в нашем городе скульптуру?

Из пластилина  сделать скульптуру для своего сада

Сделать талисманы фэн-шуй

Р: различать способ и результат действий

П: анализ информации

К: задавать вопросы

Осознание

 Ответственнос

ти ученика за

общее благопо

лучие.

23

Садовые дорожки, патио, мостики

Что такое тротуары в ландшафтном  дизайне?

Садовая дорожка

Внутренний дворик - патио

Тротуар в ландшафте

Мощение

Садовая дорожка

Патио

Двор

Выполнить на фанере  устройство дорожки из мелких камешков согласно плану своего сада

Р  различать способ и результат действия.

П: ставить и формулировать проблемы.

К: строить монологичное высказывание.

Наличие эмоционального отношения к

природе.

24

Альпийские горки и рокарии

Альпийская горка или альпинарий - каменистый сад фантазийного стиля

Рокарии (от англ. rock - скала, горная порода

Выполнить аппликацию из цветной бумаги

Р: составлять план и последовательность действий

П: ставить и формулировать проблемы

К: строить монологичное высказывание

Экологическая

культура,

 ценностное

отношение к

природному миру

25

Лиственные и хвойные деревья

Инструмент и оснащение садовода- огородника:  вёдра, грабли, метла,  лейка

«Во поле кудрявая стояла..,

«В лесу родилась…»

Какие виды инструмента вы знаете?

Грабли

Лейка

Секатор

Лопата

ТБ при выполнении садово – огородных  работ.

Применение садового инструмента

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Осознание

Ответственности

ученика за

 общее

 благополучие.

26

Плодово - ягодные  деревья нашего  сада: яблоня, груша, слива, вишня,

Как называется профессия связанная с выращиванием и  уходом за деревьями и растениями?

Садовод

Агроном

Лесовод

Сделать рисунки цветными карандашами

На тему: «Корзина с фруктами»

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

П: умение создавать творческие работы на основе собственного замысла

К: задавать вопросы

Умение выби

рать и исполь

зовать

 адекватные

 выразительные

 средства

27

Экзотические деревья и растения - ананасы, бананы, апельсины

Чунга-Чанга синий небосвод

 Чунга-Чанга лето круглый год

 Чунга-Чанга весело живем

 Чунга-Чанга песенку поем

 Чудо-остров чудо-остров

 Жить на нем легко и просто

 Жить на нем легко и просто

 Чунга-Чанга

 Наше счастье постоянно

 Жуй кокосы ешь бананы

Лимонное дерево

Кипарис

Граб

Тик

Оливковое дерево

Сделать композицию при помощи пластилина с использованием  веточек деревьев

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата.

П: смысловое значение.

К: задавать вопросы.

Целостный,

Социально

 Ориентирован

ный взгляд на

мир в единстве

 и разнообразии

 природы.

28

Живые изгороди и кустарники

самшит

листопадные

вечнозеленые

цветущие

вьющиеся

Террасы с цветами, скульптурой, фонтанами,

перголами.

Топитарное искусство (фигурная стрижка растений

Составить рассказ

Р: различать способ и результат действий

П: анализ информации

К: задавать вопросы

Эстетические

потребности,

ценности,

 чувства.

29

Дизайн  клумбы и рабаток на пришкольном участке

Анютины глазки

Астра

Бархатцы

Крокус

Маргаритка

Незабудка

Ландыши

Чтобы вы посадили на своей клумбе?

Р: Составить план и последовательность действий:

П: ориентироваться в сроках цветения важнейших цветочных растений для средней полосы

К: задавать вопросы; строить

Экологическая

 культура, цен

ностное отноше

ние к природному

 миру

30

«Русская усадьба 19 века»

Кто  знает  о  Якунчиковой даче?

Игорь Грабарь

Антон Чехов

Иван Калита 13 век

Оформление альбома  с фотоснимками,

сделанными  на экскурсиях

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Умение выбирать

 и

 использовать

 адекватные

выразительные

 средства

31

Архитектура нашего города в 21 веке»

Назовите современные здания нашего города?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Подготовка материала для проекта

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

П: умение создавать творческие работы на основе собственного замысла

К: задавать вопросы

Экологическая

культура,

ценностное

отношение к

 природному

миру

32

Этнографический парк народов мира «Украинский хуторок»

Кто из вас был в этномире Калужской области?

Что интересного вы узнали и увидели?

Культура, быт

Традиции народов мира

Оформление творческого проекта

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

П: умение создавать творческие работы на основе собственного замысла

К: задавать вопросы

Умение выби

рать и использо

вать адекватные выразительные

средства

33

Этнографический парк народов мира»

Какая основная цель создания Красной книги?

Вспомним правила друзей природы

Земля

Растительность (растения. цветы)

Животные (звери, рыбы, птицы и др)

Сообщение учеников

О растительности и животных,  занесённых в Красную книгу

Уметь анализи

ровать проект

ную

 деятельность

34

Защита  

«Презентация проектов»

Защита

Презентация проекта

Реклама проекта

Презентация

Реклама

Оценка работы

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата.

П: выбирать критерии оценки выполненной работы

Уметь анализировать проектную

 деятельность,

Презентовать

своё изделие

  1.  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

               Учебно -тематически план состоит из 8 блоков.

                       

п/п

               Темы

             Количество часов

Всего

 Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Этапы работы над оформлением садово-паркового искусства.

4

1

3

3

 Дары осени или витамины с грядки

3

1

2

4

Фитофлористика: составление гербарий из листвы деревьев, кустарников  и  природного материала.

4

1

3

5

Фонтаны и водоёмы.

3

1

2

6

Элементы строительства сада и дизайна.

6

1

5

7

Камень в ландшафте и декоративная  дендрология.

7

1

6

8

Выполнение творческого проекта  (по своему замыслу).

5

1

4

     

Каждый блок состоит из одного теоретического и нескольких  практических занятий

             Календарно -  тематический план

п/п

Раздел темы

к/ч

Тема занятия

к/ч

1

Вводное занятие.

2

Сформировать представление о  ландшафтном  дизайне.                

1

2

История и развитие ландшафтного садово - паркового искусства (сбор природного материала).

1

3

Этапы работы над оформлением своего участка.

4

Изучение:  размеров земельного участка;  рельефа местности; наличие садовых насаждений и кустарников; жилищные постройки и сооружения возле школы  (экскурсия).  

1

4

Придумать единое стилевое решение для оформления участка при помощи руководителя.

1

5

Построить перспективу участка, используя несколько точек схода (план участка)

1

6

Выполнить цветовое решение садового участка гуашью,  акварелью или фломастерами.

1

7

Дары осени или витамины с грядки.  

3

«Банка варенья для Карлсона».

1

8

«Морковка для Степашки».

1

9

«Цветы от  Флорика».

1

10

Фитофлористика: составление гербарий из листвы деревьев кустарников  и  природного материала.

4

Художественная флористика - букеты  «Золотая осень».

1

11

Силуэтная и модульная композиция любимых героев из сказок и мультфильмов.

1

12

 Аранжировка растений - объёмная композиция  выполнения деревьев и кустарников в миниатюре.

1

13

Аранжировка из корок фруктов «Апельсиновая роза».

1

14

Фонтаны и водоёмы.

3

Декоративные пруды, ручьи, колодцы, водопады и фонтаны на даче, участке дачном. Советы по устройству искусственных водоемов.

1

15

Растительная    флора водоёмов - «Белая и жёлтая кувшинка».

1

16

Животный мир водоёмов  - «А в Подмосковье  водятся лещи….».

1

17

Элементы строительства сада и дизайна.

6

Строения и сооружения.

18

Осветительные системы и освещения.

19

Беседки и веранды.

20

Виноградные арки.

21

Садовая мебель -скамейки, лавки.

22

Садово - парковая скульптура.

23

Камень в ландшафте и декоративная  дендрология.

7

Мощение площадок и дорожек.

1

24

Альпийские горки и рокарии.

1

25

Инструмент и оснащение садовода- огородника Вёдра, грабли, метла,  лейка.

1

26

 Плодово - ягодные  деревья нашей местности: яблоня, груша, слива, вишня.

1

27

Экзотические деревья и растения  - ананасы, бананы, апельсины.

1

28

Живые изгороди и кустарники.

1

29

Клумбы и грядки  на пришкольном участке.

1

30

Выполнение творческого проекта  (по своем замыслу).

5

«Русская усадьба 19 века».

1

31

«Архитектура нашего города в 21 веке».

1

32

«Украинский хуторок».

1

33

Этнографический парк народов мира».

1

34

«Презентация проектов».

1

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  

 

          Овладеть знаниями и  опытом предшествующих поколений, знакомство с культурным наследием разных народов, с правилами ландшафтного и декоративного   озеленения дворов, парков, садов,  усадеб т. д.

    - познакомить учащихся с основными понятиями  и определениями  кружка «Садоводство в нашем крае» - ландшафтного направления.

   - научить детей видеть, слышать и чувствовать красоту окружающего мира;

   - пробудить  познавательную деятельность, образное, творческое мышление;

  - приобщить к культуре ландшафтного дизайна:

    - формирование системных представлений об окружающем мире, о роли, месте человека в нем;

    - адаптация к жизни в обществе;

    - формирование привычек здорового образа жизни;

    - создание условий для реализации способностей детей;

    - обогащение внутреннего духовного мира детей, нравственного отношения к миру;

    - воспитание гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природе, следование которым составляет основу экологической культуры личности;

      Основным стимулирующим фактором посещения занятий является практика: беседы, игры, решение ситуативных задач, тренировочные занятия на местности.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  

            Наиболее плодотворным фактором в оценочкй работе итогов обучения  являются коллективные и индивидуальные работы, а также выставки учащихся. В одном месте могут сравниваться разные модели, макеты, мини -  проекты различных направлений творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться  в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, имеют неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, постоянно требует поощрения в стремлениях.

           Одним из важных оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т. п.) Ребёнок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

           Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного  конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критриям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение прёмами работы в материале. В процессе таких занятий  интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

                УЧЕБНО –МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

.

   Помещение и оборудование.

  1. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением.
  2. Столы могут быть рассчитаны на двух или более человек, но должны быть рассавлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому.
  3.  Технические средства обучения: цифровой фотоаппарат, аудио/видеомагнитафон, проектор для демонстрации слайдов, ноутбук и др. .

        Программа «Садоводство в нашем крае» имеет практическую направленность, после её  изучения  учащиеся будут иметь представления о проектировании  и создании культурных ландшафтов  разных уровней и получат представление о профессии садовода, цветовода - декоратора, ландшафтного дизайнера, флориста и др.  

       Содержание занятий включает ознакомление младших школьников с  благоустройством открытого пространства.  

Данные занятия  позволяют понакомить учащихся с разновидностями садовых ландшафтов. Рассматривая особенности

истории возникновения ландшафтов и их видов, учащиеся смогут получить первоначальные знания по ландшафтному дизайну.

Предполагаемые результаты работы

  Должны знать и уметь:

  1. Знать историю и развитие ландшафта.
  2. Уметь собирать природный материал.
  3.  Знать наличие садовых насаждений и кустарников.
  4.  Разбираться с постройками и сооружениями возле школьного участка.
  5. Составлять элементарный план пришкольного участка.    
  6. Знать плодово - ягодные деревья и овощи с грядки.
  7. Составлять простые композиции из листьев деревьев и кустарников – гербарии.
  8. Знать элементы строительства сада и дизайна: освещение, беседки, арки, скульптура и др.
  9. Знать инструмент и оснащение садовода - огородника
  10. Знать дорожки  и живые изгороди
  11. Знать цветы на нашей клумбе
  12. Уметь выполнять  творческий проект и его презентацию в конце учебного года
  13. Знать название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона и других материалов.
  14. Уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы,   планы  садовых участков.
  15. Овладеть навыками культуры труда.
  16. Знать правила личной гигиены.
  17. Знать правила общения.
  18. Знать правила безопасности труда

       Работа кружка «Садоводство в нашем крае»  состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя творчески, раскрыться в  различных видах  человеческой деятельности: садоводство, цветоводство, растениеводство, дендрология, огородничество,  архитектура, декоративно - прикладное творчество, ландшафтный дизайн.

      Содержание данных занятий позволяет понакомить учащихся с разновидностями садовых ландшафтов. Рассматривая особенности истории возникновения ландшафтов и их видов, учащиеся смогут получить первоначальные знания по ландшафтному дизайну.

Базовые понятия:

Дизайн (от англ. design – замысел, проект, чертеж, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.

В узком смысле дизайн – художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных предметов.

Эстетика – область художественной деятельности людей. Техническая эстетика изучает социально-культурные, эстетические и технические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей.

Составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования.

Ландшафт (от нем. Landshaft) в искусстве – изображение какой-либо местности, то же, что и пейзаж.

       Ландшафтный дизайн - это особый вид деятельности, который направлен на создание искусственной среды в саду или на участке путём активного применения различных природных компонентов. Это целое искусство, требующее определённого творчества и трудовой работы, а также глубокого знания основ дизайнерского мастерства, но это очень интересный и актуальный раздел современного  дизайна.

Ландшафт антропогенный – ландшафт, созданный в результате целенаправленной деятельности человека. Следствием может послужить изменение природного ландшафта.

Ландшафт географический – основная категория территориального деления географической оболочки (в широком смысле слова – синоним природного территориального комплекса любого ранга), одно из главных понятий физической географии и ландшафтоведения. Ландшафт однородный по условиям развития, состоит из морфологических частей (местностей, урочищ, фаций) и компонентов (горных пород, почв, растительности и пр.). Процессы обмена веществом и энергией между ними определяют структуру каждого ландшафта.

Ландшафт культурный – географический ландшафт, целенаправленно измененный хозяйственной деятельностью человека.

Немного истории из ландшафтного искусства.

Ландшафтное искусство так же, как и архитектура, в своей основе предполагает создание искусственной (антропогенной) среды обитания. Древняя египетская цивилизация, зародившаяся и погибшая на берегах Нила, основывалась на пойменном земледелии с разливами и отливами великой реки, приносившей и влагу, и плодородный ил, и тучные урожаи лишь при умелой агротехнике. В основе последней лежало сезонное сооружение и разборка земляных плотин, формирование чеков для выращивания всевозможных культур. Эти чеки, сохранившиеся и в сегодняшнем прибрежном пейзаже Египта, вполне могут считаться самыми древними элементами ландшафтного искусства, которые с течением времени трансформировались в формы, существующие и до наших дней.

  1. Садово-парковое Искусство - искусство создания садов, парков и др. озеленяемых территорий. Включает планировку и разбивку садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами, скульптурой и т.д. Основные типы парков: террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами), регулярные "французские" (с боскетами, партерами и водоемами геометрически правильных форм, лучами аллей),пейзажные "английские"(живописная композиция наподобие естественного ландшафта - с лужайками, вьющимися тропинками, речками, озерами),миниатюрные сады (в древнеримских перистилях, испанско-мавританских двориках; японские сады - символические композиции из воды, растений и камней).  В 20 в. задачи садово-паркового искусства - сближение жилой застройки с природой, улучшение микроклимата.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Стандарты второго поколения // примерные программы внеурочной деятельности  (начальное и основное образование) под редакцией В. А. Горского, 2 –е  издание,// Москва «Просвещение 2011
  2. Каргина З.А. Документация детского объединения дополнительного образования //Внешкольник, 2006. – № 4. – С. 6-7. (см. ССЫЛКУ)
  3. Каргина З.А. Формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования //Внешкольник, 2006. – № 7-8. – С. 41-44. (см. ССЫЛКУ)
  4.  Шинкевич И.В. Формы детских образовательных объединений в УДО //Внешкольник. – Ярославль, 1997. – № 2(5).
  5. Формы детских образовательных объединений в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – Ярославль, 1997. – № 2(5).
  6. Электронные адреса опыта

            Форма образовательной деятельности (Дополнительное образование,  г.Тюмень)        

             http://tmn.fio.ru/works/48x/305_2/forma.htm

  1. Е.М.Васина (и др.) Окружающий мир. - Волгоград: Учитель, 2011. - 247с.
  2. А.П. Одынец. Дендрология для садовника: Учеб. Пособие для сред. Сел. Проф.- техн. Училищ. -2-е изд., исправ. И доп. М.: Высшая школа, 1982. - 159с., ил
  3. Э.Д. Новожилов. Технология и предпринимательство, уч.  пос., - М.:МПУ, 2006. С.87
  4. Алан Титчмарш.  Ландшафтный дизайн, иллюстрированный справочник, -СПб.:ООО Петроглиф, 2011 -64с.:ил. - (серия «Наш сад»)
  5. З.А. Богатеева. Занятия аппликацией.  - М.: Просвещение, 2008
  6. П.С. Самородский.  Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000. - с.68.
  7.  В.Г. Соловьянюк. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическ пособие,

- Бирск, 2007. - с.139.

13. Н. С. Чернякова. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"

Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.  В Программе представлена...

Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности (ФГОС основная школа)

Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня   методу проектов. В основу метода проектов положена идея о...

Внеурочная деятельность.ФГОС.Кружок по математике.Технологическая карта.

В материале представлены технологические карты учителя и ученика по теме занятия кружка математики (5 класс): «Решение и составление задач на части».               ...

Разработка занятия по внеурочной деятельности ФГОС интеллектуального кружка "Что? Где? Когда?"

В данной разработке дано занятие по внеурочной деятельности ФГОС в 5 классе интеллектуального кружка "Что? Где? Когда?" на тему "Поятия ""частное", "общее", "существенный признак" с презентацией занят...

«Системно - деятельностный подход - методология внеурочной деятельности ФГОС»

Мастер-класс по теме Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности (вокальный кружок "Серебряные нотки")...