Сохранение школьных традиций в реализации внеурочной деятельности ФГОС НОО и ФГОС ООО.
статья на тему

Шушерина Мария Сергеевна

внеурочная деятельность, традиции школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon severodvinsk_shusherina_m.s.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение школьных традиций в реализации внеурочной деятельности ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Эффективный руководитель современной образовательной организации решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить цели, которые важны сегодня и которые станут еще более приоритетными завтра, а главное, уметь находить пути их решения.

Я тружусь в школе, которая начала историю 1 сентября 1959 года и уже заняла свою нишу в микрорайоне и городе. Здесь дружный коллектив и хорошая команда администраторов. Каждый из нас старается активно развивать то лучшее, что уже есть.

НАША школа богата традициями.

14 апреля 1971 года в школе был открыт музей космонавтики.

В 1976 году экспозиции присвоено звание «Школьный  музей», которое в 2003 подтверждено свидетельством № 875.

Музей является членом Всесоюзного молодежного аэрокосмического общества, в 1999 году принят в Общероссийскую общественную организацию «Ассоциация музеев космонавтики России» (АМКОС).

На базе музея ведется  исследовательская работа, проводятся экскурсии, конкурсы, различные космические игры, учёбы актива и руководителей музеев, уроки. Фонды музея  и космическая библиотека используются обучающимися и учителями для исследовательской работы, подготовки рефератов, экзаменов.

Работа музея оценена многочисленными грамотами, дипломами регионального и Всероссийского уровня. Музей трижды награжден  медалью К.Э. Циолковского.

С 1989 года им руководит Малышева А.В.

В 2007 году в школе организован военно-патриотический клуб «Борей».

Бессменным руководителем клуба является Мысова И.В.

Ребята защищают честь школы в городских военно-спортивных играх «Зарница», «Школа безопасности», «Допризывник», «Орлёнок», «Под флагом единым», участвуют в шлюпочных походах.

В школе создана Знаменная группа. Курсанты клуба принимают присягу, шефствуют над ветеранами Великой Отечественной войны, являются постоянными участниками городского Парада Победы 9 мая, торжественного караула у Вечного огня.

В 2013 году и 2014 году – клуб Борей стал победителем городской игры «Школа безопасности» и представлял наш город на региональных соревнованиях в г. Мирный.

В 2012 году  школа гостеприимно распахнула свои двери ребятам из творческого коллектива, которым  руководит Заслуженный работник Культуры Гусов В.Г.

Детский духовой оркестр «Серебряные трубы» является одним из брендов нашего города, участником  всех городских праздничных мероприятий.  В школе ребята не только получают знания по образовательным программам, но и углубленно занимаются музыкой, учатся жить и работать в творческом коллективе.

С 2010 года реализуется практико – ориентированная программа химико- биологических медицинских классов. На  профильном  уровне в 10-11 классах изучаются  химия,  биология  и русский язык.  

В качестве компонента  образовательного   учреждения реализуется предмет  «Технология   медицинского  дела»  в объеме 4 часа в неделю. Рабочая учебная программа разработана на основе «Программы профессионального обучения учащихся X – XI классов средней общеобразовательной школы» и включает в себя как теоретические, так и практические занятия, которые проходят по группам. Обучающиеся 10-11 классов осваивают курсы: «Основы анатомии, физиологии, терапии, хирургии, фармакологии, педиатрии», «Инфекционные заболевания», «Неотложная помощь», «Общая гигиена», «Медицинская психология», «Основы сестринского дела».

Для проведения практических занятий закуплено специальное оборудование. Часть оборудования приобретена школой на средства, полученные от грантовой деятельности педагогов и обучающихся.

Основными нашими партнерами в течение четырёх лет остаются Северодвинский филиал ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж» (договор о социальном сотрудничестве от 02.09.2010 года) и ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница №1» (договор о совместной деятельности от 02.09.2010 года).

Совместно с преподавателями и студентами Северодвинского филиала ГОУ СПО  «Архангельский медицинский колледж» отрабатываются практические манипуляции, проводятся профилактические уроки, классные часы, конкурсы, организуется сбор материала для научно-исследовательской деятельности  учащихся.

На базе ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница №1» проходят практические занятия по программе «Технология медицинского дела».

В практическую часть программы включены:

  1. Знакомство с работой медицинского персонала лаборатории, кабинетов функциональной диагностики, патологоанатомического отделения, станции скорой медицинской помощи.
  2. Работа с документацией: составление температурного графика, выписка направлений, формирование истории болезни (вклеивание документов).
  3. Практическая работа с пациентами: измерение артериального давления, температуры, антропометрия, раздача лекарственных средств, подготовка к исследованиям, кормление больных, транспортировка больных,  разборка капельниц, первичная обработка медицинского инструментария.

Существующий на базе школы волонтерский отряд «Вместе мы сила» совместно с клиникой «Альтернатива», молодежным центром, реабилитационным центром «Триединство»  участвует в различных акциях по формированию здорового образа жизни, в областном конкурсе агитбригад, в концертах и благотворительных акциях, в том числе для пациентов ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница №1».

Система форм и методов учебной работы (м.б. деятельности?) в профильных классах направлена также и на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей.

Со своими исследовательскими работами по медицине ребята ежегодно участвуют в городской научно-исследовательской конференции школьников «Юность Северодвинска», секция «Медицина» (2011 год –1 место,  2012 год –1 место, 2013 год – 3 место, 2014 год – 3 место, 2015 год – 1,2 места), в областной  научно-исследовательской конференции «Юность Поморья»  (2011 год – участник, 2014 год - 2 место, 2015 год – 1 место),  в областном конкурсе агитбригад «Мы выбираем жизнь» (2012 год – 3 место, 2014 год – 4 место, 2015 год – 1 место).

Но, жизнь идет вперед, заставляя не останавливаться на достигнутом.

В 2011 году первые классы школы стали обучаться по ФГОС НОО, в 2014 году – эстафету  ФГОС ООО приняли 5 классы.

Возникла новая задача: создать особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности, сохраняя школьные традиции и при этом вписаться в современную действительность.

Было принято решение модель внеурочной деятельности ориентировать на то, что уже есть в школе, на развитие уже имеющегося опыта.

С целью разработки индивидуальной модели была создана рабочая группа, в которую вошли заместители директора, руководители ШПО, руководитель НОУ, руководитель военно – патриотического клуба «Борей», руководитель музея им. Ю.А.Гагарина, учитель технологии медицинского дела.

Рабочую группу разбили на подгруппы по направлениям деятельности:

Спортивно – оздоровительное  (через школьный спортивный клуб «Хаски» и взаимодействие с городскими социально – педагогическими программами).

Духовно – нравственное (через проектную деятельность НОУ и военно-патриотический клуб «Борей» и взаимодействие с городскими социально – педагогическими программами).

Общеинтеллектуальное (через проектную деятельность НОУ, музей, медицина, поисковые и научные исследования конференции, олимпиады и взаимодействие с городскими социально – педагогическими программами).

Социальное (через общественно-полезные практики волонтерского отряда «Вместе мы сила», школьную агитбригаду и взаимодействие с медицинским реабилитационным центром «Триединство»)

Общекультурное (через оркестр «Серебряные трубы», хоровую, вокальную и танцевальную  студии и взаимодействие с городскими социально – педагогическими программами).

Для всех подгрупп была сформулирована особая задача: отыскать возможность реализовывать направление «Медицина» через внеурочную деятельность, начиная с 1 класса, не забывая о других школьных традициях (музее космонавтики им.Ю.А.Гагарина, военно – патриотическом клубе «Борей» и духовом  оркестре «Серебряные трубы»).

Опираясь на цели внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; воспитание и социализация духовно-нравственной личности,

определили задачу нашей школы: формирование такой образовательной среды, которая будет обеспечивать развитие потенциала личности.

Изучили функции внеурочной деятельности и выбрали основополагающие для модели нашей школы:

профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

интеграционная — создание единого образовательного пространства школы.

Изучили факторы, определяющие модель организации внеурочной деятельности:

  • территориальное расположение школы (в шаговой доступности находятся стадион, бассейн, Северодвинский филиал ГОУ СПО  «Архангельский  медицинский колледж», ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница №1»)
  •  уровень развития дополнительного образования в школе (военно – патриотический клуб «Борей», спортивный клуб «Хаски», танцевальная, хоровая и вокальная студии, оркестр «Серебряные трубы», научное общество обучающихся, музей космонавтики им.Ю.А.Гагарина);
  • методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей (разработаны основные программы воспитательной деятельности учителей и классных руководителей);
  • кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности (наличие педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, учителей, реализующих внеурочную деятельность);
  • материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности (отремонтированный спортивный зал, малый спортзал для занятий танцами, музыкальные инструменты духового оркестра, оборудованный кабинет музыки, кабинет медицины: торс человека (разборный), муляж для внутримышечных и подкожных инъекций (ягодица,  предплечье), фантом новорожденного, бикс, кружка Эсмарха, жгуты резиновые, кислородная подушка, шприцы одноразовые, бинты эластичные, бинты стерильные, муляж полости рта и зубная щетка, аптечка первой помощи, лотки, площадка для исследовательской работы оборудованная  электронными микроскопами).

Выбрали оптимизационную модель на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения.

В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, педагог дополнительного образования).

Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

В итоге была разработана модель внеурочной деятельности ФГОС НОО и ФГОС ООО, которая реализуется, дополняется и меняется.

Таким образом было создано единое образовательное и методическое пространство школы, объединенное школьными традициями и развивающее основное направление работы - химико – биологическое медицинское.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС ООО) "Традиции русского народа"

Программа может быть полезна при составление программ внеурочной деятельность по духовно-нравственному направлению...

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся на 2013-2018

               Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка ...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...

РЕАЛИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОЕКТА «ВДОХНОВЛЯЮЩИЙ ЭРМИТАЖ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО)

В статье приводится опыт реализации проекта по прсвещению учащихся  5-8 классов в области искусства...