Разработка занятия по внеурочной деятельности ФГОС интеллектуального кружка "Что? Где? Когда?"
методическая разработка (5 класс) по теме

В данной разработке дано занятие по внеурочной деятельности ФГОС в 5 классе интеллектуального кружка "Что? Где? Когда?" на тему "Поятия ""частное", "общее", "существенный признак" с презентацией занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya.doc81 КБ
Office presentation icon obshchee_chastnoe.ppt66 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

УУД

Форма  работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент.


Р.

фронтальная

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам

Подготовка к уроку. Настрой на урок.

  1. Актуализация знаний

Словарная работа (на доске):

Понятие — логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь. Понятия в русском языке обозначаются с помощью слов (стол, балкон), с помощью групп слов, т. е. словосочетаний (стихийное бедствие, певчая птица).

П., К.

фронтальная

Вопрос учителя: Что означает слово «понятие»?

Дают свои варианты ответа на вопрос.

  1. Первичное восприятие нового материала
  1. Слайд№1

Общее        Частное

Яблоко        Красное яблоко

Цветок        Ромашка

Мебель        Диван

Животное        Корова

  1. Слайд №2

Задание: Найти в каком столбце общее понятие, а в каком - частное

озеро

Знак математических действий

зaпятая

Время года

Плюс

Звезда

Солнце

Насекомое

Земля

Река

Метр

Водоём

Волга

Знак препинания


  1. Слайд №3

Задание Укажите в следующих определениях обобщающее понятие (род) и существенный признак (видовое отличие).

Мензурка — это измерительный прибор, который предназначен для измерения объёма жидкости.

Диван — это предмет мебели, на котором можно не только сидеть, но и лежать.





Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы   какой? чей?

Квадрат — это равносторонний прямоугольник.

Аптека — это учреждение  для приготовления  и  хранения

лекарств.

Шина — это обруч, надеваемый на колесо с целью умень
шения его износа.

Сказка- произведение устного народного творчества





Р., П., К., Л.


фронтальная










индивидуальная






групповая

Вывод слайда №1 (после ответа учащихся) Общее понятие объединяет несколько однородных предметов в один класс, например: мебель (общее понятие) — стол, стул, шкаф, кресло, диван (частные понятия).




Организует работу со слайдами.


Самостоятельно обдумывают и передают информацию, которую извлекли из просмотренного слайда. Обосновывают: почему «общее» (1 столбик) и «частное» (2 столбик)




Обосновывают ответ и дают другие примеры частного к данным общим понятиям.



Находят в определениях понятия «общее», «частное» и «существенный признак». Существенный признак находят самостоятельно.


Это для них незнакомая информация.


Обосновывают: почему это будет являться существенным признаком

  1. Тема урока:


«Понятия «общее», «частное», «существенный признак»

Р., П., К.

фронтальная

Направляет учащихся на самостоятельное определение темы.

Определяют тему урока.

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения и решения задач


  1. Слайд №4   Задание    Пользуясь предлагаемой таблицей,  составьте определения следующих понятий: 


Понятие «Частное» (вид)

Понятие «Общее» (род)

Понятие «существенный признак»       (Видовое отличие)

Утюг

Электроприбор

Для глажения

Пылесос

Электроприбор

Для уборки

Лампа

Электроприбор

Для освещения

Улей

Дом

Для пчёл

Аквариум

Дом

Для рыб

Солонка

Посуда

Для соли

Хлебница

Посуда

Для хлеба

1 руша

Дерево

Растут груши

Персик

Дерево

Растут персики

2.  Слайд №5 Задание Дайте определение следующим понятиям:

Термометр — это        

Мензурка — это        

Весы — это        

Физика — это        

Квартира — это        

Кухня — это        

Четырёхугольник — это        

Чётные числа — это        

 Двузначные числа — это

Р., П., К., Л.
































групповая



















индивидуальная








Организует работу со слайдами.




























Дают определения

частного, пользуясь таблицей

( по аналогии с предыдущим слайдом)













Дают определения частного.  Кто точнее и быстрее.

VI . Целеполагание.  Цель занятия:

1.  Знать понятия «общее», «частное», «существенный признак»

 2. Создание кроссворда.

П., К.

фронтальная

Вопрос: Зачем нам надо  знать понятия «общее», «частное», «существенный признак»?

С какой целью?

Где можем применить наши знания?

Определяют цели урока.




VII.   Задачи занятия:  

1. Научиться строить определения

2. Создать  свой кроссворд

Р.,

П., К.

фронтальная

Зачем? Почему? (учебная задача)

Как будете делать?  (учебное действие)

Определяют задачи урока.

VIII.  Физминутка.

П.,

Л.

индивидуальная

Ставит ролик с упражнениями для глаз

Выполняют упражнения для глаз

IX.   Обобщение.

Создать свой кроссворд, используя умение составлять определения при помощи понятий «общее», «частное», «существенный признак»

Р.,

П.,

К.,

Л.

групповая

Раздает материал для работы над составлением кроссворда

По группам составляют кроссворды и представляют остальным группам. Те разгадывают его.

X.  Рефлексия  

Р.,

П.,

К.,

Л.

Групповая, индивидуальная

Все у вас получилось?  Правильно?

(самоконтроль)

Хорошо?  Можно лучше?  (самооценка)

Так что такое «понятие»?

Дают оценку своим знаниям, умениям,

действиям.


Работа с определением слова «понятие» (на доске)

Тема:  «Понятия   «общее», «частное», «существенный признак»

Тип занятия: Первичное предъявление новых знаний; решения практичных, проектных задач

Форма занятия: деловая игра

Форма обучения: групповая

Метод обучения: метод проектов

Вид продукта: кроссворд

Цели:

1. Образовательная: а)Построение определения, используя понятия ««общее», «частное», 

                                «существенный признак»                  

                                        б) Составление кроссворда, используя знакомый информационный  

                                            материал.

2. Воспитательная:    а) Желание обогощать свой словарный запас

          б) Уверенность в своих интеллектуальных  способностях

3. Развивающая:         а) анализ объектов с целью выделения признаков

                                        б) самооценка качества и уровня усвоения учебного материала

 Дидактические задачи :

                                          а) Научиться строить определения                            

                                    б) Уметь составлять  кроссворд,  используя понятия «общее»,

                                                 «частное», «существенный признак»

                                         в) Расширить познавательный интерес.

Оборудование:             ноутбук, проектор, экран, простые карандаши, фломастеры,  

                                          линейки,  листочки в клетку,  миллиметровая бумага.

Министерство образования и науки РТ

УО Кызылского кожууна

МБОУ СОШ  им.Б.И. Араптана  с. Сукпак

Разработка

открытого внеурочного занятия по ФГОС

кружка

«Что? Где? Когда?»

«Понятия «общее», «частное», «существенный признак»

        Разработала и

провела: Ширап Р.К.

Сукпак 2012


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия по внеурочной деятельности "древние письмена"

разработанное занятие используется на внеурочном занятии по русскому языку "Занимательная грамматика" в 3 классе (по ФГОС)...

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Станем волшебниками" в 3 классе "Волшебная глина дымковской игрушки"

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса в соответствии со стандартами ФГОС и применением метапредметных связей. В разработке занятия применялся опыт с глиной, а также пошаговое руководство из...

Разработка занятия по внеурочной деятельности. Английский язык. Тема «Профессии». 2 класс.

Занятие расчитано для учащихся школ с углубленным изучением английского языка (2-ой год обучения)....

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Устный счет в занимательных задачах" - 2015 г.

Данная разработка стала призером районного конкурса методических разработок занятия по внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении...

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Зачем нужен распорядок дня" 6 класс

Разработка урока основана на закреплении материала по теме "Личная гигиена"...