Главные вкладки

    разработка занятия по внеурочной деятельности "древние письмена"
    план-конспект занятия по русскому языку по теме

    Иванова Эльмира Хуснулловна

    разработанное занятие используется на внеурочном занятии по русскому языку "Занимательная грамматика" в 3 классе (по ФГОС)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл drevnie_pismena.docx21.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Древние письмена.

    Цель: познакомить учащихся с рисуночным письмом, с иероглифами; познакомить учащихся со сказкой Киплинга; воспитать у учеников чувство любви к русскому языку.

    Ход занятия

          1.Рисуночное письмо.

     Язык сигналов и предметов не может выразить всю возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков.

    Предвестницей письменности была пиктография - передача образов, впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. К ней относятся и древние наскальные рисунки.

     Какое толкование слова “пиктография” мы можем прочесть в словаре? Найдите словарную статью об этом слове? Что оно обозначает? Работа с толковым словарем.

    К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки. Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни».

    Учитель: Почему французский писатель сравнивает камни с книгами?

    (Камни, словно книги, сохранили информацию для нас потомков).

     Почему на своих первых рисунках люди рисовали животных? (Высказывания детей.)

    - Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Их рисовали углем на стенах пещеры. И ныне, наскальные рисунки поражают нас точностью и реализмом.

    Вывод: Несомненно, уже тогда человек сделал первый важный шаг к изобретению письма.

    Пиктография не требует от воспринимающего какой-то особой грамотности. Более того, она может быть одинаково понятна людям, говорящим на различных языках.

    Первобытный человек рисовал не ради развлечения, а для того, чтобы передать какое-то содержание или запечатлеть событие. «Нам никогда не узнать, как это происходило», – может быть, подумаете вы. И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Свою книгу о вожде индейцев по имени Гайавата Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате». Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.

    «При свиданье – с глазу на глаз

     Мы ведём свои беседы;

     Но, расставшись, мы вверяем

     Наши тайны тем, которых

     Посылаем мы друг к другу;

     А посланники нередко

     Искажают наши вести

     Иль другим их открывают».

    - И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

    Из мешка он вынул краски,

     Всех цветов он вынул краски

     И на гладкой на берёсте

     Много сделал тайных знаков,

     Дивных и фигур и знаков;

     Все они изображали

     Наши мысли, наши речи.

    Белый круг был знаком жизни,

     Чёрный круг был знаком смерти;

     Для земли нарисовал он

     Краской линию прямую,

     Для небес – дугу над нею,

     Для восхода – точку слева,

     Для заката – точку справа,

     А для полдня – на вершине.

     Все пространство под дугою

     Белый день обозначало,

     Звезды в центре – время ночи,

     А волнистые полоски –

     Тучи, дождь и непогоду.

    - Для чего Гайавата изобрел письменность? ( Для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства.)

    - Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить все, что окружает людей, и все, что они хотели сказать друг другу? (Высказывания детей.)

    Вывод: Очень много рисунков надо было изобрести, а изучать эту грамоту надо было не недели, а месяцы и годы.

    2.Игра «Угадай символ».

    - Давайте попробуем нарисовать  свое рисуночное письмо. Каждый получает задание. Вы пишите записку. А потом посмотрим, что у нас получится…

    (Всем дается одинаковый текст: «Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня – мы пойдем ловить рыбу». Ученики работают.

    Показать свой вариант  

    -  Почему же получились такие разные работы? (Все по-разному поняли текст.)

             - Почему способ сообщений пиктограммами не очень удобный? (Понять письмо можно по-разному.

    - А могли бы вы придумать рисунки, обозначающие знакомые вам пословицы? Попробуйте!

    Работа в группах произвольного состава по выбору. Каждой группе выдаются заранее напечатанные пословицы:

    1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

     2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

     3. Волков бояться – в лес не ходить.

     4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

     5. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

     6. Один в поле не воин.

    - Много веков пользовались рисуночным письмом люди, но, как оказалось, не все граждане земного шара отказались от таких писем и в XX веке. В 1948 году вожди нескольких индейских племен послали президенту США письмо, очень озадачившее чиновников Белого дома. Индейский писец на куске коры нарисовал нескольких животных, соединив их глаза и сердца какими-то линиями. Рядом он нарисовал контуры озера, знакомого американцам по географическим картам.

    - Как же все это было понять? Как бы вы перевели это послание? (Высказывания детей.)

    - Нашелся переводчик, который все расшифровал. Вот что означало послание индейцев: «Племена Журавля, Трёх Куниц, Медведя, Морского Человека и Морского Кота поручили в едином порыве сердец (это изображено линиями, соединяющими все фигуры.) главе племени Журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в места, которые обозначены в прошении».

    - Почему вы не смогли правильно понять содержание этого послания? (Индейцы придавали знакам одно значение, а мы – другое.)

    -  А где употребляется рисуночное письмо в наше время? (На вывесках магазинов, в дорожных знаках …)

    - Почему пиктограммы удобны? (Пиктограммы удобны, поскольку всем понятны, простые, наглядные.)

    - Какие же недостатки имеет пиктографическое письмо? (Трудно передать сложное содержание, авторы создавали все новые пиктограммы, что приводило к путанице.)

    - По мере усложнения человеческого мышления совершенствовалось и рисуночное письмо.

    3.Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо».

    Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена.

     В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту её звали Таффи.

    Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё.

             Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.

             В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём в руке, другое копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.

    Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», – решил Незнакомец.

             И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.

             Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-котрую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»

    4. Иероглифы -  «священные знаки.

    На стенах египетских храмов, в гробницах фараонов, знатных вельмож помещено много загадочных знаков. Их долго не могли прочесть. Это были иероглифы - священные письмена. Французскому учёному Шампольону удалось прочесть древнеегипетские тексты. Впервые он увидел иероглифы в 11 лет. « Я  прочту это, когда вырасту,» - сказал юный Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Он проявлял просто фантастические способности к языкам, знал латинский, греческий, древнееврейский, изучал все материалы, связанные с Египтом. Его внимание привлёк камень, найденный в Египте, на котором были надписи на древнегреческом языке и египетские иероглифы. Камень стал ключом к разгадке письменности Древнего Египта. Некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой, в древнегреческом тексте так было выделено имя фараона Птолемея, а на другом камне в рамке было имя царицы Клеопатры. Шампольон доказал, что иероглифы – это знаки письма. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию  в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным египтологом.

    5.Знакомство с иероглифами.

    6.Итог занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка занятия по внеурочной деятельности ФГОС интеллектуального кружка "Что? Где? Когда?"

    В данной разработке дано занятие по внеурочной деятельности ФГОС в 5 классе интеллектуального кружка "Что? Где? Когда?" на тему "Поятия ""частное", "общее", "существенный признак" с презентацией занят...

    Разработка занятия по внеурочной деятельности "Станем волшебниками" в 3 классе "Волшебная глина дымковской игрушки"

    Данное занятие разработано для учащихся 3 класса в соответствии со стандартами ФГОС и применением метапредметных связей. В разработке занятия применялся опыт с глиной, а также пошаговое руководство из...

    Разработка занятия по внеурочной деятельности. Английский язык. Тема «Профессии». 2 класс.

    Занятие расчитано для учащихся школ с углубленным изучением английского языка (2-ой год обучения)....

    Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Устный счет в занимательных задачах" - 2015 г.

    Данная разработка стала призером районного конкурса методических разработок занятия по внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении...

    Разработка занятия по внеурочной деятельности "Зачем нужен распорядок дня" 6 класс

    Разработка урока основана на закреплении материала по теме "Личная гигиена"...