Синтетические методы формирования художественного вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития начинающего исполнителя-музыканта
методическая разработка по теме

Темникова Ирина Геннадьевна

     Педагог, задающий интеллектуальный тон своим воспитанникам, должен не назидая и не навязывая, а, рассуждая и рассказывая, расставить акценты в их еще не состоявшихся симпатиях и привязанностях.

    Одним из главных принципов методики преподавания должен недопустимость психологического давления на ученика: «В педагогике не должно быть насилия».

    С точки зрения преподавания - авторитарный подход неприемлем. Это может отбить у детей желание учиться. Важно наладить психологический контакт с учащимися, не делая скоропалительных выводов, изменить подход, временно ослабить требования.

    Конечно, бывают такие ситуации, когда нужна жесткость, но каждый педагог должен логически убедить ученика в своей точке зрения. А самый лучший вариант - если ученик решит, что он сам до этого додумался, и тогда уж он свое решение никогда не проигнорирует. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Синтетические методы формирования художественного вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития начинающего исполнителя-музыканта»

   В понятие синтетических методов воздействия на становление начинающих музыкантов вкладывается совокупность творческих находок, психологических приемов, обще-эстетических средств, базирующихся как на основе модификации традиционных методик, так и принципиально новых актуальных тенденциях, диктуемых проблемами современной музыкальной педагогики.

    На каждом возрастном этапе развития детей, исходя из теоретического и практического багажа знаний и умений, вырисовываются конкретные пути решения поставленных задач.

    В идеале целесообразно начинать формирования комплекса навыков, умений, слуховых впечатлений ребенка, его аналитического мышления с самых первых музыкальных занятий в детском саду и впечатлений домашней среды (сочинение стихов, сказок, рассказов о музыке, мелодий, художественное изображение музыкальных образов, подбор гаммы цветовых аналогов, вокальное интонирование простейших песенных примеров, слушание музыки). Параллельно на данном возрастном этапе встает психологический вопрос: формирование желания ребенка анализировать и практиковать слуховые впечатления, обрамлять их в образно0словесные, живописно-художественные и поэтические ряды.

     В этой плоскости вырисовывается вопрос о формировании умения словесног7о моделирования собственных мыслей, слуховых впечатлений от любого звукового материала окружающей среды и элементов бытового музицирования.

     Еще хочется сделать акцент на необходимость решения задачи ориентации детей в огромном потоке музыкальной информации, выдаваемой телепрокатом.

     Педагог, задающий интеллектуальный тон своим воспитанникам, должен не назидая и не навязывая, а, рассуждая и рассказывая, расставить акценты в их еще не состоявшихся симпатиях и привязанностях.

    Одним из главных принципов методики преподавания должен недопустимость психологического давления на ученика: «В педагогике не должно быть насилия».

    С точки зрения преподавания - авторитарный подход неприемлем. Это может отбить у детей желание учиться. Важно наладить психологический контакт с учащимися, не делая скоропалительных выводов, изменить подход, временно ослабить требования.

    Конечно, бывают такие ситуации, когда нужна жесткость, но каждый педагог должен логически убедить ученика в своей точке зрения. А самый лучший вариант - если ученик решит, что он сам до этого додумался, и тогда уж он свое решение никогда не проигнорирует.

      Принципиальное значение имеет «личностное» общение преподавателя с учениками. Важно, чтобы между педагогом и учеником не было дистанции, т.к. настоящая, продуктивная работа возможна лишь тогда, когда существует взаимное уважение  друг к другу.

   Участливое отношение педагога к ребенку не ограничивается только занятиям музыкой: учитель должен быть внимательным ко всем сторонам жизни учащихся, суметь помочь своему воспитаннику. У ученика должно полное доверие к учителю, что является немаловажным фактором во взаимоотношениях между учащимися и педагогом.

    В педагогическом процессе преподаватель выступает посредником между учениками и учебным материалом, составляющим содержанием предмета.

     Его задача - так организовать обучение, чтобы учащиеся, усваивая содержание, успешно и гармонично развивались. Учебно-воспитательный процесс становится хорошо управляемым, когда преподаватель ясно представляет цель обучения, содержание предмета и методические средства для реализации педагогических задач.

   Своеобразие учебно-воспитательного процесса во многом определяется сочетанием различных форм учебной работы, задачи которых в своей основе едины для всех  предметов. Любые уроки музыки (индивидуальные, групповые, коллективные) подготавливают учащихся к самостоятельной музыкальной деятельности. И естественны поэтому взаимосвязь предметов, где должно быть единство музыкального материала.

     Разнообразие занятий позволяют сделать общение с музыкой более содержательным, эффективным в познавательном плане.

     Преподавание игры на инструменте принципиально отличается от преподавания в классных коллективах. Из чего следует, что процесс преподавания построен совершенно иначе - на уроке обучения игре на инструменте все знания и

навыки передаются отдельному ученику. Этот индивидуальный характер урока дает возможность учитывать при преподавании индивидуальные способности и личностные качества каждого учащегося, а не средний уровень класса..

     Таким образом, можно выбирать методы, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру определенного ученика.

      Но чрезвычайно сложный процесс освоения инструмента не может проходить успешно «между делом», он требует от ребенка огромной эмоциональной увлеченности и умственной сосредоточенности. На уроке по специальности ученик должен прежде всего учиться играть на инструменте.

    Очень важно определить такие методы развития ученика, которые могут обеспечить плавный переход от игровой деятельности ребенка к продуктивной, позволяя добиваться профессиональных результатов, используя материал его повседневной работы и опираясь на те особенности детского мышления, которые могут стать стимулом развития творческих способностей ребенка.

     Практика показывает, что наиболее целесообразны те способы развития творческих способностей ученика, которые органично вплетаются в его повседневную работу, способствуя улучшению ее результатов и не требуя отдельных больших затрат времени.

    Задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающего заниматься музыкой сложнее, чем в других видах искусства, например, в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы.

     В основе владения инструментом лежит не какой-либо технический прием, а музыкальное сознание (слух) ученика.

     На первых этапах активность преподавателя играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе: он должен систематически давать материал, своего рода пищу для самостоятельной работы обучающегося.

      Задача педагога - облегчать детям сложный путь в мир музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети.

     Музыку, которую они слышат вокруг, которую они играют, определяет их вкус, формирует духовные склонности. Поэтому так важно раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, которые есть в любом виде музыки, содействовать способности понимать умом и сердцем разницу между серьезной музыкой, с одной стороны и легкой - с другой.  

      Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат. Для учащегося - это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его

привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат.

     Участие в фестивалях, конкурсах, классных и школьных концертах, выступления перед родителями, товарищами в школе, в детских садах - дает возможность всем учащимся найти свою концертную площадку, способствует оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара.

    В этих условиях система оценки и контроля за процессом развития учащихся наполняется новым содержанием.

   Главным критерием остается качество и организация всего игрового процесса, но появляется возможность более конкретно анализировать рост навыков, темпы развития ученика, объем проделанной работы, активизировать поиск и творчество.

   

Поготовила преподаватель фортепианного отдела Тимербулатова Гульнара Халиловна, ДШИ №2 пгт. Высокий г. Мегиона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-художественный опыт, сущность и значение в музыкальном развитии личности

В статье рассмотрена проблема расширения музыкально-художественного опыта, сущность и значение в музыкальном развитии личности учащихся....

Методическое сообщение «Развитие музыкальных способностей и аналитического мышления в классе общего фортепиано».

Творческое начало, образное мышление, художественное восприятие – до сих пор эти уже примелькавшиеся слова остаются невыясненными до конца. Как же применить, развить это творческое начало в проц...

Методы формирования духовно-нравственной личности на занятиях по музыкальной литературе.

За 41 год педагогической работы у меня сложилась определенная система воспитания детей. Но жизнь не стоит на месте  21 век преподнес нам сюрприз в виде нашествия антикультуры  со стороны сре...

Тема занятия: "Развитие образного мышления и художественного вкуса в процессе изучения музыкального произведения"

Цель:         Раскрыть образное содержание пьесы, опираясь на представления и ассоциации,  возникающие при анализе музыкальной ткани; выйти на широкое прос...