Методы формирования духовно-нравственной личности на занятиях по музыкальной литературе.
методическая разработка по музыке по теме

Меньших Ольга Николаевна

За 41 год педагогической работы у меня сложилась определенная система воспитания детей. Но жизнь не стоит на месте  21 век преподнес нам сюрприз в виде нашествия антикультуры  со стороны средств массовой информации. Смещение нравственных идеалов вызвало потребность сформировать в детской душе противостояние пошлости и безнравственности.

Считая эту проблему актуальной, я обратилась к теме воспитания  духовно-нравственной личности на занятиях по  музыкальной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx22.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы формирования духовно-нравственной личности на занятиях по  музыкальной литературе.

Авторская методическая разработка.

За 41 год педагогической работы у меня сложилась определенная система воспитания детей. Но жизнь не стоит на месте  21 век преподнес нам сюрприз в виде нашествия антикультуры  со стороны средств массовой информации. Смещение нравственных идеалов вызвало потребность сформировать в детской душе противостояние пошлости и безнравственности.

Считая эту проблему актуальной, я обратилась к теме воспитания  духовно-нравственной личности на занятиях по  музыкальной литературе.

     Духовную культуру формирует искусство. Это аксиома. В древней Греции система образования состояла из двух начал: гимнастика (воспитание тела) и пения, игра на инструментах (воспитание души). К мысли об этическом и нравственном воздействии музыки люди обращались в каждую новую эпоху.

     Методика дореволюционного  периода была разработана не равноценно. Музыкальное воспитание получали только люди высшего сословия. Наиболее ценной для того периода считается методика В. Н. Шацкой. На основе её трудов «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» была сформирована методика музыкального просвещения. Среди авторов новой методики были Луначарский, Асафьев, Сохор, Лабковская, Любинская, Сухомлинский, Зиль.

     Современные авторы Калинина, Медушевский, Осовицкая продолжают и развивают традиции Теплова, Апраксиной, Киященко, Кушаева и Кабалевского.

     Систематизируя их методические рекомендации, я считаю возможным применять в своей работе на уроках следующие направления воспитания детей:

  1. Развитие эстетического восприятия красоты мелодии, гармонии, ритма, тембра, используемых в музыкальном произведении.

Я даю детям понятие о мелодии, как музыкальной мысли, выраженной в звуках. Учу анализировать её строение. Она может быть построена поступенно или скачкообразно, может быть напевной (кантиленой) или активной. Ритм придает ей характер и стройность. Для создания яркого музыкального образа композитор использует тембр (окраску звука исполняющего инструмента). Детей нужно познакомить с инструментами симфонического оркестра, дать послушать для сравнения пьесу Сен-Санса «Лебедь» в исполнении скрипки, виолончели, фортепиано, «Гном» Мусоргского в исполнении фортепиано и оркестра.

     Анализируя средства музыкальной выразительности, дети вслушиваются в музыку, выделяют элементы музыкальной речи.

     Даю задание на дом: написать сочинение «Моя любимая мелодия» (с анализом), придумать викторину, составить кроссворд. Это активизирует мыслительную деятельность обучающихся детей.

     При помощи таких методических приемов на уроках реализуется задача: воспитание культуры слушателя.

  1. Формирование эстетического восприятия музыкального образа при помощи межпредметных связей, то есть созерцание произведения живописи во время слушания музыки.

Задача: развитие образно-мыслительной деятельности

  1. Ставлю репродукцию картины.
  2. Анализируем настроение, мысли автора, обсуждаем художественный образ.
  3. Зрительный образ является основой для развития воображения, фантазии, помогает эмоциональному восприятию музыкального образа.
  4. Прослушиваем музыку.
  5. Выявляем музыкальный образ.
  6. Проводим сравнительный анализ 2х образов.
  1. Формирование нравственной оценки категорий добра и зла при изучении опер-сказок, балетов-сказок.

Задача: развить нравственно-оценочную деятельность.

Объясняю детям, что силы зла художник рисует в темных мрачных тонах. А силой добра в светлых и ярких красках. Композитор использует для характеристики зла резкие диссонирующие аккорды и низкий регистр. Характеристика добрых героев – красивая мелодия и светлые мажорные краски. Эстетическое наслаждение мелодией рождает любовь к положительному герою, подвожу детей к оценке действий персонажей музыкального спектакля:

  1. Борьба со злом (шмель и Бабариха)
  2. Умение придти на помощь (Финн и Руслан)
  3. Защита обиженного (Маша и Щелкунчик)

Обязательно ставлю вопрос: как композитор относится к положительному герою? Как к отрицательному? Какими средствами выражает свое отношение? 

  1. Воспитание нравственно-патриотических чувств на примерах героических поступков действующих лиц опер.

Задача: патриотическое воспитание через воздействие музыкального образа.

На примере  изучения народно-патриотической драмы «Иван Сусанин» Глинки и лирико-эпической оперы «Князь Игорь» Бородина можно успешно развивать нравственно-патриотические чувства, восхищаясь бесстрашием, сильным характером, отвагой и беззаветной любовью к Родине  главных героев.

Во время изучения опер мы с детьми анализируем музыкальные образы, пишем маленькие сочинения, рисуем иллюстрации, составляем кроссворды.

  1. Формирование эстетических норм поведения детей с помощью образа положительного героя симфонии.

Задача: формирование эстетического идеала, достойного подражания.

Дети уже понимают: то, что отвечает эстетическому идеалу, считается прекрасным, а противоречащее ему – безобразным.  Тема большинства симфоний – благородный человек,  с кристально-чистой душой борющийся с силами зла. Эта тема ярко звучит в симфониях Бетховена  и его увертюре «Эгмонт». Изучение симфоний формирует мировоззрение детей. Герой Чайковского  - интеллектуальной, ранимый, возвышенный. Сочувствие к его борьбе рождает в душе подростка чувство собственного достоинства и благородства.

  1. Формирование бережного отношения к девушке и стремления к высокому чувству чистой верной любви.

Задача: воспитание эмоциональной отзывчивости, сочувствия.

При изучении опер «Русалка» и «Снегурочка» дети испытывают сострадание к покинутой девушке и негативное чувство к обидчику-Князю.

Проживая с Татьяной Лариной её любовь и отчаяние, подростки учатся искренности, верности, бережному отношению к светлому чувству настоящей любви. Начинают мечтать о любви благородной и возвышенной.

Думаю что мальчики, изучавшие оперы никогда не совершат необдуманных поступков.

  1. Формирование гуманных чувств на примерах из биографий знаменитых композиторов.

Рассказывая биографию, следует сделать акцент на душевных качествах изучаемого композитора. Доброта, щедрость, гуманность, внимание к окружающим отличали многих композиторов от их современников. Приклоняясь перед талантом, дети стремятся подражать его поведению. Нужно рассказать о добрых поступках композиторов Чайковского, Моцарта, Шуберта, Бетховина. Таких примеров щедрости души можно привести множество. Главное хотеть заронить в души детей прекрасное, доброе, вечное.

     Я считаю, что мой предмет, как ни один другой. Содержит нравственно-воспитательный потенциал, и стараюсь использовать его на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

В данном материале расссматривается работа воспитателя по формированию нравственных качеств личности у воспитанников....

« Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в рамках внеклассных занятий»

Материал из опыта работы воспитателя по формированию нравственных качеств воспитанников....

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...

Статья на тему: "Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы"

Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы...

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...

Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»

        В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....