Открытое занятие "Космический зоопарк"
план-конспект по теме

Занятие для младших школьников по программе "Волшебный мир искусства", итоговое занятие по разделу "Мир животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_kosmicheskiy_zoopark.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

Коллективная композиция «Космический зоопарк»

Автор: Грищенко Оксана Леонидовна, МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района» г. Кемерово, педагог дополнительного образования.

Предмет (направленность): изобразительная деятельность, дополнительное образование

Возраст детей: 7-9 лет

Место проведение: класс

Цель: Выявление степени усвоения материала.

Задачи:

Образовательные

Выявить степень усвоение знаний у детей об анималистическом жанре изобразительного искусства. Закрепить графические умения и навыки в изображении животных сложной формы от общего к деталям.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к животным, способствовать формированию художественного вкуса, аккуратности.

Развивающие

Создать условия для творческой активности детей. Развивать творческие способности детей на базе пройденного материала и сформированных навыков изображения животных. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление.

Тип занятия: проверка и оценка знаний.

Форма занятия: Комбинированное. Творческая коллективная работа. Совместно- индивидуальная форма коллективной деятельности.

Дидактические принципы: принцип связи обучения с жизнью, принцип систематичности и последовательности, наглядности, сочетание различных методов и средств, прочности, осознанности обучения, сознательности и активности.

Наглядно-дидактический материал:

- иллюстрации с изображением животных, птиц, обитателей подводного мира

- схемы поэтапного изображения животных

- таблица «Место обитания животных»

- таблица «Понятийная модель. Животные»

- дидактическая игра «Найди ошибку художника»

- Таблица «Алгоритм изображения животных»

- детские работы, работы педагога  с изображением животных, птиц, рыб

в разных техниках.

Оборудование:

- компьютер

- магнитная доска

-магниты-смайлики

- плоскостное изображение космического зоопарка на листе ватмана

- клей ПВА

- кисти для клея

- бумага формата А4

- карандаши

- ластики

- пастель художественная

- гуашь, акварель

- уголь рисовальный

- кисти художественные

- баночка с водой

- салфетки.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Повторение изученного материала
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на своем занятии. Сегодня на занятии присутствуют все. Молодцы! Сегодня у нас заключительное занятие по теме «Мир животных в искусстве». На прошлых занятиях вы  много узнали о жизни различных обитателей животного мира, о способах их изображения, научились изображать животных, птиц и рыб различными художественными материалами. Ребята, давайте вспомним, каких представителей живой природы мы научились рисовать? (Ответы детей)

2. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы будем рисовать необычное животное – фантастического чудо-зверя, зверя сказочного, волшебного. Где могут жить фантастические звери?

Ответы детей: в сказках, легендах, в космосе, в книжках и т.д.

(Демонстрация отрывка из мультфильма «Тайна третьей планеты»)

Посмотрите, какие животные населяют эту планету? Чем они отличаются от реальных животных? (Ответы детей)

Ребята, я предлагаю в нашей студии тоже открыть космический зоопарк и в конце занятия поселить в нем наших нарисованных зверей.

(Педагог демонстрирует плоскостное изображение космического зоопарка на листе ватмана)

Космический зоопарк у нас необычный, звездный, в нем нет клеток, как в обычном зоопарке. И это все потому, что наши звери будут добрыми и дружными. Пока наш зоопарк пуст, но я думаю, вы сегодня постараетесь и нарисуете самых необычных, фантастических несуществующих в реальной жизни животных.

3. Повторение пройденного материала

Прежде чем преступить к творческой работе, вы должны пройти небольшое  испытание – выполнить задания, ответить на вопросы. Проведем викторину «Самый умный»: я буду задавать вам вопросы, а вы быстро на них отвечать.

Я  приглашаю вас пройти к выставке рисунков «Мир животных». Мы совершим с вами небольшое путешествие в царство Фауны – царицы всего животного мира. (Звучит музыка «В мире животных»)

- Кто живет в этом царстве-государстве? (Ответы детей)

- На  какие группы можно разделить эти живые существа? (Птицы, рыбы, животные.)

- Чем покрыто тело животных? (шерстью)

- Чем покрыто тело птиц? (перьями)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

Все существа животного мира отличаются еще друг от друга по месту обитания. Посмотрите на таблицу «Место обитания животных».

-Где живут  жители царства Фауны?

Ответы детей: в лесу, на реке, в горах, жарких странах, пустыне, песках, на холодных континентах – Арктике, Антарктиде и т.д.

-Найдите среди рисунков животных самый веселый и смешной образ, самый динамичный образ, самый ласковый и т.д.

- Ребята, посмотрите на выставку рисунков. Определите, каким художественным материалом выполнена та или иная работа: углем, сангиной, пастелью, фломастерами, карандашом, акварелью, гуашью, восковыми мелками.

- А знаете ли вы где и когда появились первые изображения животных?

Древние люди обожествляли животных, они были для них средством выживания. Поэтому изображения животных появились еще в древние времена, их можно увидеть на стенах пещер, на камнях, скалах.

- А какими изобразительными материалами рисовали животных древние люди? (перьями, мхом, углем, глиной)

- Как называется художник, который изображает животных? (анималист)

- Назовите фамилии известных вам художников-анималистов. Ответы детей: Рачев, Кукунов, Серов, Чарушин, Ватагин, Ефимов.

- Где еще можно увидеть изображения животных? (в скульптуре, в архитектуре, рисунках, иллюстрациях книг, на посуде, на одежде, в украшениях стен строений и т.д.)

Ребята, а сейчас проверим какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на иллюстрации, выполненные художником. Назовите ошибки, которые допустил автор.

- Где допустил ошибку художник? Чего в реальной жизни быть не может? - Можно ли этих животных назвать фантастическими, вымышленными?

Мы  уже говорили о том, где можно встретить фантастического чудо-зверя: в сказках, мифах, легендах и т.д. Давайте вспомним эти сказочные фантастические существа.

(Демонстрация слайд-шоу «Фантастические персонажи»)

Трехглавый Змей Горыныч – символ злых, подземных сил.

Единорог – образ коня с рогом на голове.

Мифологический персонаж – Кентавр – человек-конь, торс мужской, а туловище коня.

Китайский дракон – символ счастья и благополучия.

Птица Сирин, птица Алконост.

Вымышленные существа, персонажи сказок, легенд изображаются в виде сказочных созданий. Образ несуществующего животного формируется на основе знаний о реальных животных, птицах, обитателях подводного мира. Мы с вами изучали способы рисования животных.

- Назовите самый простой способ изображения животных. (С помощью геометрических фигур. Туловище – овал, голова – круг, ноги – вытянутые овалы, уши – полукруги или треугольники, овалы.)

-А как же изобразить фантастического зверя, можно ли использовать этот способ рисования? Какой способ вы предлагаете? (Варианты детей)

Ребята, существует еще один способ рисования – комбинирование. На листе бумаги комбинируются разные части тела разных животных в одно изображение. Например, голова орла, туловище верблюда, хвост лошади, крылья птицы или бабочки. Или, голова слона, туловище змеи или крокодила, хвост рыбы или поросенка, уши собаки или рога оленя.

4. Практическая работа

Ребята, вы отлично справились с испытаниями, ответили на все вопросы викторины, выполнили все задания, молодцы! А сейчас преступаем к самостоятельной работе, можете применять любой способ изображения: с помощью геометрических фигур, комбинированный способ или придумать свой способ изображения. Выбирайте любой изобразительный материал – краски, фломастеры, пастель, карандаши, смешанная техника.

(Звучит музыка «В мире животных») (дети проходят на рабочие места)

Ребята, придумайте своему животному имя, оно может сочетать название тех животных и птиц, которые вы комбинировали, например, слонокот, бегемоторысь, тигрожираф, рыбоконь. Название вашего зверя может отражать его характер, например, «Добрушка», «Весельчак», «Угрюмчик», «Хохотун». В работе вам поможет таблица «Понятийная модель».

По окончанию работы дети вырезают изображения чудо-зверей, оформляют коллективную композицию «Космический зоопарк».

5. Подведение итогов

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какой веселый и замечательный космический зоопарк у нас получился! Такое разнообразие фантастических животных можно увидеть в самом необычном сказочном мире. Расскажите о своих животных. Как вы их изображали? Каким способом? Назовите их имена. Почему вы  так их назвали? Расскажите, какой характер у вашего животного. Где обитают ваши животные? Что вам понравилось на занятие? Какое животное вам понравилось, почему?

А сейчас оцените, пожалуйста, свое настроение. На доске с помощью магнитов-смайликов покажите свое настроение, если у вас хорошее настроение выбирайте смайлики с улыбкой, если у вас плохое настроение, то выбирайте унылого смайлика. С помощью смайликов дети изображают на доске солнышко.

6. Домашнее задание

Ребята, дома придумайте интересную историю про своего фантастического животного.

Я благодарю всех за работу на занятии. Все сегодня справились с заданием на отлично, спасибо. На занятии каждый проявил свои знания, умения, творчески выполнил работу. До свидания!

Литература

  1. Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества [Текст]: учеб. пособие / В.И. Колякина. – М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176с.
  2. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей [Текст]: учеб. пособие / Т.С. Комарова, А.И. Савенков.- М.: педагогическое общество России, 2000. – 128с.
  3. Кунин, В.Н. Учимся рисовать [Текст]: учебник по изобразительному искусству / В.Н. Кунин. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2000.- 40с.
  4. Никодеми, Г.Б. Школа рисунка [Текст]: учеб. пособие / пер. Г.Семеновой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.
  5. Трофимова, М.В. И учеба, и игра изобразительное искусство [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина.- Ярославль: Академия развития,2001.- 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему : "Прогулка в зоопарк"

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект открытого занятия "Прогулка в зоопарк" по разделу  Развитие движений (Коррекционно – развивающие подвижные игры как прием и способ фор...

Открытый урок по английскому языку во 2 классе « Животные в зоопарке» Аnimals in the zoo?

План-конспект урока английского языка Тема: Животные в зоопарке?Animals in the zoo? Класс: 2 Раздел: Welcome to our theatre!Тип урока: комбинированный, направленный на усвоение лексических,г...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ЗООПАРК"

Тема урока : «Множественное число имён существительных» Раздел 2 Урок 22Уровень образования группы: учащиеся группы 2 «В» класса отличаются хорошими способностями и высокой учебной мотивацией. Английс...

Конспект открытого занятия по предмету "Английский язык" , тема "В зоопарке" в Школе раннего развития.

Конспект разработан для детей 1 года обучения, посещающих занятия "Английский язык" в рамках Школы раннего развития. Представленный конспект включает в себя повторение ранее пройденных тем: "Знакомств...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Весёлый зоопарк»

Занятие «Весёлый зоопарк» разработан для учащихся 1-3 классов на основе конструкторов Lego Wedo. Занятие проводилось при участии родителей. На занятии учащиеся создавали модели животных...

Открытый урок в 5-м классе по теме В зоопарке. Степени сравнения прилагательных

Открытый урок в 5-м классе по теме"В зоопарке. Степени сравнения прилагательных" ________________________________________Цели:Общеобразовательные:• активизация употребления лексических единиц по ...