Духовно-нравственное воспитание обучающихся 11-13 лет с помощью образов святости
методическая разработка (6 класс) по теме

В данной публикации представлены методическое обоснование и содержание тематического раздела "Заповеди блаженств и христианские добродетели", а также конспекты трех занятий. Данный материал составляет часть авторской программы по "Основам православной культуры" и предназначен для проведения занятий в 6-7 классах общеобразовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Теоретическое обоснование опыта духовно-нравственного

воспитания обучающихся в возрасте 11-13 лет с помощью образов святости на занятиях по Основам православной культуры….………………..….…........3

2. Содержание программы «Основы православной культуры»

второго года обучения для детей 11-13 лет: Раздел «Заповеди блаженств и христианские добродетели»…………….………….…...………..……….….…..8

 

         3. Конспект занятия  «1-ая заповедь блаженства.

Смирение»……………………………………………….……………………....13

         4.    Конспект занятия  «2-ая заповедь блаженства.

Покаяние»………………………………………………………………………..17

         5. Конспект занятия  «3-я заповедь блаженства.

Кротость»…...……………………………………………………………………20

 Литература………………………………………………….……………….…..24

1.Теоретическое обоснование опыта духовно-нравственного

воспитания обучающихся в возрасте 11-13 лет с помощью образов святости на занятиях по Основам православной культуры

          Актуальность темы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, по программе, в которой  учтены особенности возрастного развития и усваиваемого детьми на этом уровне материала.

Прежде всего, следует отметить, что чувство «нравственного вкуса» в детях этого возраста в значительной степени находится под влиянием СМИ и примера ставших подростков. При этом может пробудиться понимание христианских ценностей как основы нравственной жизни, на что и направлена программы данного курса.

Так как в этом возрасте способно развиться чувство личной нравственной ответственности, могущее идти вразрез с мнением товарищей, то дети начинают испытывать чувство нравственного неудовлетворения собой и своими поступками, что является благоприятной почвой для освоения жизнеутверждающих постулатов православной культуры. Но при этом дети яснее сознают противоречие между христианскими ценностями и взглядами, царящими в обществе, а предоставленные сами себе с трудом могут обрести удовлетворительные ответы [см.1, с.75-85].

Иными словами, детям этого возраста сложно самим примирить христианское мировоззрение с тем, что они узнают о жизни из окружающего их мира. Поэтому на курс по духовно-нравственному воспитанию этой возрастной группой учеников возложена кардинальная задача помочь им освоить «единство мировоззрения», чтобы дети не оказались под влиянием принятой в нашем мире двойственности. В этом особую роль играют примеры из жизни Святых, а также выдающихся личностей отечественной истории и общественной жизни.  Разработка данной программы направлена на:

  1. развитие у детей мотивации к освоению православной культуры;
  2. приобщение детей к христианским ценностям, которые являются основополагающими в жизнедеятельности любого цивилизованного общества;
  3. развитие у детей мотивации к познанию  духовных законов в отношениях к Другому и самому себе.

      Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что главная возрастная особенность детей 11-13 лет заключается в стремлении к усвоению понятий, решения задач. Программа этой возрастной группы интеллектуально нагружена, представляет собой особый догматический курс. При этом главные понятия православной веры должны не заучиваться, а усваиваться детьми как ответы на их вопросы, как результат их творческо-поисковой деятельности. Наибольшая опасность при организации учебного процесса, по мнению православных педагогов, здесь заключается в создании учителем условий пассивного восприятия учениками информации и в «пассивном» сообщении основ православия как готовых формул. Иными словами, ведущим методом преподавания по данной программе является эвристический, проблемный метод – беседа, или диалог, главная цель которого научить детей думать самостоятельно, побудить к вопрошанию.

      Данный метод сопряжен с методом погружения в ситуацию переживания ценностей, на что направлено использование художественных образов, прием вживания в роль и сопоставление противоположных сторон реальности.  Разработка тем направлена на раскрытие глубины изучаемого материала путем возвращения к раннее изученому, рассматривание известного ими как неизвестного и имеющего реальное значение в сегодняшней жизни.

     Цель программы данного курса:

  1. Познакомить обучающихся с христианской традицией отношений к окружающему миру, ближним и самому себе, основанной на заповедях и добродетелях через образы святости и примеры из жизни.  

       Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие    задачи:

  1. Познакомить с основными заповедями и христианскими добродетелями;
  2. Познакомить с житиями Святых;
  3. Раскрыть связь между повседневной жизнью и высокими нравственными идеалами.

       Отличительные особенности.

      Курс по данной программе рассчитан на 2-хчасовые занятия по каждой теме. Однако при необходимости этот же курс без существенных изменений (только в более сжатом изложении тем) может состоять из одночасовых занятий.

      Отличительной особенностью также следует признать то, что содержание занятий, формы и методы направлены на «личностный» уровень освоения детьми знаний. Для этой цели в методическое обеспечение каждой темы в качестве «наглядного пособия» к занятиям включены рассказы, повествования, иллюстрирующие проблемы, которые приближены к действительной жизни детей этого возраста.

       Таким образом, каждое занятие предполагает постановку и решение того или иного нравственного вопроса. Другими словами, занятия по данной программе представляют собой уроки-беседы, или диалог. На таком уроке видимая активность принадлежит ученику, а невидимое руководство – учителю [см.2, с.81-94].

      Тему занятия предваряет в качестве эпиграфа художественный видимый (репродукции картин известных художников, фотопейзажи в виде слайдов и т.д.) либо словесный образ (это могут быть короткие рассказы А. Худошина, Б. Ганаго; современные притчи; притчи и крылатые фразы из Евангелия; изречения святых). Задача учителя сформулировать ключевой вопрос к уроку, который был бы наиболее созвучен с впечатлениями детей от знакомства с эпиграфом. После чего ученики начинают поиск ответа, расширяя саму область вопроса. Этот метод относится и к догматическим вопросам, которые требуют единственного ответа. Этот ответ дается, но не сразу, а после актуализации максимально широкого круга вопросов, чтобы дети подготовились к восприятию самого важного. В противном случае информация будет воспринята лишь памятью, не оказывая никакого нравственного воздействия на развитие детей [см. 3, с. 22-23]. Итак, учитель задает вопрос, чтобы побудить детей к догадке, к открытию. При этом важно отметить, что урок-беседа – это не обмен мнениями, а поиск фактов, отражающих саму реальность. Когда первичных ответов накапливается достаточно, учитель делает первое обобщение вопросов учеников, выявляя главную проблему. Затем он, отвечая на вопрос, дает блок информации, то есть новый материал урока, который оказывается «присоединен» к детям их вопросами. После чего учащиеся с помощью учителя стараются найти связи этой новой информации с миром и самими собой с помощью метода вживания в образы. Теперь - время освещения догматического определения. Затем первоначальный вопрос вместе с детьми учитель дробит на более мелкие – вновь поиск ответов. Опять обобщение, выделение основной проблемы и новый блок информации (при этом можно использовать прием прерывания рассказа с заданием закончить его ученикам). Снова связывание ее с жизнью, с уже имеющимися знаниями, с началом урока, с первым вопросом. При необходимости ввода еще нового материала, такой круг может повториться. При этом важно в одном из блоков нового материала ввести контраст положительного и отрицательного – добродетели и порока.  

      За урок может быть усвоено от двух до пяти блоков информации. Например, для раскрытия тем раздела о заповедях блаженства наиболее приемлемо вводить 3-4 таких разделов. В качестве первого блока информации - соответствующий теме урока отрывок из Евангелия (притча, событие), затем определение из катехизиса, в качестве второго блока – поучительные и интересные эпизоды из жизни какого-нибудь Святого и, наконец, пример из повседневной жизни людей – рассказ, исторический факт, художественная повесть.

                В разделе «Содержание программы» к каждой теме в пункте «методическое обеспечение» представлен примерный подбор дидактического материала, соответствующего возможным блокам информации. Этот список может корректироваться. Что касается эпиграфов (как важной части урока), то они подбирается по усмотрению педагога (подробнее см. выше).          

                В данной работе мы приводим часть авторской программы кружка «Основы православной культуры» для детей 11-13 лет – один из разделов программы для второго года обучения, посвященного христианским добродетелям. В данном разделе особенно наглядно отражен воспитательный потенциал образов святости и примеров из жизни выдающихся личностей.   

2.Содержание программы «Основы православной культуры» второго года обучения для детей 11-13 лет: Раздел «Заповеди блаженств и христианские добродетели»

Тема 3.2. 1-ая заповедь блаженства. Смирение

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: О первой заповеди - «блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Ветхозаветное повествование о многострадальном Иове. О святом богатыре Илье Муромце. О смиренном нраве Александра Суворова. О смирении как главной христианской добродетели.

Методическое обеспечение: 1) Притча о мытаре и фарисее // Евангелие; 2) Православный катехизис; 3) Библия в рассказах для детей; 4) Житие Илья Муромца; 5) Набожность Суворова // Православный мир; 6) Док/ф. «Александр Суворов» // цикл док/ф. «Тесные врата»; 7) Худошин А. Детский патерик; 8) смысловой разбор сказки о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина.

Тема 3.3. 2-ая заповедь блаженства.

 Покаяние

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: О заповеди – «блаженны плачущие, ибо они утешатся». Предание о раскаянии Адама. О преподобной Марии Египетской. О радости покаяния.

Методическое обеспечение: 1) Притча о блудном сыне // Евангелие; 2) Православный катехизис; 3) песнопение «Плач Адама»; 4) Житие Марии Египетской; 5) Док/ф. «Благословенный Старец» // цикл док/ф. «Тесные врата»; 6) Соботович К. Радостное сердце // Соботович К. Маленькие подвижники.

Тема 3.4. 3-я заповедь блаженства.

 Кротость

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: О заповеди «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». О кротости царя Давида. О святой царице Тамаре. О великих княгинях святых Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии.

Методическое обеспечение: 1) Притча о должнике // Евангелие; 2) Православный катехизис; 3) Библия в рассказах для детей; 4) Док/ф. «Царица Тамара» // цикл док/ф. «Тесные врата»; 5) Сказ о настоящих принцессах // журнал «Красная девица», 2008, №1; 6) Платонов А. Юшка.

Тема 3.5. 4-ая заповедь блаженства.

Правдолюбие

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: О заповеди «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Ветхозаветное повествование о мудрости царя Соломона. Какой правды «алкал и жаждал» великий князь Владимир и великий князь Александр Невский? О правде Божией.

Методическое обеспечение: 1) Притча о неразумном богаче // Евангелие; 2) Православный катехизис; 3) Библия в рассказах для детей; 4) Док/ф. «Князь Владимир» // цикл док/ф. «Тесные врата»; 5) Житие св. благоверного великого князя Александра Невского; 6) Соботович К. Крест Христов // Соботович К. Маленькие подвижники.

Тема 3.6. 5-ая заповедь блаженства.

Милосердие

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: О заповеди «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». О милосердии пророка Илии. О святом Филарете Милостивом. О святой блаженной Ксении Петербургской.

Методическое обеспечение: 1) Притча о десяти девах; 2) Православный катехизис; 3) Библия в рассказах для детей; 4) Милостивое сердце: рассказ о житии святого праведного Филарета Милостивого; 5) Док/ф. «Ксения Петербургская» // цикл док/ф. «Тесные врата»; 6) Полещук О. Пробуждение //Цветы для Спасителя.

Тема 3.7. 6-ая заповедь блаженства.

Целомудрие

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: О заповеди «блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога». Ветхозаветное повествование о спасении Лота и гибели Содома и Гоморры. О святом Иоанне Кронштадтском. О чистоте совести.  

Методическое обеспечение: 1) Притча о брачном пире; 2) Православный катехизис; 3) Библия в рассказах для детей; 4) Соботович К. Видение Ангела // Соботович К. Маленькие подвижники; 5) Ганаго Б. Шкатулка // Б. Ганаго. Помыслы сердца.

Тема 3.8. 7-ая заповедь блаженства.

Миротворчество

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: О заповеди «блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими». Ветхозаветное повествование о пророке Ионе как примирителе людей с Богом. О святых императрице Александре и великой княгини Елизавете как миротворицах. О святом равноапостольном Николае Японском. «Миро-творение» на войне.

Методическое обеспечение: 1) Притча о милосердном самарянине // Евангелие; 2) Православный катехизис; 3) Библия в рассказах для детей; 4) На крыльях жертвенной любви // журнал «Красная девица», 2008, № 2; 5) Верность княжеского сердца: Житие святой Великой княгини Елизаветы; 6) Док/ф. «Николай Японский» // цикл док/ф. «Тесные врата»; 7) Маньшин А. О милосердии к врагу // журнал «София – Премудрость Божия».

Тема 3.9. 8-ая заповедь блаженства.

Преданность

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: О заповеди «блаженны изгнанные ради правды, ибо тех есть Царство Небесное». Ветхозаветное повествование о праведном  Иосифе и его братьях. О святых Апостолах. О сорока Севастийских мучениках. О святителе Луке Войно-Ясенецком. О твердости в добродетели.

Методическое обеспечение: 1) Православный катехизис; 2) Библия в рассказах для детей; 3) Житие сорока Севастийских мучеников; 4) Док/ф. «Святитель Лука» // цикл док/ф. «Тесные врата»; 5) Полещук О. Булочка // Искорки света; 6) Марцева Т. Белая ворона // Цветы для Спасителя.

Тема 3.10. 9-ая заповедь блаженства.

Мужество

Форма занятия: коллективная работа; урок-беседа; комбинированное занятие.

Содержание материала: О заповеди «блаженны вы, если будут изгонять вас и срамить вас ради Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах». О первых христианских мучениках: святых Вере, Надежде, Любови и Софии, святом воине Георгии Победоносце. О новомучениках Российских.    

Методическое обеспечение: 1) Притча о Сыне виноградаря // Евангелие; 2) Православный катехизис; 3) Клюева Ю. Вера, Надежда, Любовь и София // Я иду на урок в начальную школу; 4) Клюева Ю. Великомученик Георгий Победоносец // Там же; 5) Док/ф. «Георгий Победоносец» // цикл док/ф. «Святые и Праведники Христианского Мира»; 6) Клюева Ю. Собор новомучеников и исповедников Российских // Я иду на урок в начальную школу.

Тема 3.1. Цветы добродетелей

Форма занятия: коллективная работа; творческая мастерская; занятие по закреплению знаний.

Содержание материала: Повторение изученного материала раздела. Постановка спектакля.

Методическое обеспечение:  1) Викторина; 2) «Притча о цветах» // Наши праздники.

Конспект занятия  «1-ая заповедь блаженства. Смирение»

Цель занятия: Раскрытие добродетели смирения.

Задачи:

     1. Раскрыть смысл добродетели смирения в первой заповеди блаженства через понимание притчи о мытаре и фарисее;

2.Раскрыть значение этой добродетели на примере жизни святого

богатыря Ильи Муромца;

     3. Показать связь добродетели смирения с жизнью на примерах великого полководца А.В.Суворова и многострадального Иова.

Ход занятия:

Ученикам предлагается познакомиться с картиной «Мытарь и фарисей» (на слайде). 

Учитель: 

Что такое смирение?

(Ответы учеников могут быть различными)

 Учитель: (Обобщает ответы учеников и пересказывает евангельскую притчу о мытаре и фарисее, предварив ее раскрытием определений «мытарь» и «фарисей»).

Какую добродетель проявил мытарь, благодаря которой оказался оправданным и помилованным от Бога? (смирение).

Какой порок открывается в фарисее, который перечеркнул все его добрые дела? (гордость)

Подумайте, пожалуйста, относится ли эта притча к каждому из нас?

(Ответы учеников)

          Учитель: (обобщает ответы учеников).

Итак, кто такие фарисеи?

Те, кто нос дерут пред всеми,

Их дела как будто верны,

Но пред Богом они скверны.

Так хотят, чтоб их хвалили

И о них лишь говорили,

И везде их замечали,

И с почтением встречали.

Загордились фарисеи,

Что ж, пожнут они, что сеют.

Но подумай: а не все ли

Мы немножко фарисеи?

(Далее учитель озвучивает первую заповедь блаженств)

«Блажены нищии духом, ибо их есть Царство Небесное».

Кто такие, по-вашему, «нищие духом»?

(Ответы учеников)

Учитель: (Обобщает ответы учеников и раскрывает толкование заповеди по Катехизису)

Почему добродетель смирения в заповедях блаженства стоит первой в ряду других добродетелей, имея которые человек будет счастлив еще здесь на земле и удостоится Царства Небесного?

(Ответы учеников)

Учитель: (приводит отрывок из детства и юности Ильи Муромца и его дальнейшей жизни).

Как вы считаете, ребята, какая добродетель помогла будущему богатырю в его многотрудной жизни?

(Ответы учеников и сопутствующие вопросы и реплики учителя, в том числе и о святости этого героя былин).

Учитель: Вы наверно догадываетесь, что все святые отличались смирением. (Можно привести конкретные поучения Святых Отцов о смирении).  Так почему же добродетель смирения в заповедях блаженства стоит первой?

(Ответы учеников).

 Учитель: Мы понимаем, что Святые унаследовали Царство Небесное и вечное блаженство. Как вы думаете, ребята, возможно ли подражать святым в этой добродетели?

Учитель: (обобщает ответы учеников и приводит отрывки из жизни А.В. Суворова, в которых отражается характерное для него смиренное отношение к солдатам и простым людям, его молитвенный настрой и религиозность).

Можем ли мы сказать, что Суворов отличался смиренным нравом, благодаря чему он и стал великим полководцем, не проигравшим ни одной битвы? Свои ответы обоснуйте.

(Ответы учеников).

Учитель: Догадайтесь, кто из современников Суворова проявил полную противоположность смирению - величайшую гордыню? (Наполеон)

(Учитель приводит доказательства):

«Самый храбрый человек, который когда-либо существовал», - так рассуждал о себе Наполеон. Суворов же любил повторять «Не в силе Бог, а в правде». Наполеон, ища славы и власти, стремился победить народы. «Победи себя, будешь непобедим», - говорил Суворов. И др.

Учитель: Как мы помним, Бог обещает за стяжание смирения не только вечное блаженство, но и рай в душе. На примере Александра Суворова мы это хорошо могли увидеть.

Давайте вспомним одного праведника из Ветхого Завета, который был награжден за свое смиренное отношение к несчастьям земным счастьем.

(праведный Иов многострадальный: учитель или ученики, если знают, пересказывают его жизнь). А теперь давайте сопоставим эту историю с историей одной старухи, которая, не довольствуясь тем, что имела, и желая быть знатнее и важнее, оказалась у разбитого корыта.

(Ученики высказывают мнения по поводу такой интерпретации сказки А.С.Пушкина о «Рыбаке и рыбке»).

А что лежит в основе наших поступков? Самопревозношение, самоутверждение, чувство собственного достоинства? Или смирение – как умение признавать себя в чем-то хуже других, как признание другого, уважение к другому? Подумайте над этим.

А теперь подведем итоги нашей беседы о первой заповеди блаженства.

Вы сегодня очень хорошо поработали. А какие выводы сделал каждый из вас сегодня? Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос, окончив фразу: «Сегодня я понял(а), что…» или «Для меня показалось интересной мысль о том, что…», «я убедился (ась), что…».

Благодарю вас за активную творческую работу.

Литература к занятию:

  1. Евангелие в нашей жизни.- Новосибирск: Православная гимназия во имя Сергия Радонежского, 1995.
  2. Православный мир. Образовательной пособие для детей. – М.: «Православный мир», 2007.
  3. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр.Филарет (Дроздов). – М.: изд-во Московской Патриархии, 1997.

Конспект занятия  «2-ая заповедь блаженства. Покаяние»

Цель занятия: Раскрытие добродетели покаяния.

Задачи:

     1. Раскрыть смысл добродетели покаянии во второй заповеди блаженства через понимание притчи о блудном сыне;

2.Раскрыть значение этой добродетели на примере жизни

преподобной Марии Египетской;

     3. Показать связь добродетели покаяния с нашей жизнью.

Ход занятия:

Ученикам предлагается познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» (на слайде).

Учитель: Как вы думаете, ребята, что такое покаяние?

(Ученики высказывают свои мнения)

Учитель: (Обобщает ответы учеников и пересказывает евангельскую притчу о блудном сыне).

На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его».

Ребята, о чем эта притча? (о покаянии и всепрощающей отцовской любви).

(Ответы учеников и сопутствующие вопросы и реплики учителя по поводу смысла данной притчи).

Учитель: Вторая заповедь блаженства гласит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Как вы понимаете эту заповедь? О каком плаче в ней идет речь? Какое утешение обещает Бог?

(Ответы учеников).

Учитель: Так что же такое покаяние? Покаяние – значит ли оно, в первую очередь,  перемену, изменение в лучшую сторону?

(Далее учитель предлагает вниманию учеников повествование о жизни преподобной Марии Египетской).

(Ученики высказывают свои впечатления от услышанного повествования).

Учитель: Что принесло Марии покаяние? Можем ли мы сказать, что покаяние человека есть всегда радость, ибо возвращает человека к жизни, изменяет к лучшему?

(Ответы учеников).

Учитель: Трудно понять добродетель покаяния, если смотреть на нее со стороны. А можем ли мы отнести притчу о блудном сыне или историю Марии Египетской к самим себе?

(Ответы учеников).

Учитель: Послушайте, пожалуйста, напоследок рассказ про мальчика под  названием «Радостное сердце» и подумайте, как он связан с темой нашей беседы и почему имеет такое название.

(Учитель может предложить вниманию детей какие-либо рассказы Б.Ганаго (или др.православных детских писателей), в которых отражена тема покаяния как осознания своей вины, исправление, изменения к лучшему).

(Ответы учеников).

Учитель: Итак, мы с вами увидели, что именно через покаяние в сердце человек ощущает радость. А теперь подведем итоги нашей беседы о второй заповеди блаженства.

Вы сегодня очень хорошо поработали. А какие выводы сделал каждый из вас сегодня? Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос, окончив фразу: «Сегодня я понял(а), что…» или «Для меня показалось интересной мысль о том, что…», «я убедился (ась), что…».

Благодарю вас за активную творческую работу.

Литература к занятию:

  1. Евангелие в нашей жизни.- Новосибирск: Православная гимназия во имя Сергия Радонежского, 1995.
  2. Преподобная Мария Египетская учительница истинного покаяния. – Минск: «Лучи Софии», 2006. 
  3. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр.Филарет (Дроздов). – М.: изд-во Московской Патриархии, 1997.
  4. Соботович К., Галковская А. Маленькие подвижники: рассказы о детстве святых. – Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2007.

Конспект занятия  «3-я заповедь блаженства. Кротость»

Цель занятия: Раскрытие добродетели кротости.

Задачи:

     1. Раскрыть смысл добродетели кротости в третьей заповеди блаженства через понимание евангельской притчи о должнике;

      2. Раскрыть значение этой добродетели на примере жизни святого царя Давида;

      3. Показать связь добродетели кротости с жизнью на примерах великих княгинь - святых Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии.

Ход занятия:

Учитель: (читает басню И.А. Крылова «Волк и кукушка»)

Как вы думаете, ребята, что такое кротость?

(Ученики отвечают)

Учитель: (Обобщает ответы учеников)

Третья заповедь блаженства, данная Иисусом Христом, гласит:

«Блажены кроткие, ибо они наследуют землю». Как вы понимаете эту заповедь? В каком смысле кроткие будут владеть землей? Вспомните волка из басни Крылова.

(Ученики высказывают свои мнения)

Учитель:

Если кто-то, как ветер в ночи,

налетел на тебя с обидой,

потерпи,

подожди,

промолчи,

не показывай даже виду.

С оскорбителем,

С драчуном,

И нахалом,

И забиякой,

Оставайся, как был, молчуном.

Пусть он лезет с криком и дракой,

А сумеешь – так успокой

И скажи ему

Доброе слово.

Может, он лишь теперь такой

И уже не захочет

Снова.

Подумайте, пожалуйста, ребята, в чем «выигрышность» этой добродетели? Что приобретает кроткий человек?

(Ученики высказывают свои мнения)

Учитель: (обобщает ответы и знакомит учеников с евангельской притчей о должнике, который, оказавшись в трудном положении, не стал требовать со своих должников полной уплаты долга господину, простил, чтобы и они его не оставили в беде).

Кто такие должники? (Ближние, которые могли чем-то обидеть.)

Как поступил человек, чтобы ему при необходимости было к кому обратиться за помощью? (Он не стал обижаться, раздражаться, а сгладил чужую вину).  

Учитель: (обобщает ответы учеников и раскрывает толкование заповеди по Катехизису).

Итак, кроткие никого не раздражают и сами ни на кого не раздражаются, ни на что не жалуются.

Знакомо ли вам это качество, встречали ли вы в своей жизни действительно кротких людей?

(Ученики отвечают)

Учитель:

Мы можем с вами вспомнить царя Давида, который является образцом кротости. Будучи простым пастухом, он за свой кроткий нрав и доброе сердце Самим Богом был избран царство. Но прежде этого Давид несколько лет кротко претерпевал яростные нападки со стороны завистливого царя Саула, не отвечая злом за зло, но, напротив, стараясь смягчить его сердце. И действительно, Саул поражался великодушию этого человека, которого сам считал своим врагом. В конце конов Бог вознаградит Давида за терпение и кротость и прославил его царствование.

Подумайте, как раскрывается суть добродетели кротости в следующем стихотворении одного неизвестного автора?

От зла родится зло другое,

От злого слова – слово злое,

Родится от вражды – вражда,

А мир и радость – никогда.

Зато любовь и человечность,

Зато любезность и сердечность

Всегда врага обезоружат,

И, может быть, с тобой подружат.

(Ученики высказывают свои мнения)

Учитель: А вот какой пример кротости преподают нам Великие княжны – дочери императора Николая II – Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Они были настолько скромны и просты, что сами гладили белье, прибирали в комнатах, пололи сорняки в огороде. Они не сидели без дела ни минуты. Великие Княжны шили одежду для бедных, и эти вещи потом отсылались по приютам или нуждающимся семьям. В Первую мировую войну Царевны шили и вязали вещи для фронта и семей солдат. Когда началась война, Государыня – их мама – отдала на благотворительность все деньги, которые должны были тратиться на платья. Поэтому Царевны, ни на что не жалуясь,  штопали то, что у них имелось. Ольга и Татьяна – старшие Царевны – вместе с Государыней все свое время отдавали лазаретам. Каждый день они начинали с молитвы, прося Божию Матерь, чтобы их руки принесли исцеление больным. Потом до вечера перевязывали раненых, убирали за ними в палатах, помогали во время операций. Два с половиной года, пока шла война, они вставали рано, а ложились поздно. Они делали все, что требовали врачи, не ропща и не жалуясь. Когда прибывал очередной санитарный поезд, прямо на вокзале надо было очистить все раны от грязи и тогда Царевны даже мыли ноги солдатам. Лазарет посещали также и младшие Княжны Мария и Анастасия, они играли с ранеными в разные игры, тем отвлекая их от страданий. После революции на долю Царской Семьи выпали еще более тяжелые испытания. Полтора года они находились под арестом в далекой Сибири. И снова вместо жалоб Царевны писали знакомым, что устроились очень уютно. Не сетовали ни на холод в доме, ни на постоянное присутствие наглых охранников, которым Царевны все прощали и вежливо к ним относились…Царская семья была расстреляна и попала в Небесное Царство…

А можем ли мы в своей жизни хоть в чем-то подражать Великим Княгиням? Попробуем не раздражаться по пустякам на младших братьев и сестричек, не вредничать с соседом по парте, не обижаться на родителей?

А теперь подведем итоги нашей беседы о третьей заповеди блаженства.

Вы сегодня очень хорошо поработали. А какие выводы сделал каждый из вас сегодня? Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос, окончив фразу: «Сегодня я понял(а), что…» или «Для меня показалось интересной мысль о том, что…», «я убедился (ась), что…» или др.

Благодарю вас за активную творческую работу.

Литература к занятию:

     1. Красная девица: детский журнал для семейного чтения, Екатеринбург: «Царские дни», 2008, № 1.

     2. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост. митр.Филарет (Дроздов). – М.: изд-во Московской Патриархии, 1997.

      3. Сокровенный сердца дар: Евангельские притчи в изложении для детей. – М.: изд-во Храма Сошествия Святого Духа, 2009.

Литература:

  1. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Институт экспертизы образовательных программ гос-но-конфессиональных отношений, 2006.
  2. Сурова Л.В. Искание высот: Сборник статей по вопросам духовного воспитания и развития личности. – Клин: «Христианская жизнь», 2004.
  3. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Часть 1. – Клин: «Христианская жизнь», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Роль и значение физического воспитания в духовно-нравственном развитии личности обучающегося

В данной статье описывается роль физического воспитания в общем развитии детей. Рассказывается о культуре проведения тренировочных занятий, законах жизни в коллективе. Раскрываются принципы эффективно...