Роль и значение физического воспитания в духовно-нравственном развитии личности обучающегося
статья по физкультуре по теме

Левин Владимир Николаевич

В данной статье описывается роль физического воспитания в общем развитии детей. Рассказывается о культуре проведения тренировочных занятий, законах жизни в коллективе. Раскрываются принципы эффективности педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya.doc81.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня в нашем обществе заметно ослабление воспитательной функции высшей школы. Эта функция должна быть восстановлена и, по-нашему мнению, физическая культура и спорт являются перспективными, в этом отношении, направлениями. Они позволяют осуществлять реальную воспи тательную работу  с обучающимися, являясь частью сложнейшего процесс» подготовки здоровых, гармонично развитых, высококвалифицированна специалистов.

Как социокультурный феномен физическое воспитание представляет собой не только обучение физической активности. Оно так же включает в себя воздействие на духовные качества и интеллектуальные способности человека. Объясняется это тем, что нравственное формирование личности происходит прежде всего в такой деятельности, которая предполагает кол лективные отношения между людьми, что неизбежно присутствует в заня тиях физической культурой и спортом. Осваивая физическую культуру, каждый ребенок обучается не только механистическим действиям, он участвует в этом процессе всеми уровнями своей личности. Еще П.Ф. Лесгафт понимал здо ровье как единство телесного и духовного развития, а физическое воспитание как необходимый элемент в процессе формирования гармонично развитой личности.

Физическое воспитание имеет уникальную возможность благополучно решить проблему гармонизации биологического, социального и духовного в человеке. Оно может стать тем механизмом, с помощью которого межно преодолеть имеющийся сейчас в сознании многих детей разрыв между пониманием нравственных норм и поведением.

Наиболее актуальными задачами школьного физического воспитания, со стороны влияния на духовно-нравственное содержание личности, на наш взгляд, являются следующие:

  • воспитание приверженности к здоровому образу жизни;
  • воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи;
  • воспитание непримиримости к несправедливости, нечестности;
  • формирование у детей потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
  • воспитание волевых качеств, самодисциплины, смелость,
    умения переносить трудности;
  • привитие навыков самоконтроля за состоянием здоровья,  физического развития, за физической и спортивной подготовкой.

Формирование тела без формирования духа бессмысленно, поскольку тело нужно человеку для действий. А то, какими будут действия, определя ется мировоззрением, нравственными качествами человека.

Физическое воспитание имеет большие потенциальные возможности для формирования целостной личности, путем воздействия на дух через работу с телом. Оно содержит в себе множество возможностей влиять на ми ровоззрение и нравственность обучаемых. То есть, обучая, необходимо так же строить этот процесс, чтобы телесное и духовное развивались, дополни друг друга.

Решая задачи физического воспитания, направляя основные усилия как укрепление здоровья воспитуемых, на развитие способности сознательно

управлять движениями своего тела и совершенствовать его, педагог имеет возможность одновременно формировать такие важные качества личности, как настойчивость, смелость, решительность, честность, добросовестность, самодисциплина и дисциплина, уверенность в своих возможностях, умение жить в коллективе. А это уже нравственные качества личности. Формирова ние этих качеств зависит от того, насколько целеустремленно и настойчиво в педагогическом процессе осуществляется воспитательное воздействие.

Педагогическая деятельность оказывает влияние на формирование осо бенностей личности как непосредственно, в процессе самой деятельности, так и опосредованно, - через воздействие условий, в которых протекает эта деятельность.

Освоение физической культуры, прежде всего, происходит во время за нятий. Культура проведения тренировочных занятий - важный элемент вос питательного процесса. Они должны быть четко организованы, проходить в деловой требовательной обстановке, с соответствующим внешним обликом занимающихся и тренера. Неопрятность в одежде и внешнем виде, грубость и небрежность в общении - все эти вещи несовместимы с культурой прове дения тренировки и значительно снижают ее воспитательный эффект.

Еще один важный элемент воспитания - это качество взаимоотношений, которые складываются между тренером и обучающимися. Необходимо под держивать отношения построенные на взаимном уважении, доброжелатель ности. Спокойный тон в общении с обучаемыми, твердость и решитель ность, вежливость и тактичность - вот базовые элементы общения тренера с детьми. Тренер должен быть примером высокой дисциплинирован ности и аккуратности. Крайне нежелательный в деле воспитания такие явле ния со стороны педагога, как панибратство, попустительство, низкая требо вательность. Положительный воспитательный эффект возможен только в условиях педагогически нацеленной деятельности, когда преподаватель пользуется такими методами, как воспитание через нравственный пример, через усвоение упражнений, требующих преодоление себя, через систему контролируемых этически оправданных взаимоотношений.

Формируя дух, мировоззрение человека через физическое воспитание педагог содействует становлению культуры личности, развивает стремление к успеху, способность воспринимать и воспроизводить духовные и матери альные ценности.

Любая деятельность предполагает преодоление препятствий, трудно стей, напряжение. Физическая культура и спорт - области, в которых это проявляется наиболее ярко, здесь дополнительно необходимо преодолевать физические трудности, что так же имеет и воспитательный момент.

Выполнение физических упражнений часто требует от человека прояв ления целого ряда личностных качеств, которые как раз в этой деятельности могут сформироваться. Так, выполнение на уроке упражнений, вызывающих чувства робости, неуверенности в своих силах способствует воспитанию самообладания, правильной оценке своих сил, уверенности, чувства собственного достоинства. Обучая подобным упражнениям, преподавателю нужно объяснить, что проявление страха и неуверенности естественно, но именно преодолевая его только и возможно воспитать в себе смелость, ре шительность, самообладание, как это делали многие великие спортсмены. Подводя итоги занятия необходимо отмечать не только самого сильного, технически умелого, но и самого настойчивого, упорного, смелого.

В занятиях физической культурой и спортом удивительным образов сочетаются коллективизм и естественное стремление человека к успеху, соревновательность. Законы жизни в коллективе требуют от человека чест ности, скромности, взаимовыручки, уважения соперника, товарищей по ко манде, отсутствие зазнайства, способности ради победы команды пожертвовать в иных случаях и своим личным результатом.

Соревновательность, как неотъемлемая часть занятий физической культурой и спортом, требует проявления не только дисциплины, целеустрем ленности, выдержки, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям зрителям, умения проявить твердость характера в спортивной борьбе.

То есть успех в области физической культуры и спорта во многом зависит от наличия положительных нравственных качеств, которые одновременно являются социально-значимыми. И физкультурно-спортивная деятельность представляет собой благодатную почву для их формирования.

Эффективность педагогической деятельности значительно повышается при соблюдении следующих принципов:

  • индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося;
  • учет возрастных особенностей занимающихся;
  • использование примеров из жизни знаменитых спортсменов;
  • связь слова и дела, жизни и воспитания в деятельности педагога;
  • доверие по отношению к обучаемым.

В процессе нравственного воспитания следует придерживаться сле дующего алгоритма действий:

  • необходимо понять, отсутствие каких качеств прежде всего мешает обучающемуся и сделать упор на важнейшем среди них, формирование которого могло бы "вытащить" за собой другие;
  • необходимо сформировать положительную мотивацию к формируемым  качествам (чертам), в том числе с помощью положительного образца, который бы показал детям их необходимость и важность;
  • усвоение и закрепления формируемых качеств следует осуществлять постоянно.

Особую важность здесь имеет индивидуальный подход и постоянный контроль в самых разных формах - от прямых указаний до косвенных напо минаний.

Итак, формула воздействия занятий физической культурой на форми рование личности такова: успешное овладение искусством движений, укре пление тела, занятия спортом требуют от человека проявления определен ных нравственных качеств, что под умелым руководством педагога, способствует личностно-нравственному формированию человека. Причем приобре тенные нравственные качества и черты характера, естественным образом будут перенесены обучающимися из области занятий физической культурой на жизненную позицию в целом. А это, в свою очередь, будет способствовать нравственному оздоровлению общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»

выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"

Цель:  1.   Рассмотреть основные направления  духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.2.   Рефлексия подходов и тех...

Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"

Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...