Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.

Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

В детском объединении учащимся предоставляется возможность изучить компьютер, познакомиться с программами и попрактиковаться работе на компьютере в компьютерном классе.

Цель дополнительного образования состоит в помощи тем детям, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы Меленковского района

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Компьютерная грамотность»

(программа предназначена для обучающихся 10-13 лет, рассчитана  на 3года обучения)

Программа утверждена:                                                                    Составитель:

На заседании методического совета                          Кандрушина Елена Николаевна

Дата

Директор

Подпись руководителя

Меленки 2011

Пояснительная записка

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.

Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

В детском объединении учащимся предоставляется возможность изучить компьютер, познакомиться с программами и попрактиковаться работе на компьютере в компьютерном классе.

Цель дополнительного образования состоит в помощи тем детям, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики.

Новизна программы.

Основная задача учреждений дополнительного образования, создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения. Появление персонального компьютера и широкое его применение в различных сферах влечет за собой изменение и совершенствование системы образования в частности дополнительного образования.

Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения информатикой как предмета изучения.

Посещая занятия, ребята смогут сделать первые шаги в изучении информационных технологий или уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти своё место в современном информационном мире.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать её для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетенции обучающегося.

Люди самых разнообразных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это исследователи в различных научных и прикладных отраслях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, модельеры тканей и одежды, фотографы и др.

Информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет даёт возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широком диапазоне науки и техники.

Педагогическая целесообразность.

Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции, также продиктована современными условиями информационного общества. Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно рассматривать умение представлять себя и свой продукт деятельности как инструмент, позволяющий расширять и поддерживать профессиональную компетентность на должном уровне, улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем.

Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

  1. принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
  2. формах и методах обучения (дифференцированное обучение, проекты занятия, соревнования, экскурсии.);
  3. методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов и др.);
  4. средствах обучения. Каждое рабочее место обучающегося должно быть оборудовано следующим образом: компьютер с установленным необходимым программным обеспечением, мышь, наушники с микрофоном. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания, игровые задания, викторины.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: тетрадь, ручка (для обучающихся), плакаты, мультимедийные презентации.

Цели программы:

  1. Обучить работе в основных офисных пакетах и базовых программах MS Windows.
  2. Сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач;
  3. Формировать информационно – коммуникационную компетентность.

Задачи:

  1. формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
  2. формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
  3. формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
  4. формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
  5. формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
  6. формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 14 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.

Сроки реализации образовательной программы 3 года.  

2008 – 2009 г. – первый год обучения

2009 – 2010 г. – второй год обучения

2010 – 2011 г. – третий год обучения

Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  1. демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
  2. фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
  3. самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Технологии и формы обучения

  1. теоретические занятия;
  2. практические занятия;
  3. творческие проекты
  4. свободное творчество.
  5. тестирование.

Режим занятий:

Занятия проводятся: 1-й год - 2 раза в неделю по 2 часу (итого 4 часа в неделю, 144 часа в год). 2-й год 3 раза в неделю по 2 часа (итого 6 часов в неделю, 216 часов в год). 3-й год 3 раза в неделю по 2 часа (итого 6 часа в неделю, 216 часов в год). За весь срок обучения 576 часов.

Ожидаемые результаты освоения программы.

После завершения курса третьего года обучения обучающийся будет знать:

  1. Основные приёмы и теги используемые при создании Web-страницы.
  2. Основные правила работы в локальных сетях.

Обучающийся будет уметь:

  1. Базы данных, системы управления базами данных. Типовые задачи обработки информации в базах данных. Информационно-поисковые системы.
  2. Структура базы данных. Поиск и сортировка. Вывод информации из базы данных.
  3. Загружать базу данных; осуществлять поиск и сортировку информации в базе данных, выводить базу данных.
  4. Создавать собственную Web-страницу.
  5. Находить и использовать информацию в компьютерных сетях.

Способы проверки результатов освоения программы: после изучения каждого раздела программы учащиеся выполняют творческие задания и проекты по теме. В конце каждого года изучения обучающиеся выполняют творческий проект, защита которого происходит на итоговых занятиях

Содержание курса

Раздел 1. Аппаратные и программные средства ИКТ.

Тема 1.1. Компьютер 10 часов

Содержание материала: Техника безопасности при работе на компьютере. Правила поведения в компьютерном классе. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Работа с клавиатурным тренажёром.

Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

Тема 1.2. Состав ПК. 12 часов

Содержание материала: Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор. Микропроцессор. Внутренняя память. Внешняя память. Периферийные устройства. Мультимедиа. Программное обеспечение. Компьютер как средство обработки информации. Взаимодействие устройств компьютера. Работа с клавиатурным тренажёром.

Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

Тема 1.3. Освоение операционной среды Windows 50 часов.

Содержание материала: Основные приёмы работы с мышью. Освоение навыков работы с мышью в компьютерных играх. Понятие прикладной программы. Роль и назначение прикладной программы. Структура интерфейса прикладной программы. Калькулятор. Адресная книга. Блокнот. Проводник. Word Pad.

Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

Раздел 2. Телекоммуникационные технологии.

Тема 2.1 Графические редакторы 60 часов.

Содержание материала: Основные характеристики графического редактора Paint. Создание рисунков. Работа с фрагментами изображения. Работа с текстом. Знакомство с графическим редактором Photoshop. Основы обработки изображений. Изучение панели инструментов. Знакомство с палитрами. Закрашиваем цветом. Инструменты рисования. Работа с текстом. Выделение областей. Операции с областями. Изменение масштаба. Слои. Эффекты слоя. Трансформация слоя. Текстовые слои. Комбинация изображений. Фотомонтаж. Создание фотомонтажа с собственным фото. Маски и каналы. Основы коррекции тона. Основы коррекции цвета. Рисование кривых произвольной формы. Фильтры. Работа с фильтрами. Коллаж. Текст в Adobe Photoshop - формирование символов и абзацев. Текст в Adobe Photoshop - "горящая" и "ледяная" надписи. Сияющий текст. Рабочее окно программы Corel Draw. Линии. Текст. Объекты заливки. Обводка контуров. Отображение рисунка на экране. Упорядочение объектов. Совокупность объектов. Огибающие и деформации. Перспектива, тени и экструзия. Клоны, символы, пошаговые переходы и ореолы. Линзы. Прозрачность и фигурная обрезка. Размещение текста на траектории. Точечные изображения и коллажи.

Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

Тема 2.2. Создание презентаций с помощью Power Point 68 часов.

Содержание материала: Основные характеристики Power Point. Создание презентаций. Создание презентаций с помощью шаблонов, мастера автосодержания. Вставка звуков. Установка длительности показа слайда. Запись речевого сопровождения при показе. Вставка видеоклипа как объект.

Формы занятий: инструктаж, упражнения, проекты, контроль.

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

Тема 2.3. Текстовый редактор Word 30 часов.

Содержание материала: Текстовый редактор и его возможности. Ввод и редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Форматирование страницы. Форматирование абзацев. Шрифты. Ввод и форматирование специальных и произвольных символов. Списки. Поиск и замена текста в документе. Средства автозамены текста. Средства автоматизации проверки правописания. Редактор формул Microsoft Equation Editor 3.0. Работа с таблицами. Размещение в документе графики. Фигурный текст. Стили. Сноски. Оглавление текста. Шаблоны документов. Документы личного характера. Служебные документы. Работа с диаграммами. Внедрение и связывание объектов.

Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

Тема 2.4 Электронные таблицы. 30 часов

Содержание материала. Табличный редактор и его возможности. Настройка Eхсel. Ввод и редактирование данных: текста и чисел, функция автозаполнения, специальные возможности автозаполнения, ввод одинаковых данных, ввод даты и времени суток, функция автозамены, копирование данных, форматы данных. Использование формул и функций. Методы оформления таблиц. Форматирование таблиц. Построение диаграмм и графиков. Размещение в документе графики. Документы личного характера. Служебные документы. Внедрение и связывание объектов. Работа со списками. Печать таблиц. Структурирование таблиц. Анализ данных. Взаимодействие с другими программами.

Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

Раздел 3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации

Тема 3.1 Освоение программы Office Publisher.60 часов.

Содержание материала: Систематизация и хранение информации. Принципы работы в программе. Создание таблиц . Заполнение таблиц. Создание заготовки. Вставка элемента. Вставка объектов.

Формы занятий: инструктаж, упражнения, проект, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

Тема 3.2. Компьютерные телекоммуникации 67 часов.

Содержание материала: Передача информации. Каналы связи. Организация и структура телекоммуникационных компьютерных сетей. Глобальная компьютерная сеть. Способы подключения к Internet. Услуги компьютерных сетей. Разработка Web - страниц. Разработка Web- страниц. Основы HTML. Теги. Заголовки, линии, параграф. Управление цветом, размером, начертанием. Создание текстовых документов в формате HTML. Таблицы. Списки. Гиперссылки. Графические объекты в формате HTML. Бегущая строка. Музыкальный фон.

Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

Раздел 4. Творческий проект

Тема 4.1. Выполнение творческого задания 178 часов

Содержание материала: Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта. Выполнение проекта и оформление документации. Защита проекта.

Формы занятий: инструктаж, проекты, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

Раздел 5. Повторение

Тема 5.1 Повторение 10 часов.

Содержание: повторение проводится в начале каждого года обучения, (начиная со второго) по изученным темам предыдущего года, и в конце изучения всего курса по всем разделам.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

3-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема.

Количество часов

Всего

Теоретич. Занятия

Практич.

Занятия

Раздел 2. Телекоммуникационные технологии

24

4

20

1.

Использование формул и функций.

10

2

8

2.

Документы личного характера в электронных таблицах.

3

1

2

3.

Служебные документы в электронных таблицах.

3

1

2

4.

Внедрение и связывание объектов.

2

 

2

5.

Работа со списками.

2

 

2

6.

Печать таблиц. Структурирование таблиц.

2

 

2

7.

Анализ данных. Взаимодействие с другими программами.

2

 

2

Раздел 3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации.

65

17

48

8.

Систематизация и хранение информации.

1

1

 

9.

Базы данных, принципы их построения и функционирования.

1

1

 

10.

Создание базы данных. Создание таблиц с помощью Мастера.

2

 

2

11.

Заполнение таблиц. Первичный ключ. Маска ввода.

2

1

1

12.

Переименование поля таблицы. Изменение ширины столбца таблицы.

2

 

2

13.

Создание формы. Представление записей в форме.

2

1

1

14.

Заполнение формы.

2

 

2

15.

Представление формы в режиме таблицы.

2

 

2

16.

Вставка элемента управления в форму.

2

1

1

17.

Фильтр. Создание нового поля в таблице.

2

 

2

18.

Создание отчёта с помощью мастера. Конструктор отчёта.

3

1

2

19.

Организация работы с данными. Установка связей между таблицами.

2

 

2

20.

Создание подчинённой формы. Применение фильтра к сортировке данных.

2

 

2

21.

Копирование таблиц.

2

 

2

22.

Создание запросов.

3

1

2

23.

Передачи информации.

2

1

1

24.

Каналы связи

2

1

1

25.

Организация и структура телекоммуникационных сетей.

3

1

2

26.

Глобальная компьютерная сеть.

2

 

2

27.

Способы подключения к Интернет.

2

1

1

28.

Услуги компьютерных сетей. Электронные документы.

3

 

3

29

Разработка Web- страниц. Основы HTML. Теги.

2

1

1

30

Заголовки, линии, параграф.

2

1

1

31

Управление цветом, размером, начертанием.

3

1

2

32

Создание текстовых документов в формате HTML.

2

0,5

1,5

33

Таблицы.

2

0,5

1,5

34

Списки.

2

0,5

1,5

35

Гиперссылки.

2

0,5

1,5

36

Графические объекты в формате HTML.

2

0,5

1,5

37

Бегущая строка.

2

0,5

1,5

38

Музыкальный фон.

2

 

2

Раздел 4. Творческий проект

62

10

52

 39

Выбор темы проекта. Составление текстовых документов. Оформление материалов проекта.

20

4

 16

 40

Планирование содержания.

Сбор материалов в Интернет.

9

1

 8

 41

Эскиз структуры страницы.

15

1

14

42

Дизайн страницы.

5

1

4

43

Гиперссылки на странице.

5

1

4

44

Электронные адреса.

3

1

2

45

Редактирование страницы.

5

1

4

Программа Office Publisher.

59

10

49

46

Создание документа в программе Office Publisher.

7

1

6

47

Создание документа  с помощью заготовок в программе Office Publisher.

3

1

2

48

Вставка объектов в программе Office Publisher.

3

1

2

49

Создание открытки в программе Office Publisher.

11

1

10

 50

Создание газеты в программе Office Publisher.

12

 2

10

 51

Создание буклета в программе Office Publisher.

12

 2

10

 52

Редактирование  в программе Office Publisher.

6

 

6

 53

Вставка рисунков в программе Office Publisher.

5

 2

3

Раздел 5. Повторение.

6

2

4

54

Повторение изученного за 2 год обучения.

6

2

4

ИТОГО

216

43

173

Методическое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специально оборудованного кабинета

  1. ПЭВМ 15 шт.
  2. Принтер струйный 1 шт.
  3. Принтер лазерный 1 шт.
  4. Сканер 1 шт
  5. Операционная система "Windows ХР". 15 шт.
  6. Рабочий пакет "Offise Windows 2003-2007" 15 шт.
  7. Необходимые программные продукты или их бесплатные "близнецы" согласно целям и задачам данного курса.

Каждое рабочее место воспитанника должно быть оборудовано следующим образом: компьютер с установленным необходимым программным обеспечением, мышь, наушники с микрофоном. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания, игровые задания, викторины.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: тетрадь, ручка (для обучающихся), плакаты, мультимедийные презентации.

Литература:

1. Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах. – Просвещение, 1991.

2. Вершинин, О.Е. За страницами учебника информатики.- Просвещение, 1991.

3. Зарецкий, А. Энциклопедия профессора Фортрана.- Просвещение, 1991.

4. Справочник школьника 5-11, АСТ-ПРЕСС, 2001 г.

5. Фигурнов, В.Э.  BM PC для пользователя. Краткий курс.- ИНФРАМ.М, 1998.

6. Макарова, Н.В. Информатика. Практикум по информационным технология 7-9 класс.-  Питер, 2004.

7. Макарова, Н.В. Информатика: Учебник.- Питер, 2001.

8. Макарова, Н.В. Информатика: Задачник по моделированию. 7-9 класс.- Питер, 2003.

9. Угринович, Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 класс. - БИНОМ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

   Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

Дополнительная образовательная программа детского объединения «Акварелька»

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Программа рассчитана на один год обучения с недельной нагрузкой 4 ча...

Дополнительно образовательная программа детского объединения :« Воздушная сказка».

Твистинг (по-английски "скручивание") сейчас очень популярен на Западе и в Америке.  В России он только начинает развиваться. А ведь это веселое занятие развивает творческие способности детей и в...

Дополнительная образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»

Срок реализации программы – 1 год (возраст детей 10-12 лет)....

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа "Школа безопасноти" расчитана на 2013-2018г., с основными направлениями работы....

Дополнительная образовательная программа "Детский музыкальный театр"

Программа направлена на развитие  творческого потенциала формирующейся личности, художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность....