Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
    календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

    В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.

    Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

    В детском объединении учащимся предоставляется возможность изучить компьютер, познакомиться с программами и попрактиковаться работе на компьютере в компьютерном классе.

    Цель дополнительного образования состоит в помощи тем детям, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx33.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    Дополнительного образования детей

    Центр внешкольной работы Меленковского района

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    «Компьютерная грамотность»

    (программа предназначена для обучающихся 10-13 лет, рассчитана  на 3года обучения)

    Программа утверждена:                                                                    Составитель:

    На заседании методического совета                          Кандрушина Елена Николаевна

    Дата

    Директор

    Подпись руководителя

    Меленки 2011

    Пояснительная записка

    В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.

    Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

    В детском объединении учащимся предоставляется возможность изучить компьютер, познакомиться с программами и попрактиковаться работе на компьютере в компьютерном классе.

    Цель дополнительного образования состоит в помощи тем детям, чьи интересы в использовании возможностей компьютера выходят, на определенном этапе, за рамки школьного курса информатики.

    Новизна программы.

    Основная задача учреждений дополнительного образования, создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения. Появление персонального компьютера и широкое его применение в различных сферах влечет за собой изменение и совершенствование системы образования в частности дополнительного образования.

    Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения информатикой как предмета изучения.

    Посещая занятия, ребята смогут сделать первые шаги в изучении информационных технологий или уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти своё место в современном информационном мире.

    Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму, использовать её для решения учебных задач. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетенции обучающегося.

    Люди самых разнообразных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это исследователи в различных научных и прикладных отраслях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, модельеры тканей и одежды, фотографы и др.

    Информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет даёт возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широком диапазоне науки и техники.

    Педагогическая целесообразность.

    Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции, также продиктована современными условиями информационного общества. Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно рассматривать умение представлять себя и свой продукт деятельности как инструмент, позволяющий расширять и поддерживать профессиональную компетентность на должном уровне, улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем.

    Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

    1. принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
    2. формах и методах обучения (дифференцированное обучение, проекты занятия, соревнования, экскурсии.);
    3. методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов и др.);
    4. средствах обучения. Каждое рабочее место обучающегося должно быть оборудовано следующим образом: компьютер с установленным необходимым программным обеспечением, мышь, наушники с микрофоном. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания, игровые задания, викторины.

    Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: тетрадь, ручка (для обучающихся), плакаты, мультимедийные презентации.

    Цели программы:

    1. Обучить работе в основных офисных пакетах и базовых программах MS Windows.
    2. Сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач;
    3. Формировать информационно – коммуникационную компетентность.

    Задачи:

    1. формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
    2. формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
    3. формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
    4. формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
    5. формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
    6. формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 14 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.

    Сроки реализации образовательной программы 3 года.  

    2008 – 2009 г. – первый год обучения

    2009 – 2010 г. – второй год обучения

    2010 – 2011 г. – третий год обучения

    Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

    При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

    1. демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
    2. фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
    3. самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

    Технологии и формы обучения

    1. теоретические занятия;
    2. практические занятия;
    3. творческие проекты
    4. свободное творчество.
    5. тестирование.

    Режим занятий:

    Занятия проводятся: 1-й год - 2 раза в неделю по 2 часу (итого 4 часа в неделю, 144 часа в год). 2-й год 3 раза в неделю по 2 часа (итого 6 часов в неделю, 216 часов в год). 3-й год 3 раза в неделю по 2 часа (итого 6 часа в неделю, 216 часов в год). За весь срок обучения 576 часов.

    Ожидаемые результаты освоения программы.

    После завершения курса третьего года обучения обучающийся будет знать:

    1. Основные приёмы и теги используемые при создании Web-страницы.
    2. Основные правила работы в локальных сетях.

    Обучающийся будет уметь:

    1. Базы данных, системы управления базами данных. Типовые задачи обработки информации в базах данных. Информационно-поисковые системы.
    2. Структура базы данных. Поиск и сортировка. Вывод информации из базы данных.
    3. Загружать базу данных; осуществлять поиск и сортировку информации в базе данных, выводить базу данных.
    4. Создавать собственную Web-страницу.
    5. Находить и использовать информацию в компьютерных сетях.

    Способы проверки результатов освоения программы: после изучения каждого раздела программы учащиеся выполняют творческие задания и проекты по теме. В конце каждого года изучения обучающиеся выполняют творческий проект, защита которого происходит на итоговых занятиях

    Содержание курса

    Раздел 1. Аппаратные и программные средства ИКТ.

    Тема 1.1. Компьютер 10 часов

    Содержание материала: Техника безопасности при работе на компьютере. Правила поведения в компьютерном классе. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Работа с клавиатурным тренажёром.

    Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.

    Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

    Тема 1.2. Состав ПК. 12 часов

    Содержание материала: Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор. Микропроцессор. Внутренняя память. Внешняя память. Периферийные устройства. Мультимедиа. Программное обеспечение. Компьютер как средство обработки информации. Взаимодействие устройств компьютера. Работа с клавиатурным тренажёром.

    Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль

    Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

    Тема 1.3. Освоение операционной среды Windows 50 часов.

    Содержание материала: Основные приёмы работы с мышью. Освоение навыков работы с мышью в компьютерных играх. Понятие прикладной программы. Роль и назначение прикладной программы. Структура интерфейса прикладной программы. Калькулятор. Адресная книга. Блокнот. Проводник. Word Pad.

    Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.

    Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

    Раздел 2. Телекоммуникационные технологии.

    Тема 2.1 Графические редакторы 60 часов.

    Содержание материала: Основные характеристики графического редактора Paint. Создание рисунков. Работа с фрагментами изображения. Работа с текстом. Знакомство с графическим редактором Photoshop. Основы обработки изображений. Изучение панели инструментов. Знакомство с палитрами. Закрашиваем цветом. Инструменты рисования. Работа с текстом. Выделение областей. Операции с областями. Изменение масштаба. Слои. Эффекты слоя. Трансформация слоя. Текстовые слои. Комбинация изображений. Фотомонтаж. Создание фотомонтажа с собственным фото. Маски и каналы. Основы коррекции тона. Основы коррекции цвета. Рисование кривых произвольной формы. Фильтры. Работа с фильтрами. Коллаж. Текст в Adobe Photoshop - формирование символов и абзацев. Текст в Adobe Photoshop - "горящая" и "ледяная" надписи. Сияющий текст. Рабочее окно программы Corel Draw. Линии. Текст. Объекты заливки. Обводка контуров. Отображение рисунка на экране. Упорядочение объектов. Совокупность объектов. Огибающие и деформации. Перспектива, тени и экструзия. Клоны, символы, пошаговые переходы и ореолы. Линзы. Прозрачность и фигурная обрезка. Размещение текста на траектории. Точечные изображения и коллажи.

    Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.

    Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

    Тема 2.2. Создание презентаций с помощью Power Point 68 часов.

    Содержание материала: Основные характеристики Power Point. Создание презентаций. Создание презентаций с помощью шаблонов, мастера автосодержания. Вставка звуков. Установка длительности показа слайда. Запись речевого сопровождения при показе. Вставка видеоклипа как объект.

    Формы занятий: инструктаж, упражнения, проекты, контроль.

    Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

    Тема 2.3. Текстовый редактор Word 30 часов.

    Содержание материала: Текстовый редактор и его возможности. Ввод и редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Форматирование страницы. Форматирование абзацев. Шрифты. Ввод и форматирование специальных и произвольных символов. Списки. Поиск и замена текста в документе. Средства автозамены текста. Средства автоматизации проверки правописания. Редактор формул Microsoft Equation Editor 3.0. Работа с таблицами. Размещение в документе графики. Фигурный текст. Стили. Сноски. Оглавление текста. Шаблоны документов. Документы личного характера. Служебные документы. Работа с диаграммами. Внедрение и связывание объектов.

    Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.

    Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

    Тема 2.4 Электронные таблицы. 30 часов

    Содержание материала. Табличный редактор и его возможности. Настройка Eхсel. Ввод и редактирование данных: текста и чисел, функция автозаполнения, специальные возможности автозаполнения, ввод одинаковых данных, ввод даты и времени суток, функция автозамены, копирование данных, форматы данных. Использование формул и функций. Методы оформления таблиц. Форматирование таблиц. Построение диаграмм и графиков. Размещение в документе графики. Документы личного характера. Служебные документы. Внедрение и связывание объектов. Работа со списками. Печать таблиц. Структурирование таблиц. Анализ данных. Взаимодействие с другими программами.

    Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль

    Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

    Раздел 3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации

    Тема 3.1 Освоение программы Office Publisher.60 часов.

    Содержание материала: Систематизация и хранение информации. Принципы работы в программе. Создание таблиц . Заполнение таблиц. Создание заготовки. Вставка элемента. Вставка объектов.

    Формы занятий: инструктаж, упражнения, проект, контроль

    Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

    Тема 3.2. Компьютерные телекоммуникации 67 часов.

    Содержание материала: Передача информации. Каналы связи. Организация и структура телекоммуникационных компьютерных сетей. Глобальная компьютерная сеть. Способы подключения к Internet. Услуги компьютерных сетей. Разработка Web - страниц. Разработка Web- страниц. Основы HTML. Теги. Заголовки, линии, параграф. Управление цветом, размером, начертанием. Создание текстовых документов в формате HTML. Таблицы. Списки. Гиперссылки. Графические объекты в формате HTML. Бегущая строка. Музыкальный фон.

    Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль

    Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

    Раздел 4. Творческий проект

    Тема 4.1. Выполнение творческого задания 178 часов

    Содержание материала: Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проекта. Выполнение проекта и оформление документации. Защита проекта.

    Формы занятий: инструктаж, проекты, контроль

    Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

    Раздел 5. Повторение

    Тема 5.1 Повторение 10 часов.

    Содержание: повторение проводится в начале каждого года обучения, (начиная со второго) по изученным темам предыдущего года, и в конце изучения всего курса по всем разделам.

    Формы занятий: упражнения, контроль

    Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - компьютер.

    3-й год обучения

    № п/п

    Раздел, тема.

    Количество часов

    Всего

    Теоретич. Занятия

    Практич.

    Занятия

    Раздел 2. Телекоммуникационные технологии

    24

    4

    20

    1.

    Использование формул и функций.

    10

    2

    8

    2.

    Документы личного характера в электронных таблицах.

    3

    1

    2

    3.

    Служебные документы в электронных таблицах.

    3

    1

    2

    4.

    Внедрение и связывание объектов.

    2

     

    2

    5.

    Работа со списками.

    2

     

    2

    6.

    Печать таблиц. Структурирование таблиц.

    2

     

    2

    7.

    Анализ данных. Взаимодействие с другими программами.

    2

     

    2

    Раздел 3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации.

    65

    17

    48

    8.

    Систематизация и хранение информации.

    1

    1

     

    9.

    Базы данных, принципы их построения и функционирования.

    1

    1

     

    10.

    Создание базы данных. Создание таблиц с помощью Мастера.

    2

     

    2

    11.

    Заполнение таблиц. Первичный ключ. Маска ввода.

    2

    1

    1

    12.

    Переименование поля таблицы. Изменение ширины столбца таблицы.

    2

     

    2

    13.

    Создание формы. Представление записей в форме.

    2

    1

    1

    14.

    Заполнение формы.

    2

     

    2

    15.

    Представление формы в режиме таблицы.

    2

     

    2

    16.

    Вставка элемента управления в форму.

    2

    1

    1

    17.

    Фильтр. Создание нового поля в таблице.

    2

     

    2

    18.

    Создание отчёта с помощью мастера. Конструктор отчёта.

    3

    1

    2

    19.

    Организация работы с данными. Установка связей между таблицами.

    2

     

    2

    20.

    Создание подчинённой формы. Применение фильтра к сортировке данных.

    2

     

    2

    21.

    Копирование таблиц.

    2

     

    2

    22.

    Создание запросов.

    3

    1

    2

    23.

    Передачи информации.

    2

    1

    1

    24.

    Каналы связи

    2

    1

    1

    25.

    Организация и структура телекоммуникационных сетей.

    3

    1

    2

    26.

    Глобальная компьютерная сеть.

    2

     

    2

    27.

    Способы подключения к Интернет.

    2

    1

    1

    28.

    Услуги компьютерных сетей. Электронные документы.

    3

     

    3

    29

    Разработка Web- страниц. Основы HTML. Теги.

    2

    1

    1

    30

    Заголовки, линии, параграф.

    2

    1

    1

    31

    Управление цветом, размером, начертанием.

    3

    1

    2

    32

    Создание текстовых документов в формате HTML.

    2

    0,5

    1,5

    33

    Таблицы.

    2

    0,5

    1,5

    34

    Списки.

    2

    0,5

    1,5

    35

    Гиперссылки.

    2

    0,5

    1,5

    36

    Графические объекты в формате HTML.

    2

    0,5

    1,5

    37

    Бегущая строка.

    2

    0,5

    1,5

    38

    Музыкальный фон.

    2

     

    2

    Раздел 4. Творческий проект

    62

    10

    52

     39

    Выбор темы проекта. Составление текстовых документов. Оформление материалов проекта.

    20

    4

     16

     40

    Планирование содержания.

    Сбор материалов в Интернет.

    9

    1

     8

     41

    Эскиз структуры страницы.

    15

    1

    14

    42

    Дизайн страницы.

    5

    1

    4

    43

    Гиперссылки на странице.

    5

    1

    4

    44

    Электронные адреса.

    3

    1

    2

    45

    Редактирование страницы.

    5

    1

    4

    Программа Office Publisher.

    59

    10

    49

    46

    Создание документа в программе Office Publisher.

    7

    1

    6

    47

    Создание документа  с помощью заготовок в программе Office Publisher.

    3

    1

    2

    48

    Вставка объектов в программе Office Publisher.

    3

    1

    2

    49

    Создание открытки в программе Office Publisher.

    11

    1

    10

     50

    Создание газеты в программе Office Publisher.

    12

     2

    10

     51

    Создание буклета в программе Office Publisher.

    12

     2

    10

     52

    Редактирование  в программе Office Publisher.

    6

     

    6

     53

    Вставка рисунков в программе Office Publisher.

    5

     2

    3

    Раздел 5. Повторение.

    6

    2

    4

    54

    Повторение изученного за 2 год обучения.

    6

    2

    4

    ИТОГО

    216

    43

    173

    Методическое обеспечение

    Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специально оборудованного кабинета

    1. ПЭВМ 15 шт.
    2. Принтер струйный 1 шт.
    3. Принтер лазерный 1 шт.
    4. Сканер 1 шт
    5. Операционная система "Windows ХР". 15 шт.
    6. Рабочий пакет "Offise Windows 2003-2007" 15 шт.
    7. Необходимые программные продукты или их бесплатные "близнецы" согласно целям и задачам данного курса.

    Каждое рабочее место воспитанника должно быть оборудовано следующим образом: компьютер с установленным необходимым программным обеспечением, мышь, наушники с микрофоном. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания, игровые задания, викторины.

    Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: тетрадь, ручка (для обучающихся), плакаты, мультимедийные презентации.

    Литература:

    1. Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах. – Просвещение, 1991.

    2. Вершинин, О.Е. За страницами учебника информатики.- Просвещение, 1991.

    3. Зарецкий, А. Энциклопедия профессора Фортрана.- Просвещение, 1991.

    4. Справочник школьника 5-11, АСТ-ПРЕСС, 2001 г.

    5. Фигурнов, В.Э.  BM PC для пользователя. Краткий курс.- ИНФРАМ.М, 1998.

    6. Макарова, Н.В. Информатика. Практикум по информационным технология 7-9 класс.-  Питер, 2004.

    7. Макарова, Н.В. Информатика: Учебник.- Питер, 2001.

    8. Макарова, Н.В. Информатика: Задачник по моделированию. 7-9 класс.- Питер, 2003.

    9. Угринович, Н. Информатика и информационные технологии. 10-11 класс. - БИНОМ, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

       Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

    Дополнительная образовательная программа детского объединения «Акварелька»

    Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Программа рассчитана на один год обучения с недельной нагрузкой 4 ча...

    Дополнительно образовательная программа детского объединения :« Воздушная сказка».

    Твистинг (по-английски "скручивание") сейчас очень популярен на Западе и в Америке.  В России он только начинает развиваться. А ведь это веселое занятие развивает творческие способности детей и в...

    Дополнительная образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»

    Срок реализации программы – 1 год (возраст детей 10-12 лет)....

    Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

    Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

    Программа "Школа безопасноти" расчитана на 2013-2018г., с основными направлениями работы....

    Дополнительная образовательная программа "Детский музыкальный театр"

    Программа направлена на развитие  творческого потенциала формирующейся личности, художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность....