Дополнительная образовательная программа "Детский музыкальный театр"
рабочая программа

Агапова Ирина Юрьевна

Программа направлена на развитие  творческого потенциала формирующейся личности, художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dmt.doc183.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа  разработана в соответствии с авторской программой   С.А. Маркидонова  «Детский музыкальный театр в школе»,  направлена на развитие  творческого потенциала формирующейся личности художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.

Особенностью данной программы является то обстоятельство, что для ее плодотворного и творческого осуществления приглашаются дети школьного возраста, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, а также родители и педагоги.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней обобщен уже имеющийся опыт по созданию детского музыкального театра и на этой основе предложена педагогическая модель функционирования детского музыкального театра, как единого учебно-постановочного организма школьников, педагогов и родителей.

Актуальность программы заключается в том, что детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно-творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.

Педагогическая целесообразность. Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно-ориентированного подхода (обращение к собственному опыту жизнедеятельности обучающегося; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

- сотрудничества и ответственности.

Цель программы:  создание условий для развития творческих способностей обучающихся в музыкально – сценической деятельности.

Задачи:

- вовлечь  обучающихся в разные виды творческой деятельности;

- развивать умения по актерскому мастерству, сценической речи, вокалу;

- формировать навыки общения и поведения в коллективе обучающихся разного возраста.

Возраст обучающихся – 7-9 лет.

Данная программа рассчитана на два года обучения.

Программа предусматривает использование групповой и индивидуальной форм учебной работы.

Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 час – актерское мастерство и сценическая речь, 1 час – вокально-хоровые занятия.

Индивидуальная работа  проводится  1 раз  в неделю.

Для занятий в объединении принимаются обучающиеся по желанию, на основе проверки музыкального слуха, голоса, чувства ритма. (Диагностика музыкальных способностей – начальная, промежуточная, итоговая)

Возможен прием в течение года.

В программе возможно введение системы дублерства (каждого участника действия может заменить дублер из второго состава).

Наполняемость групп – 12-15 человек.

Ожидаемые результаты освоения программы

1 год обучения

Разделы

Должны знать

Должны уметь

Вокальная и хоровая работа.

- вокально-хоровые термины: артикуляционный аппарат, регистр, тембр, атака звука и т.д.;

- приемы пения (legato;  staccato; markato).

 

- использовать глубокое (нижнереберное) дыхание;

- петь в различных штрихах;

- петь в ансамбле (ритмическом, темповом);

- выразительно исполнять партии героев;

 

Актерское мастерство и сценическая речь.

- сценические термины и понятия: речевой аппарат, импровизация, пантомима и т.д.;  

- музыкально-театральные жанры (музыкальная сказка, мюзикл, комедия, трагедия, опера);

- 8-10 скороговорок;

-  контролировать свои сценические чувства и действия;

- анализировать литературные и поэтические тексты;

- произносить скороговорки (стихи, текст) в движении, разных позах, в заданном темпе;

- свободно и естественно выполнять на сцене простейшие физические действия.

2 год обучения

Разделы

Должны знать

Должны уметь

Вокальная и хоровая работа.

- виды вокально-хорового исполнительства (сольное исполнение, хор и солисты, хоровое многоголосие);

- вокально-хоровые термины: артикуляция, певческая постановка, певческое дыхание, атака звука;

- 3-4 артикуляционных упражнений;

 - пользоваться певческим дыханием, певческой постановкой;

-эмоционально передавать песенный образ.

Актерское мастерство и сценическая речь.

(Музыка и движение)

- правила поведения в театре, концертном зале;

- сценические термины:

артикуляция, акцент, сильная, слабая доля, этюд;

- 4-5 скороговорок.

- ориентироваться в пространстве;

- «перевоплощаться»;

- контролировать свои сценические чувства и действия.

- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой, регистрами, движениями партнеров;

- творчески использовать знакомые движения;

- придумывать выразительные движения в соответствии с характером музыки.

Результатом деятельности обучающегося  в детском музыкальном театре является: объем знаний и умений по разделам курса; творческое проявление в процессе исполнения музыкального спектакля в актерском, вокальном или пластическом отношении; участие в конкурсах вокалистов с сольным репертуаром.

Определение степени творческого развития обучающихся проводится с помощью следующих параметров:

- активность;

- фантазия;

- актерское мастерство

Главным критерием в оценке деятельности ребенка в детском музыкальном театре является его творческое проявление в процессе исполнения музыкального спектакля в актерском, вокальном или пластическом отношении. Обязательной формой подведения итогов реализации данной программы является постановка и предъявление детского музыкального спектакля.

В процессе обучения используются следующие методы ведения музыкальных постановочных репетиций с детьми:

- игровой метод освоения партитуры роли и сценического действия (игра-драматизация, этюд по фрагментам  спектакля, перевод в сценические действия).

- деятельностный метод (организация деятельности – специальные упражнения, поручения, распределение ролей, театральные тренинги, обсуждение ситуаций).

- метод упражнений.

Общие положения организации и формирования детского музыкального театра в школе

1. Детский музыкальный театр - есть средство художественно-эстетического воспитания обучающихся.

2. Детский музыкальный театр существует в форме мюзикла, детской музыкальной сказки, игры-драматизации, зримой песни.

3. Детский музыкальный театр – это определенный вид музыкально – театральной исполнительской деятельности. Отсюда следует, что участники театра должны быть певцами и актерами одновременно. Кроме того, каждый член музыкального театра должен уметь танцевать, переживать и пластически выражать музыкальное действие. Эти условия предполагают наличие музыкально – театральных (творческих) способностей и их развитие.

4. Учебная работа в детском музыкальном театре осуществляется в двух направлениях: а) музыкальном, б) театральном.

Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия и игру на детских музыкальных инструментах. Занятия по вокалу предполагают постановку и развитие детского певческого  голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля.

Хоровые занятия представляют собой работу над хоровыми фрагментами партитуры музыкально-сценического произведения, кроме того, они формируют умения и навыки хорового пения: полетный звук, певческое дыхание, интонацию, ритм, дикцию и т.д.

Театральное направление  представляет собой занятия по актерскому мастерству и сценической речи. Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать у них умения сценической импровизации, актерской пластики (игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами, «Музыка и движения» и т.д.).

  Занятия сценической речью должны развивать речевой аппарат, культуру поведения на сцене, дикцию, образность и эмоциональную подачу текста.

Структура детского музыкального театра представляет собой две ступени:

1 ступень – хоровой театр (1 год обучения)

2 ступень – детский музыкальный театр (2 год обучения)

Хоровой театр.

Занятия в хоровом театре осуществляются по следующим направлениям:

а) театрализация исполняемой музыки всем хором;

б) развитие сценической импровизации;

в) использование детских музыкальных инструментов;

г) ритмические упражнения.

Детский музыкальный театр.

Кроме вышеперечисленных занятий по направлениям, в театре составляется график сценических репетиций готовящегося музыкального спектакля.

Сценические репетиции проводятся после того, как участниками музыкального спектакля освоены музыкальный и литературно-драматический материал. На них присутствуют все участники и руководитель музыкальной постановки.

Особенностью некоторых детских музыкальных сказок, мюзиклов является то обстоятельство, что в них принимают участие взрослые: педагоги школы, родители, студенты. Участие взрослых в детской музыкальной постановке обогащает коллективную творческую деятельность, повышает общий исполнительский уровень, создает хороший нравственно-психологический климат в театральном коллективе и перспективу в работе.

Педагогическая модель музыкально-сценической деятельности детей хорового театра.

Первая ступень – изучение доступных элементов условности в музыкально – сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, приобретение умения перевода содержания музыкального языка на мимику, жестикуляцию, пластику поведения.

Вторая ступень – прочное освоение авторского музыкально-сценического рисунка действующих лиц. На этой основе дети ищут способы интерпретации, исходя из жизненного и эстетического багажа.

Третья ступень – найдя оригинальную новую интерпретацию, соответствующую замыслу композитора и отражающую детское видение, школьники демонстрируют творческую деятельность.

Этапы организации музыкально-постановочной деятельности:

(форма спектакля, содержание, образ)

- показ учителем произведения «под рояль» (либо видео-показ, аудио-прослушивание);

- создание музыкально-словесными средствами общего образа будущего музыкального спектакля;

- распределение ролей;

- освоение музыкального и драматического материала: индивидуально, на хоровых репетициях, постановка и освоение отдельных мизансцен, подготовка танцевальных номеров;

- начало сценических репетиций;

- совместная работа музыкально-постановочного коллектива;

- премьерный и повторный показ спектакля.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Раздел

Темы занятий

Кол-во часов

Актерское мастерство и сценическая речь

1

Развитие фантазии на основе реальных образов природы.

Созерцание, наблюдение (форма камней, раковин, паутины, движение облаков, воды, повадки животных и т.д.)

1

2

Перевоплощение через пластические характеристики растительного мира и мира природных стихий: а) растения дышат, чувствуют, живут (этюды-превращения), б) передача состояний природы в движении «Я – ветер, облако, волна, арбуз, трава…», в) превращения рук (руки – трава, цветы, бабочки, собаки…)

1

1

1

3

Освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений.

1

4

Развитие речевого аппарата:

- работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (упражнения типа: «Точилка», «часики», «качели», «кружочки», «покусывание»… образы букв (на что похоже);

2

«Музыка и движение»

1

Музыкально-ритмические навыки:

- ритмичные  движения  в соответствии с различным характером музыки, динамикой, регистрами (высокий, средний, низкий);

- выделение в движении сильной доли такта, смена движений в соответствии с формой музыкального произведения;

-  передача  ярко выраженных акцентов в движении;

- определение  мало контрастных частей музыки;

- самостоятельная ориентировка в характере музыки;

- точное начало движения после вступления;

- передача  в движениях частей и фраз музыкального произведения, динамических оттенков

- передача хлопками простого ритмического рисунка;

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Навыки выразительного движения:

-  ритмичная ходьба спокойным шагом с высоким подниманием ног;

- ритмичный бег, поскоки с ноги на ногу;

- легкий, свободный прямой галоп;

- пружинящие движения;

- поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке;

-  шаг на всей стопе с продолжением вперед и в кружении;

- закрепление умения выставлять ногу поочередно на носок и пятку;

-   самостоятельные действия в  играх, поиск выразительных движений, не подражая друг другу; придумывание движений в соответствии с характером музыкального произведения;

-  использование знакомых движений в свободных плясках, импровизациях.

1

1

1

1

1

1

3

Игровые упражнения без предметов.

«Пружинки». «Вертушки».

Правильно и ритмично пружинистым бегом, кружиться в парах на бегу.

«Полетаем на самолете».

В соответствии с легкой подвижной музыкой передавать образы летящих самолетов.

Чувствовать постепенное ускорение музыки и усиление ее звучания в начале произведения. Различать направление мелодии вниз, вверх.

«Петушок».

Передавать в движении простейший ритмический рисунок. Перевоплощаться «в Петушка».

«Стираем  платочки».

Выразительно передавать движением рук

содержание упражнения, меняя характер

движения на каждую вариацию.        

«Поднимай флаг!»

Слышать и передавать в движении начало и

окончание музыки. Ритмично выполнять

движения с флажками.         

«Ловишка»

Слышать окончание музыкальной фразы.

Передавать словами и хлопками ритмический

рисунок мелодии.        

«Зайцы и Лиса»

Самостоятельно выполнять движения в

соответствии с характером музыки. Побуждать  детей к образному выполнению

движений, характерных для персонажей

игры.        

Игры с пением.

«Ворон».

Двигаться в соответствии с плясовым

характером музыки и передавать содержание

текста песни.  Дробный шаг.

Хороводы

«Веснянка». «На горе-то лен».

Передавать движением характер музыки.        

Пляски.

 «Парная пляска».

Двигаться парами по кругу, соблюдая интервал, следить за координацией, ритмичностью, четкостью

движений. Выразительное кружение (вправо, влево),  держась за одну руку.

«Полька».

Использовать знакомые плясовые движения.

«Пляска петрушек».

Самостоятельно переходить от одних

движений к другим, отмечая сильную долю.

Совершенствовать навык свободной

ориентировки в пространстве. Передавать

в движении характерные особенности

образа петрушек.

«Русская хороводная пляска».

Знакомить с общим характером русской

пляски, с ее простейшими композициями,

доступными данному возрасту детей, учить

плавному хороводному шагу, осанке,

характерной для русского хоровода.

«Задорные чижи».

Предложить послушать музыку и

самостоятельно определить характер движений,  соответствующих музыке.

«Танец  бабочек»  (лягушек, снежинок и т.д.)

Самостоятельно составить движения

к танцу.        

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

 34

часа

Вокально-хоровые занятия

1

Детский голос и его развитие:

-детский голосовой аппарат;

-резонаторы (головной, грудной, фальцетное звучание)

2

3

2

Певческие навыки:

а) певческое дыхание:

- смешанное дыхание;

- дыхательная гимнастика;

- вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха;

- быстрый вдох, медленный вдох;

- ощущение легкого зевка при вдохе;

- навык глубокого нижнереберного диафрагматического дыхания;

- певческая постановка - положение корпуса, головы, рта;

- устойчивое положение гортани;

- бесшумный, глубокий вдох;

- спокойное, естественное дыхание (способствует возникновению

«опорного звука»);

б) певческое звукообразование:

- смыкание и размыкание голосовых связок;

- ровность звучания певческого голоса;

- грудной регистр звучания;

- мискт (соединение грудного и головного резонаторов);

- примерное звучание голоса;  

- атака звука: твердая, мягкая, придыхательная;

- кантилена: умение петь легато, связывая звуки;

- регистр - ряд однородно звучащий звуков, берущихся единым физиологическим механизмом;

2

3

2

1

1

2

3

1

1

2

1

1

1

1

1

3

3

2

Итого:

34

часа

2 год обучения

Раздел

Темы занятий

Кол-во часов

Актерское мастерство и сценическая речь

1

Развитие произвольного внимания (зрительное, слуховое), парные и групповые упражнения, коллективные действия.

3

2

Развитие фантазии на основе реальных образов природы.

2

3

Приговорки-заклички (обращенные к ветру, тучам, радуге, солнцу, дождю).

3

4

Перевоплощение через пластические характеристики сказочных героев («Снежная королева», «Добрая Фея», «Баба-Яга», «Карлсон» и т.д.)

3

5

Развитие речевого аппарата:

Упражнения: «и, э, а, о, у, э»; звучание простых и йотированных гласных; двойные согласные; твердые и мягкие;

2

6

Развитие речевого аппарата:

-постановка дыхания, массаж мышц, участвующих в дыхании. Выработка носового дыхания. «Погасить свечку». Произношение текста на выдохе.

-массаж лба, верхней и средней части лица, массаж губ, шеи, живота;

-освоение пространства через звук (навык «посыла»).

2

1

3

7

Развитие речевого аппарата:

-скороговорки, тренировка мышц дыхательного аппарата. Дыхательная разминка;

-освоение смешанно-диафрагматического дыхания. Тренировка длинного выдоха.

2

2

8

Распределение звука и слова в сценическом пространстве:

-бросая мяч партнеру, произносить слог, слово, предложение;

-стоя по разным концам длинны стульев, посылать мяч под стульями и произносить при  этом определенную фразу.

2

2

9

Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:

 - развитие навыков логического анализа текста (на материале народных и литературных сказок);

-знаки препинания, грамматические паузы, ударения.

2

2

«Музыка и движение»

1

Хороводы.

«Веснянка», «Заплетись, плетень», « Гулять Катенька пошла», «Со вьюном я хожу»

2

2

Танцевальные импровизации

Танец «звездочек», «воды», «огня», «птиц»…

3

Итого:

36

часов

Вокально-хоровые занятия

1

Певческие навыки  певческая дикция:

- ясность, разборчивость, правильность произношения текста в пении;

- артикуляционный аппарат : губы, язык, челюсти, гортань, голосовые

связки, зубы;

- слоги с зубными язычковыми согласными д, з, т, р, л, н, а также

губные - б, п, в, м;

- гласные звуки: и, э, а, о, у, ы;

- йотированные гласные е=й+э, я=й+а, ё=й+о, ю=й+у;

- звонкие согласные: б, в, г, д, з, л, м, н, р:

- глухие согласные: с, ф, х, ч, ш, щ;

- округление гласных: а - приближается к о,

и - приближается к ю,  е - приближается к э;

-  активность артикуляционного аппарата;

- произношение согласных (кратко, четко).

- деление на слоги (перенос согласных)

1

3

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

Приемы пения: (штрихи)

-legato;

-staccato;

-markato.

3

3

2

3

Виды пения:

-кантилена-поэзия, вокал;

-речитатив (мелодический), сближение пения с речевыми интонациями.

3

2

Итого:

36

 часов


Содержание программы

1 год обучения

Актерское мастерство и сценическая речь.

Тема. Развитие фантазии на основе реальных образов природы.

Творческая деятельность, направленная на овладение навыками актерской игры, получение представления об образе.

Тема. Перевоплощение.

Развитие умения работать с воображаемыми предметами, владеть своим телом, «перевоплощаться», верить в предлагаемые обстоятельства. 

Тема. Освоение окружающего пространства.

Сценическое движение. Развитие быстрой эмоциональной реакции на происходящее действие.

Тема. Развитие речевого аппарата.

Формирование техники сценической речи. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика и упражнения.

Тема. Музыкально-ритмические навыки.

Музыкально-ритмические упражнения, позволяющие ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями партнеров.

Тема. Навыки выразительного движения.

Развитие умений ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, регистрами, темпом, метром, динамикой, формой и музыкальными фразами.

Тема. Игровые упражнения без предметов.

Творческие задания для развития танцевально-игровой деятельности, создания игрового образа.

Тема. Пляски.

Развитие танцевальной импровизации, использование различных переплясов.

Нахождение новых сочетаний знакомых плясовых движений.

Тема. Игры с пением.

Использование фольклорного, песенно-игрового, танцевального материала для развития танцевально-игрового творчества.

Вокально-хоровые занятия.

Тема. Детский голос и его развитие.

Детский голосовой аппарат. Смыкание голосовых связок. Охрана детского голоса.

Тема. Певческие навыки.

Выразительное вокальное исполнение партий героев, чистота интонирования, хорошая дикция, эмоциональная подача певческого текста.  

2 год обучения

Актерское мастерство и сценическая речь.

Тема. Развитие произвольного внимания.

Работа над умением распределить и сосредоточить внимание. 

Тема. Развитие фантазии.

Творческая деятельность, направленная на овладение навыками актерской игры, получение представления об образе. 

Тема. Приговорки-заклички.

Владение собой, своими чувствами. Создание своего «рисунка» роли.

Тема. Перевоплощение.

Развитие умения работать с воображаемыми предметами, владеть своим телом, «перевоплощаться», верить в предлагаемые обстоятельства.

Тема. Развитие речевого аппарата.

Формирование техники сценической речи. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика и упражнения.

Тема. Распределение звука и слова в сценическом пространстве.

Развитие умения распределять дыхание по слогам, словам, фразам, предложениям, распределять силу звука.

Тема. Совершенствование техники сценической речи.

Приобретение навыков логического анализа литературного и поэтического текста. Владение художественным словом. Развитие фантазии, воображения.

Тема. Хороводы.

Использование фольклорного, песенно-игрового, танцевального материала для развития танцевально-игрового творчества.

Тема. Танцевальные импровизации.

Самостоятельный подбор и использование знакомых танцевальных движений для передачи заданного образа.

Вокально-хоровые занятия.

Тема. Певческие навыки.

 Выразительное вокальное исполнение партий героев, чистота интонирования, хорошая дикция, эмоциональная подача певческого текста.  

Тема. Приемы пения.

Умение петь в штрихах легато, стаккато, нон-легато, умение петь фальцетом, умение использовать грудной регистр в пении. Умение петь в ансамбле: ритмическом, тембральном, дикционном, темповом.

Тема. Виды пения.

Понятие о разных видах исполнения музыкальных партий и умение их применить.

Условия реализации данной учебной программы:

-наличие помещения для организации школьного музыкального театра, в котором проводятся учебные занятия, проходят репетиции и постановка детских музыкальных спектаклей.

-изготовление декораций и костюмов.

-наличие музыкальных инструментов, звукового оборудования, теле - видео-аудио - фото - аппаратуры.

Музыкальный материал

Видео:

Ансамбль «Rivers Dance» Ирландия

П.И.Чайковский.  Балет «Лебединое озеро»

«Танцевальные ритмы» Стэп.

Фестиваль русских народных оркестров в г.Челябинске

Фильм – сказка «Мама»

Аудио:

«Сказка о дружбе» А. Фоминцев

«Синяя птица» музыкальная сказка. М.Метерлинк

«Елка» новогодняя сказка-мюзикл. Сергей и Вера Железновы

«Маша и Витя против диких гитар» муз.сказка. Г.Гладков, В.Луговой

Сборник классической музыки «Classic world»

«Музыка Голливуда» инструментальная музыка

James Last – инструментальная музыка

«Избранное» Классическая музыка для детей

«Танцевальные ритмы народов мира»  от Кадрили до Кантри

«Танцевальные ритмы народов мира»  от Барыни до Сиртаки

«Я с комариком плясала» Русские народные танцы

Ванесса Мэй – инструментальные композиции

Список литературы для педагога

  1. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. 3-е издание. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»)2007. – 160 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
  3. Ершова А.П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности школьников// Режиссер работает  в школе. – М.,1991.
  4. Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии. – М., 1996.
  5. Маркидонов С.А. Постановка детского музыкального           спектакля в школе. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1998.
  6. Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1998.
  7. Музыкальное образование в школе.ACADEMA,М., 2001.
  8. Новицкая Л. Уроки вдохновения.- М.,1986.
  9. Петрушин В.И. Артистизм – это тренировка. Сов. музыка. 1971.№12.
  10. Подуровский В.М., Суслова Н.В. психологическая коллекция музыкально-педагогической деятельности. ВЛАДОС – М.,2001
  11. Психология музыкальной деятельности. ACADEMA,М., 2001.
  12. Сухов Ф. Театр – творческое сообщество детей и взрослых. Искусство в школе. – 1994.-№2.-с.40.
  13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.: ил.
  14. Фольклор – музыка – театр: Программно-метод. Пособие /Под ред. С.И.Мерзляковой. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Список литературы для обучающихся

  1. Безымянная О. Школьный театр. – М.: Рольф, 2001. – 272 с., с илл.
  2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). – М.: Просвещение, 1984. – 288 с., ил., нот.
  3. Давыдова М.Агапова И., Музыкальные вечера в школе. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 256 с., с илл.
  4. Занимательная музыка. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2003. – 128 с.
  5. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М: Школьная пресса, 2000. – 96 с.: ил.
  6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  7. Науменко Г. собрал и пересказал. Березовая карусель.: Русские народные детские игры и хороводы. – М.: Дет.лит., 1980. – 63 с., ил.
  8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.: ил.
  9. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999. – 272 с.
  10. Фоминцев А. «Царевна – лягушка» муз.сказка..

Критерии оценки развития творческих способностей учащихся:

Активность:

 Индекс

Степень развития

0

Отсутствие.

1

Участие в устных разработках.

2

Участие в практических разработках.

3

Самостоятельная творческая активность.

Фантазия:

 Индекс

Степень развития

 0

Не развита.

1

Фантазия от сопутствующего сигнала.

2

Фантазия полного образа

3

Фантазия самостоятельная.

Актёрское мастерство:

 Индекс

Степень развития

 0

Не развито.

1

Выход в сценическую атмосферу.

 2

Уверенные физические действия в сценической атмосфере.

3

Передача образа  в сценической атмосфере


Диагностический инструментарий

Карта творческого развития обучающихся

Анализируемое упражнение

«Случай на каникулах»

Этюд-импровизация

«Говорящие предметы»

«Сон в летнюю ночь»

Параметры

Активность

Фантазия

Акт.  мастерство

Негатив

Активность

Фантазия

Акт. мастерство

Негатив

Активность

Фантазия

Акт.  мастерство

Негатив

Активность

Фантазия

Акт.  мастерство

Негатив

Активность:

 Индекс

Степень развития

0

Отсутствие.

1

Участие в устных разработках.

2

Участие в практических разработках.

3

Самостоятельная творческая активность.

Фантазия:

 Индекс

Степень развития

 0

Не развита.

1

Фантазия от сопутствующего сигнала.

2

Фантазия полного образа

3

Фантазия самостоятельная.

Актёрское мастерство:

 Индекс

Степень развития

 0

Не развито.

1

Выход в сценическую атмосферу.

 2

Уверенные физические действия в сценической атмосфере.

3

Передача образа  в сценической атмосфере


Диагностика музыкальных способностей

Фамилия

Имя

Интонация

Ритм

Муз. память

Кач-во пев. гол.

Эмоцион-ть

нач.

года

сер.

года

кон.

года

нач.

года

сер.

года

кон.

года

нач.

года

сер.

года

кон.

года

нач.

года

сер.

года

кон.

года

нач.

года

сер.

года

кон.

года

Интонация, ритм, музыкальная память:

Индекс

Степень развития

0

Не развито

3

Слабо развито

4

Достаточно развито

5

Оптимально развито

Качество певческого голоса, эмоциональность:

- наблюдение, прослушивание;

- описание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"

Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...

Дополнительная образовательная программа по театру художественно-эстетической направленности

Программа расчиана на 3 года обучения для детей в возрасте 8-15 лет....

Мониторинг результативности дополнительной образовательной программы «Поэтический театр «Логос»

"Мониторинг результативности дополнительной образовательной программы «Поэтический театр «Логос» - работа, которая  показывает методику проведения мониторинга результативности образовательного пр...

Дополнительная образовательная программа "Английский театр"

             Актуальностью дополнительной образовательной программы «Английский театр» является то, что в настоящее время стала очевидной идея необходим...

Вводное занятие в дополнительную образовательную программу «КВН-театр»

План вводного занятия в дополнительную образовательную программу "КВН-театр".  Занятие было проведено на Областном конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" и получило в...

дополнительная образовательная программа "КВН - театр"

Дополнительная образовательная программа "КВН - театр" . срок реализации 5 лет. Программа авторская. Авторы: Пугачёва Е.А. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, методи...