Вводное занятие по профессии Журналистика
презентация к уроку (10 класс) на тему

Мин Людмила Ивановна

Вводное занятие поможет учащимся более подробно и в тоже время вкратце познакомиться с профессией Журналистика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Журналист: профессия или призвание

О светлом будущем заботятся политики,
о светлом прошлом – историки,
о светлом настоящем – журналисты.
Жарко Петан

Цель: Знакомство с профессией журналиста.

Задачи:

- Развивать знания о профессии журналиста

- Подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии

-  Воспитывать интерес к профессии журналист

Наглядность:

1.Плакат: Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю душу, то счастье само отыщет вас.

К. Д. Ушинский.

2. Стенд с выставкой городских и областных газет.

3. Стенд с выставкой школьных газет.

4. Стенд

Оборудование: мультимедийная установка

Ход занятия

В ВИДЕ ИНТЕРВЬЮ:

- Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста! Вам нравится быть в центре внимания?

- Как Вы считаете, легко ли бороться за правду?

- Хотелось бы Вам открыть сенсацию?

- Слушая репортаж с места события, на что вы обратили бы внимание?

- Как Вы относитесь к слухам, неправдивой информации?

- Вас пригласили вести информационную передачу «Новости», о чем рассказали бы в первую очередь?

- Хотелось бы вам создать авторскую программу на ТВ? Какого типа: информационную или развлекательную?

- Вам предложили провести опрос учащихся школы. Какую тему Вы бы выбрали?

- Вас пригласили на пресс-конференцию с Владимиром Путиным. Какой вопрос задали бы?

- В газетной статье, что именно привлекает Вас: информация, описание или глубокий анализ?

- Если бы Вы брали интервью у любимого певца (певицы) о чем спросили бы?

- Вы первым узнаете интересную новость. Что сделаете, чтобы об этом узнали как можно больше людей и в короткое время?

-Какая рубрика в газете может, по-вашему, заинтересовать подростка?

(Сразу делю их на 3 группы)

УЧИТЕЛЬ: Разрешите представиться: меня зовут – Людмила Ивановна.

УЧИТЕЛЬ: Очень часто люди носят с собой блокнот и ручку. Причем, люди разного возраста, пола, профессий. Как вы думаете, кому всегда нужно иметь при себе блокнот и ручку?

УЧИТЕЛЬ: Это занятие мы посвятим знакомству с очень интересной и увлекательной профессией – журналист. (демонстрируются слайды – рабочие моменты деятельность журналистов). Журналист - прежде всего современник. Он обязан им быть. Он живёт в сфере вопросов, которые могут быть разрешены в современности.

Журналист – одна из древнейших профессий. Ещё в трудах древнеримских историков есть упоминания о ежедневных бюллетенях, которые составлялись во времена Юлия Цезаря. Древние римляне имели способ передачи известий, напоминающий газеты. Это были подступы к журналистике и профессии журналиста. Но это тема следующих занятий.

УЧИТЕЛЬ: Давайте подумаем: Для чего нужны журналисту блокнот и ручка?

Ответ. (Ответы детей подвести: все это относится к сбору информации). Журналист сначала собирает информацию.

УЧИТЕЛЬ: Прежде чем мы перейдем к практической части занятия, посмотрим, что же такое информация? Слайд.

УЧИТЕЛЬ: Нам передали блокнот журналиста, который хотел поделиться с учащимися сенсационной новостью. Но здесь, к сожалению, написана информация в сокращенном варианте. Только обрывки фраз: начало, средина, конец предложений. Как же быть, ведь эта новость должна быстро дойти к людям? Я предлагаю вам воспроизвести эту информацию и поместить ее в рубрике: Короткой строкой. (Раздаю раздаточный материал).

УЧИТЕЛЬ: Можем ли мы эту информацию сразу передать для сообщения? Теперь ее надо проанализировать. Проверить достоверность информации, чтобы она не была искажена при передаче, я прошу вас подойти ко мне и посмотреть самим как это бывает. Для подготовки качественного материала, давайте поменяемся коллективами редакций. Представим себя зав. отделами информации. (Слайд).

УЧИТЕЛЬ: Во избежание недоразумений, информацию надо проверить. Давайте поменяемся местами и займем должность корректора – человека, который исправляет ошибки. (Слайд).

УЧИТЕЛЬ. Давайте проанализируем, что же у нас получилось. Составим алгоритм представления информации (новости) людям. (Слайд)

УЧИТЕЛЬ. Отдохните немного. Физкультминутка для глаз.

УЧИТЕЛЬ. Остался последний шаг – представить информацию. Каждая редакция готовится к прямому эфиру. Я раздам вам должности: синие – операторы; красные – телеведущие рубрики «Новости»; зеленые – будут делать отсчет до начала эфира; желтые – сурдопереводчики. Они помогают ведущим.

Внимание: до начала эфира осталось 30 секунд!

Некоторые относят журналистику к творчеству, другие - к ремеслу, но достоверно известно одно: журналисты ни за что не променяют свою беспокойную профессию на другую. Постоянная смена событий, общение с людьми и активный образ жизни способны заменить им и сон, и отдых.

Сегодня вы познакомились с этой замечательной профессией. Попробовали себя в роли тележурналиста, корреспондента, корректора, редактора. Узнали, что такое информация и шаги создания статьи. Посмотрите, в каждой группе были одинаковые фразы, но новостийная информация получилась разной.

Есть много возможностей донести ее до людей. Придумав заголовки, эти новости можно разместить в школьной газете, если вы хотите поделиться информацией только с друзьями и учащимися; в районную, если есть желание, чтобы об этом узнали ваши соседи, родители, родственники; в краевых, российских газетах читателей еще больше. Как разместить статью в газете, оригинально и правильно ее оформить, откуда вообще пришла к нам газета – об этом мы поговорим на следующих занятиях. На память о нашем первом занятии я оставлю вам блокноты и ручки. Может быть, они послужат началом вашей будущей профессии - журналиста. Сегодняшнее занятие закончено. Жду вас с нетерпением завтра. Не опаздывайте.



Предварительный просмотр:

Информация
Курица несет золотые яйца

   Чрезвычайное событие произошло вчера в станице Н-ской. В доме колхозного пенсионера Дедушкина обыкновенная домашняя курица неожиданно снесла… золотое яичко. Диаметр яйца - 7,4 см в длину и 6,2 см в ширину,  вес - 154 грамма, форма - вытянутый овал, золото скорлупы предположительно 585 -й пробы. В Н-скую уже выехали специалисты НИИ домашнего животноводства  (отдел аномальных явлений) для изучения этого сенсационного факта. 

   Что главное в жанре информации? Краткое и четкое сообщение о событии, максимальная насыщенность фактическими, как можно более точными сведениями: что, где, когда и с кем произошло, каковы основные параметры происшедшего. Всё. Больше ничего не требуется. Подробности - в других жанрах.

 

Репортаж
Я видел это яйцо!

   …И вот оно - ослепительно сверкая - лежит у меня на ладони. Тяжеленькое, доложу я вам! Неужели, и правда, - золото?  Даже не верится. А напротив сидит и счастливо улыбается хозяин дома Иван Иваныч Дедушкин. Это еще бодрый для своих 75-ти старичок с козлиной бородкой…

   Главное в репортаже - эффект личного присутствия журналиста, его собственные впечатления от увиденного, которые надо постараться максимально живо и достоверно донести до читателя - так, чтобы у него сложилось ощущение, будто он сам побывал на месте события. (Вот тут-то и пригодятся детали и подробности - плод внимательных наблюдений).

 

Интервью
И.И.Дедушкин: «Спасибо, курочка!»

   - Иван Иваныч! Что вы почувствовали в первый момент, когда поняли, что яйцо не простое?
   - Честно сказать, испугался. Курочка-то наша любит по соседним огородам шастать. Вдруг, думаю, она чего-нибудь там клюнула да и проглотила, а теперь вот… здрасьте-пожалуйста!

   В жанре интервью роль рассказчика о событии передается герою, и рассказывать он должен сам, своим, характерным языком (хорошо для этого запомнить особые его словечки, интонацию, манеру говорить), а выражать он должен при этом свои собственные (а не журналиста) мысли.

 

Очерк
Золотая птица счастья

   Над станицей вечер. Светятся теплым домашним светом окна ближней к лесной опушке хаты. Много лет живут здесь старик со старухой - Иван Иваныч да Марья Петровна. Трудная у них была жизнь - коллективизация, война, потом перестройка… Мало видели они счастья… И вот - на тебе! Однажды ясным летним утром вышла Марья Петровна в сени покормить курочку, глядь, а в корзине что-то блестит…

   Очерк - наиболее «художественный», наиболее близкий к литературе жанр, предполагающий использование образных сравнений, метафор, развернутых характеристик героев, их диалогов (которые могут быть и придуманы автором, лишь бы выглядели правдоподобно), авторских отступлений и т.д.  В современной журналистике этот жанр непопулярен, используется крайне редко. Он довольно трудоемок и кажется архаичным, но в некоторых случаях именно очерк позволяет рассказать о человеке наиболее полно и объемно.

Проблемно-критический материал
А бил ли дед?

   Как же могло случиться, что уникальное явление живой природы, а именно снесенное домашней курицей золотое яйцо, не сумели сохранить в целости до приезда ученых и специалистов? Кто тут виноват? Дед поясняет, что мышка бежала, хвостиком махнула… Допустим. Но тогда возникает вопрос: отчего это у них в избе мыши по столу бегают, и почему бабка не борется с вредными грызунами? Мышь, безусловно, виновата и заслуживает самого сурового наказания, вплоть до потравы. Куда, кстати, смотрит местная санэпидстанция? Но и старики хороши! Как могло оказаться столь ценное яйцо на столе? Есть свидетели (соседи), которые показывают, что задолго до мышки дед это яйцо бил, баба била… Зачем они это делали? Уж не собирались ли они его просто-напросто съесть?

   В критическом материале главное - ответить на вопрос «кто виноват?» При этом «виноватым» с одинаковым успехом можно сделать любого из имеющихся в наличии персонажей. Объективность позиции автора, справедливость его критики зависят от того, хорошо ли он изучил все обстоятельства дела, выяснил ли все мнения «за» и «против».

 

Проблемно-аналитический материал
Не все то золото, что блестит

   …И наконец, главный вопрос: а зачем вообще эта Курочка Ряба снесла золотое яичко? Зачем бедных пенсионеров в искушение ввела? Их и так кто уж только ни обманывал - то ваучер посулят, то прибавку к пенсии… А нужны ли нашим старикам все эти золотые горы, блюдца с золотой каемочкой и тем более - золотые яйца? Не лучше ли, чтобы курочка несла каждый божий день по одному простому яйцу деду с бабой на завтрак?



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИЯ

Что главное в жанре информации? Краткое и четкое сообщение о событии, максимальная насыщенность фактическими, как можно более точными сведениями: что, где, когда и с кем произошло, каковы основные параметры происшедшего. Всё. Больше ничего не требуется. Подробности - в других жанрах.

ИНТЕРВЬЮ

В жанре интервью роль рассказчика о событии передается герою, и рассказывать он должен сам, своим, характерным языком (хорошо для этого запомнить особые его словечки, интонацию, манеру говорить), а выражать он должен при этом свои собственные (а не журналиста) мысли.

РЕПОРТАЖ

Главное в репортаже - эффект личного присутствия журналиста, его собственные впечатления от увиденного, которые надо постараться максимально живо и достоверно донести до читателя - так, чтобы у него сложилось ощущение, будто он сам побывал на месте события. (Вот тут-то и пригодятся детали и подробности - плод внимательных наблюдений).


П Р А К Т И К И


Здравствуйте, вас приветствует информационная служба

1 телеканала.

Здравствуйте, вас приветствует информационная служба

Телеканала «Россия».

Здравствуйте, вас приветствует информационная служба

Телеканала «Новости 24 часа».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...

Вводное занятие. Введение в журналистику. Как написать интересный материал. Обсуждение тематики первого выпуска.

Цели:Обучающие: познакомить учащихся со специальностями сферы “Журналистика”, с основными профессиональными качествами, которыми должен обладать журналист;Развивающие: развитие творческих ...

Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"

Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой,  с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....


 

Комментарии

Мин Людмила Ивановна

Вводные занятия помогут учащимся узнать о профессии Журналистика