Развитие коммуникативных способностей на занятиях по английскому языку у дошкольников в МОУ ДОД ДТДМ «Истоки»
статья на тему

Копылова Елена Сергеевна

Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kopylova_e.s..doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей на занятиях по английскому языку у дошкольников в МОУДОД ДТДМ «Истоки»

Копылова Елена Сергеевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Включение иностранного языка в систему дошкольного обучения и воспитания в РФ было продиктовано рядом причин, основной из которых явилось наличие определенного противоречия между возросшей ролью овладения иностранными языками в современном мире и превращением их в существенный фактор социально-экономического развития общества в целом и недооценкой и несовершенством обучения им в современной российской школе. Изменение экономических, политических, социальных условий в жизни человечества побуждают родителей и педагогов к поиску новых возможностей для изучения иностранного языка детьми.

Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе, справедливо заметили И.А. Шишкова и  М.Е. Вербовская [9; С. 5]. Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:

а) умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова, простейшие фразы за педагогом, носителем языка или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;

б) накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;

в) овладение определенным количеством несложных грамматических структур; построение связного высказывания, при котором речь должна строиться преднамеренно, так как ребенок использует ограниченный словарный запас, и планироваться, поскольку даже в пределах ограниченного словарного запаса нужно научиться выражать свои мысли;

г) умение связно высказываться в пределах тематики и ситуаций общения (базируется на усвоении звуковой стороны иностранного языка, определенного словарного запаса и грамматических структур);

д) внимательное отношение к речи собеседника и соответствующая реакция на его вопросы.

Говоря об обучении дошкольников иностранному языку, мы, прежде всего, говорим о развитии детей средствами иностранного языка. Параллельно с овладением иностранным языком происходит развитие важных психических процессов, таких как произвольное внимание, кратковременная и долговременная память, зрительная, слуховая и моторная память, логическое мышление. Занятия иностранным языком предполагают развитие коммуникативных способностей, которые необходимы для последующей социализации детей в обществе.

Обучение иностранному языку призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру с целью лучшей адаптации его к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.

При обучении иностранному языку дошкольников особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов. Очень важно на первом году обучения помочь детям овладеть артикуляционной базой и интонационным оформлением речи, то есть формировать фонетические навыки: умение правильно говорить с фонетической точки зрения, повторять английские слова за преподавателем или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью).

Обучение произношению проводится во время специального этапа занятия: фонетическая зарядка. Для того чтобы постановка произношения не утомляла детей, существуют различные фонетические упражнения.

Работа над звуковым образом слова готовит детей к чтению на английском языке.

Лексические навыки в первый год обучения вводится через речь педагога, аудио и визуальные средства обучения.

Цель обучения – развитие способностей ребенка выражать мысли на английском и свое отношение к себе и окружающей действительности в процессе общения и деятельности.

Задачи обучения детей дошкольного возраста элементарным навыкам английской устной речи: понимание на слух и ведение беседы на простейшие темы.

В рамках ситуативно-коммуникативно-личностно-деятельностного подхода А. Н. Леонтьева и В. Г. Мироновой к обучению иностранным языкам и основанного на нем сознательно-практического метода основными методическими принципами, отличающими один метод от другого, признаются коммуникативно-деятельностный принцип и принцип сознательной систематизации языкового материала [5]. Суть первого заключается в том, что процесс обучения является моделью коммуникации и основывается на коммуникативно-мотивированном поведении педагога и обучаемого в ходе занятий и на предметности процесса коммуникации, которая выражается в тщательном отборе коммуникативных задач, тем и ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности обучаемых.

Коммуникативная обстановка на учебных занятиях должна характеризоваться умственной и эмоциональной активностью общающихся, атмосферой дружелюбия, доверия и взаимопонимания. Этого можно достичь специальными играми, учетом социально-личностных факторов и факторов ситуативной ориентировки общения, а также коммуникативным поведением участников общения. Ситуативные факторы ориентировки предполагают пространственные и временные условия общения. Пространственные условия общения учитываются при выборе местоположения детей в комнате, создании непринужденной обстановки путем не сдерживания двигательной активности детей в игре. Созданию коммуникативной обстановки способствует также оснащение учебной комнаты игрушками, игровыми атрибутами, магнитной доской, магнитофоном или проигрывателем.

Коммуникативное поведение участников общения заключается в адресованности речи и ее адекватном восприятии. Адекватное восприятие поощряет и стимулирует говорящего. Это поощрение может выражаться в качественной оценке ответа или игрового действия ребенка, внимании слушающего, вербальных и экстралингвистических поступках, ожидаемых говорящим, в паралингвистических проявлениях (выражении глаз, мимике, жестах и др.).

Занятия проходят в игровой форме, широко используются дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры, драматизация.

Что касается способов создания игровых ситуаций англоязычного общения дошкольников, то здесь мы исходим из необходимости воссоздания в этих целях внутренних и внешних условий англоязычного общения.

К внутренним условиям общения в данном случае относятся мотивационная основа и речевая установка на иностранный язык.

Мотивационная основа общения формируется путем моделирования потребности, его мотивов, целей, коммуникативного намерения. Англоязычная речевая установка может быть сформирована при наличии следующих факторов: а) привычки к общению с учителем преимущественно на данном английском языке; б) создании специально оборудованной комнаты, использовании постоянных кукольных персонажей для организации игровой деятельности детей на английском языке, исполнении песен, использовании считалок, рифмовок и т. д.; в) использовании ритуальных приемов, фонетических зарядок, специальных игр на психотехнику, способствующих мобилизации внимания, активности.

К внешним условиям общения относятся обеспечение предметного содержания общения и организация коммуникативной обстановки на учебных занятиях.

Предметное содержание общения включает такие понятия, как предмет, продукт и результат. Предметом англоязычного общения дошкольников могут быть реальные или игровые отношения между людьми, сказочными персонажами, куклами или даже предметами и мысли, возникающие в результате этих отношений. При ситуативно-игровом моделировании англоязычного общения одинаково значимо достижение как игрового результата, так и учебного, то есть решение определенной коммуникативной задачи. Это означает, что результат общения, проявляющийся в вербальной или экстралингвистической реакции собеседника не должен выпадать из поля зрения как педагога, так и самих детей.

Иными словами, в период обучения иностранному языку необходимо заложить основы для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности – слушании, говорении, чтении, творческих работах и письме. Основы коммуникативной компетенции также формируется через овладение основами лексико–грамматического словаря и применение его в повседневной жизни.

Дети показывают навыки овладения английским языком на праздниках ШРТР (школы раннего творческого развития): «Осенины», «Рождество», «Праздник Весны», «Здравствуй, лето». Совместно с другими педагогами ШРТР могут проходить комплексные занятия.

Контроль усвоения материала осуществляется в виде диагностики в конце первого полугодия и в конце учебного года. Основные методы контроля: наблюдение и тестирование. Текущий контроль осуществляется в форме индивидуального опроса.

К концу обучения будут решены следующие коммуникативные задачи:

  1. приветствовать, прощаться, знакомиться, просить извинения, благодарить, поздравлять с Рождеством, выразить согласие или несогласие;
  2. называть членов семьи, цвета, животных, игрушки, еду, транспорт, части тела, одежду;
  3. считать до 10;
  4. сообщать о цвете и размере предмета, о своем возрасте, о своей семье, о том, что они умеют делать, о том, что они любят или не любят;
  5. описывать одежду, погоду, человека.

 Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно направленным. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песенки, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала. Вместе с тем, как и при обучении родному языку, в этом возрасте очень важно выработать моторные навыки, которые не только помогают лучше усвоить лексико-грамматический материал, но и способствуют успешному развитию речемыслительных процессов [8; С. 6].          

Самым важным элементом в процессе обучения детей 4-6 лет выступает эффективность, то есть результат развития и обучения, которого можно достигнуть при правильной и грамотной организации процесса обучения.

Конечная цель обучения иностранному языку - развитие коммуникативных способностей обучающихся – остается неизменной.

Список литературы

  1. Белоножко Н. Е. Милые песенки. Изучай английский с удовольствием. – М.: Баро – пресс, 2009.
  2. Благовещенская Т. А. Первые уроки английского. – М.: Росмэн – пресс, 2008.
  3. Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу? Рекомендации педагогу дополнительного образования по программированию учебно-воспитательного процесса). - М., 1999.
  4. Ищкарина И.А. English. Уроки английского для малышей. Книга для родителей. – М.: Аркаим, 2009.
  5. Миронова В.Г. Открытые уроки и праздники на английском языке. – Ростов н/Д.:Феникс, 2008.
  6. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1999.
  7. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Книга для родителей и преподавателей. / Под ред. Н.А. Бонк. - М., 2000.
  8. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Рабочая тетрадь. / Под ред. Н.А. Бонк. - М., 2002.
  9. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для самых маленьких.- М.: Росмэн – Пресс, 2010.
  10. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М.: Филоматис, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ПОПЕВКАМИ И РИФМОВКАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ДОШКОЛЬНИКАМИ И МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным...

«Моделирующие игры с использованием ИКТ как средство развития лингвистических коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка»

«Моделирующие игры с использованием ИКТ как средство развития лингвистических коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка»...

«Развитие коммуникативных способностей учащихся в обучении английскому языку»

В соответствии с концепцией модернизации российского образования опросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает в овладен...

«Использование проектной методики в развитии творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка»

Презентация "Использование методики в развитии творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка"...

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...