ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «ПОДРОСТОК»
методическая разработка по теме

Олюшева Инна Пюрвяевна

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ    ПРОГРАММА   ВОСПИТАНИЯ

 

   «ПОДРОСТОК»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_programma.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ    ПРОГРАММА   ВОСПИТАНИЯ

   «ПОДРОСТОК»

Цель: 1. Интеллектуальная, высокодуховная и физически здоровая личность, способная к творческому созиданию.

            2. Создание оптимальных условий для проведения работы по профилактике вредных привычек, работы по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних и проведение первичной профилактики употребления психоактивных веществ.

Задачи:

  1. формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
  2. сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья  воспитанников, обучение их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием;
  3. профилактика и борьба с вредными привычками (курением, употреблением спиртных напитков, употреблением наркотиков);
  4. создание оптимальных  гигиенических и экологических условия для образовательного и воспитательного процессов;  
  5. обеспечение охраны здоровья воспитанников и создание условий, позволяющих им грамотно укрепить свое здоровье;
  6. проведение диагностики и мониторинга динамики состояния воспитанников;
  7. проведение работы с родителями воспитанников, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

ВВЕДЕНИЕ

       В последние годы в России происходят процессы, связанные со стабилизацией общественной жизни, однако последствия явлений предыдущих лет еще не преодолены. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным.

       Особую тревогу вызывает рост количества детей, употребляющих алкоголь, наркотики, психотропные сильнодействующие вещества, растет количество курящих детей.

      Острой остается проблема детей, оказавшихся без образования, не снижается число правонарушений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось  количество преступлений, совершаемых подростками.

        Большое влияние на подрастающее поколение оказывает та среда, в которой находится ребенок. Именно образовательное учреждение, то есть школа и интернат должны стать социокультурным центром.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1-й этап – подготовительный (2008 -2009 учебный год)

  1. Аналитико-диагностическая деятельность.
  2. Поиск инновационных форм и способов первичной профилактики употребления наркотических и психотропных средств.
  3. Установление причин возникающих у детей трудностей и конфликтных ситуаций.
  4. Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический (2009 -2010 учебный год)

  1. Использование в учебно-воспитательном процессе группы личностно-ориентированных  приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.
  2. Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  3. Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков и спиртных напитков детьми.

3-й этап – обобщающий (2010 – 1011 учебный год)

  1. Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.
  2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
  3. Определение перспектив развития   групп интерната в этом направлении.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ   ПРОГРАММЫ

1 направление.

Профилактика употребления наркотических средств.

          Наркомания входит в число очень важных проблем нашей страны. Каковы причины, влияющие на приобщение подростков к наркотикам?

  1. Одиночество, неустроенность, жизненные проблемы.
  2. Особенности подросткового возраста.
  3. Неблагополучие в семье.
  4. Проблемы в школе.
  5. Доступность наркотиков.

     Именно через   семью  и школу, а в нашем случае и через интернат  проходит сегодня  наркофронт. Борьба за каждого ребенка вступает в напряженную стадию.

Организация совместной деятельности

педагогов, детей и родителей.

Сроки

Мероприятия

Ответственный

1 четверть

1. Проведение диагностики по проблемам курения, злоупотребления спиртными напитками, наркотиками.

Воспитатели, классные руководители

2. Изучение нормативных документов.

Воспитатели, классные руководители

3. Планирование работы воспитателей   с воспитанниками группы (тематические воспитательские, классные  часы).

Воспитатели, классные руководители

4. Планирование работы с психологами, медицинскими работниками, инспекторами  ИДН. Проведение  профилактических бесед, лекций, лекториев.

  1. Врач – нарколог Галанин
  2. Врач – фтизиатр Сумьянова Т. З.
  3. Врач – педиатр интерната Андреева И. В.
  4. Инспектор ИДН  Каленин В. Н.

Воспитатели, классные руководители, медицинские работники, работники правоохранительных органов,  школьные психологи, социальные педагоги.

5. Проведение КТД «Суд над сигаретой» (День борьбы с табакокурением)

  1. Воспитательские часы.
  2. Конкурс плакатов.
  3. Письмо курильщику.
  4. Просмотр фильма по теме.
  5. Классные часы.
  6. Акция «Обменяй сигарету на конфету».
  7. Выставка книг.
  8. Игра «Невинные жертвы»
  9. Игра – развлечение для младших классов  «Масса разных забав»
  1. Десант ветеранов с беседами

 «За здоровый образ жизни»

Воспитатели, классные руководители, активы группы, класса.

Воспитатели, классные руководители.

7. Участие во Всероссийском дне бега «Кросс наций».

Воспитатели,

классные руководители, учителя физкультуры.

8. Проведение индивидуальных бесед с родителями по мере их приезда по формированию здорового образа жизни, борьбе с вредными привычками.

Воспитатели.

2 четверть

1. Совместное  МО воспитателей и классных руководителей «Вредные привычки несовершеннолетних и их предупреждение».

Воспитатели, классные руководители.

2.Выработка методических рекомендаций по проведению работы с воспитанниками по данному направлению.

Воспитатели,

классные руководители.

3. Цикл воспитательских часов «Мы живем в мире, где есть наркотики».

Воспитатели

4. КТД,  посвященное Всемирному дню борьбы со СПИДом.

  1. Участие в школьных и интернатских мероприятиях
  2. Конкурс рефератов, сочинений.
  3. Конкурс плакатов.
  4. Ролевая игра «Здоровье нации».
  5. Просмотр фильмов по теме.
  6. Дискуссионный клуб «Наркотики и СПИД: миф и реальность» -10 класс.

Общеинтернатский конкурс плакатов «СПИДУ скажем: «Нет!»

Воспитатели, классные руководители

5. Цикл бесед для девушек:

  1. «Личная гигиена девушек»
  2. «Женская безопасность»
  3. «Как достойно прервать отношения»
  4. «Женская гордость».

Воспитатели, медицинские работники интерната.

6. Родительский всеобуч

  1. Знакомство родителей  со свойствами наркотических веществ.
  2. Обучение правильной стратегии поведения по отношению к подростку, оказавшемуся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
  3. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей.
  4. Влияние на ребенка негативной телевидеоинформации.

Воспитатели.

3 четверть

1. Оформление уголка по профилактике здорового образа жизни (разработки. семинары, тематические беседы и другие тематические материалы).

Воспитатели, классные руководители.

2. Оформление стендов в группе:

  1. По профилактике употребления психоактивных веществ.
  2. «В здоровом теле – здоровый дух».
  3. «Хочешь быть здоровым – будь им»

Воспитатели.

3. Участие во Всероссийской акции «Лыжня России»

Воспитатели, учителя физкультуры.

4. КТД, посвященное Дню Защитника Отечества:

  1. Соревнования по армрестлингу.
  2. Пятиборье.
  3. Лучший стрелок.
  4. «Богатырь группы».
  5. Уроки мужества.

Воспитатели, учителя физкультуры, ВПК «Разведчик».

4 четверть

1. Участие во Всероссийской межведомственной операции «Подросток».

Воспитатели, учителя физкультуры, ВПК «Разведчик».

2. Участие в спортивных соревнованиях, посвященных Дню Оленевода.

Воспитатели, учителя физкультуры

3. КТД «Хочешь быть здоровым – будь им»:

  1. Профилактические беседы специалистов.
  2. Беседы врача интерната Андреевой И. В.
  3. Воспитательский час «Твое здоровье».
  4. Дни здоровья.
  5. Просмотр фильмов по теме.

Воспитатели, специалисты

4. Выпуск газеты по проведению декады здоровья.

Пресс – центр группы, воспитатели, актив группы.

5. Проведение бесед «Правовая защита подростка».

Работники ИДН.

2 направление.

Профилактика правонарушений подростка.

 1. Работа воспитателей и классных руководителей:

  1. Руководство воспитательно-профилактической работой.
  2. Планирование работы с детьми из группы риска.
  3. Определение «трудных» подростков в кружки, секции.
  4. Работа воспитателей и классных руководителей по успеваемости и посещаемости учебных занятий учащихся, состоящих на внутришкольном учете, учете в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), КДН (комиссия по делам несовершеннолетних).
  5. Индивидуальные беседы с родителями.
  6. Создание банка данных учащихся.
  7. Диагностика развития личности ребенка.
  8. Выявление отрицательных установок в поведении, развитии.
  9. Коррекционно-психологическая работа, поиск путей решения проблем.
  10. Проведение индивидуальных бесед, консультаций с воспитанниками, учащимися.
  11. Консультации с родителями.
  12. Выработка рекомендаций.

  2. Работа социального педагога.

  1. Планирование работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
  2. Создание картотеки «трудного» подростка.
  3. Диагностика учащихся, родителей, учителей.
  4. Составление совместного плана работы ПДН и Совета по профилактике правонарушений подростков.
  5. Контроль за определением учащихся, состоящих на учете в ПДН, КДН, внутришкольном контроле, в кружки, секции.
  6. Планирование заседаний Совета по профилактике.
  7. Контроль за успеваемостью и посещением занятий.
  8. Организация труда и летнего отдыха детей.
  9. Посещение семей, организация свободного времени подростка. Индивидуальные беседы.
  10. Связь с правоохранительными органами (ПДН, КДН).

3. Работа психолога школы:

  1. Создание банка данных учащихся.
  2. Диагностика развития личности ребенка.
  3. Выявление отрицательных установок в поведении, развитии.
  4. Коррекционно-психологическая работа, поиск путей решения проблем.
  5. Проведение индивидуальных бесед, консультаций с воспитанниками, учащимися.
  6. Консультации с родителями.
  7. Выработка рекомендаций.

Воспитатель группы

 10-х классов:                                                     (И. Олюшева)

ПЛАН

организации работы группы

по здоровьесберегающим технологиям

п/п

Проводимая работа

Сроки выполнения

1.

Составление режима дня, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года в соответствии с гигиеническими требованиями СанПиНов.

Сентябрь

2.

Формирование благоприятного психологического климата в группе в целом.

Постоянно

3.

Провести социально-психологические тренинги

Периодически, по мере необходимости.

4.

Координировать  отдельные формы, методы, направления работы для создания в группе и интернате «моды» на здоровый образ жизни.

Постоянно

5.

Разработать и проводить: зарядку, физкультминутки, физпаузы, динамические перемены.

Постоянно

6.

Оборудовать  класс самоподготовки плакатом для тренировки зрения.

В течение года.

7.

Разработать план непрерывного образования всех воспитанников по вопросам здоровья, здорового образа жизни.

Сентябрь-октябрь

8.

Организовать дежурство в группе, классе, столовой  с учетом требований СанПиНов.

Постоянно

9.

Организовать  индивидуальные консультации для родителей по вопросам здоровья их детей.

Постоянно, по мере приезда.

10.

Обеспечить необходимый уровень грамотности воспитанников по вопросам здоровья через воспитание у них культуры здоровья, а не просто «загружать» их информацией.

Постоянно

11.

При появлении возможности направлять детей на санаторно-курортное лечение.

Постоянно ( в этом учебном году съездили в «Тараскуль»  двое воспитанников, в прошлом году – тоже двое.

12.

Воспитание неприязни к алкоголю, табакокурению, наркотикам.

Постоянно

         

     

            Воспитатель группы

 10-х классов:                                                     (И. Олюшева)

ПЛАН

мониторинга состояния здоровья воспитанников группы

Дата поведения

Направления диагностики и мониторинга

Сентябрь (ежегодно)

Учет особенностей физического состояния и развития учащихся.

Октябрь (ежегодно)

Определение и анализ физического и психического развития воспитанников

Ноябрь (ежегодно)

Ориентировочная оценка состояния здоровья воспитанников.

Май, июнь (ежегодно)

Оценка работы воспитателей в сфере охраны здоровья воспитанников и реализации здоровьесберегающих технологий.

            Воспитатель группы

10 -х классов:                                                     (И. Олюшева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

"Подросток. Подготовка к взрослоcти." (Половое воспитание и здоровый образ жизни)

“Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств”. (Я.Корчак)Уважаемые родители!Новая встреча и новая тема нашего разговора. Вы...

"Подросток -специфика воспитания"

Статья для методического объединения воспитателей школы -интернат "Радуга"...

Анализ занятия по правовому воспитанию "Закон и подросток"

Работа представляет собой анализ занятия по правовому воспитанию тема "Закон и подросток"...

Программа по правовому воспитанию школьников "Подросток и Закон" 5-9 класс

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения шк...

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию "Подросток и закон"

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию в форме интеллектуально – правовая игра «Подросток и закон». Способстует повышению правовой культуры и формированию норм нравстве...