Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Требования к учебному занятию в УДОД

    Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Парахина Жанна Федоровна -  методист, педагог дополнительного образования

    Квачева Зоя Кузьминична -  методист, педагог дополнительного образования

    Муниципальное образовательное бюджетное  учреждение  дополнительного образования детей Дом детского творчества муниципального образования Новокубанский район (МОБУДОД ДДТ МО Новокубанский район)

    Требования к учебному занятию в учреждении дополнительного образования. Строение занятий основных типов

    I.    Общие положения

    Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования.

    Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем ОУ. Согласно Уставу учреждения продолжительность учебных занятий для детей 6 лет - 30 минут, 7-18 лет - 45 минут.

    Занятия строятся с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и использования валеологических моментов.

    Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка учреждения перерывы между занятиями составляют 15 минут.

    Учебные занятия проводятся как в самом учреждении, в кабинете, закрепленном за данным детским объединением, так и на базе других образовательных учреждений, учреждений культуры, в арендованных помещениях и вне учреждения: в местах, соответствующих нормам СанПиН и требованиям охраны труда и техники безопасности.

    На каждое занятие составляется план согласно количеству часов, отведенных на занятие по расписанию. Тема занятия соответствует календарно-тематическому плану.

    Учебные занятия могут посещать коллеги и родители с разрешения педагога. Администрация учреждения имеет право присутствовать на любом занятии.

    Проверяющие могут потребовать с педагога план  занятия, на котором они присутствуют.

    II. Примерная структура плана-конспекта проведения занятия

    1. Титульный лист: наименование объединения, год обучения, Ф.И.О. педагога дополнительного образования, время и место проведения занятия;
    2. Тема занятия;
    3. Цель и задачи

    Как  правило,  определяется  не  более  одной-двух  целей  занятия.  Они  должны  быть  достаточно  конкретны  и  достижимы  за  одно  занятие.  

    Одной  из  традиционных  ошибок  педагогов  при  формулировании  целей  занятия  становится  их  абстрактность   или  излишняя  масштабность.  и  т.п.  или  Задачи  должны  раскрывать  цели,  конкретизировать  их,  определять  содержание  основных  этапов  занятия.  Хорошо,  если  педагогу  удается  поставить  операциональные  задачи для  каждого  из  этапов.

    Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат.

    Педагоги  формулируют цель занятий, учитывая 3 аспекта (задачи):

    - образовательный;

    - воспитательный;

     - развивающий.

    1. Ход занятия

    В  этом  разделе  определяются основные  этапы  занятия,  их  последовательность  от вводного  до  заключительного,  время,  выделяемое  на  каждый  из  этапов,  содержание  каждого  этапа,  формы  работы  педагога  и  детей:

    - организационная часть – время, приветствие, работа с журналом, сообщение темы занятия;

    - возможная «подготовительная часть» - время, разминка и т.п.;

    - основная часть – время, теория, практика, формы и методы проведения;

    - заключительная часть – время, подведение итогов занятий, формы и методы подведения итогов.

    Подведение итогов учебного занятия: данный этап учебного занятия состоит из двух частей:

    -   Педагог совместно с обучающимися подводит итог занятия. Отвечают на вопросы: что узнали? Чему научились? Другими словами: достигнута ли цель занятия?

    - Определение личностных достижений обучающихся в образовательном процессе согласно Положению об оценке личностных достижений обучающихся в ДДТ. Форму подведения итогов учебного занятия педагог определяет самостоятельно. Занятие заканчивается сообщением темы следующего занятия. По окончании занятия педагог делает его самоанализ в соответствии с критериями оценки учебного занятия.

    1. Литература, используемая при подготовке к занятию, используемый дидактический материал и ТСО.

    Технология

    самостоятельной познавательной деятельности

    Занятие включает в себя следующие основные элементы (этапы):

    ^ проверку итогов предыдущей работы;

    ^ презентацию нового материала;

    ^ практику под руководством педагога;

    ^ независимую самостоятельную практику обучаемых;

    ^ самоконтроль и самооценку результатов работы;

    ^ подведение итогов занятия;

    ^ определение домашнего задания;

    ^ специальное повторение;

    ^ контроль за знаниями учащихся.

    Первый этап - проверка итогов предыдущей работы. Главная задача - установить связь между обучением педагога и учени ем воспитанников, обеспечить готовность учащихся к очередному этапу ра боты, включить их в продуктивную обучающую деятельность.

    Сложность работы педагога заключается в том, что процесс обработки новой информации учеником определяется тем, что он помнит и знает по данной проблеме. Поэтому основные вопросы, которые решает педагог на этом этапе, следующие: «Как включаются в работу и откликаются на ин формацию, которая звучит в высказываниях педагога и учащихся? Насколь ко удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового мате риала, каков общий уровень мотивации группы и можно ли уже приступать к изучению нового материала?»

    Основные действия педагога  на этом этапе следующие:

    ^ помощь обучающимся при включении в работу: разбор нескольких во просов на повторение;

    ^ организация живого диалога самих учащихся с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;

    ^ создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.

    Как видим, начало занятия не связано с опросом в традиционном его по нимании. В основе повторения - живой диалог детей, в ходе

            которого учащиеся свободно говорят, высказывают свою точку зрения

    спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение. Педагог в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, ис правляет, дополняет, но никого никогда не оценивает. Он имеет право использовать в работе с детьми только три типа высказываний, каждое из которых позитивное:

    ^ похвалить ученика;

    ^ направить, уточнить;

    ^ заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.

    Поскольку педагог не имеет права ни на одно негативное суж дение, дети не ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать ошибки или неточности, которые служат педагогу лакмусовой бумажкой для более точного определения со держания новой порции учебного материала и способа его вы страивания. Часто в таких группах учащиеся проявляют желание узнать больше того, что им предлагает программа, а в ходе повторения они требуют от учителя дополнительных знаний.

    На этом этапе работы необходимо исключить поверхностное оценива ние и сравнение, которые способны убить всякое желание детей быть включенными в учебный процесс. Безоценочное начало занятия будет спо собствовать не только готовности учащихся к включению в новые познава тельные процедуры, но и созданию общего позитивного доброжелательного ровного эмоционального фона в работе педагога и воспитанника.

    Целесообразно использовать самое благоприятное время в начале учебного занятия для самого главного - активного включения в предстоя щую познавательную деятельность всех обучающихся.

    Второй этап - презентация нового материала. Монолог педагога бывает необходим для введения новой темы, содержание которой не может быть освоено учащимися без помощи педагога, для ознакомления их с до полнительной информацией по изучаемому вопросу, а также для мотивации учащихся к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности. Материал должен излагаться укрупненными блоками, монолог обязан вклю чать в себя базовые знания (несокращаемый минимум) и использоваться для передачи самого значимого, самого главного из пройденного за преды дущий, причем небольшой период времени.

    Действия педагога на этом этапе работы могу включать:

    ^ выделение основной информации, структура которой будет

         служить базисом для изучения темы;

    ^ систематизацию этого материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученику легче его понять;

    ^ поиск приемов, способствующих активизации мысли обучающихся в процессе освоения нового материала;

    ^ стремление при доведении информации к четкости и простоте из ложения;

    ^ готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

    Материал может преподносится в форме лекции педагога.

    Выделяют три основных условия организации лекции:

    1) обеспечение предварительного настроя учащихся на лекцию, для чего используют такие методы, как краткий обзор, занимательные вопросы, опыты и т.п.;

         2) преподнесение материала таким образом, чтобы поддерживался интерес в течение всего объяснения;

    3) составление конспектов в конце занятия для того, чтобы у учащихся возникло чувство значимости их работы и удовлетворения ею.

    Слабые сто роны лекции:

    ^ скучная лекция способна породить пассивность учащихся и пога сить их интерес к теме, а часто и к предмету;

    ^ разные обучающиеся обычно понимают и усваивают услышанное в раз ном темпе, лекция же предполагает подчинения всех единому тем пу, соблюдаемому лектором;

    ^ не все учащиеся способны понять всю лекцию до конца.

    Третий этап - практика год руководством педагога. Практика под ру ководством педагога проводится с целью установления «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в понимании нового материала учащимися (если таковые обнаруживаются). Действия педагога:

    ^ задает вопрос и приглашает учащихся отреагировать на него (под нять руки, если учебный материал понят, пробует индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т.п.);

    ^ останавливается и корректно исправляет ошибки или повторяет ма териал заново, если чувствует, что воспитанники чего-то не поняли, стремится не допускать недопонимания и неточностей;

    ^ выясняет, есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.

    Четвертый этап - независимая самостоятельная практика

    обучаемых.        

    Независимая практика - это групповая дискуссия по изучае мой проблеме, причем не детей с педагогом, а между детьми по поводу изученного материала. Педагогу отводится роль «спике ра», организатора обмена мнениями. Он должен уметь вести дискуссию, организуя общение детей друг с другом.

    В процессе организации независимой практики педагог имеет право реализовать следующие функции:

    ^ задать вопрос;

    ^ переадресовать его от одного учащегося к другому;

    ^ резюмировать с целью выделения основных вопросов темы и под ведения итогов ее изучения.

    Необходимые изменения в поведенческом стиле педагога

    Для того чтобы заговорили дети, все привычные варианты лидирова ния в общении с детьми педагог должен отбросить. Если дети не включа ются в обсуждение вопроса, молчат, значит, некорректно, недискуссионно сформулирован вопрос или педагог «придавливает» своим авторитетом. Задача педагога - быть посредником, стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, но при этом удержать тему обсуждения, помочь ученикам самостоятельно подойти к формулированию выводов.

    Этот этап учебного занятия немного похож на традиционный опрос тем, что педагог задает вопросы, выслушивает ответы учащихся, реагирует и уточняет подробности, но это только внешний рисунок. Смысл независи мой практики заключается в том, что основное содержание изученной части темы дети должны раскрыть самостоятельно. Групповая дискуссия - это ценнейший инструмент познания. Как бы она не пошла, педагог увидит сте пень освоения изучаемого материала, возникшие недопонимания.

    Именно эти наблюдения и позволят педагогу точнее сориентироваться в содержании последующих занятий. Основные действия педагога:

    ^ держание дискуссии в тематических рамках;

    ^ использование различных приемов для вовлечения в дискуссию как можно большего числа обучающихся.

    Необходимые изменения в традиционной структуре занятия

    Традиционное занятие предполагал в лучшем случае несколько ответов воспитанников на вопросы по только что услышанному

    объяснению нового ма териала. Все остальное предназначалось для домашней работы учащихся.

    Новые подходы к обучению должны обеспечить самостоятельную по знавательную активность учащихся в освоении нового материала - на занятии, поскольку значительная часть услышанной, но не освоенной самим учащимся информации очень быстро сотрется из его памяти (80%).

    Обобщая вышеизложенное, следует зафиксировать вывод; если по сле объяснения нового материала не предусмотрены различные виды про явления активности учеников для его осмысления, такое построение учеб ного процесса надо считать малоэффективным.

    Трудность качественного обеспечения работы на этом этапе обучения связана с тем, что педагогу очень важно не только самому владеть методи кой организации групповой дискуссии, чтобы, определить, что и как поняли дети, что знают по данной теме, их взгляд по изучаемому вопросу, но и нау чить детей самих поддерживать дискуссию: правильно формулировать мысли, слушать, понимать и принимать мнения других, корректно задавать вопросы.

    Пятый этап - самоконтроль и самооценка результатов работы. Первоочередной задачей является исключение откровенного принуж дения. Эта проблема решается главным образом за счет изменения оце ночной деятельности педагога и учащихся. В оценочной деятельности педагога главным становится ориентация на применение индивидуальных эта лонов в оценке труда учащихся, а оценочная деятельность учащихся связывается с обеспеченной педагогом самооценкой полученных результа тов и дальнейшей процедурой ее согласования с педагогом. Этап самокон троля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на занятии может быть несколько, но и прохождение всей темы.

    Шестой этап - подведение итогов учебного занятия. Подведение ито гов работы должно быть тесно связано с целями, поставленными на опре деленных этапах обучения, которые позволят сделать достаточно точную диагностику полученного промежуточного и итогового результатов.

    Сравнение целей, поставленных педагогом до начала его работы, с полученным результатом и позволяет объективно подвести итог проделан ной работы.

    Седьмой этап - информация о домашнем задании. Домашнее зада ние в младших и подростковых группах чаще всего приобретает творческий  и практический характер.

    Специальное повторение. 

    Главная задача этого этапа работы - обобщение и систематизация

    знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей.

    Контроль усвоения знаний учащимися. Контрольные функции в хо де учебного занятия выполняют различного вида тесты, которые использу ются и для отдельных учащихся, и для всей группы, как по усмотрению педагога, так и по предложению администрации. Они выявляют уровень ус пешности продвижения детей в ходе изучения нового материала, а также высвечивают проблемы и затруднения, которые возникали в процессе ра боты воспитанников. С помощью тестов проводятся и необходимые контроль ные проверки по окончании учебной четверти, полугодия, года.

    Поскольку любое занятие есть система, искусственно создаваемая педагогом ради достижения конкретной цели, то из этого набора этапов можно создать самые разнообразные комбинации. Причем следует иметь в виду, что в живом процессе обучения несколько этапов могут быть объеди нены в один, а время, отведенное на каждый этап может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. При этом следует помнить, что исключе ние и перешагивание любого из этапов обычно приводит к снижению педа гогического процесса.

    III.   Критерии оценки учебного занятия Учебное занятие оценивается по следующим критериям:

    • Создание и поддержание познавательного интереса и активности детей;

    • Целесообразное расходование времени занятия;

    • Применение разнообразных методов и средств обучения;

    • Практическая значимость полученных знаний и умений;

    • Уровень межличностных отношений между педагогом и детьми. Оценка производится по шкале: низкий - 0, средний - 1, высокий - 2. Данные критерии используются педагогом при самоанализе, а так же анализе занятия администрацией и педагогическим коллективом.

    Строение занятий основных типов

    В основе дополнительного образования лежит интерес  к творческой деятельности. Одна из особенностей заключается в том, что

    оно осуществляется по свободному выбору, обращено к личности каждого ребенка, опирается на индивидуальные особенности. Как организо вать учебный процесс в объединении, какие требования должны предъявляться к кружковому занятию, чтобы не просто занять досуг ребенка, а дать ему дополнительные знания и научить их применять на практике, т.е. дать допрофессиональное и начальное профессио нальное образование.

    Занятие — логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса.

    Качество занятия зависит от правильного выбора цели, содержа ния, средств, методов - их рационального сочетания. Занятие рассма тривается не как статистическая форма, а как вариативная и постоян но развивающаяся форма организации процесса целенаправленного вза имодействия педагога дополнительного образования и учащихся. Такое взаимодействие, рассматриваемое как деятельность и общение, отража ет сущность процесса обучения и несет в себе воспитательное воздействие личности педагога на воспитанника.

    Занятие в  объединениях определяют следующие признаки:

    I. Наличие определенных образовательных, воспитательных и развиваю щих целей.

    2. Отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебно го материала и уровней его усвоения.

    3. Достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения.

    4. Организация соответствующей учебной деятельности учащихся.

    Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели занятия;

    образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно взаимо связаны и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различны.

    Достижение поставленных целей на конкретном материале осуществ ляется с использованием подходящих методов обучения.

    Существуют различные подходы к выбору основных структурных эле ментов занятия.

    Общая дидактическая структура занятия характеризуется следующими компонентами:

    - актуализацией прежних знаний и способов действий;        

    - формирование новых знаний и способов действий;

    - применением, т.е. формированием умений.

    В практике дополнительного образования чаще всего выделяются следующие основные этапы занятия:

    1.Постановка цели.

    2.Повторение пройденного.

    3. Объяснение нового материала.

    4. Закрепление изученного.

    5. Обобщение и систематизация новых знаний.

    6. Контроль знаний и умений учащихся.

    Знание особенностей каждого из этапов, владение методиками их организации позволяют педагогу дополнительного образования целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению занятия.

    ЗАНЯТИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

    На занятии усвоения новых знаний ставятся задачи по восприятию, осмыслению и определению понятий. Овладение теоретическим материа лом путем тренировок.

    - сообщение темы, цели, задач занятия и мотивация учебной деятельнос ти;

    - подготовка к изучению нового материала через повторение опорных знаний;

    - ознакомление с новым материалом;

    - первичное осмысление и закрепление нового материала на практике;

    - подведение итогов занятия.

    ЗАНЯТИЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО

    Основная дидактическая цель его - формирование определенных умений.

    - сообщение темы, цели и задач урока, мотивация для учения;

    -повторение изученного и его применение в практической деятельности;

    - воспроизведение изученного и первичное приобретение знаний в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

    - подведение итогов занятия.

     

    ЗАНЯТИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    В процессе применения знаний и умений различают основные звенья:

    повторения и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; само стоятельное выполнение практических заданий; контроль и самокон троль в процессе выполнения заданий.

    Этим обусловлена возможная структура урока применения знаний и умений.

    - сообщение темы, цели и задач занятия;

    - повторение содержания и последовательности применения практичес ких действий при выполнении предстоящих заданий;

    - самостоятельное выполнение учащимися практических заданий под контролем педагога дополнительного образования;

    - обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;

    - подведение итогов занятия.

    ЗАНЯТИЕ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

    Без занятий обобщения и систематизации знаний и умений, называ емых также занятиями обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: восприятие, осмысление и обобщение полученных знаний - фор мирование понятий и умений - усвоение более сложных знаний, практи ческая деятельность.

    Выделяются следующие структурные элементы:

    - постановка цели урока;

    - повторение и коррекция опорных знаний;

    - обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение при выполнении практических заданий;

    - усвоение основных понятий для выполнения практических заданий;

    - подведение итогов.

    ЗАНЯТИЕ ПРОВЕРКИ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом занятии. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем педагог проводит специальные занятия контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения воспитанниками комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учеб ного процесса.

    Структура:

    - постановка цели и задач занятия;

    - инструктаж по ТБ;

    - проверка знаний учащимися теоретического материала;

    - проверка умений учащихся самостоятельно применять знания на практике;

    - подведение итогов. 

    КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

    Комбинированное занятие характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Традиционная структура:

    - ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

    - проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

    - изложение нового материала;

    - закрепление изученного.

    ЗАНЯТИЕ – ЛЕКЦИЯ

    Это занятия, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

    По характеру изложения и деятельности учащихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой.

    Лекционная форма занятий целесообразна при:

    - изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным ;

    - рассмотрение сложного для самостоятельного изучения материала.

    Структура:

    - сообщение темы, цели и задач;

    - выполнение плана лекции;

    - выделение учащимися опорных знаний и умений и их конспектирование;

    - закрепление полученных знаний;

    - применение полученных знаний;

    - обобщение и систематизация изученного.

    ЗАНЯТИЕ - ЗАЧЕТ

    Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является занятие-зачет. Основная цель его - в установлении уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения.

    Используются различные формы: творческий отчет, аукцион, эк замен.

    Если воспитанникам предварительно сообщают примерный перечень зада ний, выносимых на зачет, то его называют открытым, в другом слу чае - закрытым.

    Открытый зачет (как завершающая проверка в конце изучаемой темы).

    Подготовка:

    - сообщение о предстоящем зачете, его содержании, сроках сдачи;

    - подготовка индивидуальных заданий для каждого учащегося;

    - из числа наиболее способных воспитанников выбираются консультанты (они   проверяют задания в своих группах);

    - проведение зачета;

    - проверка заданий;

    - подведение итогов.

    ЗАНЯТИЕ – ПРАКТИКУМ

            

    Занятия-практикумы, помимо своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть не только тес ным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному их усвоению.

    Основной формой их проведения являются практические работы, во время которых учащиеся имеют возможность применять на практике теоретические знания и умения.

    Структура занятия:

    - сообщение темы, цели и задач практикума;

    - инструкция по ТБ;

    - подбор необходимых материалов, средств обучения и  оборудования;

    - выполнение  работы воспитанников  под руководством педагога;

    - подведение итогов практической деятельности учащихся.

    ЗАНЯТИЕ - ЭКСКУРСИЯ

             Задачи: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творчес ких способностей воспитанников; их самостоятельности, организованности.

    По  времени проведения относительно изучаемых тем различают ввод ные, сопутствующие и заключительные зянятия-экскурсии.

    Форма проведения уроков-экскурсий разнообразна. Это и пресс-конференции с участием представителей, учреждения, музея, кино или телеэкскурсии и др.

    Структура:

    - сообщение темы, цели и задач, занятия;

    - повторение опорных знаний учащихся;

    - восприятие особенностей экскурсионных объектов, осмысление зало женной в них информации;

    - обобщение и систематизация знаний;

    - подведение итогов занятия.

    ЗАНЯТИЕ - ДИСКУССИЯ

    Основу занятий-дискуссий составляет рассмотрение спорных вопросов, проблем, решении заданий.

    На этапе подготовки занятия-дискуссии педагог дополнительного образования должен сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее разрешения.

    В начале занятия обосновывается выбор темы, уточняются условия дискуссии, выделяются узловые моменты обсуждаемой проблемы.

    Главный момент дискуссии - непосредственный спор ее участни ков. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль педагога, ибо он не располагает к откровенности. Ведущий дискуссии, чаще всего педагог, может использовать различные приемы активизации воспитанников подбадривая их репликами типа: "хорошая мысль", "интересный под ход" но "давайте подумаем вместе".

    В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Од нако по принципиальным вопросам следует вносить ясность.

    Особо стоит вопрос о культуре дискуссии. Ее формированию могут помочь следующие правила:

    - вступая в дискуссию, необходимо представить предмет спора;

    - в споре не допускать тона превосходства;

    - грамотно и четко ставить вопросы;

    - формировать главные выводы.

    Завершая дискуссию, необходимо подвести ее итоги. Здесь надо оценить правильность формулировки, глубину аргументов, умение исполь зовать приемы доказательств.

    ЗАНЯТИЕ - КОНСУЛЬТАЦИЯ

    На занятиях данного типа проводится целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся и по развитию их умений.

    Педагог систематизирует затруднения в практических работах и теории учащихся. На этой основе он уточняет перечень различных вопросов и тренировочных работ, которые будут рассмотрены на кон сультации. Ребята приучаются, в свою очередь готовить к консульта -

    циям вопросы и задания, вызывающие затруднения.

    В ходе консультаций педагог получает возможность лучше узнать способности учащихся, выявить наиболее любознательных и пассивных, помочь тем, кто испытывает затруднения.

    ИНТЕГРИРОВАННОЕ  ЗАНЯТИЕ

    Интегрированные занятия усиливают межпредметные связи, снижают пе регрузки воспитанников, расширяют сферу получаемой информации учащихся, подкрепляют мотивацию обучения.

    Методической основой интегрированного подхода к дополнительному образованию являются формирование, знаний об окружающем мире, уста новление межкружковых связей. Интегрированными могут быть занятия:

    - конструирование и проведение занятия двумя и более педагогами раз личных объединений;

    - конструирование и проведение интегрированного урока одним педагогом, ведущим занятия в соответствующих объединениях.

    ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

    Выделение такого типа занятия связано с привлечением театральных атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении про граммного материала. Театрализованные занятия привлекательны тем, что вносят в обучение атмосферу праздника, приподнятое настроение, поз воляют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

    Театральные занятия  разделяют по форме организации: спектакль, салон, сказка и т.п.

    При подготовке таких занятий даже работа над сценарием и изготов лением элементов костюмов становится результатом коллективной дея тельности педагога и воспитанника.

    - вступительное слово ведущего;

    - представление;

    - проблемные задания, которые непосредственно включают в активную работу на занятии учащихся;

    - заключительная часть - подведение итогов, учитывая все виды деятель ности воспитанников на занятии. Важно не проводить уроки в спешке.

    ЗАНЯТИЕ – СОРЕВНОВАНИЕ

    Основу занятия-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий. Форма проведения таких занятий самая различная. Это бой, поединок, эстафета, соревно вания, построенные по сюжетам известных игр: КВН, "Счастливый случай", "Звездный чае" и т.д. В организации и проведении занятий-соревнований выделяют 3 основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного занятия эта струк тура детализируется в соответствии с содержанием используемого ма териала и особенностей сюжета состязаний. Например, проведение боя в объединении:

    1.  Группа разбивается на 2-3 команды.

    2.  Даются одни и те же задания - число заданий равно числу участни ков команд.

    3. Выбираются капитаны. Они руководят действиями своих товарищей.

    4. Определяется жюри - следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги.

    5. Открывается бой конкурсом капитанов.

    6. Команды вызывают друг друга по очереди. Идет соревнование.

    7. Жюри объявляет решение.

    Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний.

    ЗАНЯТИЕ С ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ

    Дидактическая игра имеет структуру, включающую компоненты:

    - игровой замысел;

    - правила;

    - игровые действия;

    - познавательное содержание (игровые задачи);

    - результат игры.

    Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заклю чен в той дидактической задаче, которую надо решить на занятии, и придает игре познавательный характер.

    Правилами определяется порядок действия и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на занятии.

    Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают возможность проявлять свои способности, применять знания и умения для достижения целей игры.

    Педагог, руководя игрой направляет ее в нужное дидактическое русло, активизирует ее ход, поддерживает интерес к ней.

    Основой дидактической игры является познавательное содержание;. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

    Оборудование - наличие технических средств обучения, различные средства наглядности, дидактические различные материалы. Дидактичес кая игра имеет определенный результат, который придает ей закончен ность. Он выступает в форме решения поставленного задания и оцени вания действий учащихся.

    Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и при отсутствии основных из них игра либо невозможна, либо теряет свою специфическую форму. Дидактические игры чаще всего применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании уме ний.

    ЗАНЯТИЕ - ДЕЛОВАЯ ИГРА

    Его отличительные свойства:

    - моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

    - поэтапное развитие игры;

    - наличие конфликтных ситуаций;

    - обязательная совместная деятельность участников игры, выполняю щих свои роли;

    - использование описания объекта игрового имитационного моделирова ния;

    - контроль игрового времени;

    - элементы состязательности;

    - правила, системы оценок хода и результатов игры.

    Методика разработки деловых игр включает в себя следующие этапы:

    - обоснование требований к проведению игры;

    - составление плана и ее разработки;

    - написание сценария, включающего правила и рекомендации по органи зации игры;

    - подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игро вую обстановку;

    - разработка способов оценки результатов игры.

    Структура:

    - знакомство с реальной ситуацией,

    - построение ее имитационной модели;

    - постановка главной задачи командам, уточнение их роли в игре;

    - создание игровой проблемной ситуации;

    - вычленение необходимого для решения проблемы теоретического мате риала;

    - разрешение проблемы;

    - обсуждение и проверка результатов;

    - коррекция;

    - реализация принятого решения;

    - анализ итогов работы;

    - оценка результатов работы.

    ЛИТЕРАТУРА

            

    1. Журнал «Завуч» № 5, 2005 г.
    2. Манвелова О.Н., Манвелов С.Г Основы конструирования урока. – АГПИ и АИУУ.- Армавир, 1993 г.
    3. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. – Москва, 1996 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация учебных занятий в творческих объединениях УДОД

    Сборник методических материалов  составлен с целью оказания методической помощи педагогам дополнительного образования в организации учебных занятий в творческих объединениях учреждений допо...

    Особенности составления целей к учебному занятию в преподавании математики

    При организации учебного занятия крайне важно методически правильно составить цели его проведения, продумать и осмыслить формы осуществления этих целей. Как правило, цели к занятию формируются в...

    Требования к учебному занятию, ведущей задачей которого является развитие исследовательской компетентности специалиста.

    Творческо-поисковая деятельность по развитию образовательной практи­ки в техникуме охватывает различные аспекты деятельности по конструирова­нию учебных занятий: постановку целей современного ...

    Требования к современному занятию в системе ДО. Самоанализ.

    Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить ...

    Психологические требования к учебному занятию

    Психологические требования к учебному занятию с учетом системно-деятельностного подхода...

    Требования к учебному кабинету в соответствии с ФГОС.

    Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная и внеклассная работ...