Требования к учебному занятию, ведущей задачей которого является развитие исследовательской компетентности специалиста.
статья (11 класс) по теме

Кустова Валентина Ивановна

Творческо-поисковая деятельность по развитию образовательной практи­ки в техникуме охватывает различные аспекты деятельности по конструирова­нию учебных занятий: постановку целей современного урока, выбор опти­мального учебного содержания, методов и организационных форм обучения, контроля и учета знаний, анализа урока и др. Я акцентирую теоретические изыскания и практический опыт в области построения структуры урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Структура урока60 КБ

Предварительный просмотр:

Кустова Валентина Ивановна

ГБОУ СПО ЯНАО«Ямальский полярный

 агроэкономический техникум»

Ямало-Ненецкий  автономный округ, г. Салехард,

Требования к учебному занятию, ведущей задачей которого является развитие исследовательской компетентности специалиста.

Творческо-поисковая деятельность по развитию образовательной практики в техникуме охватывает различные аспекты деятельности по конструированию учебных занятий: постановку целей современного урока, выбор оптимального учебного содержания, методов и организационных форм обучения, контроля и учета знаний, анализа урока и др. Я акцентирую теоретические изыскания и практический опыт в области построения структуры урока. Однако в силу системных преобразований в образовательном процессе будем затрагивать и другие компоненты.

В традиционном обучении сложилась типологизация уроков: «урок изучения нового материала», «урок закрепления знаний» путём их комплексного применения, обобщения и систематизации, а также уроки «контроля, оценки и коррекции знаний». Г.Ю. Ксензова отмечает, что уроки классифицируются по принципу личных намерений учителя: объяснять, закреплять, проверять знания. Далее,  она развивает мысль о том, что структура урока часто также определяется порядком действий учителя: вступительное слово, основная часть, заключительная. Между тем, все эти элементы не существуют сами по себе, без учеников. Если посмотреть на этот подход с позиции ученика, то нетрудно заметить, что все формы учебных занятий взаимосвязаны между собой логикой получения знаний, и при правильной организации учебного процесса, независимо от типа урока, на любом занятии в той или иной мере используются примерно одинаковые элементы (Ксензова Г.Ю.   Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.:  Педагогическое общество России, 2000.)

Ещё К.Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребёнка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не вооружающие его навыками и умениями самостоятельной работы, не способствующие  развитию.

Я считаю, что на учебном занятии должен быть обеспечен постепенный и последовательный переход на субъект -субъектные отношения на основе сотрудничества между преподавателем и студентами, которые можно создать в совместной деятельности, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении. При этом потребуется изменение поведенческого стиля преподавателя, в частности выполнения им мало освоенной функции: организатора процесса учения студентов.

Успех урока во многом будет обеспечен созданием ситуации дидактического резонанса: внешняя цель преподавателя становится внутренней для студентов. Поэтому важным является не сообщение темы и цели урока в готовом виде, а обеспечение действий по принятию цели учения студентами.

Опираясь на Г.Ю. Ксензову, я считаю эффективной схему учебного занятия, которая включает в себя следующие основные элементы (этапы):

1.Проверка итогов предыдущей работы.

Организация исследовательской деятельности как освоения студентами новых знаний и способов познавательной деятельности требует создания психологического настроя студентов на изучение нового материала. Важно для преподавателя не связывать начало урока с опросом в традиционном его понимании, который зачастую создает дискомфорт у студентов к самостоятельной познавательной деятельности по изучению нового материала.

Необходимо решать вопросы: «Как включаются студенты в работу и откликаются на информацию? Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала? Можно ли уже приступать к изучению нового материала?» и др.

С этой целью можно практиковать безоценочное начало урока, когда проводится актуализация знаний и умений для восприятия нового.

В традиционном опросе преподаватель задаёт вопросы с целью проверки степени усвоения изученного материала. Студент встаёт и рассказывает всё, что он знает по этому вопросу. При этом в процессе ответа он не думает, не рассуждает, он говорит только то, что от него хотят услышать. Чем ближе его ответ к лекции преподавателя или тексту учебника, тем выше отметка.

В процессе актуализации можно организовать разбор нескольких ключевых вопросов на повторение. Эффективным будет организация живого диалога самих студентов. Преподаватель в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает.

Возможна и оценка студентов, но для этого целесообразно будет давать групповые задания на переработку и осмысление учебной информации с помощью мыслительных операций. При этом обеспечивается сочетание групповой (возможно парной), индивидуальной и фронтальной работы, а оценки получают наиболее проявившие себя студенты.

Не исключается в процессе актуализации знаний и способов деятельности создание проблемной ситуации. Например, наряду с повторением известного материала вводятся элементы нового. Это создает у  студентов осознание недостаточности имеющегося запаса знаний и способов деятельности.

2.Презентация нового материала.

Проводится с целью введения новой темы в виде лекции, содержание которой не может быть освоено студентами без помощи преподавателя, ознакомления их с дополнительной информацией по изучаемому вопросу, а также для мотивации студентов к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности.

Лекция преподавателя, как правило, преследует цель введения новых понятий. В процессе лекции материал может налагаться укрупненными блоками. В содержание необходимо включать базовые знания (несокращаемый минимум).

Содержание деятельности преподавателя может включать:

• Выделение основной информации, структура которой будет служить базисом последующей самостоятельной работы студентов.

  1. Систематизацию учебного материала, оформление его в такой форме, которая поможет студентам легче его понять и запомнить на уроке.
  2. Включение студентов в эвристическую беседу, способствующую активизации мысли студентов в процессе освоения нового материала.
  3. Организацию различных способов конспектирования лекции как вида познавательной  деятельности студентов.

Но необходимо стремиться, как можно быстрее переходить к самостоятельной работе студентов. Для  этого часть изучаемого нового материала выносится на самостоятельную  работу.

3.Практика под руководством преподавателя в сочетании с самостоятельной работой студентов.

Практика под руководством преподавателя проводится с целью организации самостоятельной работы по изучению нового материала, развитию исследовательской компетентности, а также установления «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в понимании нового материала студентами (если таковые обнаруживаются).

Действия преподавателя:

  1. Организация обсуждения изученного материала, при необходимости корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново.
  2. Отбор заданий для самостоятельного усвоения новых понятий и способов деятельности.
  3. Инструктирование(консультирование) студентов по изучению ноюго материала самостоятельно. При необходимости сообщаются знания о способах деятельности (как выделять главное, как составлять тезисы, как сравнивать,  как извлекать информацию из иллюстративного материалам др.).
  4. Самостоятельная работа студентов по усвоению новых знаний и способов деятельности. Обычно организуется либо в рамках индивидуальной, либо в рамках групповой (парной) работы.
  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Преподаватель стремится выяснить и подкорректировать недопонимания и неточности.

При достижении прочного усвоения студентами способами самостоятельного приобретения новых знаний и способов деятельности следует давать задания более высокого уровня, в процессе которых студенты обозначают проблему , выдвигают гипотезу, осуществляют ее проверку и пр.

4.Независимая  самостоятельная практика студентов. Самоконтроль и самооценка результатов работы.

Смысл независимой практики заключается в том, что основное coдержaние изученной часта темы студенты должны раскрыть самостоятельно. Результаты самостоятельной работы подлежат обязательному обсуждению, коррекции и завершается самоконтролем и самооценкой.

Практика может проводиться в виде:

  1. Групповой дискуссии по изучаемой проблеме, с использованием приобретенных знаний и способов деятельности. Педагогу отводится роль «спикера», организатора обмена мнениями. Он должен уметь вести дискуссию, например, выявить точки зрения студентов  по определённому вопросу, собрать и обсудить различные мнения, или принять групповое решение, помочь студентам самостоятельно сформулировать выводы.
  1. Разбора вопросов и задачей по новому материалу, что позволяет глубже усвоить основные понятия и способы деятельности.
  2. Самостоятельной работы по выполнению упражнений, решению задач на применение знаний в знакомой и новой ситуации, что способствует формированию предметно - практических умений и развитию творческих способностей.
  3. Обобщению  и систематизации материала по существенным признакам и пр.

5.Подведение итогов занятия.

Подведение итогов работы должно быть тесно связано не только с достижением обучающих задач в соответствии со стандартом, но и задач интеллектуального развития, задач воспитания. Поэтому необходимо студентов перевести в позицию субъектов подведения итогов, что способствует установлению обратной связи. В качестве эффективного средства реализации сказанного выступает рефлексия учебно-познавательной деятельности студентов. В ходе рефлексии студенты сравнивают цели учения с полученным результатом, что позволяет объективно подвести итог проделанной работы.

6.Домашнее задание.

Активная позиция студентов на учебном занятии приводит к тому, что основной материал усваивается на уроке. Объём домашнего задания в этом случае значительно    сокращается, работа  дома может носить  вариативный характер, включает задания на выбор. Практикуется домашнее задание творческого характера. 3адается изучение дополнительного материала.

7. Контроль за знаниями и способами деятельности студентов.

Контроль проводится с целью выявления степени усвоения базовых знаний и способов действий по их добыванию, а также у становления правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и их коррекция.

Контролю могут подлежать не только знания материала предыдущего урока, но и знания и способы деятельности,  осваиваемые на данном уроке.

Контрольные функции в ходе учебного занятия выполняют различного вида тесты, письменные работы, требующие предъявления знаний на конструктивном и творческом уровне, самостоятельные  проверочные работы и пр.  Широко  практикуется самоконтроль и самооценка знаний и способов деятельности.

Сочетание перечисленных элементов структуры урока с учетом решаемых задач, учебных возможностей студентов, методов и организационных форм учебной работы позволяет строить гибкую структуру, позволяющую наиболее успешно решать задачу развития познавательной самостоятельности и исследовательской компетентности студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие исследовательской компетентности обучающихся.

Среди ключевых компетенций на современном этапе образования выделяется  исследовательская. Студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, влад...

«Развитие исследовательской компетентности обучающихся ГБОУ НПО РО ПУ73 как один из основных факторов подготовки успешной, конкурентоспособной личности».

     Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объёма учебного материала, что сегодня и предлагается способным обучающимся, можно осуществлять до определё...

КТД-это специально организованное пространство, задачей которого является развитие личности школьника

Воспитание  является  одним из  важнейших  компонентов  образования  в  интересах  человека, общества, государства.   Основная  задача...

КТД-это специально организованное пространство, задачей которого является развитие личности школьника

Воспитание  является  одним из  важнейших  компонентов  образования  в  интересах  человека, общества, государства.   Основная  задача...

«Развитие исследовательской компетентности школьников»

laquo;Развитие исследовательской компетентности школьников»...

Методическая разработка "Развитие исследовательских компетентностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность"

В методической разработке определены новизна и практическая значимость, что позволит ее применять педагогам в своей деятельности....