Выразительные средства при исполнении хоровых произведений
план-конспект по теме

Данилова Елена Геннадьевна

Конспект открытого урока на тему: Выразительные средства при исполнении хоровых произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок_2010.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Выразительные средства при исполнение хоровых произведений”

Разработала педагог дополнительного  

образования ЦРТДиЮ «РОСТОК»

г. Чебоксары  Данилова Е.Г.

Тема урока:  

Выразительные средства при исполнение хоровых произведений”

Продолжительность: 45 минут

Возраст учащихся: 7-8 лет (2-ой год обучения)

Тип урока: комбинированный

Цель: научить использовать средства выразительности при исполнении хоровых  произведений.

Задачи:

1. Закрепить пройденные средства выразительности (мелодия, динамические оттенки).

2. Познакомить с  новыми средствами выразительности – ритм, движения.

3. Развить эмоциональное самовыражение ребенка.

Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические.

Средства обучения: использование мультимедийного оборудования, наглядные пособия.

Оборудование и материалы:

  - план-конспект;

  - оборудование для мультимедийного показа;

  -  фортепиано;

  -  музыкальный центр;

  -  карточки динамических оттенков.

План занятия:

 1. Организационный момент.

 2. Распевание.

 3. Повторение пройденного материала (мелодия, динамика).

 4. Исполнение песни “Старый добрый клавесин”.

 5. Слушание звука клавесина (запись на CD-R диске).

 6. Изложение нового материала (ритм).

 7. Музыкальная игра.

 8. Исполнение и разучивание песни ”Ночной менуэтик”.

 9. Загадки.

10. Исполнение песни “Загадки ”.

11. Подведение  итогов.

Ход урока:

1.  Музыкальное приветствие:

–   Здравствуйте, ребята!  

–   Здравствуйте!      

– Добрый день, уважаемые гости! Наше сегодняшнее открытое занятие помогают провести воспитанники хора “Туслăх” 2-го года обучения.   Но прежде чем приступить к уроку, мы немного распоемся.   В 1-ом классе мы на музыкальных попевках. С этого года мы распеваемся на упражнениях, в которых используются либо только гласные звуки, либо слоги, сочетающие в себе гласные с согласными. Мы начинаем распевание с упражнения на одном звуке. Оно развивает равномерный, экономный, длительный выдох, опору. Мы будем исполнять различные гласные в виде слогов с одинаковыми согласными. У нас существуют некоторые проблемы со звонкостью звучания хора, поэтому мы выберем согласный звук “д”, т.к. он способствует звонкому, светлому звучанию и активизации атаки артикуляционного аппарата.   

“Да-дэ-ди-до-ду” – распевание

–  Следующее упражнение исполняется на слоге “ми”. Звук “м” – это губной согласный, поэтому он  заставляет работать губы. Также он тносится к сонорным согласным, которые считаются полугласными и имеют такую особенность звучать – они помогают найти головное резонирование. В паре с самым звонким гласным звуком “и” они приближают звук.

“ Ми – и – и – и – я” – исполняем упражнение.

– В следующем упражнении мы заставляем работать кончик языка, тем самым делая его более гибким и свободным, способствует собранному звучанию. Пение на staccato связано с активным смыканием голосовых связок, активизирует их работу, способствует усвоению

четкой  атаки, очень полезно при  сиплом звуке. Гласный “ё” – сложный йотированный звук, который помогает нам петь собранным, близким, ярким и высоким звучанием, активизирует голосовые связки в момент атаки; а звук “о” – поднимает мягкое небо, появляется ощущение зевка.

   “Лё,лё,лё,лё,лё,лё,лё” – исполняем упражнение.

–   Пение с закрытым ртом на сонорном звуке “м” (мычание) осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Это упражнение настраивает на головное звучание. Здесь хорошо прослеживается динамика звука.

  “ М-м-м-м” – исполнение упражнения с динамическими оттенками.

 – Ребята, все вы знаете, что музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. Каждый композитор вкладывает в своё произведение свои чувства и переживания. И он выражает их с помощью специальных средств. Каких средств?

( -С помощью выразительных средств.)

– С какими выразительными средствами мы уже с вами познакомились?

( -С мелодией, динамическими оттенками.)

– Как вы думаете это все музыкальные средства или существуют ещё другие?

( -Наверное, существуют другие.)

–  Значит, чем мы с вами будем заниматься на уроке.

( -Будем искать другие выразительные средства в музыке.)

–  Вы правы. На сегодняшнем занятии мы с вами ещё раз закрепим пройденные средства выразительности (мелодия, динамические оттенки), познакомимся с новыми (ритм) и будем учиться применять выразительные средства при исполнении произведений. Но для начала напомните мне что такое мелодия и динамические оттенки.

( - Мелодия – это основа произведения. Динамика – это сила звучания.)

–  Молодцы! Не забыли. А теперь давайте исполним наше произведение «Старый добрый клавесин».

     ( Исполнение песни «Старый добрый клавесин»)

–  Какие настроения и мысли хотел передать композитор в своём произведении?

( -Мечтательное.

  -У нас клавесин как будто бы ожил, стал живым.)

–  Поэтому у нас мелодия – плавная и волнообразная. А как вы думаете, почему именно такая должна быть мелодия? Может быть нужно сыграть по-другому?

        (Концертмейстер играет, изменив ровный ритм на пунктирный)

–  Какая стала теперь мелодия?

( -Скачкообразная и простая)

–  Так как же правильнее спеть: как мы с вами спели или как сыграла нам Татьяна Витальевна?

(- Как мы спели)

–  Почему?

(- Потому что её написал композитор И.Гайдн, который жил в 18 веке)

– А что это было за время?

(- Время балов, пышных платьев и париков. Время клавесина, скрипки и других инструментов.)

–  И какая мелодия больше подходит для того времени? Плавная и певучая или прыгучая и задорная?

(-Плавная, мечтательная, нежная)

–  Давайте ещё раз исполним это произведение и постараемся передать настроение и чувства, которые хотел воплотить в своём произведении И.Гайдн.

     (Исполнение и работа над высокими звуками в песне «Старый добрый клавесин»)

–  Молодцы, ребята. У нас получилась плавная, мечтательная и легкая мелодия. Как мы уже с вами говорили, мелодия может быть разной – плавной, скачкообразной, отрывистой и волнообразной. И это зависит от другого выразительного средства музыки – ритма. Что же такое ритм? Ритм – это чередование коротких и длинных звуков. Это сильнейшее выразительное средство. Именно он влияет на тот или иной характер в музыке. Вы в этом убедились, услышав, как изменилась мелодия, сыгранная в другом ритме.

– А сейчас, давайте немного отдохнём.

( Игра «Громко - тихо»)

– Ребята, мы с вами побывали в 18 веке. А как вы думаете, может ли старинная музыка существовать в произведении нашего века?

 (-Может. В песне «Ночной менуэтик»)

 –  Давайте вспомним 2 первых куплета.

 ( Исполнение песни «Ночной менуэтик». Работа над чистотой интонирования и над движениями)

 –  Какие выразительные средства нам помогают в исполнении данного произведения?

( -Движения)

 –  Что они нам помогают передать?

 ( -Оживших кукол)

 –  Давайте ещё раз повторим наши движения и поработаем над ними.

 ( Разучивание движений второго менуэта и слов 3 куплета)

–  Ребята, обратите внимание на экран. Вы видите, что второй менуэтик исполняется в парах. Это произведение в концертном варианте исполняется под инструментальную фонограмму.

  (Исполнение песни «Ночной менуэтик» под фонограмму)

–  Ребята, а вы любите загадки?

  (- Любим)

–  Ну, тогда, первая загадка!

Инструмент тот с давних пор

Украшал собой собор.

Украшает и играет,

Весь оркестр заменяет.

                                          (Орган)

Музыкант смычок берет,

К инструменту он идет.

Назовем мы как сейчас

В оркестровой яме бас?

                                            (Контрабас)

Проверяют звук и тон

Инструментом …

                                            (Камертон)

На листочке, на страничке

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

                                             (Ноты)

  Итог урока:     

–  Наш урок подходит к концу. Скажите мне, пожалуйста, узнали ли вы что-то новое на хоровом занятии?

–  Что больше всего вам понравилось на уроке?

–  Что для вас было наиболее трудным?

–   И в заключение нашего урока исполним песенку «Загадки»!

 (Исполнение песни «Загадки» с движениями)

 

–  И не забывайте ребята: «Что, когда человек поет - это добрый человек, так несите доброту людям и пойте с удовольствием.

–   Вы сегодня хорошо работали. Спасибо за урок.

   

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительные средства исполнения на духовых инструментах

Выразительные средства исполнения на духовых           инструментах ...

Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.

Представленная методическая наработка раскрывает перед педагогами основные моменты воспитания активного восприятия музыкального искусства школьниками. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает худ...

Задания по определению и использованию изобразительно-выразительных средств языка в художественных произведениях

Материал содержит достаточное количество заданий, позволяющих закрепить знания учащихся по определению используемых в художественных произведениях языковых средств....

Методическое сообщение "«Выразительные средства в хоровой музыке».

Развитие певческой культуры школьников,  общее  музыкальное развитие,воспитания у школьников возможность  художественного исполнения музыкального репертуара....

Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе аккордеона

Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности, многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Интонирование- основа выразительного исполнительства.2. Ин...

Работа над интонированием, как основы выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения

Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Поэтому, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей особое внимание. В работе подробно раск...