отчёт о работе пришкольного участка
статья по теме

Словесная Ольга Михайловна

ежегодно школа участвует в смотре-конкурсе "Зелёный наряд образовательно учреждения". Что получается - читайте. Жаль, что нельзя опубликовать фотографии участка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_o_rabote_prishkolnogo_uchastka.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Томская область.

Кожевниковский район.

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»

Смотр – конкурс

«Зеленый наряд общеобразовательного учреждения»

                                                                                                   «Утверждаю»

«_____»________________2009г.

Директор школы: Костырева Л.А.

Положение

об учебно-опытном участке

при Кожевниковской средней общеобразовательной школе №1

  1. Общие положения.
  1. Учебно-опытный участок (участок) организуется при школе для проведения в I-XI (XII) классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии, организации общественно полезного труда, внеклассной опытнической, исследовательской, природоохранной работы.
  2. Работа учебно-опытного участка осуществляется в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании», Уставом школы, Инструкцией по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке, настоящим Положением.
  1. Структура учебно-опытного участка.

На учебно-опытном участке действуют отделы: овощных культур, плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, коллекционный, дендрологический отдел, теплица. В состав участка входит подсобное помещение, в котором хранится хозяйственный инвентарь (обеспечивается в соответствии с Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ), аптечка с необходимым для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.

  1. На учебно-опытном участке могут быть созданы иные отделы (зоолого-животноводческий отдел, экологический отдел и другие). Решение о создании нового отдела учебно-опытного участка принимается директором школы по согласованию  с заведующим учебно-опытным участком.
  2. Площадь каждого отдела определяется директором школы по согласованию с заведующим учебно-опытным участком.
  3. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
  4. Семенной и посадочный материал, выращенная на учебно-опытном участке продукция хранится в помещении на территории школы, выделенном в качестве хранилища.

Вокруг участка создана искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.

  1. Содержание деятельности учащихся на учебно-опытном участке.
  1. Основными направлениями деятельности учащихся на учебно-опытном участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий, исследовательская работа.
  2. Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения

природоведения, биологии. На участке организуются общественно-полезный труд, трудовая практика школьников, внеклассная опытническая, исследовательская и природоохранная работа.

  1. План работы учебно-опытного участка.
  1. Работа учащихся на участке организуется в соответствии  с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.
  2. В план входят следующие разделы:
  1. Планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, их площадь, распределение территории участка между звеньями);
  2. Содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, исследовательскими группами, календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, расписание учебных, кружковых занятий, график работы учащихся в процессе общественно-полезного труда, в том числе в период летних каникул);
  3. Руководство работой учащихся на участке (закрепление руководителей из числа педагогов школы за отделами участка, график их работы в период летних каникул);
  4. Материальное обеспечение работы на участке (определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах и пр.).
  1. План работы составляется заведующим учебно-опытным участком на учебный год с сентября текущего календарного года, по август следующего календарного года. Допускается отсутствие планирования работ в зимний период. Распределение учащихся для работ в период летних каникул происходит в мае месяце.
  1. Руководство работой учебно-опытного участка.
  1. Общее руководство работой на учебно-опытном участке осуществляется директором школы.
  2. Директор школы обеспечивает расстановку педагогов, работников школы для руководства работой на участке, назначает ответственного за хранение и реализацию продукции, выращенной на участке, охрану участка, развитие материальной базы учебно-опытного участка.  
  3. Директор школы имеет право проверять состояние работы на участке, в том числе состояние подсобного помещения, документацию по учебно-опытному участку, давать указания по организации работы на участке.
  4. Общее руководство опытнической, исследовательской работой  на участке осуществляется заместителем директора по научно-методической работе (НМР).
  5. Заместитель директора по НМР организует опытническую, исследовательскую работу на участке, совместно с заведующим учебно-опытным участком.
  6. Заместитель директора по НМР несет ответственность за подготовку исследовательских проектов, научных работ, разрабатываемых на базе учебно-опытного участка.
  7. Заместитель директора по НМР имеет право совместно с заведующим учебно-опытным участком определять направления опытнической, исследовательской работы на участке, проверять состояние данной работы, давать указания по ее организации.  
  8. Непосредственное руководство работой на участке осуществляется заведующим учебно-опытным участком, назначаемым директором школы.
  9. Заведующий учебно-опытным участком несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, инструктирует учителей и учащихся, работающих на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.
  10. Имущественно-материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком.
  11. Учителям за заведование учебно-опытным участком производится дополнительная оплата по приказу директора школы.
  12. Заместитель директора по административно-хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, водой для полива растений.
  13. Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.
  1. Организация работы учащихся на учебно-опытном участке.
  1. Непосредственную организацию работы учащихся на учебно-опытном участке осуществляет заведующий учебно-опытным участком.
  2. Перед началом работ на участке заведующий учебно-опытным участком в обязательном порядке проводит с учащимися и педагогами инструктаж по технике безопасности.
  3. Организуя работу учащихся на участке, заведующий учебно-опытным участком руководствуется Нормами предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет  при подъеме и перемещении тяжестей вручную (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.1997 №7), Перечнем тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 №163), а также Инструкцией по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке.
  4. При выполнении учащимися работы на учебно-опытном участке, ответственность за их жизнь и здоровье возлагается на педагога, непосредственно руководящего работами.

В летний период обучающиеся работают на УОУ по графику, составленному заведующим УОУ и утвержденным директором школы. С учетом индивидуальных особенностей из обучающихся 6-8 классов формируются звенья. От прохождения практики освобождаются школьники по состоянию здоровья после предоставления врачебной справки. Работа обучающихся на участке организуется в соответствии с планом работы УОУ.

Сроки работ

класс

дата

класс

дата

8 А

1.06-5.06

7 Б

13.07-17.07

8 А

8.06-12.06

7 Б

20.07-24.07

8 Б

15.06-19.06

6 А

27.07-31.08

8 Б

22.06-26.06

3.08-7.08

7 А

29.06-3.07

6 Б

10.08-14.08

7 А

6.07-10.07

6 Б

17.08-21.08

  1. Реализация продукции.

Урожай, продукция полученные с учебно-опытного участка могут быть использованы для организации питания учащихся в школьной столовой, для опытнических и исследовательских целей, а также выставлены на продажу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

О направлении урожая, продукции, выращенной на учебно-опытном участке  на те или иные нужды, учащиеся информируются в обязательном порядке.

Доходы и расходы, связанные с выращиванием сельскохозяйственных продуктов и цветочно-декоративных культур, учитываются в школьной бухгалтерии.

Успех в выполнении работы зависит, прежде всего, от учителя. Хороший учитель может содержание труда на участке сделать интересным, захватывающим, сама работа вызовет у детей любовь к труду, к сельскому хозяйству, желание стремиться к новаторству, а опытническая работа привлечет к поиску новых путей к повышению урожайности.

Физико-географическое положение УОУ и его экологическое состояние

        Пришкольный участок Кожевниковской средней общеобразовательной школы №1 расположен к северу от основного здания школы, находится в зоне рискованного земледелия Западной Сибири лесостепной зоны умеренно-континентального климата, где средняя температура июля 18°С, января - 20°С.Среднегодовое количество осадков 400-500 мм. Преобладают западные и северо-западные ветра. Почва дерново-подзолистая. Площадь участка – 10 соток.

        Вблизи школы проходит дорога, а в 2 км  проходит  трасса Кожевниково-Новосибирск. Рядом находится лес. Недалеко от школы находится завод СОМ, МУП КОМХОЗ. Вокруг школы и УОУ посажены плодово-ягодные деревья, тополя и кустарники.

        


Утверждаю                                                                                 Согласовано

«___»__________200_ г.                                                           «___»_________200__г.

Директор школы                                                                         Председатель профсоюза                  

                                                                                 

                                                            Инструкция

по технике безопасности для учащихся при работе на учебно-опытном участке

Общие требования безопасности

1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, работающих на пришкольном учебно-опытном участке.

2. Опасность возникновения травм:

- при внесении подкормок растениям;;

  1. при  приготовлении  минеральных растворов
  2. при нарушении инструкции по ТБ

3. У руководителя-учителя должна быть аптечка, укомп­лектованная необходимыми медикаментами и перевязочными сред­ствами для оказания первой помощи пострадавшим.

4. Работать в халатах или передниках.

5. В жаркую солнечную погоду одевать головной убор.

6. Через каждые 30 минут работы должен быть 10 минутный перерыв.

7. Не пользоваться инсектицидами для борьбы с насекомыми - вредителями.

Требования безопасности перед началом занятий

1. Надеть рабочую одежду , защитные перчатки .

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при работе.

3. Получить учебное задание у руководителя и инвентарь по росту.

4. Получить минеральные удобрения и посуду.

Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Соблюдайте личную гигиену.

3. Выполнять следует только работу, определённую учебным заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

5. Соблюдать  порядок  и дисциплину.

6. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.

7. Брать удобрения только специальной  пластмассовой ложкой или лопаточками.

8. Не переносить тяжести с помощью носилок или вёдер.

9. Переносить в лейках не более 4-х литров воды.

10. Убирать камни, осколки стекла только лопатой, совком.

11. Переносите инвентарь острой кромкой вниз.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочув­ствии  сообщить об этом учителю .

2. При получении травмы немедленно  сообщить о случившемся учителю, он окажет вам помощь.

3. В случае резкого ухудшения погоды ,укройтесь в помещении.

 Требования безопасности по окончании занятий

1. Проверьте  исправность рабочих инструментов и инвентаря.

2. Снимите рабочую одежду, приведите её в порядок.

3. Проверьте безопасность рабочего места.

4. Тщательно вымойте лицо и руки с мылом.

5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

Учитель  биологии, сельхозтруда   ______________________

             

СОГЛАСОВАНО

«___» __________200___г

 Уполномоченный по охране труда

Подробный план работы на учебно-опытном участке.

         В  повседневной жизни мы так привыкли к овощам, что зачастую и не задумываемся над тем, что они для нас значат.

             Хлеб, молоко, мясо как продукты питания необходимы. Но если человек ограничивается только ими, у него нарушается пищеварение, и он заболевает. Чтобы этого не случилось, необходимо больше использовать в пищу овощи, содержащие различные соли. Речь идёт не об обычной поваренной соли, без которой пища кажется пресной, человеку необходимы и другие соли, в том числе и те, которые содержатся в различных овощах. Эту особенность овощей мы и помним и ставим превыше всего, когда планируем работу на УОУ на целый год. Здесь нужно учитывать всё: и как обработать землю, что внести, чтобы почва была плодородной, что и сколько сажать, чтобы хватило до весны в столовой, как собрать урожай, как его хранить и др.

Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок – место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, знания дизайнерского искусства. Правильно спланированный пришкольный участок обеспечит большую часть работы на открытом воздухе.

Зеленый класс - теплица

Круглый год идут работы в теплице, которая является частью защищенного грунта пришкольного участка. Теплица позволяет решить ряд задач:

  1. Обеспечение потребности в рассаде томатов, баклажан, перца, капусты, цветочной рассады.
  2. Обеспечение отростками комнатных цветов для внутришкольного озеленения кабинетов, рекреаций.
  3. проведение зимних экскурсий и уроков природоведения для начальных классов.
  4. Вовлечение обучающихся в практическую деятельность по выращиванию рассады и растений.

В теплице постоянно произрастают следующие виды растений:

Инжир, циперус, кактусы, бегонии, пеларгонии, калы, канны, циссус, фикусы, белопероне капельная, традесканции, аспарагус, гортензия, пахистахис, монстера, плющ, колеусы, гиппеаструмы, алоэ, камнеломка, паслен, сансевьера, туя, примулы, папоротники, филлокактус, олеандр, гибискусы,.

месяц

Проводимые работы

январь

Уход за растениями (умеренный полив, систематическое рыхление почвы); проверка всхожести семян цветов, овощей, сохранность клубней, георгинов; подготовка пикировочных ящиков и почвы; выгонка цветочных и овощных культур

февраль

Продолжаются работы по уходу и содержанию растений. Начинается посев цветочных культур. Проводится выгонка новой партии цветочных растений (гиппеаструм, лилии, нарциссы, тюльпаны, канны). Прогрев почвы.

март

Начинается посев перцев, баклажан, цветочной рассады. В тоже время черенкуем комнатные растения.

апрель

Продолжаются работы по размножению растений; начинаем пересадку комнатных цветов, пикируем рассаду

май

Высаживаем рассаду в теплице, продолжаем пересадку комнатных растений. Выставляем рассаду для закаливания на открытый воздух.

июнь

Массовая посадка рассады цветов и овощей в открытый грунт. Освободившееся место в теплице занимаем многолетниками, сюда же переносим комнатные цветы из здания школы.

июль

Уход за комнатными цветами (полив, рыхление, подкормка, подсыпание земли); ведем борьбу с вредными насекомыми и возбудителями болезней растений. Для защиты растений от прямых солнечных лучей стекла теплицы снаружи притеняем.

август

Проводим уход за комнатными растениями, посадку в открытый грунт многолетников; собираем, сушим семена цветов и овощей. Начинаем посадку комнатных растений в цветочные горшки

сентябрь

Освобождаем стеллажи, производим замену земли, если нужно – ремонтируем стеллажи. Теплицу снаружи закрываем стеклом и пленкой. Продолжаем сбор семян.

октябрь

Заносим на хранение клубни георгин, корневища каннов. Заготавливаем и убираем под стеллажи почву, компост, перегной. Ремонтируем садовый инвентарь.

ноябрь

Сажаем огурцы и укроп, салат, петрушку на освободившееся место.

декабрь

Уход и хранение растений.

Кроме собственно теплицы имеется учебный класс, где проводятся занятия по сельхозтруду для учащихся 6-7 классов. Основное направление в работе теплицы - создание коллекции растений различных климатических зон. Здесь созданы микроланшафты, содержащие растения, характерные определенной зоне: уголок тропического леса; сухие и влажные субтропики; пустыня.

Уголок тропического леса включает в себя различные папоротники, фикусы, большую коллекцию различных видов бегоний, лесные кактусы и другие.

В зоне субтропиков особый интерес представляет инжир. В этой зоне мы видим большое количество красиво цветущих растений: олеандр, гортензия, пеларгонии, азалии, белопероны, гибискусы.

Характерными представителями пустыни являются кактусы. В нашей теплице большое количество кактусов.

Многие растения, которые размножают в теплице, перекочевывают затем в кабинеты и коридоры нашей школы.

Комнатные растения создают уют, радуют глаз своим вечнозеленым нарядом, ярким разнообразием цветов. Традесканции, пеларгонии зональные, хлорофитумы, плющи, различные виды бегоний, фуксия, аспарагус, примула - вот далеко не полный перечень растений, которые используются для украшения школы.

Школьная теплица - наша гордость. Этот уголок природы стал для многих ребят источником радости, знаний и местом активной деятельности. Ребята и родители охотно покупают красивые комнатные растения, выращенные в теплице, таким образом, решается задача пополнения коллекции экзотических растений.

Весной в теплице выращивают рассаду цветов для украшения пришкольного участка и рассаду овощей для опытного участка. Коллекция растений, собранных в теплице оказывает большую пользу при изучении таких предметов, как география, биология, экология.

Цветник

Наиболее привлекательный, создающий положительный эмоциональный настрой школьников отдел – цветник. Цветы украшают наш быт, создают радостное настроение, формируют эстетические вкусы. Очень важно создать в этом отделе сад непрерывного цветения с ранней весны до поздней осени. Этому предшествует огромная работа в течение всего учебного года.

Январь

Проверка всхожести семян цветов, сохранность клубней георгинов, корневищ каннов.

Февраль

Выбираем место для цветника, определяем видовой состав в соответствии с их ростом и колористической гаммой, не забывая о срок цветения. Посев сальвии, цинерарии.

Март

Составляем план цветника и производим массовый посев цветочной рассады.

Апрель

Пикировка рассады.

Май

Очищаем участок, предназначенный для цветника; культиватором пашем землю, убираем корни растений; делаем разметку клумб, рабаток, газонов; приводим в порядок многолетники.

Июнь

Согласно плана начинаем высаживать цветочную рассаду; производим уход за растениями.

Июль

Полив растений, борьба с сорняками, поддержание почвы в рыхлом состоянии. Во время бутонизации произвели подкормку комплексными удобрениями.

Август

Уход за растениями (полив, прополка). Для улучшения декоративности цветника и вторичного цветения удаляем отцветшие соцветия (агератум, астры, душистый горошек, календула, циннии, георгины, эшшольция).

Сентябрь

Размножение растений, цветущих весной; сбор семян.

Октябрь

Сбор семян, подготовка участка к зиме – однолетние растения удаляем; многолетние (георгины, канны) выкапываем.

Ноябрь

Производим стратификацию семян цветочных культур; вырезание подземных стеблей всех многолетних растений

Декабрь

Готовимся к проверке всхожести семян

Видовой состав флоры учебно-опытного участка


Цветочно-декоративный отдел – представляет собой предмет особой гордости участка. Цветники украшают школьную территорию в течении всего вегетационного периода. Это клумбы, бордюры, коллекционный отдел, где представлено видовое разнообразие цветочно-декоративных культур, которые ежегодно пополняются.

Однолетние

Многолетние

Агератум мексиканский, Алиссум морской, Амарант хвостатый, Астры.

Бальзамин, Бархатцы, Богатая невеста.

Василек синий.
Георгин однолетний, Годеция.
Иберис.

Кохия веничная, Кларкия ,Календула,

Клещевина обыкновенная

Лаватера, Ленок «Синее море», Львиный зев.

Настурция культурная.
Петуния гибридная.
Сальвия.
Табак душистый.

Фасоль огненно-красная.

Хризантема.
Цинерария серебристая, Циния изящная.
Эшольция калифорнийская.

Аквилегия (водосбор).

Барвинок малый, Бруннера сибирская.
Гайлардия ланецетовидная, Георгин многолетний, Гвоздика бородатая.
Ирис болотный, сибирский.

Колокольчик

Ландыш майский, Лилейник желтый, Лилейник рыжий, Лебеда, Люпин.

Мальва садовая, Мак альпийский, Маргаритка многолетняя.

Нарцисс, Нивяник обыкновенный.
Примула весенняя

Синеголовник, Спаржа.

Тысячелистник розовый, Тюльпан

Физалис декоративный, Флокс метельчатый.

Важное место в озеленении школьной территории занимает дендрарий. Он насчитывает больше десятка пород деревьев и кустарников и дает представление о разнообразии древесно-кустарниковой флоры.

Деревья
Береза бородавчатая
Клен
Осина
Рябина обыкновенная
Тополь дрожащий
Тополь черный

Кустарники
Акация желтая
Жимолость каприфоль
Сирень обыкновенная
Шиповник морщинистый
Шиповник молочноцветковый

Рябинолистник

Огород

Огород  (овощной отдел) занимает 6 соток; имеет производственные цели и решает задачу – обеспечение школьной столовой овощами. Работа в огороде начинается весной.

Март

Проверка всхожести семян; посев рассады томатов.

Апрель

Планируем огород с учетом севооборотов; пикировка рассады; высадка семенников моркови, свеклы в грунт.

Май

Посев семян капусты, подготовка семян картофеля и посадка картофеля в открытый грунт; посев моркови, свеклы.

Июнь

Высадка рассады капусты в грунт, уход за высаженной рассадой – поливка, прополка;1 прореживание моркови; тяпаем картофель; садим лук; пасынкуем томаты.

Июль

Полив, прополка, борьба с сорняками и вредителями (опрыскиваем капусту карбофосом, посыпаем золой), окучиваем картофель и капусту; 2-е прореживание моркови; обрезаем салат; пасынкование томатов.

Август

Сбор лука на хранение, уход за растениями; сбор урожая томатов.

Сентябрь

Сбор урожая картофеля, свеклы, сбор семян моркови, свеклы.

Октябрь

Убираем урожай моркови, капусты.

Ноябрь

Подготовка огорода к зиме.

 Севооборот.

     Каждый агроном знает, что при выращивании овощей нужен севооборот, даже на огороде. И на УОУ он тоже должен быть. Только на огороде он называется плодосменом. Севооборот или плодосмен - это  обязательное чередование культур.

    Чередование культур в севообороте продумываем заранее. Не забываем при этом учитывать отношение растений к свежему навозу, их потребность в различных солях. Известно, что огурец, удобренный навозом, резко увеличивает урожай, а корнеплоды моркови трескаются, сильно ветвятся избытком в удобрении азота.

    При составлении севооборота стараемся разместить культуры так, чтобы представители одного семейства, скажем капусты, возвращались на старое место не раньше чем через 3-4 года. Очень важно, чтобы под овощные растения ранних сроков сева или посадки поле освобождались пораньше.

        Это возможно, если перед ними выращивать теплолюбивые культуры томат, огурцы и др. После их уборки поле можно успеть как следует обработать.

Допустимые и недопустимые предшественники овощных культур

Культуры

Лучшие

предшественники

Минимальный срок возврата на старое  место,  лет

Недопустимые предшественники

Капуста

Лук, огурцы, морковь, свекла, картофель, томаты

4-5

Репа, редька,

 редис

Картофель

Морковь, свекла, лук

Томаты

Лук, чеснок

Морковь, огурцы, укроп, салат, капуста

3-4

Томаты

Морковь,

петрушка

Картофель, томаты, огурцы, горох, капуста

2-3

Огурцы, кабачки, тыква, патиссоны

Картофель, лук, морковь, капуста, горох

2-3

Репа, редька, редис

Картофель, лук, морковь, свекла

3-4

Капуста

Свекла

Картофель, огурцы, лук

2-3

Томаты

Морковь, свекла, лук

2-3

Картофель

Сад

Сад – сложная экологическая система, даже если он состоит лишь из нескольких деревьев и кустарников, растущих на школьном участке. В этой системе взаимосвязаны растения, почва, солнечное освещение, температура и влажность, оптимальность которых в режиме выращивания садовых культур дает высокий урожай.

Сад существует в школе около 20 лет. В саду занимаемся выращиванием плодовых культур (смородины черной, жимолости, вишни, малины, черноплодной рябины), для получения ягод, а также выращивания посадочного материала в плодовых приемниках.

Декабрь

Заготовка древесной золы, органических удобрений.

Январь

Проводим снегозадержание.

Февраль

Растения находятся в относительном покое; занимаемся планированием работ.

Март

Формирование куста, обрезка.

Апрель

С появлением первых листочков садовых культур размножением отводками; под кустарниками рыхлим почву.

Май

В процессе бутонизации проводим защиту растений от болезней.

Июнь

Полив с внесением удобрений.

Июль

Сбор урожая (жимолость), культивация почвы с удалением сорняков.

Август

Сбор урожая (смородина, малина); подготовка посадочных ям.

Сентябрь

Сбор урожая (черноплодная рябина, вишня); заготовка черенков и их посадка в грунт.

Октябрь

Перекопка междурядий с внесением органических  удобрений.

Ноябрь

Подготовка сада к зиме.

Информация о работе  на учебно-опытном участке за предыдущий год

Работы  на участке способствуют расширению и углублению знаний по биологии, приобретению знаний и умений по выращиванию растений, воспитанию у обучающихся качеств рачительного хозяина земли, бережного отношения к природе, творческого отношения к труду.

Учебно-опытный участок позволяет школе иметь возможности для обеспечения школьной столовой продуктами питания.

 Самое пристальное внимание при организации труда учащиеся на учебно-опытном  участке должно быть уделено опытнической работе. Тематические опыты с растениями направляем на решения вопросов, связанных с повышением урожайности растений.

Учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавателя, на учебно-опытном участке, работая, учащиеся получают ясные представления о главных агрономических приёмах возделывания сельско - хозяйственных растений и ухода за ними. В процессе работы на УОУ у обучающихся воспитываются организаторские и коллективистские навыки, культура труда и эстетические чувства. Мы  стараемся проводить не менее 5-6 опытов в каждый учебный год, т.к. классов параллельных у нас 2, то каждый год мы их чередуем.(См. Приложение)

Затем подводили итоги, результаты опытов стараемся использовать при изучении соответствующих тем по биологии в 6-7 классах.

Человек не может представить свою жизнь без растений, поэтому очень важно научить ребёнка с раннего детства понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками.

В  школьную столовую сдали урожай:

наименование

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Морковь

200 кг

220кг

300 кг

320 кг

Капуста

160кг

250 кг

250,5 кг

240 кг

Свекла

300 кг

240 кг

300 кг

270 кг

Чер.смородина

70 кг

75 кг

62 кг

70 кг

50 кг

Жимолость

40 кг

40 кг

48 кг

50 кг

65 кг

Вишня

1 кг

-

2 кг

1,5 кг

Кольраби

11 кг

-

-

-

-

Картофель

-

300 кг

290 кг

460 кг

Кабачки

-

60 кг

80 кг

40 кг

-

Сл.перец

-

-

4.8 кг

3 кг

5 кг

Томаты

4 кг

3 кг

3,7 кг

10 кг

14 кг

Лук

36 кг

40 кг

-

-

Семена для учебно–опытного участка на следующий год готовим самостоятельно (семена моркови, свеклы, укропа, салата и цветочных культур). Так как наш участок находится рядом с дорогой, местные жители, прохожие постоянно посещают наш участок и «помогают» собирать выращенный урожай. Поэтому большого дохода с нашего участка мы получить не можем. Высокие урожаи у нас не получаются, т.к. несколько лет не вносились удобрения.

На учебно-опытном участке проводим экскурсии, практические занятия и опыты, предусмотренные учебной программой (6 – 7 классы). Заготавливаем раздаточный и демонстративный материалы для преподавания предметов естественно – научного направления.

По итогам работы в октябре месяце проводим общешкольные и классные мероприятия на темы: «Чудо - урожай», «Осенний бал – дары природы».

1 -4 классы проводят – «Праздник Урожая»,

5 – 8 классы «Урожай»,

9 – 11 классы «Осенний  бал».

Ежегодно организовывали выставки на темы: «Чудо - урожай», «Осенние дары природы»; стенгазет - «Золотая осень».

Образовательные программы, реализуемые на учебно-опытном участке

Учебно-опытный участок школы позволяет решить познавательные и воспитательные задачи:

  1. реализация биологического образования, опытнической работы и трудового обучения;
  2. практическая направленность учебно-опытного участка позволяет вырастить овощи для школьной столовой, рассаду цветов и овощей для населения;
  3. развивает у школьников интерес к сельскохозяйственным профессиям;
  4. формирует у школьников ответственное отношение к труду, к организации мер по защите окружающей среды;
  5. развивает интеллект  и эстетические чувства школьников;
  6. учебно-опытный участок и теплица – это место проведения экскурсий и практических занятий в течение всего учебного года с 5 по 11 класс. Для более полной реализации поставленных задач на участке в теплице школьники под руководством учителя биологии производят закладку опытов; самостоятельные наблюдения, групповые экскурсии;
  7. учащимися закладываются опыты по изучению темы «Дарвинизм» в 11 классе. Эти опыты демонстрируют различные формы борьбы за существование. Так опыт с астрами или морковью, показывающий влияние густоты посадки на рост, развитие и плодоношение или цветение в случае с астрами. На этом опыте  внутривидовой борьбы за существование проводятся  различные формы межвидовой борьбы за существование. Учащиеся 6 классов эти опыты могут использовать для установления оптимальной густоты посадки бархатцев на клумбах и густоту посева моркови;
  8. Размножение георгинов делением клубней позволяет учащимся лучше разобраться в теме «Вегетативное размножение растений». Астры, используемые для изучения тем в 11 классе, можно использовать при изучении семейств на уроке ботаники.

В результате реализации предусмотренных программ обучающиеся должны:

Уметь:

  1. Собирать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;
  2. Использовать органические и минеральные удобрения;
  3. Проводить работу по размножению и пересадке комнатных растений, распознавать их виды;
  4. Проводить прополку, знать сорные растения, болезни растений;
  5. Проводить механическую, химическую и биологическую борьбу с вредителями растений;
  6. Проводить простейшие опыты с растениями в теплице на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать.

Знать:

  1. Что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
  2. Способы повышения плодородия с помощью внесения удобрений;
  3. Зерновые технические, кормовые, овощные, лекарственные растения, цветочно-декоративные растения, комнатные, плодово-ягодные культуры;
  4. Способы размножения растений;
  5. Значение зеленых растений для других живых организмов на Земле.

Практические занятия

Структура практического занятия определяется его содержанием и методами, но на каждом этапе должны иметь место следующие моменты:

  1. Организационная часть (2-3 мин.).
  2. Вводная беседа, во время которой разъясняются теоретические и практические задачи данного занятия.
  3. Инструктаж по разъяснению трудовых заданий, показ приемов работы и проверка усвоения их обучающимися.
  4. Определение трудовых заданий каждому звену и выдача необходимых для работы инструментов и материалов.
  5. Практическая работа обучающихся по выполнению трудовых заданий при контроле учителя (основная часть).
  6. Заключительная часть: оценка труда обучающихся, приведение в порядок инвентаря и участка.
  7. Записи о выполненных агроприемах и проведенных учетах и наблюдениях.

За время обучения в школе каждый ученик должен получить следующие умения и навыки:

  1. Посадка и выращивание комнатных растений, уход за ними;
  2. Подготовка к посеву цветковых, бобовых, корнеплодов и овощных растений;
  3. Обработка почвы и внесение удобрений;
  4. Посев семян и выращивание цветочно-декоративных растений
  5. Посев семян овощных культур и уход за ними;
  6. Посадка плодово-ягодных, декоративных кустарников и уход за ними;
  7. Использовать способы размножения растений;
  8. Уметь вести учет полученного урожая;
  9. Проводить опыты в соответствии с программой и оформлять полученные наблюдения

Мероприятия по природоохранной работе

  1. благоустройство школьной территории; обрезка кустарников; удаление больных, усохших ветвей; скашивание травы;
  2. декоративное оформление газонов на территории школы: подбор и посадка цветочно-декоративных культур, уход за ними в течение лета;
  3. поддержка чистоты на улицах, прилегающих к школе (ул. Гагарина, ул. Титова);
  4. посадка и уход за кедрами.

Опытническая работа

Жизнь не стоит на месте… В современном мире на нас интенсивно действуют довольно многочисленные неблагоприятные  факторы, ухудшающие здоровье, особенно при низких температурах и резких перепадах давления воздуха. Многочисленные исследования показали, что полноценным питанием, употребляя в пищу достаточное количество плодов и овощей, можно сгладить вредное действие неблагоприятных факторов и даже в какой-то мере их устранить.

        Если раньше человеку приходилось много работать физически, то в современных городах и поселках значительная часть населения не занимается таким трудом. Сегодня, когда на прилавках магазинов появляется много некачественной продукции, возникает проблема: где взять экологически чистые овощи и фрукты, чтобы здоровью они принесли только пользу?

        Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая,  к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем.

В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, то есть хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был. И тот, кто решил посвятить себя этому делу, должен помнить о том, что богатый и полновесный урожай можно получить лишь там, где этому отданы немалый труд, умение и старание. Может, сначала не все и получится. Ведь как бы мы ни хотели, а погода все-таки диктует нам свои условия. В сухое лето поливами еще как – то можно спасти будущий урожай, а вот если дожди зарядят, тут уж как выйдет.

Поэтому особенно важно раскрывать красоту сельскохозяйственного труда при воспитании школьников  в процессе внеклассной работы, в частности, на учебно-опытном участке школы.  Отношение к земле - это непросто любовь к родному краю, которая может успешно воспитываться у учащихся в процессе краеведческой, туристической работы и в других многообразных формах внеклассной и внешкольной работы. Отношение к земле требует работы не только ума, но и сердца. Опытническая работа служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания.

 Процесс обучения и воспитания двухсторонний, и его эффект достигается совместными усилиями педагогов и обучаемых. Поэтому рост познавательной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Именно в школе должен сформироваться у ученика интерес к какой-либо области деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней. Практическая реализация этого положения требует коренного улучшения содержания и методов развития с/х опытничества школьников. Развитие с/х опытничества в школе должно помогать реализации идей комплексного подхода к воспитанию школьников на основе единства трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся. Нравственное воспитание осуществляется во всем многообразии социально значимой деятельности школьников: в учебе, труде, художественно-творческой, спортивной деятельности, а также в деятельности свободного общения. Оно обуславливает отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, помогая определить достойное место в обществе с позиций гражданского служения ему. Эстетическое воспитание предполагает развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности: в природе, в труде, человеческих отношениях.  Осуществление экологического воспитания должно быть направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе. Назначение правильно поставленного физического воспитания – забота о нормальном росте и развитии детского организма в процессе всех видов деятельности. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания, цель которых – готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение к труду.

        При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический  кругозор.

Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии,  некоторых тем физики, математики.  Теоретические  знания по этим предметам находят свое применение  в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но этих знаний обычно бывает недостаточно, и для решения возникающих проблем приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания.

№ п\п

Название опыта

Цель

Результат

1

Влияние предпосевной обработки семян на урожайность моркови

Закалкой семян перед посевом ускорить появление всходов и дальнейшее их развитие

Урожай оказался низким и на опытной и на контрольной деляне, т.к. лето было сухое и жаркое, а также на урожайность оказал влияние бедный состав почвы, требующий внесения удобрений.

2

Выявление влияния срока сева на продолжительность цветения бархатц в открытом грунте

Выявить влияние сроков посева на

продолжительность цветения бархатц в

открытом грунте

Для того чтобы бархатцы как можно дольше цвели в открытом грунте рассаду необходимо высеивать с 15.04- 15.05.Для того чтобы образовались и вызрели семена, бархатцы необходимо высаживать в открытый грунт с 1 июня

3

Влияние агротехнических мероприятий на количество колорадского жука и  урожайность картофеля

Исследование  влияния

агротехнических

мероприятий на

количество колорадского

жука и  урожайность

картофеля

Использование рядков с приманкой, раннее окучивание с полной засыпкой ботвы, второе окучивание, скашивание ботвы и её сбор, уничтожение позволили успешно бороться с колорадским жуком и его размножением

4

Влияние удаления бутонов и цветов на урожайность картофеля

Определить, как влияет удаление бутонов и цветов на урожайность картофеля

Удаление цветов и побегов повысило урожайность картофеля, причем у сорта «Скарлетт» урожайность повысилась при удалении цветов (на 33 %), а у сорта «Невский» при удалении бутонов (на 34 %).

5

Влияние площади питания на рост, развитие и урожайность капусты

Определить, как влияет подкормка на рост,

развитие и урожайность капусты

На опытной деляне кочаны завязываются раньше, техническая спелость наступает раньше, урожайность выше.

Исследовательская работа ученика 8 Б класса Федорова Антона

«Влияние кербовки на урожайность картофеля»

        

Основная часть.

1. Методы исследования:

Изучение  научной литературы об агротехнических приёмах выращивания картофеля.

Фенологические наблюдения за развитием картофеля на контрольной и опытной делянках.Учёт и анализ результатов работы.

2. Биологические особенности выращивания картофеля.

Период роста картофеля условно разделяют на три периода.                  

Первый период от всходов до начала цветения.

 Второй период охватывает цветение и продолжается до прекращения прироста ботвы.

Третий период - от прекращения прироста ботвы до естественного её увядания.

Наиболее важным в формировании клубней является второй период. В это время накапливается до 65-75% конечного урожая. Погодные условия, складывающиеся в этот период, часто определяют уровень урожая. Чтобы получить хороший урожай картофеля, необходимо подготовить землю,  подобрать сорта и проделать предпосевную подготовку клубней, строго соблюдать агротехнику, вести своевременную борьбу с вредителями. Если что-то не доделать на одном из этапов, то резко снижается урожайность.

Не надо ждать милости от природы. Надо заниматься ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ.

3. Кербовка - способ повышения урожайности картофеля.

В  газете «Ваши 6 соток» (№8,2007) мы нашли  описание интересного способа подготовки картофеля к посадке. Такой приём называется кербовка.  Неглубокие надрезы (0,5 см) делают над некоторыми спящими почками в нижней части клубня. Это стимулирует равномерное распределение питательных веществ и прорастание дополнительных побегов. Такой приём очень важен для сортов, которые образуют мало стеблей (мы решили провести эксперимент с 40-дневкой, «Адреттой», «Скарлетт»), поскольку прорастают только один или два ростка верхней части клубня. У таких сортов происходит отток питательных веществ в первую очередь в верхние глазки из нижних. Чтобы не искать каждый глазок и не делать множественные надрезы, достаточно сделать один кольцевой по периметру в средней части клубня на глубину 1 см. Эффект будет такой же. Чтобы избежать распространения инфекции, особенно вирусной, нож после каждого надреза следует продезинфицировать в 2-процентном растворе марганцовокислого калия. После надрезания клубни необходимо разложить тонким слоем для проращивания в тёплом помещении (12-19°) с рассеянным светом.

Это своевременно проделанная несложная операция увеличивает урожайность в зависимости от сорта на 20 - 40%. Она отнимает не так уж много времени  в не самый дефицитный период (февраль - март), но даёт ощутимую прибавку урожая.

В сети Интернет я нашёл несколько строчек информации о кербовке картофеля, как о способе повышения урожайности картофеля до 56%.

4. Сам себе агроном.

Я родился и живу постоянно в сельской местности. Помогаю  родителям на огороде. Для своих наблюдений о влиянии кербовки картофеля на её урожайность я выбрал сорта:  40-дневка, «Адретта», «Скарлетт». Это  среднеранние сорта. В прошлом году мы получили хороший урожай этого картофеля на одной из опытных участков по сортоиспытанию разных сортов картофеля. Кроме того мы провели  обработку эпином семенного картофеля перед закладкой на хранение, что в значительной степени защитило  посадочный материал от всевозможных гнилей.

        Семенные клубни после зимнего хранения перенесли в комнату, где температура поддерживается на уровне 12 - 15°С. На клубнях, находящихся в состоянии глубокого покоя, я сделал кольцевой поперечный надрез острым ножом.        Каждый раз, готовясь к новому надрезу, лезвие ножа я опускал в тёмный раствор марганцовокислого калия. Эта операция отняла у меня не так уж много времени. Потом клубни разложил тонким слоем для проращивания в теплое место. Один раз в неделю подготовленные клубни опрыскивал водой, один раз эпином - экстра.

Эпин стимулирует развитие корневой системы, улучшает клубнеобразование, ускоряет завязывание клубней (что очень важно для получения раннего урожая), стимулирует иммунную систему (повышая устойчивость к фитофторозу и другим заболеваниям), снижает накопление нитратов в клубнях, повышает урожайность.

 Опрыскивание клубней эпином я провёл за 2 дня до посадки раствором  в концентрации: 7-10 капель на стакан воды.

Наблюдая за прорастанием клубней, заметил, что у картофеля, где сделана кербовка, ростки более мощные, равномерно распределены по всему клубню. Их в полтора - два раза больше, чем на неокольцованных  клубнях.22.05.2009 года  внесли органические удобрения под пахоту на всём учебно-опытном участке. Одновременно к перепревшему навозу добавили и минеральные удобрения: по 60 г  на 1 кв. м суперфосфата и калийной соли.

        Посадку картофеля, все агротехнические приёмы по выращиванию картофеля и наблюдения за ростом и развитием растений на контрольной и опытной делянках мне помогала вести  учитель биологии нашей школы Словесная О.М. согласно плану работы по проведению опыта, который она помогла мне составить. Через 8 дней после посадки я пробороновал делянки, чтобы разрушить корку, образовавшуюся  на поверхности после дождя.

      Через 12 дней на опытной делянке и на 14-ый день на контрольной делянке появились всходы. Картошка взошла дружно, но на опытном участке растения видимо были более мощные, с толстыми стеблями и, что особенно важно, побегов на опытных веточках было почти в 2 раза больше.

        После появления всходов сорняки вокруг растений пропалывали вручную и тяпкой, стараясь не повредить растения. Когда растения достигли высоты  10 - 12 см, я провёл первое окучивание, а затем ещё два (с интервалом 2 недели). Старался окучивать после полива или дождя.  От фитофтороза растения в фазе бутонизации обработали 1-процентным раствором бордоской смеси. Против главного врага сегодняшних посадок картофеля - колорадского жука, мы проводили ручной сбор личинок и взрослых особей.

        В течение лета мы проводили фенологические наблюдения  за ростом растений.

А теперь ждем урожай!!!

Материально- техническое обеспечение

№ п.п.

 

Наименование

 

Кол-во

 

Состояние

 

Назначение

1.

Лопата

12+2

Удовлетвори-тельное

Для перекопки почвы, разметки участка, выравнивания дорожек.

2.

Грабли

8

Удовлетвори-

тельное

Для выравнивания участков, рыхления почвы, сгребания мусора

3.

Вилы

6

Удовлетвори-

тельное

Внесение органических удобрений на участке, парниках, погрузка мусора и отходов.

4.

Носилки

2

Удовлетвори-

тельное

Внесение органических удобрений, вынос мусора

5.

Тележка

2

Удовлетвори-

тельное

Внесение органических удобрений, подвоз картофеля на участок для посадки, отвоз полученного урожая в столовую.

6.

Ручные  бороны и культиваторы

8

Удовлетвори-тельное

Для борьбы с сорняками и рыхления почвы

7.

Инструменты  для работы с рассадой

В нужном количестве

 Удовлетвори-тельное

При пересадке рассады на делянки УОУ и в цветники

8.

Ручной инструмент для рыхления почвы

В нужном количестве

 Удовлетвори-тельное

Для борьбы с сорняками и рыхления почвы

9.

Вёдра

10

Удовлетвори-тельное

Для полива, подкормки, сбора урожая

10.

Лейки

16

Удовлетвори

тельное

Для полива овощных и цветочно-декоративных растений

11.

Опрыскиватель

1

Удовлетвори-тельное

Для борьбы с болезнями и вредителями растений

12

Шланги для полива

3

Удовлетвори-тельное

Для полива газонов, клумб.

13.

Рукавицы

В нужном количестве

Удовлетвори-тельное

Для учащихся и работников школы при работе на УОУ

14.

Перчатки резиновые

В нужном количестве

Удовлетвори-тельное

Для учащихся и работников школы при работе на УОУ с минеральными удобрениями,  средствами для борьбы с вредителями

15.

Газонокосилка (триммер)

1

Отличное

Для своевременного скашивания травы, придания вида газонам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы на пришкольном участке

В плане размещены работы на участке с марта по октябрь....

"Организация работы пришкольного участка через проектную деятельность учащихся"

Внеурочная деятельность обучающихся по предметам химия и биология....

Опытническая работа на пришкольном участке

Дневник опытнической работы на пришкольном участке учащихся 7 класса. Календарный план работы по проведению опытов на пришкольном участке. Результаты фенологических наблюдений за растениями в графиках...

исследовательская работа "Определение роли зеленых растений пришкольного участка"

цель работы: изучить роль зеленых растений в очистке воздуха.работа расчитана для учащихся 7-9 классов...

статья Наблюдение за развитием сатабыл у учащихся при работе на пришкольном участке

Для сельской школы важным компонентом является наличие пришкольного участка. Работая на участке учащиеся закрепляют знания, полученнык на уроке. Пришкольный участок это открытая лаборатория. В данной ...

Отчёт по благоустройству пришкольного участка

Работа на пришкольном участке требует очень большой отдачи, терпения и несомненно материальных затрат. Чтобы лето на пришкольном участке прошло с максимальной пользой, необходимо всё грамотно спланиро...


 

Комментарии

Галенко Алексей Михайлович

Ольга Михайловна! Думаю за такую работу Вы получили призовое место! Великолепный проект и учебное исследование.
Спасибо!!!

Уважаемая Ольга Михайловна! Очень хорошая работа! Но хотелось бы посмотреть на вашу теплицу, благодарна былаба, если бы Вы поместили фотографии, слайды или может быть видеоролик.

Поникаровских Татьяна Анатольевна

Ольга Михайловна! Спасибо вам за разработку отчёта. Я новичок в этом виде деятельности и мне помогли ваши наработки!