Эстетическое воспитание школьников средствами хорового искусства
статья по теме

Бояринцева Валентина Ивановна

В парадигме Российского образования XXI века приоритет отдается воспитанию, которое было и остается неотъемлемой частью педагогической деятельности школы наряду с обучением. Опираясь на принципы ФГОС, в статье раскрываются основные аспекты эстетического воспитания школьников средствами хорового искусства, акцентированы вопросы становления личности ребенка. Предложены практические рекомендации по формированию духовности, чувства патриотизма, коллективизма, трудолюбия, толерантности школьников, а также отдельные приемы вокально-хоровой работы, помогающие решать задачи музыкально-эстетического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бояринцева В.И.,

учитель музыки,

педагог дополнительного образования

лицея №3 г. Екатеринбурга

 

Эстетическое воспитание школьников средствами хорового искусства

Важнейшей целью Российского образования XXI века является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В парадигме современного образования приоритет отдается воспитанию, которое было и остается неотъемлемой частью педагогической деятельности российской школы наряду с обучением. Этот принцип был положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования и науки РФ в октябре 2009г. Среди прочего этот документ определяет требования к образовательным программам нового поколения и формулирует концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основу духовно-нравственного развития и воспитания школьника составляют базовые национальные ценности, источниками которых для каждого являются Родина, народ, семья, созидательный труд, искусство, наука, религия, природа. Роль искусства в концепции определена развитием личности школьника, формированием его культуры, значением эстетического воспитания.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями в сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с природой. Красота и эстетика вокруг нас делают жизнь ярче и  гармоничнее.

В словаре по эстетике понятие "эстетическое воспитание" определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве".

К идеям эстетического воспитания средствами хорового искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой – как с его помощью воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния. А хоровое пение – это искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, эстетического и творческого потенциала общества.

Как исполнительское искусство, хоровое пение наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает ее.

Хоровое пение способно регулировать индивидуальное, социальное поведение учащихся и удовлетворять их личностно-познавательные цели. При правильно организованной работе хорового коллектива создаются условия для выработки и проявления у детей определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу.

Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся.

В первую очередь, это формирование духовности школьников. Духовному человеку открыт доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности. Духовность помогает человеку  определить приоритеты и ценности жизни.

Из поколения в поколение люди стремились передавать молодым свое духовное наследие. Эту задачу призвана решать и хоровая музыка. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, это повод для серьезной обстоятельной беседы о содержании музыкального произведения, его идеи, авторском замысле. Понимание, сопереживание при разучивании текстов хоровой музыки, а затем осмысленное их исполнение оказывает глубокое эмо циональное воздействие и на зрителей, и на самих участников хора. В связи с этим музыковед Асафьев Б.В. заметил, что в музыке ценно не только то, что звучит, но то, какие мысли она рождает. Ведь музыкальное произведение - это посланник из времени его создания и зеркало, в которое смотрятся современники.  

Изучение школьниками произведений русского народного творчества способствует развитию у них интереса к историческому прошлому своего народа, стремлению узнать его национальную культуру. Знакомство с песнями разных народов мира позволяет учащимся получить сведения о жизни людей других стран, понять, что всех людей на земле объединяет общее стремление к миру, мечты о счастье и любовь к своему родному краю. Приобщение детей к лучшим произведениям классической и современной академической музыки способствует становлению их музыкально-художественного вкуса, оказывает влияние на формирование общечеловеческих ценностей.

Одним из значимых и действенных средств воспитания духовности участников хора является православное пение. Изучение и хоровое воспроизведение духовной музыки способствует воспитанию высокой духовности каждого участника коллектива, побуждает к поиску, творческой активности, стремлению к красоте и гармонии. В этом смысле, для нас важнейшим представляется не столько высокий уровень хорового исполнения духовных произведений юными певцами, сколько сам факт соприкосновения с произведениями духовной музыки, ее восприятие и осмысление.

Музыкальная эстетика хорового исполнительства также способствует патриотическому воспитанию школьников. К примеру, разучивая песни о Великой Отечественной войне, мы говорим с детьми о мужестве, душевной стойкости, отваге и героизме русского солдата, который стоял насмерть в боях за Родину. Беспримерный подвиг русского солдата, его доблесть и величие души неизменно вызывает в душе ребенка чувство гордости и сопереживания во время разучивания и исполнения музыкального произведения.

Концертные выступления детского коллектива перед участниками и ветеранами Великой Отечественной войны оставляют неизгладимые впечатления от чувства единения со зрителем и достигнутого взаимопроникновения. Они создают реальное ощущение неразрывной связи поколений, их преемственности, духовной общности. Воспитательная цель таких концертов очевидна и неоспорима.

Участие в хоровом пении как совместном действии способствует преодолению имеющего место в детской среде индивидуализма школьников, обусловленного известными недостатками, присущими взаимоотношениям ученик – коллектив, и содействует развитию такой важнейшей черты характера как чувство коллективизма. Специфика хорового пения создает условия, при которых стеснительные, робкие, неуверенные в себя учащиеся, затрудняясь петь индивидуально, с удовольствием присоединяют свой голос к голосам товарищей. Не каждый ребенок музыкально одарен. Но во время  хорового пения каждый, чувствуя "локоть друга", способен раскрепоститься, а это важнейшее условие гармоничного развития личности.

Исполнительское мастерство требует сформированности у учащихся такого нравственно-эстетического качества личности, как трудолюбие. К.Д. Ушинский писал: "Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу".

В цикле программ телеканала "Культура" "Ищу учителя" была высказана на первый взгляд парадоксальная идея.  Директор известной в Москве и за ее пределами государственной школы  "Класс-Центр", Казарновский С.З. утверждает: "Через творческую деятельность мы учим детей трудиться". Существует распространенное обывательское мнение: когда ребенок поет и танцует, он отдыхает и развлекается. Однако сложная и кропотливая работа над хоровым произведением, стремление к красивому его исполнению требует от каждого участника немало сил, настойчивости и терпения.

В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что мы теряем традиции совместного пения, серьезного отношения к хоровой музыке. А через призму этого исчезает один из аспектов развития умственных и творческих способностей учащихся.

Новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ, говорят, что хоровое пение оказывает влияние не только на становление личности ребенка, но и на его умственное развитие. Так воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Вокально-хоровое воспитание оказывает благотворное влияние на физическое здоровье детей. Например, воспитание музыкально-ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, что лежит в основе всякой деятельности и поведения человека. Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом в полной мере способствует общему развитию ребенка.

В образовательных учреждениях есть условия и возможности для целенаправленной вокально-хоровой работы с учащимися. Добиться хороших результатов в музыкально-эстетическом развитии и воспитании можно, опираясь на накопленный методический опыт. Но в рамках данной работы не представляется возможным описать всю методику работы с хором. Кратко остановимся на некоторых компонентах, имеющих прямое отношение к теме  данной статьи.

При отборе музыкального материала не следует пренебрегать мнением хорового коллектива. Необходимо дать возможность каждому  участнику хора высказать свое суждение о музыке и выслушать мнение другого. Совместное прослушивание, обсуждение музыкальных произведений, необходимость выбора коллективом, определенного отношения к нему, требует от детей проявления толерантности.

Кроме того, как показали наши наблюдения, чтобы музыка понравилась детям, педагог должен тщательно продумать вопрос качества звучания предлагаемой для прослушивания музыки. Даже самая хорошая музыка не вызовет в сердцах детей нужного отклика, если учитель плохо ее исполняет. Правильное и красивое звучание голоса хормейстера создает у детей нужный настрой и желание воспроизвести услышанное.

Одним из приёмов помогающим решать задачи музыкально-эстетического воспитания, является обращение к анализу слов хорового произведения, авторскому замыслу поэтического текста. В подготовительной беседе учитель обращает внимание на лексические особенности текста изучаемого произведения. При необходимости дается толкование значения трудных, устаревших или малопонятных слов. Они довольно часто встречаются в хоровой литературе, помогая воссоздать колорит эпохи, подчеркивая речевые характеристики музыкальных персонажей.

  1. "Смотри, как листьем молодым стоят обвеяны березы…" (М.В.Коваль "Лес зеленеет молодой" на стихи Ф.И.Тютчева);
  2. "Радуйся, Росско земле! Ликуй, веселися, Петре камень твердейший паче адаманта!" (Кант неизвестного автора XVIII века).

Также следует уделять внимание выявлению изобразительно-выразительных средств художественного языка. В качестве примера приведем краткий анализ поэтического текста романса С.В. Рахманинова "Весенние воды" на стихи Ф.И. Тютчева. Автором используются следующие литературные приемы:

Олицетворение – весенние воды предстают живыми посланниками, наступающей весны, автор наделяет их способностью говорить; сама весна у автора тоже как живая: она идет словно молодая девушка, высылая бурные воды своими гонцами; майские дни наделены чертами людей: они хороводом толпятся за весной.

Метафора – поэт переносит свойства одного предмета на другой: сонный брег, воды весной шумят.

Сравнение – природное явление проясняется путем сопоставления его с людьми: весенние воды как гонцы весны.

Эпитеты – автор насыщает текст образными определениями: тихие, теплые, майские дни; румяный, светлый хоровод; молодая весна.

В поэтическом тексте романса использовано большое количество глаголов (шумят, бегут, будят, блещут, гласят и др.), подчеркивающих  динамизм и ритмичность произведения, передающих движение и шум бурных весенних вод. Усиление художественного эффекта происходит также за счет многократного повторения фразы "весна идет", которая передает не только движение в природе, но и движение чувств, и глубокий эмоциональный смысл.

Итогом работы над текстом является прояснение авторского замысла произведения. Так, романс "Весенние воды" пронизан весенней атмосферой, наполняющей душу радостью и восторгом. В нем можно увидеть пробуждение природы от зимнего сна, "услышать" пение птиц, шум бегущей воды, почувствовать приближение теплых майских дней.

Таким образом, работа над словом имеет серьезное познавательное и воспитательное значение для учащихся.

В заключении хочется сказать, что проблема эстетического воспитания средствами хорового искусства, требует углубленного изучения вопросов, связанных с музыкальным воспитанием и развитием учащихся. Только целенаправленное педагогическое воздействие способно развить сенсорную сферу детей, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства красоту действительности и прекрасного в человеческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности

Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностра...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ "Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки"

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстет...

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

      Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.       Ребенку интересен мир, но ...

2018 Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки

2018 Илларионова Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки...

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.

В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современно...