Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности
материал по теме

Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. На мой взгляд, только мы (старшее поколение) можем привить детям чувство «прекрасного» и «безобразного», подарить «способность» быть творцом в столь разносторонне богатом и прекрасном мире.

 

        Цель работы –изучить влияние искусства и действительности на  эстетическую воспитанность школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovoy.doc369.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ  ВПО

«Челябинский государственный педагогически университет»

Курсовая работа

«Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности»

                                                          Выполнила студентка филологического

                                                          факультета

                                                          Максимовская Анна

                                                          Проверила кандидат педагогических

                                                          наук,доцент

                                                          Немудрая Елена Юрьевна

Челябинск 2011 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..        3

Глава1 Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников……...4

  1. Понятие и необходимость эстетического воспитания……………………...4
  2. Цели и задачи эстетического воспитания………………………………...…6
  3. Виды эстетического воспитания……………………………………….…...10
  4. Методы эстетического воспитания…………………………………………12
  5. Критерии эстетической воспитанности………...…………………………..15
  6. Формирование эстетики поведения…………………………………...……18
  7.  Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их  

       способностей в области литературы, музыки и изобразительного  

       искусства …………………………………………………...……………….20

Вывод по первой главе…………………………………………….…………….22

Глава 2 Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского
     «Изобразительное искусство и художественный  труд»…………….…...24

2.1 Формирование средствами искусства эстетической позиции в любой  

      сфере жизни………………………..………………………..……………….24

2.2 Эстетическое самовоспитание…………………………………….……..…31

2.3 Критерии оценки эстетической воспитанности……………..…………….33

2.4 Воспитание толерантности на уроках изобразительного искусства……..34

Вывод по второй главе……………………………..……………………………37

Заключение………………………….…..…....…………….…………………….38

Список используемой литературы………………….…………………………..40

         Введение

        Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. На мой взгляд, только мы (старшее поколение) можем привить детям чувство «прекрасного» и «безобразного», подарить «способность» быть творцом в столь разносторонне богатом и прекрасном мире.

        Цель работы –изучить влияние искусства и действительности на  эстетическую воспитанность школьников.

       Задачи:

1.Проанализировать дидактическую и методическую литературу, определить особенности развития эстетического воспитания школьников.

2.Разработать методические рекомендации.

     Объектом исследования является воспитательный процесс в школе.

     Предметом – эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности.

     Гипотеза – эстетическое воспитание в школе будет более эффективным,если осуществлять его средствами искусства и действительности.

1.Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников

             1.1Понятие и необходимость эстетического воспитания

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение, их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное  формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. «Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении.»(8;64) «В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации.»(10;105) На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Война, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.

1.2 Цели и задачи эстетического воспитания

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" (2; 14). Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" (1; 61). Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко (4; 16).

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" (1; 29). Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на мой взгляд, отразил цель эстетического воспитания
Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель
[эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" (1; 142). Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

        Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям" (4; 60).

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" (5; 60), - отмечает Г.С. Лабковская.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" (4; 60).

Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.

         Третья задача-« развитие художественных творческих способностей, дарований»(9;284).

         Смысл этой задачи в том,что человек на протяжение всей своей жизни должен интересоваться искусством:посещать фото выставки,ходить в кино,любоваться картинами природы,читать произведения литературы.Быть всесторонне развитой личностью.

       

 

           

                            1.3 Виды эстетического воспитания

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

«Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:                                                

- эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

-   художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

- воспитание творческих потребностей и способностей.                          Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др»(9;285).

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. «С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству»(2;33).

               1.4 Методы эстетического воспитания

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, тем самым утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование по картинам.

«Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах»(10;327).

«В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это»(14).

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.

Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий — ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.

1.5  Критерии эстетической  воспитанности

Эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируется творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и действительности. «Эстетический идеал социально обусловлен и выражает представления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн)»(12;72).

Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения — любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим — все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Внешний показатель эстетической воспитанности, базирующийся на всех вышеупомянутых,— художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве, жизни, поведении, отношениях. В нем органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.

«Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние. Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, тот или иной уровень его сформированности, а также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей: в оценке явлений искусства и жизни; в результатах их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, соединенное с импровизацией, созиданием нового образа. Социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид — все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность проявляется в наличии эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству»(14).

1.6  Формирование эстетики поведения

Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятии и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.

Эстетика должна пронизывать организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Композитор Д.Б. Кабалевский отмечал, «что область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необходимо заботиться о разумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека.»(7;394) Учащиеся по заданию учителя сделали уборку и навели чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. «Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!» — говорит учитель, и учащиеся любуются делом своих рук, переживая радость и воодушевление от сделанного. Школьники вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный школьный участок, на который можно засмотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.

Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предупреждать учащихся от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работниками парикмахерских и швейных ателье. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают от ультрамодных увлечений, способствуют выработке этической культуры.

1.7  Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства

Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности — одна из задач эстетического воспитания. В младших и средних классах она решается, прежде всего, на занятиях по родному языку и литературе, изобразительному искусству и музыке. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования художественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, «...стоит пробудить в ребенке художника — и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку»(7;392).

Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М. Неменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов, предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Результаты художественной деятельности школьников оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, выставок картин и рисунков, организации концертов и т.д.

Вывод по первой главе

В современных условиях образование стало одним из ведущих векторов развития общества в целом и становления "экономики знаний", в частности. На систему образования ложится важнейшая задача — воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых технологий. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора развития общества и она может быть подготовлена эффективной системой образования, ориентированной на будущее.

Из этого следуют задачи современного образования.Одной из которых является:воспитание эмоционально-чувственной сферы личности школьника.

Искусство позволяет не только развивать эмоционально-чувственную сферу, но и гармонизировать жизнедеятельность всего организма ребенка, что является основой успешного развития. Художественно-образное отражение окружающего мира способствует созданию положительного настроения и является одним из самых главных факторов хорошего самочувствия детей. Это особенно важно для школьников, испытывающих различные проблемы в обучении. Главную роль в развитии эмоциональной сферы играют именно те предметы, которые, как ни странно, в практике школы все более игнорируются.

Чувство радости, желание заниматься искусством является непременной предпосылкой методического благополучия урока. Важным показателем служит также умение и желание участвовать в общем деле. В формировании современного типа мышления и сохранении здоровья детей и юношества важную роль играет не какое-либо одно искусство, а активное взаимодействие разных видов художественно-творческой деятельности, то есть полихудожественное образование и воспитание, которое предполагает: владение широким набором разнородной информации; включение в процесс решения проблемы разных видов художественного мышления; возможность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; умение не только ставить задачу, но и предполагать готовый результат; развитие креативности и ведущих компетенций (коммуникативных, социальных, языковых, информационных, научных и др.).

2 Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»

2.1 Формирование средствами искусства эстетической позиции в любой сфере жизни

Суть эстетического воспитания
состоит в том, чтобы утверждать
добро как прекрасное.

Б.М. Неменский

«Модель системы эстетического воспитания школьников средствами искусства имеет двухуровневую структуру: средовую и личностную. Функции средового уровня заключаются в определении стратегических целей эстетического воспитания средствами искусства. Главная задача при создании художественно-эстетической среды — помочь ребенку раскрыть свои способности, проявить одаренность, найти свой творческий путь.

Эстетическая среда, включающая в себя как материальную, так и духовную и социальную составляющие, дает ребенку возможность научиться воспринимать красоту, творить самому и сравнивать свое творчество с эталонами. Погружение в мир искусства уже требует от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Материальная среда — художественный материал, эстетика оформления — стимулирует интересы ребенка. Духовная — мир чувств и взаимоотношений, знакомство с лучшими духовными образцами искусства, такими как изобразительное искусство, дизайн, архитектура, музыка, литература, театр, – предоставляют ребенку возможность «оживлять» образы, одухотворять красоту. Социальная — устанавливает взаимосвязь искусства и жизни. В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская утверждают, что научиться хорошо понимать и оценивать эстетическое можно, лишь развивая творческие способности во всех областях человеческой деятельности. Находясь в поиске внутреннего содержания, собственного мира, ребенок сам ставит перед педагогом задачи, требующие творческого вмешательства.

Программа эстетического воспитания учащихся на материале искусства реализуется на личностном уровне. Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Эстетическое воспитание средствами искусства — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности»(14).

Рисунок 1 Схема Б. Неменского. От содержания пластического  

                  (профессионального) к содержанию духовному

«Методы эстетического воспитания: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства, стилей и др.), упражнения в искусстве (графика, живопись и др.), положительный пример, поощрение.

Программа художественного воспитания Б.М. Неменского успешно вводит своих воспитанников в сложный мир человеческой культуры, позволяет им осваивать культурное наследие прошлого.

В системе художественного воспитания учащихся можно выделить три взаимосвязанных звена — три компонента: 1) эстетическое просвещение (когнитивный компонент); 2) развитие эстетических чувств (аксиологический компонент); 3) обогащение опыта художественной деятельности (деятельностный компонент).

Эстетическое просвещение учащихся предусматривает следующие формы: беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, вечера поэзии, клубы друзей искусства, праздники и вечера искусств, презентации, конкурсы проектных работ, посещение музеев, галерей, выставок, театров и др. Таким образом может быть организовано изучение как общих основ теории искусства, так и отдельных направлений и жанров, включая те, которые особенно интересуют учащихся. В средних классах необходима продуманная система бесед на уроках изобразительного искусства, где школьники получают определенную искусствоведческую информацию. Опыт школ убеждает в том, что систематическое знакомство с классическими произведениями постепенно приводит учащихся к их пониманию и развивает интерес к классике. Ценимой учащимися формой познания основ изобразительного искусства является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить. В старших классах практикуется исследование жизни и творчества художников и художественных направлений, устное и письменное рецензирование произведений, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов — весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах, однако интересы младших школьников продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины они обращают внимание прежде всего на изображенное на ней событие. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляют длительные занятия. Вместе с тем его увлекает сам процесс рисования, лепки, конструирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией.

Основная работа по формированию эстетических представлений, понятий и вкусов осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более развитым чувством переживания прекрасного. Главное в подростковом возрасте — это потребность в самоутверждении и самовыражении. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. У подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит, — избирательно. Подростковый возраст — начало самовоспитания. Юный человек становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладеть тем или иным видом искусства.

Старший школьный возраст характеризуется относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей основой объективных эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у старшеклассника еще более избирательно, чем у младшего подростка. Другой особенностью учащихся старшего возраста является обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Занятия по искусству, художественное творчество при этом приобретают особое значение. Вот почему важна работа по формированию у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать примитивное ремесленничество от подлинного искусства.

Центральное место в эмоционально-чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика человека и его поведения. Очень важно обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека в изобразительном искусстве. Для этого большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, колорит.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по изобразительному искусству необходимо использовать произведения литературы и музыки.

Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться в этом потоке, отделяя в нем позитивное от негативного. Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики используют в своем быту фотоаппарат, видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, вкус, образное мышление подростка при этом не развиваются.

В программе Б.М. Неменского основам фотографии, кино и театра посвящены занятия в 9-м классе «Изобразительное творчество и синтетическое искусство». Если нет возможности вести уроки изобразительного искусства в 9-м классе, можно организовать факультатив в системе дополнительного образования на основе данной программы»(14).

2.2 Эстетическое самовоспитание

«Педагогические исследования показывают, что при дефиците в среднем школьном возрасте эстетически направленного общения впоследствии у человека надолго сохраняется инфантилизм в эстетических оценках, суждениях, поведении. Социологическое изучение художественных интересов подростков говорит о том, что именно у учащихся 7–9-х классов наблюдается рост интереса к искусству. Это дает основание считать, что в подростковом периоде необходима наиболее активная работа по художественному воспитанию. Творчеству следует учить, надо делать то, что В.А. Сухомлинский называл «эмоциональным пробуждением разума». Осуществить задачи воспитания становится проще, если ребенок заинтересован в самовоспитании. Процесс эстетического самовоспитания основывается на сформированном ранее интересе к искусству и опыте художественной деятельности детей. Для воспитания чрезвычайно важно не только то, что собой представляет человек, который включен в педагогическое взаимодействие с воспитателем, но и то, что он думает о себе, как себя понимает, как себя оценивает. Самовоспитание поможет ребенку создать целостный, хотя и не лишенный определенных противоречий, образ собственного «Я».

Один из авторитетных исследователей «Я-концепции» английский ученый Р. Бернс описывает ее как динамическую совокупность представлений личности о себе, которая включает:

• «Реальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каков я на самом деле»;

• «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким меня видят другие»;

• «Идеальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким я хотел бы стать».

Педагогическое руководство самовоспитанием осуществляется поэтапно, хотя и протекает не столько линейно, сколько концентрически. На первом этапе педагог побуждает учащегося познать свои склонности и интересы к искусству. Он ставит перед ним вопросы: что ему нравится в музыке, живописи, кино, спектаклях и других видах искусства? Что ему нравится в художественной литературе? Какими видами природы он любовался? В каком виде творческой деятельности пробовал свои силы? Школьник составляет самохарактеристику, которая позже корректируется наблюдениями товарищей по классу и учителей (тактично, доброжелательно).

На втором этапе учитель помогает наметить программу работы над собой и включить ее в общую программу самовоспитания. При этом важно выделить доступные виды деятельности: какую литературу об искусстве прочитать, какие выставки и музеи посетить, какие кинофильмы посмотреть, в какой кружок записаться и т.д., затем установить реальные сроки выполнения, чтобы предупредить срывы из-за перегрузки.

На третьем этапе педагог учит школьника переходить от намерений к практической деятельности и помогает организовать разумный и стабильный режим, в котором надо найти место занятиям по искусству. Затем в зависимости от возраста знакомит учащихся с методами самовоспитания. Здесь главное, чтобы школьник не столько преодолевал себя, сколько научился не сникать при неудачах. На заключительном этапе педагог знакомит учащегося с методами самоконтроля, учит самоотчету в конце дня с объяснением причин успехов и неудач, ведению дневника.

Самовоспитание — это индивидуальная работа школьника над собой, но протекает она в ученическом и семейном коллективах, поэтому важно, чтобы школьник опирался на мнение и помощь товарищей и родителей, а последние, идя навстречу подростку и доверяя ему, тактично помогали ему преодолевать трудности эстетического саморазвития»(14).

2.3 Критерии оценки эстетической воспитанности

«Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности, а именно:

• эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, жизни, природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;

• знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;

• наличие эстетического идеала и способность на его основе верно оценивать произведения искусства, эмоциональный отклик на эти произведения;

• овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;

• степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;

• практическое участие в создании прекрасного в жизни;

• потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

Названные компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся. Они определяют задачи и содержание эстетического воспитания школьников»(14).

2.4 Воспитание толерантности  на уроках изобразительного искусства

На наш взгляд, особенностью современного воспитания является воспитание культуры толерантности. Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск компромиссов и пр. Толерантность — это способность принимать, понимать, признавать другое, не свое, быть терпимым к чужой вере, чужой идеологии, языку, культуре, внешности, недостаткам. Толерантность — это человеческая добродетель, включающая в себя терпимость к различиям среди людей, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, не нарушая при этом прав и свобод других людей. В то же время толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Именно идеи толерантности лежат в основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского. Эта линия программы выражается в основном авторском принципе построения содержания программы — «От родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного очага культуры — в огромный разноречивый мир духовных представлений. Диалог, а вернее, многоголосье культур человечества заложены в основу программы. Это и ее содержание, и метод.

Для утверждения принципов толерантности в программе используются следующие методы.

Метод диалогичности. В основе педагогической деятельности учителя должны быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь — не просто к пониманию, но к толерантному взаимодействию. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к созданию оптимальных условий для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Учитель и ученик — собеседники.

Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы.

Ученик должен научиться выражать мысль и в практической работе (рисунок, живопись, конструкция), и в слове. И. Репин, А. Бенуа, В. Кандинский, К. Малевич, К. Петров-Водкин, М. Нестеров, Н. Рерих, Ю. Пименов, Е. Кибрик и многие другие известные художники оставили прекрасные литературные произведения. Мы готовим не мастерового, а личность — умеющую и мыслящую. Постепенными тренировками перевода внутренней речи во внешнюю, понятную собеседнику, учитель должен подвести ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражения и в словесной речи, и в изобразительном языке. Именно поэтому нетерпим метод монолога, метод сообщения знаний.

Понимание искусства тоже требует своих тренировок мысли, проверки ее словами. Наивные словесные образы детей, наивные ассоциации — бесценный материал для учителя. Не насмешка, а развитие: поддержать зарождающийся интерес к сравнениям, самостоятельному мышлению. Не просто слова, но слова, которые должны активизировать потребность и способность вглядывания. Промежуточным и очень существенным переходом от узнавания («что?») к пониманию («зачем?») является поиск ответа на вопрос «какой?». Какое это дерево (человек, колорит, рисунок) по настроению, по отношению к изображаемому? А дальше ответ на вопрос: какая цель была у автора?

Метод сравнений помогает педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан со становлением человеческого отношения к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение на основе диалога. Этот метод применим и к практической работе учеников — тут в качестве пособий, наглядных материалов должны демонстрироваться многовариантные возможности решения одной и той же задачи. Такой подход поможет уйти от стереотипности, разовьет интерес к поисковой работе. В восприятии произведений искусства также имеет смысл показать несколько возможностей решения темы или сюжета. Один и тот же сюжет можно использовать для выражения разных мыслей. Сравнение даст возможность глубже понять мысль автора, за внешней формой раскрыть содержание. Метод сравнений с привлечением близких и далеких ассоциаций способствует развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и творческому мышлению»(14).

                               Вывод по второй главе

      Изобразительное искусство – это уникальный вид творчества, система, все множество элементов которое организуется его предназначением – воздействовать на эмоционально-образную сферу человека. Б.М.Неменский, реализуя исходное отношение концепции (изобразительное искусство-жизнь), как бы выводит в свет своих воспитанников. Они выходят в реальную жизнь, в реальную творческую действительность, но выходят не одни, а вместе со своими «современниками» - И. Репиным, А. Бенуа, В. Кандинским, К. Малевичем, М. Нестеровым, Ю. Пименовым, и.т.д. Они помогают детям своим творением разобраться, что такое в жизни добро и зло, возвышенное и низменное, как существуют в человеческом мире комическое и трагическое, серьезное и легкое, помогает понять относительность всего и вся в этом мире и определиться в ценностях, которые мы теперь называем общечеловеческими.

      Все выше сказанное позволяет считать тематизм программы Б.М.Неменского методологическим феноменом, не имеющим аналогов в современной мировой педагогике.

      На основе этой программы , в настоящее время разработаны все современные программы.

                                 Заключение

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, я сделала вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства и действительности используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания  школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что учителя мало обращаются к искусству в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.


Список используемой литературы

  1. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
  2. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
  4. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988. 
  5. Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников. - Л., 1972.
  6. Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева Н.А.- М., «Просвещение» 1986 .
  7. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Бурова И.А., Лихачева Б.Т.-  М., «Педагогика» 1974 .
  8. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.- М., «Просвещение» 1983 .
  9. . Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников- М.,  1985.
  10. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А.- М., 1983 .
  11. Педагогика. Под редакцией Сластенина В.А.- М., 2002 .
  12. Кукушин В.С.Введение в педагогическую деятельность. - М., «Ростов-на-Дону» 2005 .
  13. . Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества.Журнал «Педагогика», №5, 2006.
  14. w.w.w.yandex.ru

Приложение 1

                                              Эстетическое воспитание

обогащении эмоциональных реакций

Организация детского быта(чистоты, порядка, удобства, красоты)

Игра

эстетические суждения

эстетические чувства

эстетическое восприятие

связь эстетического воспитания с художественным образованием

связь эстетического воспитания с нравственным и патриотическим

формирование эстетических отношений в действительности

видеть прекрасное вокруг себя

творить жизнь по законам красоты

развитие творческих способностей учащихся

Методы

Компоненты

Принципы

Цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание школьников средствами хорового искусства

В парадигме Российского образования XXI века приоритет отдается воспитанию, которое было и остается неотъемлемой частью педагогической деятельности школы наряду с обучением. Опираясь на принципы ФГОС,...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ "Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки"

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстет...

«Синтез искусств в эстетическом воспитании школьников»

Введение……………………………………………………….3  Часть I.1.1  Историческое развитие форм синтеза искусств………..7 1.2  Синтез искусств ………………………………………….11  ЧастьII.2.1 ...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

Статья "Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников"

В статье отражены особенности реализации программы ИЗО в 5-7 классах по декоративно-прикладному искусству...

2018 Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки

2018 Илларионова Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки...

статья Декоративно-прикладное искусство как фактор развития эстетического воспитания школьников в условиях современной школы.

Эстетическое начало все больше проникает в труд. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего, декоративно-прикладному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стрем...