«Синтез искусств в эстетическом воспитании школьников»
материал по музыке по теме

 

 

Введение……………………………………………………….3

 

 

Часть I.

1.1  Историческое развитие форм синтеза искусств………..7

 

1.2  Синтез искусств ………………………………………….11

 

 

ЧастьII.

2.1  Эстетическое чувство как способ деятельности……….19

 

2.2  Система творческих заданий…………………………….21

 

 

 

Заключение…………………………………………………….27

 

 

Список используемой литературы..………………………….28

 

 

 Приложение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sintez_iskusstv_kurs.doc144 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский  республиканский  институт образования»

кафедра педагогики, психологии и управления

образованием

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Синтез искусств в эстетическом

воспитании школьников»

ВЫПОЛНИЛА: Чарина О.В.

учитель музыки и МХК

МОУ «Гимназия №29»

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

литяйкина о.г., зав. кафедрой

ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ и управления

образованием к.п.н., доцент

САРАНСК 2009

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение……………………………………………………….3

Часть I.

1.1  Историческое развитие форм синтеза искусств………..7

1.2  Синтез искусств ………………………………………….11

ЧастьII.

2.1  Эстетическое чувство как способ деятельности……….19

2.2  Система творческих заданий…………………………….21

Заключение…………………………………………………….27

Список используемой литературы..………………………….28

 Приложение

Введение.

Главной целью работы учителя музыки, по-моему, мнению,    является – формирование художественной культуры школьников в контексте различных видов творческого познания действительности.

На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве искусства и науки занимала одно из основных мест в системе формирования социально – ценностных, созидательных параметров личности. Испокон веков наша Земля была гигантской музыкальной мастерской. Музыка рассматривалась как часть мировоззрения, подчиненная всеобщим законам Вселенной:     «Законы Вселенной – законы музыки» (Маркетто Падуанский). Накопленный многовековый опыт показывает, что этот вид искусства должен вновь стать неотъемлемым фактором в художественно – творческом познании существующей реальности. « Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным» (З.Кодаи).

   Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное  формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

      Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

В связи с новыми реформами, с гуманизацией образования необходимо воспитывать нового гражданина, нового строителя будущего. Этот человек должен быть образован и развит всесторонне, быть высокодуховным и подвижным.

Бездуховность в нынешнем поколении явление частое и постоянное. Необходимо приобщать детей к синкретическому искусству, воспитывать чувство прекрасного, повышать духовность.

         

             Все выше изложенное и определило актуальность темы данной курсовой работы: «Синтез искусств на уроках музыки».

Цель - изучение проблем гармоничного развития ребенка и определение оптимальных методов работы по эстетическому развитию средствами искусства.

Задачи  - формирование эстетического отношения к окружающему через искусство;

- развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное;

- воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного;

 - формирование художественных умений в области разных искусств.  

         

              Методологическая основа разнообразна. По тому, как получают эстетическую информацию, методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные, словесные и художественно-практические. Педагогическая наука определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначального проявления вкуса;
  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  • метод проблемной ситуации, побуждающий к творческому и практическому действию;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное.

Объектом изучения на уроках является искусство, во вне узкой предметно – деятельной направленности. Навыки и знания не должны быть самоцелью, они – средства и условия развития личности ребенка, а искусство – форма проявления его жизнедеятельности.

Педагогической находкой считаю идею комплексного освоения искусства, которое в настоящее время приобретает особую актуальность. При том дефиците духовности, сложившимся в нашем обществе, считаю необходимым развивать духовный мир учащихся всесторонне и полно.

Музыка, литература, изобразительное искусство – эти виды искусства на уроке музыки целостны и неразрывны.

«В школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной (при всей его разноликости) сфере художественного освоения человеком мира» (М.Коган).

  Работая над проблемой целостности искусства, предполагаю, что ребенок никогда не поймет того, что оторвано от жизни человека. Делая первые шаги в Мир Музыки, в Мир Искусства, ребенок практически все пытается сравнить со своими собственными ощущениями. И если ему не помочь, то исчезнет самое главное – связь с жизнью.

Начиная с первых уроков нужно стремиться развивать в каждом ученике собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям почувствовать радость открытия. И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно. Когда у ребенка возникает чувство « я – сам», то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека разумного» произошел.

Изучая музыкальные произведения нужно помнить, что музыка – искусство вызывающее положительные эмоции, несущее гедонистическую функцию. Этого достигнуть помогает преподнесение материала различными способами. Особенно помогают – философские рассуждения о судьбе, красоте и правде, добре и зле, когда дети, высказываясь, опираются на свой жизненный опыт. Очень часто история создания произведения, исторические события вызывают огромный интерес у учеников.

Синтез искусств на уроках – это кладовая произведений, которые, раскрываясь во взаимосвязи, друг с другом, раскрывают для нас новое видение мира, внутренний мир самого ученика.

Каждый человек несет в себе частичку Музыки, и главное, чтобы эта частичка была неотъемлемой частью души Человека.

           

Историческое развитие форм синтеза искусств.

В истории искусства известны разнообразные формы синтеза.             Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художественный синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя собственные задачи, также расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно прикладное искусство (средствами которого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произведения станкового искусства. Синтез временных искусств (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах вокальной и вокально-театральной музыки (песня, романс, кантата, оратория, опера и др.); своеобразной формой синтеза музыки и поэзии являются многие произведения программной инструментальной музыки. Театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора; в музыкальном театре драматическое искусство выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией и т. д. искусство режиссёра эстетически объединяет компоненты художественного театрального или кинематографического произведения в новое целое.

            Синтез может осуществляться на разных уровнях: внутри вида искусства (например, использование методов документального кино — хроники, репортажа и т. д. — в игровом фильме) и между искусствами (например, введение кинематографического изображения в театральное действие). Общественная потребность в более широком и целостном отражении действительности рождает объединение видов искусства в новый синтетический вид. Часто синтез искусств делает более активной роль публики, например в народных празднествах, шествиях, триумфах, карнавалах, в различных ритуальных действах (античные дионисии), участники которых являются одновременно зрителями и авторами. Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись); всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, "архитектоничность" пластических искусств в классицизме, "пластичность" в древнегреческом искусстве, "живописность" в барокко). Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20в.).

Для эпохи первобытнообщинного строя характерен синкретизм - первоначальная нерасчленённость видов искусства, которые были непосредственно вплетены в деятельность человека и его ритуалы. Когда искусства начинают дифференцироваться, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу.

Храмовый ритуал, подчиняющий единому замыслу элементы изобразительного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия, выступает как организующее начало синтеза искусств, начиная с культур Древнего Востока. Подавляющей сверхчеловеческой массе египетских сооружений, изобразительной символике архитектуры (колонны наподобие цветов лотоса или связок папируса) греческая культура противопоставила гармоничное соотношение архитектуры и скульптуры, внушающее мысль о победе человеческого начала.

 В средневековых храмах внутреннее пространство насыщается одухотворённостью образов живописи (мозаика, фреска, в готических церквах витраж), становящейся неотъемлемой частью архитектуры: художественное и реальное пространство сливаются в одно символическое целое, дополняемое литургической поэзией и музыкой.

В культуре поздней готики и особенно Возрождения, с усилением светских начал искусства и всё большей индивидуализацией творчества, происходит распад органической "соборной" универсальности средневекового синтеза искусств. Складываются новые нормы синтеза, основанные на осознании самостоятельной роли каждого из искусств. В творчестве великих мастеров синтеза искусств (Брамане, Рафаэль, Микеланджело, Л. Бернини) в 16—17 вв. были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения искусств в едином ансамбле. В живописи, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, существующей в архитектурном пространстве, изобразительная форма, не утрачивая своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретает определенные черты условности, связанные с монументальным и декоративным назначением произведения. Синтез искусств связывается не столько с церковными ритуалами, сколько с особыми формами светского быта (триумфы, придворные феерии, оперные и балетные спектакли, дворцовые ансамбли). В искусстве рококо и просветительского классицизма 18 в. важной целью синтеза искусств становится создание художественной жилой среды, утверждающее высокое значение повседневного бытия.

В условиях буржуазного общества разрушаются многие формы синтеза искусств, прежде всего - архитектурно-художественный синтез. Но интерес к проблемам синтеза искусства получает новый смысл, будучи связан с представлениями о проникновении в жизнь художественного начала, о гармоническом развитии человека, а в социалистических учениях — и с представлениями о совершенном обществе. Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые И. В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками, преломились в романтических теориях 19 в. в проблему создания синтетических произведений искусства, которые образуют "оазисы красоты", противостоящие буржуазному практицизму и бездуховности. 

          В России в данном направлении с 1962 г. наиболее последовательно работает группа исследователей и художников НИИ экспериментальной эстетики "Прометей" (г. Казань). В период 1962-1970 гг. НИИ проводит первые в стране широкомасштабные светоконцерты, создает абстрактные светомузыкальные фильмы ("Прометей", - на музыку А.Скрябина, 1965; "Вечное движение", на музыку Э.Вареза, 1969; "Маленький триптих", - на музыку Г.Свиридова, 1975; "Космическая соната", 1981 - на электронную музыку).

       Появление новой техники позволило переключиться от тягостных в организационном отношении киноэкспериментов к абстрактным светомузыкальным видеофильмам. В НИИ "Прометей" создается серия самостоятельных видеофильмов "Храм", "Баллада для Берндта", три абстрактных видеофильма: "Танец вертикальных линий", "Танец белой вертикальной линии", "Русский терминатор".

Синтез искусств

Для того, чтобы понять, что представляет собой синтез искусств, необходимо рассмотреть виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств и приемов. Таким образом, виды искусства отличаются друг от друга, как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.

  В современном анализе взаимодействия видов искусств четко обозначились две тенденции: первая — состоит в сохранении суверенности каждого отдельного его вида; вторая — подчеркивает тяготение к синтезу искусств. Обе эти тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусств другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе культуры.

Взаимоотношение различных видов искусств — явление весьма полезное, но оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны, изменчивы. Но эти пределы есть, и видовая специфика искусства при этом отнюдь не исчезает. Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

  Взаимоотношение различных видов искусств — явление весьма полезное, но оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны, изменчивы. Но эти пределы есть, и видовая специфика искусства при этом отнюдь не исчезает. Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

   В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три больших группы. В первую — входят так называемые пространственные или пластические виды искусств. К ним относятся архитектура, все жанры изобразительного искусства и художественная фотография. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа. Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств — литература и музыка. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция. Третью группу представляют пространственно-временные виды (театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк), которые называют также синтетическими или зрелищными искусствами.

Все виды искусств по-своему необходимы и каждый из них имеет большое значение в социальной практике. Остановлюсь на характеристике  - музыки, литературы и изобразительного искусства.

Изобразительными искусствами называется группа видов художественного творчества (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), воспроизводящих конкретные явления жизни в их видимом предметном облике. В изобразительном искусстве художественный образ воплощает зрительное восприятие мира в пространстве и на плоскости, не развиваясь во времени так, как это происходит в литературе или в музыке. Однако, это не значит, что мир фиксируется статично. Произведения изобразительного искусства способны передать динамику жизни, воссоздавать духовный облик человека. Выхватывая из действительности порой одно мгновение, художник способен сделать в нем большой силы обобщение, показать самое существенное и типичное. Поэтому, глядя на картину или на скульптуру, можно представить, что предшествовало данному моменту и что произойдет в последующем. Основными видами изобразительного искусства являются живопись, графика и скульптура. Границы между ними имеют относительный характер, они связаны между собой целым рядом переходных форм.

Литература — письменная форма искусства слова, один из основных видов искусства. Являясь наиболее аналитическим из всех видов искусства, литература при помощи слова создает реальное живое бытие, или то, что называется «художественная действительность». Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирику и драму. К эпической литературе относят жанры романа, повести, рассказа, очерка. К лирическим произведениям относятся стихотворные жанры, такие как: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Драма предназначена для сценического воплощения. К драматическим жанрам относятся: собственно драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и другие.

 Музыка — вид художественного творчества, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих             чувств - звуковые образы. Музыкальный звук — это результат творческой деятельности, как человеческого сознания, так и определенного развития художественной культуры общества. Содержанием музыки выступают художественно-интонационные образы, которые проявляются через мысль и чувство музыканта. Интонационная природа является главным выразительным средством музыки.

Под синтезом искусств понимается добровольное соединение, сочетание, органический союз равноправных, окончательно сформировавшихся, самостоятельных видов искусства. Синтез искусств — это результат взаимодействия противоположных начал, которые, вступая в конфликт между собой, преодолевают его и сочетаются в новую художественно-синтетическую реальность. Всеобщей закономерностью синтеза искусств является противоречие, конфликт, преодоление.

Принципиальным основанием синтеза искусств как художественного творчества стало всеохватывающее освоение и преобразование мира. Синтез искусств необходимо понимать в двух смыслах:

     1) как историческую категорию, отражающую содержание художественных целостностей, сложившихся на определенном этапе развития искусства в результате постоянного процесса интеграции (наряду с процессом дифференциации);

     2) как вполне определенную целостность, доступную созерцанию и анализу.

Синтез искусств все время расширяется, что в свою очередь предоставляет художественному творчеству новые возможности и резервы в освоении мира, в эстетической организации среды обитания человека, в создании качественно новых духовных ценностей.

Изучение различных видов искусств, занятия искусством, художественной деятельностью во многом способствует решению общего психологического, творческого развития личности ребенка, развития его способностей и индивидуальности и, конечно, формирования эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современных учащихся предполагает развитие у них чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Эстетические чувства, как и всякие высшие чувства человека, не являются врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания.

Уже грудной младенец тянется к блестящему и к красочным предметам, со второй половины первого года жизни начинает проявлять чувство радости при восприятии различных игрушек и действий с ними, особенно, если эти игрушки служат для игрового общения со взрослыми на появление которого ребенок реагирует общим комплексом оживления.

Ребенок преддошкольного возраста живет, как бы на поверхности явлений, находится во власти внешний впечатлений. Его легко привлечь, но также легко отвлечь. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции не устойчивы, что объясняется общим не высоким развитием ребенка. Но к концу преддошкольного возраста дети уже могут переживать элементарные эстетические чувства. Начальная творческая деятельность ребенка относится примерно к 3-х летнему возрасту. Способность и потребность в художественном творчестве появляются раньше, чем к научному, техническому и другим видам творческой деятельности. Следовательно, именно художественное творчество, точнее, его отдельные виды, дает ребенку раннего возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет. В этом отношении онтогенез обнаруживает определенное сходство с филогенезом. Раньше всего ребенок обычно проявляет склонность к рисованию, лепке, песенно-музыкальному, танцевальному, а также к поэтическому искусству.

За годы школьного детства, благодаря целенаправленному обучению происходят серьезные сдвиги в развитии эмоций ребенка, начинают проявляться устойчивые чувства и привязанности, расширяются связи с окружающим миром, становятся более разнообразными формы эмоционального отклика. Т.е., когда ребенок становится школьником, у него возникает новый период в формировании и развитии эстетических чувств. Дети 7-ми летнего возраста чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, непосредственны. Яркие впечатления оставляют у них глубокий след надолго. Детям этого возраста свойственно конкретно-образное мышление. Эта особенность младших школьников создает особо благоприятные условия для воздействия на них доступными средствами искусства.

Эмоциональная, эстетическая сторона обучения всегда должна быть в поле зрения учителя, недопустимо «засушивать» учебный процесс. Если это допустить, уже в младших классах угаснут любознательность ребенка и его желание учиться. Другой пагубный результат недооценки эмоционального и эстетического развития – то, что человек при значительном запасе знаний может оказаться по характеру своих чувств и эстетических вкусов отсталым. Без интенсивности и глубины переживаний, без утонченности эмоциональных реакций, без развития эстетических чувств невозможен полноценный мыслительный процесс, невозможно подлинное творчество. В результате эстетического развития у младших школьников формируется чувство прекрасного, которое существенным образом определяет его поведение, отношение к людям, к труду, к жизни в целом. Не только природа, человек, но и произведения искусства, явления жизни будут восприниматься им не в черно-белом варианте, а многоцветно, многогранно, со всеми оттенками проявлений. Для детей школьного возраста характерна подвижность восприятия, фантазирование, для нас иногда кажущееся непонятным, странным. Такое фантазирование развивает творческие способности. Без детского фантазирования путь к произведениям искусства может оказаться закрытым.

 

 Чтобы обеспечить развивающий эффект экспериментального обучения важно выделить исходную детскую деятельность, соответствующую показателям развитого эмоционально-эстетического отношения к музыке. Для этого нужно обратиться к анализу эстетической основы художественного произведения. Эта основа понимается как эстетическое переживание. При таком подходе музыкальная форма, как любая другая художественная форма, выступает выражением особого типа эмоциональных отношений личности к миру. Следовательно, произведение искусства может быть представлено как содержательная форма - не только причина, вызывающая у ребенка эстетические чувства, но источник и исходная форма детского эстетического чувства, его материальное выражение. Иными словами, содержательной художественную форму делает способ деятельности творца произведения - способ эмоционально-эстетического самовыражения.

Музыковедческие и эстетические работы позволяют представить музыкальное произведение как особую форму эмоциональной деятельности людей. Она складывается из двух взаимодополняющих компонентов: самовыражения и сопереживания. Опосредованность эмоционального общения музыкальным произведением выражается в специфике эстетического музыкального действия, слушания и исполнения музыки. Оно становится средством эмоционального общения. Важным моментом при этом выступает рефлексия на способ общения. Исходной деятельностью по формированию эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства у детей является сопереживание художественному произведению и самовыражение в нем посредством элементов художественного языка. Сопереживание и самовыражение  проявляются как выразительные движения детей. Для музыки они выступают в интонационной вокализации, в ритмических движениях. Кроме того, сопереживание и самовыражение проявляются как символы эмоционального содержания произведения искусства.

Эстетическое чувство как способ деятельности.

Способы художественной деятельности - это пение, исполнение и слушание музыки. Если представить их как эстетически содержательные, то они должны стать для ребенка формами выражения его                     сопереживания (слушание) и самовыражения (пение, исполнение).
      Исполнение музыки детьми может проявляться в выразительных движениях руками в воздухе, цветными карандашами по бумаге                      в момент звучания музыки.  Психологическим  обоснованием  связи     музыки и цвета в жесте послужило явление синестезии.
      Синестезия   -  понимается как взаимодействие ощущений,    когда под влиянием раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого. При воздействии музыки у детей возникают зрительные образы. Использование движения при восприятии музыки - широко распространенный в музыкальной педагогике прием. Он активно применяется при формировании музыкального слуха в релятивной системе. В новом контексте известные приемы стали нести новую развивающуюся нагрузку, стали формами эмоционально-эстетической деятельности. 

          Ничто так не учит ценить неповторимость окружающего, как опыт эстетического переживания, который неотделим от нравственного в широком смысле этого слова. В переживании как социально-образном отражении мира предмет и чувства, образ и идеал сопрягаются воедино, вызывая, по словам А.Толстого, дивную музыку образов красоты. В искусстве переживание – «глубина проникновения» (М.Бахтин) – становится сопереживанием, оно способствует формированию мировоззрения, наполняется морально-этическим содержанием. Страдая и радуясь вместе с любимыми героями, мы «очеловечиваем» собственные чувства, совершенствуем свои восприятия и оценки. Познание и утверждение жизненных ценностей, воспитание личности человека невозможно без эстетической проникновенности. В эстетическом переживании оживают все духовные силы и чувства человека, его творческие способности.

Творческая деятельность на уроках музыки представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искусства с окружающим миром.

          Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.

         

               В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь:

 -    от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;

           -    от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;

 -    от сотворчества к самостоятельному творчеству.

       

              Каждое из заданий предполагает:

         -  углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения;

         -   выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области искусства;

         -  активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.

 

           

Система творческих заданий

            Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школьников способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, духовного мира человека, воплощаемых в совокупности различных видов искусства.

           Систему творческих заданий на уроках музыки целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращаться  к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.

           Вот типы заданий, обусловленные определенными творческими установками.

           Первая установка связана с познанием целостности предложенной темы, в многообразии ее художественных решений. Она реализуется через несколько видов заданий на выявление образно-поэтического единства различных произведений, объединенных по каким- либо общим признакам (стилистическое родство, жанр, сюжет и т.д.)

           

             Задание 1.

Объединение различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, например, «Образ родной природы в картинах И. Левитана, И. Шишкина и др.», «Тема мира у П.Пикассо и С. Прокофьева», «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманинова, К.Дебюсси, И.Стравинского».

            Задание 2.

Сравнение романсов разных композиторов, написанных на один и тот же  текст, в один период  времени.

            Задание 3.

Сочинение мелодии к любимому стихотворению, либо тексту.


Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

           

              Задание 4.

Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.

             Задание 5.

Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам, например А.Айвазовского, А.Матисса, И.Левитана и др.

             Задание 6.

Нахождение различного в сходном. Сравнение, сопоставление музыкальных, литературных и художественных произведений для развития способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях искусства, близких по замыслу и в то же время отличающихся образным решением.

             

               Задание 7.

Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета (например, «Руслан и Людмила» А.Пушкина и М.Глинки», а так же его исполнительских интерпретаций.

             

                Задание 8.

Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну

         

             Вторая установка ориентированна на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

Существует несколько вариантов ее реализации.

1. Перевод образа из одного художественного ряда в другой.

2. Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.

3. Построение заданий от конкретного аспекта темы к раскрытию ее художественной целостности и многомерности, т.е. от частного к общему.

                 Задание 1.

Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа ( например: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и т. п.?»; «Чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали; тембры звуков, мажорный и минорный лады?»).

                    Задание 2.      

Передать изменяющийся несколько раз на протяжении одного задания темпоритм музыки – игра «ускоряет – замедляет».

                  Задание 3.

Найти цветовое выражение эмоциональной программы данного музыкального произведения, создать пластический образ человека.

                 Задание 4.

Подобрать музыкальный инструмент для изображения пения птиц, злого дракона, гудка паровоза и придумать соответствующую мелодию.

                  Задание 5.

      Варианты цветового моделирования музыки:

  • составить цветовую композицию из предложенных учителем цветов;
  • стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами;
  • создать картину с использованием сочетания заданных и придуманных цветов;
  • зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкальных образов, т.е. смоделировать произведение как интонационный процесс с использованием цветных карточек.

                Задание 6.

Варианты графического моделирования музыки.

  • оформление индивидуальных впечатлений в целостную художественную форму-конструкцию;
  • особое положение линий, отражающих регистр звучания;
  • преобладание восходящих или нисходящих штрихов, воплощающих направление мелодического движения, темп, характер развития;
  • нажим карандаша, обусловленный  динамикой, ритмической  пульсацией, акцентами и т.д.

                 Задание 7.

Словесное рисование (например: «Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?»). Поэтическое моделирование пейзажей, портретов героев, интерьеров места действия. Сочинение литературных портретов к изучаемым музыкальным произведениям. Описание природы и внешнего облика персонажей в программных музыкальных произведениях.

              Задание 8.

Музыкальное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовывать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние.

Варианты заданий:

  • изобразить с помощью доступных музыкальных инструментов (фортепиано, колокольчик, треугольник, металлофон, ударные и др.) движение поезда, топот коня, падение тяжелого предмета, полет и жужжание пчелы, чирикание птиц, падающие капли дождя;
  • мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;
  • придумать соответствующую интонацию, музыкальную фразу, которые могут послужить своеобразным эпиграфом к литературному произведению;
  • подобрать звуки, пропущенные в мелодии;
  • сочинить подголоски к песне (попевке) в соответствии с ее образно-поэтическим содержанием.

                   Задание 9.

Импровизация на музыкальное домысливание увиденного (например, музыкальная интонация к произведениям изобразительного искусства).

Эти задания развивают воображение, речь, чувство стиля, ассоциативное мышление, красочное, многогранное постижение художественного образа. Словесное и музыкальное рисование должно опираться на воображение, лишь при этом условии наиболее полно развивается художественное и его творческая, дорисовывающая функция. Для развития воображения полезно также сравнивать иллюстрации одного и того же эпизода и портрета какого-либо литературного героя, выполненного школьниками и известными художниками. Выявленные сходства позволяют более отчетливо увидеть и уточнить свои зрительские представления о том или ином эпизоде, персонаже, его характер.

            Постановка творческих заданий на уроках музыки имеет определенные закономерности. На первичном уровне важно показать, как действует человек при решении конкретной творческой задачи. Затем он должен научиться находить собственные средства и способы решения продуктивных проблем  и, наконец, учиться самому их ставить и воплощать в развернутой художественной форме. Естественно, что выбор того или иного творческого задания зависит от возрастных особенностей школьников, от степени развития их эмоциональной культуры, воображения, от художественных умений и навыков.

          Важно, чтобы ребенок получал на занятиях образно-эмоциональный импульс. Вначале «перевод» чувств, психического состояния, в частности, на язык музыки происходит как правило, интуитивно. Дети бессознательно воспроизводят свой музыкальный опыт. Со временем появляется возможность более конкретного осознания школьниками интонационных особенностей мелодий, их ритмического построения.

          Основополагающим психологическим фактором, стимулирующим процесс художественного поиска, является соответствующая установка учителя и ученика на творчество во всех видах деятельности. Способность к творчеству может развиваться только в обстановке, нацеленной на выявление свободной инициативы, самостоятельности в поиске, на создание нового и оригинального, а не на повторение и копирование. (см. Приложение).

Заключение

            Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.

        Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы порой, к «странным» идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней «рациональное зерно». Надо не замуровывать в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его «почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.

Список используемой литературы:

  1. "Начальная Школа: плюс минус" №1 2000 г.

Ред. сост. В.Сомов. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. Сборник статей по теории и практике эстетического воспитания. - М., 1994 г.

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965 г.

  1. Ильенков З.В. Философия и культура. – М., 1991 г.

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. –  М., 1983 г.

  1. Под ред. А.Петровского. Психология. Словарь. – М., 1990 г.

  1. Вахнянская И.Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности. – М., 1996 г.
  2. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. - М., 1965 г.
  3. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. -                                             М.,  1975 г.
  4. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980 г.
  5. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. Программы общеобразовательных учреждений. МОРФ,1994
  6. Бартин А. «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных         возможностях». СПб, МНПО «Жизнь», 1992.
  7. Крейри Э. «Учимся владеть чувствами». СП, 1995.
  8. Кряшева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». Ярославль, 1996.
  9. Фриман Дж. «Как развить талант ребенка от рождения». М., 1996.
  10. Шумакова Н.Е. «Возраст вопросов». М., 1990.
  11. Лук А.Н. «Учить мыслить творчески». М., 1970.
  12. Дьяченко О.М. «Воображение дошкольника». М., 1986.

  1. Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения». //Вопросы психологии, 1992, №2.
  2. Спутник учителя музыки. М., «Просвещение», 1993.
  3. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Просвещение, 1978
  4. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1971  
  5. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981
  6. Левин В.А.  Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992
  7. Пономарёв Я.А.  Психология творчества. – М., 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание школьников средствами хорового искусства

В парадигме Российского образования XXI века приоритет отдается воспитанию, которое было и остается неотъемлемой частью педагогической деятельности школы наряду с обучением. Опираясь на принципы ФГОС,...

Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности

Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностра...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

Статья "Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания школьников"

В статье отражены особенности реализации программы ИЗО в 5-7 классах по декоративно-прикладному искусству...

Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка

Статья "Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка"...

статья Декоративно-прикладное искусство как фактор развития эстетического воспитания школьников в условиях современной школы.

Эстетическое начало все больше проникает в труд. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего, декоративно-прикладному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стрем...