Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка
статья по музыке ( класс) на тему

Статья "Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка

Эстетическое воспитание и его неотъемлемая часть – музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика ребёнка, его идеалов. Духовное обогащение не происходит при эпизодическом, кратковременном общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний, которые, накапливаясь, повторяясь и закрепляясь, изменяют поведение личности, приучают её жить так, как подсказывает искусство. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к художественному творчеству, в частности.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – по выражению Стендаля, - является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие композиторы и музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это – фундамент, без которого музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли музыкального искусства в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира молодёжи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека.

Музыкальное искусство – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Оно сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыка способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказывать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.

Остановимся на вопросе специфики музыкального искусства, выделим его основные и неповторимые черты.

В произведениях классической русской литературы – Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.С.Тургенева, В.Г.Короленко очень ярко показана сила воздействия музыки на человека, её способность в определённые моменты сближать людей в едином настроении, переживании, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.

Особенностью музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь» (Ванслов В.В. Об отражении действительности в музыке //Вопросы философии. – 1950. - №3).

 Психолог Б.М.Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством» . Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку. К первой относят песню, романс, хор, кантату, ораторию, оперу и др. Программная музыка снабжена словесной (нередко стихотворной) программой, раскрывающей её содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение. Программа и музыка программного сочинения находятся в единстве. К непрограммным инструментальным произведениям относятся: соната, квартет, трио, прелюдия и т.д. Непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства.

Таким образом, музыка не может с той же долей конкретности, как  иные виды искусства, изобразить или описать жизненные явления. Но она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г.Ражникова), разворачивающуюся во времени.

Одной из особенностей музыки является необходимость посредника для её воспроизведения.

Крупный учёный-музыковед композитор Б.В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов её создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

Приобретая определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Необходимо добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не явилось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Но помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие и исполнение произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Отечественная педагогическая мысль всегда уделяла существенное внимание проблеме воспитания  и образования школьников средствами музыкального искусства. Большой вклад в осмысление данной проблемы внесли российские учёные-педагоги XIX столетия. В трудах П.Г.Редкина, К.Д.Ушинского, В.Я.Стоюнина, П.Ф.Каптерёва, других мыслителей содержится немало оригинальных идей, суждений по вопросам детского музыкального образования. Это наследие, несомненно, ценное для современного образования.

Так, наш современник В.И.Адищев в своей статье «Счастье человека – в раннем приобщении к красоте», опираясь на труд В.П.Острогорского «Письма об эстетическом воспитании» изложил понимание основных эстетических категорий, сущности и цели эстетического воспитания, процесса приобщения детей к музыкальному искусству.

Среди различных видов художественного творчества к числу наиболее эффективных в эстетическом воспитании и художественном образовании подрастающего поколения относится музыка. «Ценность музыки выражается в её способности в высшей степени благотворно влиять на детскую душу» (Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. с.44).

 В «Письмах об эстетическом воспитании» выдвинута идея необходимости раннего приобщения детей к музыкальному искусству. Целесообразность этого обоснована тем, что музыкальные впечатления, полученные в детстве, «…никогда не изглаживаются в памяти ребёнка и поселяют в нём на всю жизнь любовь и вкус к музыке и пению, облегчают для него впоследствии само их изучение».

Острогорский первым в отечественной педагогике столь определённо поставил вопрос об эстетическом, музыкальном воспитании подрастающего поколения, выдвинул, обосновал идею, показал пути раннего приобщения детей к музыке, поставил вопрос о необходимости непрерывного музыкального образования (дошкольного и школьного), указал на ценность не только уроков хорового пения, но и других форм музыкального образования и просвещения учащихся. «Эти и другие идеи учёного-педагога могут рассматриваться как один из теоретических источников при выработке современных концепций музыкального воспитания и образования детей» (В.И.Адищев).

Определяя роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка выявились основные задачи музыкального воспитания:

- развивать в процессе музыкальной деятельности художественный вкус;

- сформировывать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т.д.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание подростков в процессе обучения работы с деревом.

Главный источник этого развития – деятельность: познавательная, трудовая, игровая, а в особенности художественная.В процессе деятельности активизируются чувства, воображение, творческие силы ребенка, ...

Эстетическое воспитание подростков

Статья о том, какое влияние оказывает искусство на детей подросткового возраста...

Эстетическое воспитание подростков путём использования нетрадиционной техник изобразительной деятельности

В статье рассматривается один из способов профилактики девиантного поведения, подчёркивается необходимость использования  средств  и методов изобразительной деятельности,   способс...

Роль и значение народного искусства в эстетическом воспитании обучающихся

Роль и значение народного искусства в эстетическом воспитании обучающихся М.В. Яловая Учитель изобразительного искусства МБОУ «ООШ № 27» Г.Майкоп...

Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся

Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – ...

Роль музыкального искусства в воспитании толерантности

Проблема воспитания толерантности на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. В данной статье рассматривается роль музыкального искусства в становлении тол...