Главные вкладки

    статья "ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО – АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
    статья по теме

    Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество. В деятельность этой организации вовлекаются одарённые дети, т.е. дети с высоко развитыми способностями, а так же дети с высокой мотивацией к учебной деятельности. С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, в рамках программы «Одарённые дети»  в нашей школе было создано НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО учащихся «Империя наук».   .Второй год я являюсь руководителем НОУ СОШ № 15.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nauchnoe_obshchestvo_uchashchihsya.docx25.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО – АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

           Не существует сколько-нибудь           достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.    

                                                      А.Н.Колмогоров.

          Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике отечественного образования. Становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Ведь в настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди  адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём. Школа должна создавать  благоприятные  условия для развития одаренных детей и   талантливой молодёжи.  

        Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество. В деятельность этой организации вовлекаются одарённые дети, т.е. дети с высоко развитыми способностями, а так же дети с высокой мотивацией к учебной деятельности.  С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, в рамках программы «Одарённые дети»  в нашей школе было создано НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО учащихся «Империя наук».   Но изначально была сформирована творческая  группа  учите лей , владеющая методологией проектной и исследовательской деятельности, а также технологией её организации. Методическая тема нашей творческой группы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство и среда выявления и поддержки талантливой молодежи». Руководители секций не первый год принимают участие в областной научно-методической конференции «Педагог-исследователь», где  учителя-исследователи обмениваются  опытом работы, знакомятся с результатами работы учителей других городов.  

    Задачи НОУ

    1. Формирование единого научного общества школы со своими традициями;
    2. Формирование исследовательской компетенции обучающихся
    3. Подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской работе;
    4. Проведение исследований, имеющих практическое значение;
    5. Пропаганда достижений науки, техники, литературы.

    Нормативно-организационная база НОУ  

    1. Положение о НОУ
    2. Устав НОУ
    3. Положение о научно – исследовательской деятельности учащихся 
    4. Положение о конференции НОУ СОШ №15 
    5. Тематическое планирование секций
    6. Структура НО выглядит следующим образом: Возглавляет НОУ президент, избираемый на ежегодной конференции из числа учащихся,  избирается Совет общества. Совет НОУ планирует, координирует и осуществляет контроль за деятельностью предметных секций. Работой каждой из шести предметных секций  руководит учитель, соруководителем является ученик.    Помимо предметных секций в структуру НОУ входит два отдела: переписки и лекторский. Задачей отдела переписки является работа, связанная с развитием контактов с вузами, с другими обществами, деятелями науки. Лекторский отдел занимается подготовкой экскурсий, лекций для учащихся.
       

      Этапы работы в НОУ  

    1. Подготовительный этап (5 -7 классы) Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности.
    2. Развивающий этап (8 - 9 классы )Цель: активное расширение кругозора школьников; совершенствование навыков научной деятельности; определение тематики исследовательских проектов.
    3. Собственно исследовательский этап (9 - 11 классы) Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности; разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных исследований работ.

    Форма организации работы в НОУ    

    1. Индивидуально-групповая  (консультации, эксперименты, проектирование, анкетирование)
    2. Заочная  (чемпионаты ,дистанционные олимпиады, фестивали)
    3. Массовая (лектории ,конференции, публикации, выставки)

    Индивидуально-групповая форма организации работы

      На всех этапах подготовки исследования научный руководитель (учитель) консультирует ученика по всем вопросам методологии и организации исследования.                       Обсуждает план проведения исследования, корректирует ход экспериментальных работ, проведение теоретического анализа, сбора, обработки данных. Индивидуальная образовательная траектория предполагает: индивидуальное ученическое целеполагание, планирование и темп исследовательской работы, выбор оптимальных форм и методов исследования. Цель учебно-исследовательской деятельности: обучение алгоритму проведения исследования. Успех зависит от новизны исследования и  практической значимости результатов. И очень важно, чтобы на заключительном этапе при подведении итогов ученик видел новые проблемы, вытекающие из проведённого исследования, что может служить темой нового исследования, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. «Если в конце исследования не видно начала следующего – значит исследование не доведено до конца»,- говорил Д.С. Лихачёв.  Можно сказать, что исследование – это первый научный труд ученика .

    Проведение экспериментов, опытов и виртуальных лабораторных работ ведется  с использованием  компьютерного программно-аппаратного комплекса AFS.  Обучающий комплекс, включает систему сбора данных, датчики, микроскоп, документ камеру, аппаратную и программную составляющие. Он предназначен для проведения экспериментов по физике, химии, биологии, математики. Устройства измерения и обработки данных позволяет ученикам  проводить эксперименты не только в классе или в лаборатории, но и на природе. Комплекс позволяет не только производить сбор данных измерений, но и обеспечивает их аналитическую и графическую обработку.

    Заочной формой организации работы является участие: 

    1. Всероссийские Дистанционные олимпиады
    2. Международная Олимпиада по основам наук
    3. Всероссийские «Молодежные предметные чемпионаты»  проводятся уже третий год
    4. Фестивали исследовательских и творческих работ «Портфолио»,  цель фестиваля – организация единого открытого информационного пространства для публикации работ учащихся – электронные диски
    5. Всероссийские конкурсы

    Массовая форма работы

    Лекторский отдел занимается подготовкой лекций для учащихся (  Неделя Российской науки, посвященная 300-летнему Юбилею М.В.Ломоносова). 

    Школьные академические чтения - ежегодная традиция НОУ, на них приглашаются жители микрорайона и родители. Цель-совершенствование публичных выступлений и пропаганда исследовательской и проектной работы. 
    В ходе реализации  городского эколого - краеведческого проекта  «Парки, сады и скверы города  Коломны» была выполнена  исследовательская работа «Зеленые объекты города. Парк 50-летия Октября».

    Второй год члены НО принимают участие   в   Международной научно-практической конференции учащихся и студентов. Результат - дипломы участников и лауреатов.. Первый сборник 2011г. посвящен первому полету человека в космос. Второй-2012г. году Российской истории.  Так же НО развивает    сотрудничество  со специалистами – учеными.

    Можно сделать вывод о том, что НО даёт возможность одарённым детям осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, развивает познавательный интерес и любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками.                          Навыки, полученные в НОУ , помогут выпускникам  нашей школы, успешно справляться в дальнейшем в вузах с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Проектная методика как форма работы с одаренными детьми"

    Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Решение этой проблемы невозможно без ...

    ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

    Одарённый ребенок, какой он?  Возможности использования  компьютера  в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....

    Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

    Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности дает новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся,развития их творческих способностей....

    Некоторые формы работы с одаренными детьми из опыта работы

    Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и в неурочное время...

    Актуальные вопросы работы с одаренными детьми

    В данной работе говорится об основных проблемах, с которыми сталкиваются педагоги в работе с одаренными детьми. Определяются пути решения этих проблем....

    Формы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

    В данной работе делюсь с разнообразными формами работы с одаренными детьми...