РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ»
методическая разработка по теме

Дорожка здоровья представляет собой трассу в лесу или лесопарке, удобную для ходьбы и бега с преодолением естественных или искусственных препятствий: канав, поваленных деревьев, специально оборудованных простейших снарядов для выполнения прыжков, подтягиваний, отжиманий, упражнений в равновесии и т. п. дорожки здоровья могут быть оборудованы и при стадионах, бассейнах, в пионерских лагерях, на базах отдыха, в городском дворе. Рельеф местности для дорожки здоровья нужно выбрать ровный, без заметных возвышенностей. Дорожки должны быть пригодными и для групповых, и для индивидуальных занятий как детей, так и взрослых. Оптимальная длина трассы — до 1,5 км. Трасса может быть прямой или замкнутой. В определенных местах на ней по всей длине расставляются снаряды и препятствия. Они могут быть сгруппированы в спортивный городок. Для ходьбы и бега размечают дорожку длиной 300—500 м.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorozhka_zdorov'ya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ

 «ДОРОЖКА      ЗДОРОВЬЯ»

Бабков И.Н., МОУ  ДОД  «Детско-юношеская спортивная  школа»    Красненский район  

Сейчас, в ходе перестройки образования, большое значение приобретает поиск учителями физической культуры новых форм и средств обучения. Многое здесь зависит от содружества педагогов с учениками.

Школьников необходимо увлечь учебными занятиями, сделать их участниками педагогического процесса, а значит, творцами своего физического совершенства. А для этого их необходимо заинтересовать, ведь только под влиянием интереса учащиеся проявляют изобретательность, творчество и настойчивость в достижении поставленной цели.

Одной из таких форм организации учебных занятий является «Дорожка здоровья»

Многолетний опыт подсказал мне, что в работе с детьми лучше всего руководствоваться словами известного французского философа Ж.-Ж. Руссо: «Ребенок может делать всё, что он хочет, но хотеть он должен то, чего желает воспитатель».

Педагогика учит: посеешь поступок— пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. Это имеет отношение и к урокам физической культуры. В их арсенале — множе ство средств и методов для воспитания жизненно необходимых качеств личности. Только к этому необходимо подходить осмысленно и в каждом деле давать простор творческой мысли самих учащихся.

Построив совместно с учащимися старших классов дорожку здоровья, описание которой приводится ниже, на совете школьного коллектива физической культуры принимается решение составить комплексы упражнений для занятий на ней. Предварительно на уроках учащимся показываются примерные упражнения и проходит знакомство с принципами составления новых упражнений. Дорожка здоровья представляет собой трассу в лесу или лесопарке, удобную для ходьбы и бега с преодолением естественных или искусственных препятствий: канав, поваленных деревьев, специально оборудованных простейших снарядов для выполнения прыжков, подтягиваний, отжиманий, упражнений в равновесии и т. п. дорожки здоровья могут быть оборудованы и при стадионах, бассейнах, в пионерских лагерях, на базах отдыха, в городском дворе. Рельеф местности для дорожки здоровья нужно выбрать ровный, без заметных возвышенностей.

Дорожки должны быть пригодными и для групповых, и для ин дивидуальных занятий как детей, так и взрослых.

Оптимальная длина трассы — до 1,5 км. Трасса может быть прямой или замкнутой. В определенных местах на ней по всей длине расставляются снаряды и препятствия. Они могут быть сгруппированы в спортивный городок. Для ходьбы и бега размечают дорожку длиной 300—500 м.

Дорожка здоровья со снарядами, сконцентрированными в одном или двух-трех местах (станциях), наиболее удобна для групповых занятий, особенно круговым методом, когда все занимающиеся находятся на виду у преподавателя. Станции и снаряды следует располагать в рациональной последовательности, с учетом методических требований к смене физических нагрузок и их влияния на различные группы мышц. На дорожке для ходьбы и бега размечаются участки длиной 50 или 100 м.

На каждой станции укрепляется табличка или плакат с номером станции, коротким описанием и схематическим изображением выполнения упражнений. Таблички размером 30x40см крепятся на высоте 1-1,5 м. В начале дистанции, на старте, устанавливается щит размером не менее 1x1 м со схемой всей трассы и расположения на ней этапов. Правильно проводимые занятия физическими упражнениями на воздухе, заканчивающиеся водными процедурами, улучшают функциональную деятельность организма, вызывают чувство приятного утомления, снимают умственную усталость, поднимают настроение и повышают работоспособность. Регулярные физкультурно-оздоровительные занятия на тропах и дорожках здоровья способствуют ускорению восстановительных процессов организма.

Примерный комплекс упражнений на «Дорожке здоровья» «Дорожка здоровья» для подростков Примерный     комплекс     упражнений     на     тропе     здоровья одноразового прохождения. Занятия проводятся непрерывным методом (метод длительной работы).

Подготовительная часть

  1. Ходьба с дыхательными упражнениями 20—30 с.
  2. Ходьба в быстром темпе или бег трусцой 2—3 мин.
  1. Ходьба с вращениями руками в боковых плоскостях. Один круг на 2 шага. 10—15 кругов в одну, затем в дру!ую сторону. Темп средний.

  1. Рывки назад согнутыми перед грудью руками. На каждый шаг один рывок. 20—30 рывков.
  2. Ходьба с поворотами туловища в сторону шагающей вперед ноги. 20— 30 поворотов.

6.        Ходьба с напряженными сгибаниями и разгибаниями рук в
стороны. На один шаг согнуть, на другой разогнуть руки. 20—30
шагов.

Основная часть

  1. Ьег трусцой 150—200 м к первому препятствию.
  2. Ходьба 20—30 шагов в медленном темпе.

10. Подтянуться на руках. Повторить 2—3 серии. Между сериями активная пауза 30—60 с.

9.        Передвижение по бревну и обратно 2—3 раза. Более
подготовленным выполнять на ходу различные движения руками,
затрудняющие удержание равновесия.


  1. Прыжок с разбега через канаву. Повторить 3—4 раза без пауз между прыжками.
  2. Бег трусцой 5—10 мин.
  3. На бегу 10—15 подскоков, поочередно отталкиваясь ногами на каждый 3-й шаг.
  4. Отжимания в упоре стоя 2—3 серии. Между сериями активная пауза 45—60 с.
  5. Медленная ходьба 2—3 мин.

16.        В упоре лежа сзади сгибания и разгибания рук, 3—4 серии.
Между сериями активные паузы 45—60-е.

  1. Ускоренная ходьба, переходящая в бег, 1 мин.
  2. Бег трусцой 3—5 мин.
  3. Прыжки в высоту с разбега через препятствие. 4—5 подходов без перерывов для отдыха.

20.        Медленная ходьба к следующему препятствию. Отжимание
поочередно. Вес отягощения должен быть таким, чтобы предельное ко
личество отжиманий не превышало 10—12 раз. Повторить 2—3 серии с
паузами 45—50 с.

21.        Бег трусцой 200—500 м.

Заключительная часть

  1. Ходьба 5—8 мин в медленном темпе.
  2. Дыхательные упражнения на ходу.
  3. Проверка пульса. Водные процедуры.

Дозировка в беге уточняется в зависимости от состояния физической подготовленности. Допускается замена бега быстрой ходьбой.

«Дорожка здоровья» побуждает детей к творческой учебной деятельности, к самостоятельным занятиям в неурочное время. Таким образом, на базе уже имеющихся навыков учащиеся самостоятельно приобретают в процессе поиска новые знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, спос...

Развитие физических качеств учащихся на уроке гимнастики с использованием карт-схем

Форма организации учащихся на уроках гимнастики с использованием карт – схем я обычно использую при решении задач совершенствования приобретённых двигательных навыков и развития физических качеств. Ос...

Развитие физических качеств учащихся в процессе занятий физической культурой

В рабрте прослеживаются закономерности воспитания силовых способностей в системе классно - урочных занятий в общеобразовательной школе....

Развитие физических качеств, обучающихся через спортивные игры.

Учебно методическое пособие по подвижным играм...

«Развитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной деятельности через спортивные, подвижные игры и состязания»

laquo;Развитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной деятельности через спортивные, подвижные игры и состязания». Из опыта работы....