Способы транспортировки пострадавшего.
методическая разработка по теме

Коротеева Татьяна Николаевна

Открытое занятие по теме "Способы транспортировки пострадавшего"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_perenoske_postradavshih.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

Тема: Способы транспортировки пострадавшего.

Цель занятия: показать несколько способов переноски заболевшего товарища и дать начальную практику их применения. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о способах переноски пострадавшего: с помощью лямок рюкзака, на руках, на  импровизированных носилках.

Задачи: - расширить знания, умения и навыки учащихся о способах транспортировки пострадавшего в туристическом походе, путешествии;                                                                             - развить познавательную активность, внимание, мышление, память, умение работать в коллективе.

Методы проведения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: ТСО, рюкзак, куртки, шесты.

Содержание занятия: способы летней транспортировки заболевшего на близкое и дальнее расстояния, в положении сидя и лежа: на руках (способы - "замок", "стул"), на рюкзаке, на носилках. Пояснение и демонстрация этих способов в порядке нарастающей сложности и начальная практика в их применении.

План: 1. Вводная часть: организационный момент.

          2. .Основная часть.

         3.Заключение: повторение пройденного.

Ход занятия: 1. Педагог называет тему и цель занятия, напоминает о назначении различных способов транспортировки, доступных в походных условиях. При этом демонстрируются слайды, иллюстрирующие лекцию. Педагог сообщает, какие способы будут на занятии осваиваться и в каком порядке. 

2. Педагог, пригласив двух учащихся помочь ему, поясняет группе, что будет показывать простейшие способы переноски человека на близкое расстояние в положении сидя. Показывает на приглашенных учениках, как устраивается "стул" для переноски на руках: ребята, стоя рядом вполоборота друг к другу, образуют сначала "спинку стула" (каждый кладет на плечо другого одну руку), затем - "сиденье" (взаимно захватывают запястья своих свободных рук). Педагог  предлагает остальным учащимся, разбившись на пары, самим устроить "стул", проверяет правильность захвата запястий (с тыльной их стороны) и прочность "стульев". К проверке прочности можно привлечь и одного-двух учащихся.

3. Педагог с помощью двух учащихся показывает способ, называемый "замком" (четыре руки взаимно накладываются на запястья с внешней их стороны). Проверяет прочность сцепления рук.

4. Используя слайды, педагог поясняет, что на большое расстояние человека переносят другими способами: если он может сидеть - на рюкзаке, если не может - на носилках. Он демонстрирует и одновременно объясняет способ "на рюкзаке". Свободный от вещей рюкзак укладывается на землю днищем кверху, а лямки застегиваются на последние отверстия. Педагог поясняет, как заболевший должен садиться на рюкзак (на нижнюю его треть, пропустив обе ноги между лямками). Затем он приглашает одного из учащихся (желательно небольшого веса) сесть на рюкзак, с помощью двух учеников поднимает за лямки рюкзак с человеком и надевает лямки на плечи того, кто будет транспортировать (им может быть кто-либо из физически сильных учеников). Объясняет, как несущий должен поддерживать, заболевшего (обхватить руками его ноги под коленями или немного выше).
Разделив занимающихся на подгруппы и передав им два свободных от вещей рюкзака, педагог дает задание упражняться в таком порядке: первый укладывает рюкзак на земле, другой садится на него, двое поднимают рюкзак с человеком и вешают лямки на плечи первого, который будет транспортировать. Все упражняются в укладке рюкзака и посадке на него; к подъему рюкзака и транспортировке привлекаются лишь физически крепкие учащиеся. Переносить на расстояние не больше 1-2 м.

5.Затем педагог рассказывает и демонстрирует на слайдах, как можно сделать импровизированные носилки из подручных средств: нетолстые шесты, штормовые куртки. По его указаниям два ученика  укладывают куртки на земле лицевой стороной кверху, капюшонами в разные стороны, застегивают куртки на все пуговицы, продевают шесты через рукава курток. Педагог рассказывает правила переноски на носилках: на ровном месте и при спуске заболевшего несут лицом к идущему впереди, на подъемах - лицом к идущему сзади, при спуске и подъеме приподнимают один конец носилок, тот, где расположены ноги транспортируемого, идут не в ногу, чтобы не раскачивать носилки, у головы заболевшего ставят более сильного товарища, если в пути встречаются предметы, о которые можно споткнуться, идущий впереди предупреждает о них.
Один из учащихся по приглашению инструктора ложится на носилки, изготовители носилок поднимают их и несут на небольшое расстояние. Остальным занимающимся предлагается наблюдать, как выполняются правила транспортировки, чтобы затем сообщить свои замечания. В наблюдении за соблюдением правил принимают участие все, не занятые упражнением. Ошибки в действиях носильщиков, если они есть, педагог указывает после окончания переноски. При этом отмечает все правильные и ошибочные замечания наблюдавших и при необходимости повторяют правила переноски.

Заключение: Повторение  основных моментов занятия и проверка, как понята тема. 

Вопросы для проверки полученных знаний: Какими способами может осуществляться переноска пострадавшего? Как изготовить носилочные лямки? Назовите способы перемещения пострадавших с использованием подручных средств.

Информационные ресурсы:
Карманный справочник туриста. Автор-составитель Ю. Штюрмер. М.: Профиздат, 1970.
Спутник туриста. ФиС, издания разных лет

http://proekta1.narod.ru/

http://tyr-zo.narod.ru/

http://s.compcentr.ru/911/911-0812.html

http://znaiu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 35 "Общие правила транспортировки пострадавшего"

Презентация иллюстрирует материал из учебника  «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (Общие правила транспортировки пострадавшего). Соглас...

Прикладное плавание. Транспортировка пострадавшего.

План – конспект  урока по плаванию в 9 классе....

Урок по ОБЖ для 6 класса: Способы переноски пострадавших

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со способами переноски пострадавших без носилок, научить основным способам....

Транспортировка пострадавшего

В практике спасения тонущих часто бывают случаи оказания помощи человеку утомленному, но имеющему еще достаточно сил для того, чтобы самому воспользоваться помощью спасателя....

Транспортировка пострадавшего

Знания и навыки  по оказанию первой помощи необходимы всем, так как несчастный случай может произойти в любое время. Правила оказания первой помощи  необходимо знать всем работникам образова...

План- конспект урока по плаванию по теме: "Прикладное плавание. Транспортировка пострадавшего". 9 класс

План- конспект урока по плаванию по теме: "Прикладное плавание. Транспортировка пострадавшего"...

Транспортировка пострадавшего

Материалы по теме "Транспортировка пострадавшего"...