Воспитательное мероприятие "Страна, из которой мы все пришли"
методическая разработка (9 класс) по теме

Черняк Галина Михайловна

Воспитательное имерприятие предполагает участие воспитанников и их матерей, так как оно посвящено Дню Матери.

В нем воспевает роль  женщины-матери в становлении ребенка. Роль матери рассматривается с позиции ее духовного воздействия на свое дитя. Разработка  может использоваться  как в  общеоразовательных учреждения, так и в православных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           

  Интеллектуальный центр «Ювента»

                     

         Дополнительное образование

          Воспитательное мероприятие,

          посвященное   Дню матери.                                  

                                                                                                     

               Педагог: Черняк    Галина      Михайловна,

                          Заслуженный учитель России

           Участники мероприятия: воспитанники и          

            родители ( матери, бабушки)

                                                                           

Тема:  Страна, из которой мы все пришли…

                                                                                                           

                                                                                                                      Эпиграф: 

                   Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока матери,-    

                           вот что насыщает нас любовью к жизни.

                                                                             М. Горький

Цель мероприятия:

Сегодня мы поговорим о семье, о ее ценностях.

Сегодня мы заглянем вглубь себя и ответим себе на  вопросы, которые

возникнут в ходе нашего разговора,

Оборудование: проигрыватель, раздаточный материал по теме мероприятия, иллюстрации  по теме, живые цветы, переносная доска, диск с записями песен о маме.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово  (на фоне музыки Фаусто Папетти « Маленький цветок ») имеется на партах воспитанников и родителей.

Великая, волшебная, таинственная страна, из которой приходят все люди, чем дальше от нее уводят годы, тем глубже тоска по ней...

Из ДЕТСТВА выходят. В него не возвращаются. Нет ключей, нет волшебных слов, нет мага, способного нас вернуть в него, только поступает из этой страны наше приданое, и сколько лет ни проживешь на земле, оно идет, идет, идет... Я тоскую по своей покинутой стране ДЕТСТВА. Я хотела нарисовать ее и не смогла. На холст ложились только пятна. Большое - оранжевое, желтое, розовое, множество мелких, как горошки, среди них - голубые. Так выглядит ДЕТСТВО на моей картине. НЕЛЕПО

А в душе?

Это падают крупные капли дождя на железную крышу отчего дома. И воздух наполняется влагой. Что это?!

Это взметнул огненным хвостом петух и заорал на всю землю «Проснитесь!» Это жар- птица вылетела из предрассветного мира, и на хвосте ее выкатилось круглое белое утреннее солнце.

ЗДРАВСТВУЙ, ЗЕМЛЯ!

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЛЮДИ!

ЗДРАВСТВУЙ, МАМА!

И дождь, и крик петуха, и солнце зовут в мое ДЕТСТВО. С годами краски его разгораются ярче. Но сейчас, в жизни, я уже не вижу таких седых туманов и закатов, похожих на пожары. Я уже не встречаю людей, которые мне напоминают скульптуры.

Все это осталось в ДЕТСТВЕ! ДЕТСТВО одарило меня ими, словно переводило на моей душе переводные картинки, словно печатало, словно рисовало яркими пятнами оранжевыми, розовыми и голубыми, мелкими, как горошек... Ни одно из этих пятен я не могла бы понять тогда, только ГОДЫ И СТРАДАНИЯ помогли разгадать их.

Но не только поэзией одарило меня ДЕТСТВО, В ДЕТСТВЕ начинается ЧЕЛ ОВЕК

Начинается    его    ЛЮБОВЬ.    НЕЛЮБОВЬ.       СТРАХ.        СОЧУВСТВИЕ. СОСТРАДАНИЕ. Его ДУШЕВНОЕ ЗРЕНИЕ. Каждое движение моей взрослой души своими корнями уходит в ДЕТСТВО. Вот какая она, эта страна, из которой выходят все люди! А детство начинается с семьи.

(Строю картинку с рукой, держащей цветок. Прикрепляю, картинку на которой нарисован домик. Прикрепляю картинку матери и дитя.)

Вопросы на восприятие:

  1. Почему я выделила эти слова в тексте?
  2. Как вы понимаете выражение « ДУШЕВНОЕ ЗРЕНИЕ » ?

2. Работа с текстом:

Святитель ФИЛАРЕТ Московский говорил: « Семейство древнее государства. Человек, супруг, супруга, сын, мать, дочь и свойственные этим наименованиям добродетели существовали прежде, чем семейство разрослось в народ и образовалось государство. Посему, жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть, некоторым образом, корень дерева. Чтобы дерево зазеленело, цвело и приносило плод, надобно, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок »

Вопрос к аудитории с целью анализа содержания:

  1. Что нужно сделать, чтобы корень дерева был крепок и приносил дереву чистый сок?

Ответы(примерные)

  1. Нужно построить крепкую семью!
  2. Нужно воспитать сыновей и дочерей в благочестии!
  3. Нужно дать образец крепкой семьи, потому что все начинается с семьи, а семья начинается с детства!

Задание:

Запишите наши выводы.

(Дальнейшие выводы будут записываться после анализа текстов.)

  1. Нужно построить свою домашнюю церковь! (записывается после рассмотрения текста «Моя домашняя церковь»)
  2. Нужно беречь сердце матери! (записывается после рассмотрения стихотворения «Сердце матери»)
  3. Нужно с детства быть хорошим сыном и нежной дочерью, чтобы стать большим, благородным человеком!( записывается после рассмотрения текста « Улыбка матери»)

3.        Работа с текстом «Моя домашняя церковь»

Самый лучший приют мира и счастья есть семья. Где, в самом деле, более возможны и естественны сердечные проявления дружества, соучастия и любви, как не в домашнем кругу между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами. В слове Божием истинно христианская семья называется домашнею церковью. Из нее всегда выходили лучшие и полезнейшие деятели на всех поприщах общественной жизни. И эти деятели в своей семье искали и находили отдых, умиротворение и восстановление сил для продолжения своих трудов. Все члены семьи в отце видели главу, устроителя порядка и заботливого попечителя. В матери - существо любящее, домовитое, всех вокруг себя собирающее и всем для всех жертвующее. Самые сильные побуждения к занятиям происходили из семьи, самые лучшие и чистые удовольствия получались в семье, и самое большое преимущество при сравнениях отдавалось семье.

(Протоиерей Михаил Златоверховников, из слов, произнесенных в Киева - Софийском соборе 14.мая 1900 года в день Священного Коронования Их Императорских Величеств)

а)        задания: (10 минут)

  1. прочитайте текст.
  2. озаглавьте его: найдите главную мысль.
  3. составьте план.

б)        проверка задания:

Главная мысль текста  «Моя домашняя церковь»

План:

1 .Семья - лучший приют мира и счастья.

2.Семья это проявление любви и дружества.

3.Семья - это приют для отдыха, умиротворения и восстановления сил.

4.Отец - устроитель порядка и заботливый попечитель.

5.Мать - существо любящее, домовитое, всех вокруг себя собирающее и всем
для всех жертвующее.

.6.Семья - это самое сильное побуждение к благочестию и полезной жизни.

Вопрос:

Так чтобы корень семьи был крепок, что нужно сделать?

- Нужно построить свою домашнюю церковь! ( записываем в лист ответов )

4.  Работа со стихотворением (Читает учитель)

Есть светлый на земле приют,

 Любовь и верность там живут.

 Все, что порой лишь снится нам,

Навеки приютилось там.

То - сердце матери!

Оно Так нежно, верно! Суждено

 Ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей...

(Лидия Койдула «Сердце матери»)

Задание:

  1. Как  озаглавила поэтесса свое стихотворение ?
  2. Да. « Сердце матери » А почему ?

Ответы участников  мероприятия

  1. Какой вывод мы запишем ?

- Нужно беречь сердце матери!

5.        Какой вы видите свою маму? Расскажите о маме.

( Рассказы  о маме )

6. Где же наши  мамы черпают силы быть такими?  Ведь
они   и   хранительницы   домашнего   очага,   и   любящие   жены,   и
прекрасные работницы, и многие послушные прихожанки!

7.Ответы мам

Свои силы я нахожу в молитве.

8.        Слово педагога:

Ребята, а вы знаете о чем просят Господа Бога ваши мамы?

9.        Молитва матери о своих детях (читает многодетная мама, текст на партах – текст можно сократить в зависимости от возраста воспитанников) 

Боже! Создатель всея твари, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благость Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети! Потому что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою бессмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей. Господи! Сохрани их в благодатном состоянии до конца жизни; сподоби их быть причастниками таинств Твоего Завета; освящай Твоею истиною, да святится в них и через них святое Имя Твое! Ниспошли мне Твою благодатную помощь в их воспитании для славы Имени Твоего и пользы ближняго! Подаждь мне для сей цели способы, терпение и силы! Научи меня насадить в их сердце корень истинной мудрости - страх Твой! Озари их светом управляющей вселенною Твоей премудрости! Да возлюбят Тебя всею душею и помышлением своим; да прилепятся к Тебе всем сердцем и во всю жизнь свою да трепещут слов Твоих! Даруй мне разум убедить их, что истинная жизнь состоит в соблюдении заповедей Твоих; что труд, укрепляемый благочестием, доставляет в сей жизни безмятежное довольство и в вечности - неизреченное блаженство. Открой им разумение Твоего Закона! Да до конца дней своих действуют в чувстве вездеприсутствия Твоего; насади в их сердце ужас и отвращение от всякого беззакония; да будут непорочными в путях своих; да памятуют всегда, что

Ты, Всеблагий Боже, ревнитель закона и правды Твоей! Соблюди их в целомудрии и благоговении к Имени Твоему! Да не порочат Церкви Твоей своим поведением, но да живут по ее предписаниям. Одушеви их охотою к полезному учению и соделай способными на всякое доброе дело! Да приобретут истинное понятие о тех предметах, коих сведения необходимы в их состоянии; да просветятся познаниями, благодетельными для человечества.

Господи! Умудри меня напечатлеть неизгладимыми чертами в уме и сердце детей моих опасения содружества с незнающими страха Твоего; внушить им всемерное удаление от всякого союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам; да не слушают людей легкомысленных, да не совратят их с пути Твоего дурные примеры; да не соблазнятся они тем, что иногда путь беззаконных благоуспешен в сем мире.

Отче Небесный! Даруй мне благодать всемерно беречься подавать детям моим соблазн моими поступками, но, постоянно имея в виду их поведение, отвлекать их от заблуждений, исправлять их, воздерживать от стремления к суете и легкомыслию; да не увлекаются они безумными помыслами, да не ходят вслед сердца своего, да не возгордятся в помышлении своем, да не забудут Тебя и закона Твоего. Да не погубит беззаконие ума и здоровья их, да не расслабят грехи душевных и телесных сил их. Судия Праведный, наказывающий детей за грехи родителей до третьего и четвертого рода, отврати кару от детей моих, не наказывай их за грехи мои, но окропи их росою благодати Твоей, да преуспеют в добродетели и святости, да возрастают в благоволении Твоем и в любви людей благочестивых.

Отче щедрот и всякого милосердия! По чувству родительскому я желала бы детям своим всякого обилия благ земных, Желала бы им благословения от росы небесной и от тука земного, но да будет с ними святая воля Твоя! Устрой судьбу их

по Твоему благоволению, не лиши их в жизни насущного хлеба, ниспосылай им все необходимое во времени для приобретения блаженной вечности; будь милостив к ним, когда согрешат перед Тобою; не вменяй им грехов юности и неведения их; при веди в сокрушение их сердца, когда будут противиться руководству благости Твоей; карай их и милуй, направляя на путь, благоугодный Тебе, но не отвергай их от лица Твоего! Принимай с благоволением молитвы их; даруй им успех во всяком добром деле; не отврати лица Твоего во дни скорби их, да не постиг- нут их искушения выше сил их. Осеняй их Твоею милостью; да ходит Ангел Твой с ними и сохранит их всякого несчастья и злого пути. Всеблагий Боже! Соделай меня матерью, веселящейся о детях своих, да будут они отрадою моею в дни жизни моей и опорой мне в старости моей. Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном Суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: «Вот я и дети мои, которых Ты дал мне,

Господи!» Да совокупно с ними, прославляя неизреченную благодать и вечную любовь Твою, превозношу пресвятое имя Твое,Отче, Сыне и Душе Святый, во веки веков. Аминь.

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих

(имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их.

Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена), и обрати их на покаяние.

Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети 'им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.

10.Беседа о молитве. Слово Учителя:

Ты еще не проснулся, а мама уже молится за твое здоровье, за удачную дорогу в школу, за успехи в познании наук, за то, чтобы твое сердце принимало добро и щедро благодарило людей за понимание, заботу и участие в твоей жизни, за то, чтобы у тебя все получалось не только в сегодняшнем дне, но и во всей твоей жизни.

10.Вопрос? Почему столь сильна молитва матери?

Ответы участников мероприятия.

11.Работа с текстом «Улыбка матери»

...Никогда не станет большим, благородным человек тот, кто с детства не умел быть хорошим сыном, нежной дочерью. Подумай только, как многим ты обязан своей маме! Сколько бессонных ночей провела она над твоей кроваткой, когда ты был малышом! Сколько забот отдала она тебе, пока ты подрос! Да и сейчас, наверное, ты ей стоишь немало труда. Ведь она готова пожертвовать всем, лишь бы тебе было хорошо. А всегда ли ты ценишь ее любовь к тебе? Вспомни, сколько напрасных волнений ты ей причиняешь, когда , засидевшись у товарища, не приходишь в обещанное время домой! Если бы ты видел, какой тревогой наполняются тогда ее глаза, как прислушивается она к каждому шагу на лестнице, ты бы всегда старался вовремя возвращаться  или как-нибудь предупреждать ее о своем опоздании.

Разве вся ее любовь к тебе не стоит такого маленького проявления внимания?

Ты спокойно спишь, а она до поздней ночи сидит, склонившись  с иглой, и штопает твои чулки или стирает твой рубашки.

Неужели тебе не хочется ответить на эту заботу?

Начни с малого. Идя с ней по улице, не позволяй ей тащить тяжелую сумку, неси покупки сам.

Когда она приходит домой, помоги ей снять пальто, принеси домашние туфли. Если она уронит ножницы, наперсток, платок - подними и подай.

Старайся почаще хоть чем-нибудь помочь ей по хозяйству: почисти картошку, помоги вытереть пыль, сходи в магазин, погладь белье, помой посуду, почитай

брату или сестренке книжку... Да и сам не мусори, чтобы не доставлять ей лишней уборки.

Тебе все это, может быть, кажется мелочами. Но ты не представляешь себе, какой радостью для нее будет любое проявление внимания с твоей стороны! Как она будет гордиться, что у нее такой внимательный сын, такая заботливая дочь!

                                                                                                         (А.Дорохов)

Задание:

  1. Прочитайте текст, озаглавьте его.

Вопрос? 

  1. Так почему мы всегда в долгу перед своими матерями?

Вывод:

Нужно с детства быть хорошим сыном и нежной дочерью, чтобы стать большим, благородным человеком, (данный вывод записать)

12. Заключительное слово:

Берегите матерей, люди!

Берегите! Они бывают

только раз и не возвращаются.

И никто их заменить не может!

 Говорит это вам человек,

Который имеет право на доверие-

Он пережил свою Мать! 

                                      Астафьев

Литература:

  1. Мама. Изд.2-е. М., «Молодая гвардия»,1975, 192с.с ил.
  2. Малая церковь. Православный семейный календарь на 2009 г.
  3. Школа молитвы: Православный календарь на 2010 год / Сост. Н.Малахова. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2009. – 400с.: ил.
  4. Православный молитвослов. - М., Издательский Совет Русской Православной Церкви; Издательство «Дарь», 2006.- 416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»

расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...

Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»

расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...

Программа воспитательной работы "Дороги, которые мы выбираем"

Программа воспитательной работы "Дороги, которые мы выбираем" предназначена для учащихся 10-11 класса....

"Масленица пришла - отворяй-ка ворота!" -праздник для детей дошкольного возраста (общий праздник, в праздновании которого принимали участие все возрастные группы ДОУ)

Праздник, который проводился со всеми возрастными группами детского сада с целью обогатить музыкальный опыт детей и продолжить знакомство с народными традициями. Материал использовался знакомый д...

«К нам на святки пришли колядки» Сценарий воспитательного мероприятия Для детей младшего школьного возраста

Сценарий разработан педагогом дополнительного образования Бут Светланой Сергеевной для детей младшего школьного возраста, с целью познакомить детей с календарным праздником Рождество Христово, как час...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...

Открытое воспитательное занятие: «Дороги, которые мы выбираем».

Воспитательное занятие с использованием электронных образовательных ресурсов (презентационная программа в формате Power Point).Цель:Формировать у обучающихся представление о многообразии профессий и и...