Секреты семейного счастья
методическая разработка по теме

Какую семью можно назвать счастливой? В чём секрет семейного счастья? На эти вопросы предстоит найти ответы участникам встречи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_semeynogo_schastya.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

Секреты семейного счастья

Цель: формирование у подростков представлений о семье как базовой ценности общества.

Задачи:

  1. способствовать осознанному пониманию понятия «Семья», её значению в жизни каждого человека;
  2. формировать представление о семейных ценностях;
  3. показать важную роль ценностей и традиций в каждой семье;
  4. развивать способности коммуникативного общения

Оборудование:

  1. оборудование для презентации,
  2. для демонстрации притчи (кувшин, камни, песок, фасоль, вода, соль),
  3. для работы в группах (фломастеры,  бумажные полоски с надписями и без,  «яблоки»,  «лучи солнца»)                                                                                                                                                        
  4. песни «Дом – это там, где вас поймут», «Родительский дом», «Семейный альбом»,    «Погода в доме»

Предварительная работа:

Создание презентации «Секреты семейного счастья», изготовление наглядного материала (рисунок солнца, дерева,  дома).

Ход занятия

Вступительная часть

- Здравствуйте! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с высказывания Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив дома!» Как вы это понимаете?

- Так что же, по мнению Л.Н. Толстого, делает человека счастливым?

- Какую семью мы называем счастливой?

- В чем же секрет семейного счастья? Это нам и предстоит выяснить!

- Начнем разговор с небольшой притчи, которая называется «Кувшин» (все действия, происходящие в притче, демонстрируются педагогом и воспитанниками поочередно)

 «Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.

Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру (педагог демонстрирует). Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.

Он повернулся к группе и сказал:

- Скажите мне, этот кувшин полон?

Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.

Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику. (1 ребёнок демонстрирует, только вместо гальки кладёт фасоль)

- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?

Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.

Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно. (2 ребёнок демонстрирует)

Он повернулся к группе студентов и спросил:

- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?

Ответом была тишина.

Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка. (3 ребёнок демонстрирует)

Он повернулся к группе и спросил:

- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?

В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают чистоту своих ботинок.

Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде (4 ребёнок демонстрирует). Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.

И снова профессор повернулся к группе и спросил:

- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?

Один очень милый студент встал и сказал:

- Нет, профессор, он еще не полон.

- А-а-а! – протянул профессор. – Но он полон.

Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации. Как мы можем ее интерпретировать? И несколько минут спустя профессор уже выслушивал их предложения.

- А как вы думаете, каково значение данной ситуации?

Идет обсуждение значения данной ситуации. Выслушиваются мнения.

Интерпретаций было столько же, сколько студентов в аудитории.

- Каждый из присутствующих является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. Их интерпретации просто отражали их жизненный опыт, особый уникальный взгляд, через который они понимают мир.

И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные. И он поинтересовался, интересна ли группе его собственная интерпретация?

Конечно, всем было очень интересно.

- Что ж, - сказал он, - моя интерпретация проста. Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили камни».

Основная часть

1.  - Сегодня мы затрагиваем не простую, но очень значимую тему, мы все вместе попытаемся раскрыть секреты семейного счастья. И я надеюсь, что вы будете говорить сегодня в течении всей встречи, высказывать свои мысли, свою точку зрения – это и будет ваша собственная интерпретация, которая не хуже, чем все остальные, и которая может послужить кому-то примером.

- Проведём небольшую разминку! Подберите как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются со словом «СЕМЬЯ»!

 (дети приводят свои слова-ассоциации с этим словом)

Семья – это то, что мы делим на всех.

Всем понемножку и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года…

Стены родные и отчий свой дом –

Сердце навеки останется в нём!

- Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

2.  - Покровителями семьи в России издавна считают святых благоверных Петра и Февронию Муромских. Что вы о них знаете? (К сожалению, очень мало)

Соберите текст правильно, тогда сможете узнать об этих святых много интересного. ( собирают текст из кусочков)

1.Святой благоверный князь Пётр вступил на Муромский престол в 1203 году. Однажды он тяжело заболел и ни один врач не мог излечить его. Петра отвезли к юной девушке Февронии, дочери пчеловода, которая умела лечить травами. Она отличалась красотой и скромностью.

2.Князь пообещал ей, что, если она его вылечит, он женится на ней. Феврония исцелила его, и они стали супругами. Когда Пётр стал самодержавным правителем в своём городе, а Феврония – княгиней, гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого рода и потребовали, чтобы князь отпустил её. Когда же князь отказался нарушить святость брака, они изгнали их.

3.Молодая княжеская чета отплыла по Оке из своего города на лодке. Князь Пётр очень печалился, а супруга поддерживала и утешала его. Долгие годы супруги прожили в любви и согласии.

Когда приблизилась их кончина, они молили Бога, чтобы в один день и час переселиться в лучший мир. И завещали, что бы погребли их в одной гробнице.

4.В одно время приняли они и монашество: князь – с именем Давид, а княгиня – с именем Евфросиния. В пятницу 25 июня 1228 года они оба умерли. После их кончины церковнослужители решили положить тела князя и княгини отдельно, так как нельзя мужа и жену класть в один гроб, раз они приняли иночество. Но утром следующем дня увидели они, что отдельные гробницы пусты, а святые мощи князя и княгини покоятся в общей гробницы, которую они велели сделать себе перед смертью.

5.Неразумные люди попытались вновь их разлучить, но на третье утро тела Петра и Февронии снова оказались вместе. После этого никто уже не посмел нарушить их покой. К лику святых они были причислены в 1552 году. Святые благоверные князь Пётр и княгиня Феврония Муромские почитаются покровителями брака.

 - Почему их семья стала примером для многих людей? (Пётр не разрушил семью, не осквернил таинство брака, не нарушил обет, быть возле супруги и в горе, и в радости. Княжеству и богатству предпочёл семью.)

Вот уже несколько лет подряд в городе Муроме 8 июля проходит праздник День семьи, любви и верности.

- Вот вам и первый секрет семейного счастья! Кто догадался, какой?

-  Каждый из нас должен знать, что самая надёжная твердыня – свой дом, своя семья! А вот от того, в какой семье человек живёт и воспитывается, зависит, каким он вырастет: благородным или подлым, жестоким или добрым…

3.  - Что же в семье важнее всего?  (ответы детей)

- Да, очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота или участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение всех семейных ценностей?

- А что вы понимаете под «ЦЕННОСТЯМИ»?

Обобщение всего полученного. Даётся определение, что такое ценности, взятое в БСЭ или в словаре Ожегова, которое находят дети 

Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;

- Семейные ценности – это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Словом, все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно. Более того – сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже ценность!

На протяжении многих веков люди спорят и религии спорят между собой по многим вопросам, но все они сходятся во взглядах на семейную жизнь и считают, что семья должна строиться именно на этих ценностях: …

- Догадайтесь, о какой семейной ценности идет речь?

Перед детьми лежат прямоугольники с надписями: любовь, верность, доверие, уважение, забота, ответственность, понимание, терпение; у каждого по одному. Постепенно, по мере угадывания ценностей, выставляют их на доску.

Самоотверженная и глубокая привязанность, сердечное влечение (любовь)

Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях (верность)

Уверенность в добросовестности, искренности (доверие)

Почтительное отношение (уважение)

Высокоразвитое чувство долга (ответственность)

Способность осмыслять, постигать содержание, значение, смысл чего-либо (понимание)

Настойчивость, упорство, выдержка (терпение)

Внимание, попечение, уход (забота)

Любовь, верность, забота, доверие, уважение, ответственность, понимание, терпение – вот те ценности, которые берут своё начало от крещения Руси, на которых и должна строиться семья, дом. 

- Я вам тоже предлагаю построить дом! Сначала выберете понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях.

 Звучит песня «Дом – это там, где вас поймут»  

- Подумайте, что может быть  «крышей»! Обоснуйте свой выбор!

- Верно! Какая же семья без детей?!

На Руси всегда почиталось иметь много детей. Посмотрите на фотографию! Сколько в семье … детей?

- А у нас сейчас есть такие семьи? Как вы думаете, почему их так мало?

- Что ещё интересного заметили?

Давайте посчитаем, сколько поколений жило одной семьёй, под одной крышей?(4) В наше время, как правило, каждая семья живёт отдельно от родителей и дедов. Теряется связь поколений. Очень часто мы ничего не знаем о своих предках и об истории семьи, а ведь это и есть ещё один секрет семейного счастья.

Как же быть? Выход один, – изучать и рисовать свое семейное дерево. Знать своих предков – это норма. К тому же весьма полезная при психотерапии, ведь при изучении «корней» сразу видны ценности нескольких поколений: как поступали в разных ситуациях дедушки и бабушки, сколько детей у них было, случались ли в роду измены. Главное – никогда не осуждать: не будь их, нас бы тоже не было.

Что значит для меня моя семья?

 Конечно - счастье и уют домашний,

 Семь правил обязательных храня,

 Лишь только семь, но очень - очень важных

 Во - первых, это главное - любовь.

 Всем сердцем и душою всей, и разумом.

 Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

 А трепетно, и каждый день по - разному.

 Второе - дети. Что за дом без них?

 Пустыня без колодца - не напиться.

 А дети - это жизнь, это родник

 И продолженье рода. Пусть струится!

 Потом забота. Лишь она

 Очаг семейный сбережет от ветра.

 Старайся, чтоб с улыбкою весна

 Была всегда с тобою, а не где-то

 Четвертое - терпение. Оно

 Поможет пережить невзгоды, беды...

 И отогреет солнышком окно.

 Что инеем заледенело белым.

 А пятое - ответственность и дом

 В фундаменте семейном веский камень.

 Они помогут защитить любовь,

 От ветра уберечь душевный пламень

 Шестое — уваженье! Только с ним

 Приобретешь успех, признанье общее

 Всегда, считаясь с мнением других,

 Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

 И наконец, седьмое – чистота!

 Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...

 Вот так я представляю свой очаг,

 Где я любима, счастлива где полностью.

- А какие семейные ценности вы ещё можете назвать?

Напишите на «солнечных лучиках», прикрепите! (толерантность, взаимопомощь, компромисс, нежность, порядочность, умение прощать…)

Но названные моменты – не догма, ведь общество развивается, каждому этапу соответствует свой тип отношений между близкими людьми и то, что в этих отношениях ценится. Пример: когда до XX века преобладал ручной труд, важна была многодетность, или – проживание нескольких родственных семей вместе – кому-то же надо было обрабатывать земли, вести коллективное хозяйство. С приходом XX века все изменилось: от количества членов семьи ее зажиточность не зависит, на первом плане – их «качество»: образование, социальный статус. Смена семейных приоритетов налицо: многодетность и несколько поколений или веток рода на общих квадратных метрах почти ушли в прошлое, их место заняли новые: один-два ребенка в семье и необходимость вить свое семейное гнездышко. Одни из подобных перемен – к лучшему, другие – не очень. Изменения происходят и в наши дни. Более того, учитывая современный ритм жизни – еще с большей интенсивностью. Какие же ценности приходят на смену старым?

Свобода выбора (прикрепить)

Она стала необходимой ценностью, имея которую каждый домочадец дает возможность другому самовыразиться, понимая, что и его индивидуальность не попирается. В первую очередь это касается жен и детей. Причина в том, что сегодня мамы – нередко зарабатывают столько же, а то и больше мужей, что и дает им эту относительную свободу.

Что касается детей – они мыслят, творят и видят вещи совершенно по-другому, чем их родители, нередко – намного осознаннее. Увидев, что дети развиваются не по годам, старшие ослабляют свои нити влияния. Новая ценность, конечно, хороша, но нужно понимать, что к свободе должна прилагаться ответственность  за свои поступки.

Личная территория (прикрепить)

Это потребность каждого члена семьи в интимном пространстве для самовосстановления. В наше время кризисов и хронических переутомлений люди больше стали стремиться к уединению и покою.

- Какие же секреты семейного счастья вы узнали?

4.  – А вот и ещё один секрет - это  принятые в семье нормы, манеры  поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

- Кто догадался, о чем идет речь? (Семейные традиции)

- При упоминании словосочетания «семейные традиции» у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети». И действительно, если закрыть глаза, и мысленно произнести слово «детство», так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в мыслях возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать «семейной традицией».

- О каких традициях вашей семьи вам хотелось бы сегодня рассказать?

- В хорошей семье есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

- Духовно-нравственные традиции русской семьи берут своё начало от крещения Руси. После крещения Русь перестала быть языческой и стала православной. Постепенно менялся весь уклад жизни, а в первую очередь менялись духовно-нравственные ценности. Например, у язычников не принято было хранить верность в браке. Существовали и совсем уж дикие обычаи: у некоторых северных народов во время суровой зимы убивали  стариков, чтобы не тратить на них пищу и дать возможность выжить детям.

- Ребята, скажите, а в наше время есть подобные языческие обычаи? (нет)

- Многие государственные деятели определяли семейные традиции и преподносили их в своих поучениях, которые передавались от поколения к поколению. До наших дней дошло «Поучение» Владимира Мономаха 1096 года.

«Есть и пить без разговоров шумных, при пожилых молчать, мудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседовать, и  больше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить беседой, не смеяться обильно, стыдиться старших…Больного посетите, покойника проводите, поскольку все смертны.. . Жену свою любите. А если позабудете все, то чаще перечитывайте. И мне будет не стыдно, и вам будет польза…»

- О каких же семейных традициях идет здесь речь? (работа в группах с текстом) (песня «Родительский дом»)

•        слушаться и уважать старших,

•        любить младших, не обижать их,

•        не лгать, не хитрить, не лукавить,

•        не ругаться, не осуждать других,

•        быть милосердным и уметь сострадать

- Устарели ли эти наставления или нет, стоит ли им следовать или воспринимать их только как памятники литературного творчества, ведь «Поучение» появилось тогда, когда только начали складываться традиции русской семьи?( Как вы считаете, актуальны ли эти ценности в наши дни?) Определились? Тогда подойдите к соответствующей надписи.  Объясните свою точку зрения!

На стене в разных местах таблички: ДА, НЕТ, НЕ СОВСЕМ. В ходе объяснения дети могут поменять свою точку зрения и перейти к другой группе.

- В Конституции Российской Федерации, которая является основным законом нашего государства, говорится о том, что родители обязаны заниматься воспитанием своих детей. Но и дети обязаны заботиться о своих родителях. Значит, и сегодня традиционный семейный уклад, который существовал на протяжении многих веков, нужен, потому что он несёт в себе из поколения в поколение глубинное содержание духовно-нравственной жизни семьи. Потому что именно в семье родители учат тому, что хорошо,  а что плохо, объясняют, почему стыдно совершать те или иные поступки. А вы должны прислушиваться к мнению родителей, потому что они желают вам добра. Любите своих родителей, берегите их, заботьтесь о них. Это ваши самые близкие люди, которые всегда есть и будут вашей опорой.

Повзрослев, вы тоже выйдете замуж или женитесь, создадите свою семью. И о том, какой будет ваша семья, нужно думать уже сейчас.

- Что бы вы хотели воспитать в своих детях?

- Видите, вы хотите строить будущие свои семьи на тех духовно-нравственных ценностях, которыми руководствовались наши предки в течение многих веков.

- А какие семейные традиции хотели бы продолжить? Напишите на «яблочках» и повесьте на «дерево». ( песня «Погода в доме»)

 - Посмотрите на дерево. Если его лишить корней, что произойдет? Вот так и человек. Если лишить его корней, т.е. семьи, то он может ослабеть, сломаться без поддержки близких.

Ведь семья – это наша защита и оплот.

Семья – это мир, в котором мы рождаемся, делаем первые шаги, впитываем ценности.

Семья – это гавань. Почему?  Сюда мы, как и корабли, приходим на отдых после долгого и трудного похода, находим утешение, радость, понимание и любовь! ( прикрепить высказывания как «траву» под деревом)

- Берегите свои семейные ценности, традиции, храните их, передавайте из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

5. - И в завершении нашей встречи предлагаю вам продолжить одну интересную сказку.  А от того какое окончание будет в вашей сказке, я пойму удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для вас проведённое здесь время потерянным.

Каждая группа получает лист с началом сказки, в течение 3 минут необходимо дописать продолжение. Затем идёт обсуждение.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

Вывод: Вспомните, с чего началась наша встреча – притча о кувшине…

- Мы сегодня только заложили камни, а чем вы наполните свою жизнь дальше – зависит только от вас!

- Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дом, солнце, дерево, траву. Я хочу, чтоб в ваших семьях было также мило и тепло, как и на этой композиции! 

- Так из чего же слагается семейное счастье?

Храни тепло родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О.Фокина

Рефлексия

- Продолжите!

- Сегодня на занятии я  узнал(а)…

                                          понял(а)..

- Мне было…

- Я желаю всем…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семейное счастье... В чём оно?"

Любовь и семья – это вечные вопросы. Они всегда волновали человечество. Каждый хочет, чтобы его семья была крепкой, счастливой и дружной. В результате диспута предстоит найти ответ на вопрос: "Что явл...

Разработка урока _ Секрет человеческого счастья литературных героев в моём понимании.

О СЧАСТЬЕ МЫ ВСЕГДА ЛИШЬ ВСПОМИНАЕМ,  А СЧАСТЬЕ ВСЮДУ. МОЖЕТ БЫТЬ,  ОНОВОТ ЭТОТ САД  ОСЕННИЙ  ЗА САРАЕМ  И ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ, ЛЬЮЩИЙСЯ В ОКНО.       ...

Секрет учительского счастья

Я люблю свою профессию и очень рада, что судьба дала мне возможность называться этим очень не простым, но замечательным словом «Учитель».       Идут дни, годы. Идут очень...

буклет в помощь родителям "Секреты семейного счастья"

в помощь родителям "Секреты   семейного  счастья"...

« Секрет» человеческого счастья»

Материал основан на местном материале, что очень помогает воспиатанию любви учащихся к малой родине и понять, в чем   простой  секрет  чесловеческрго счастья....

Секрет учительского счастья

Презентация"Секрет учительского счастья"...

Кл.час "Секреты семейного счастья"

Нужно сказать, что многие семейные традиции пришли к нам из глубины веков. До начала 20 века семья состояла не из одного поколения (не случайно же и слово такое образовалось: «семь-я»). В ...