« Секрет» человеческого счастья»
классный час (9 класс) на тему

О.Н.Михеева

Материал основан на местном материале, что очень помогает воспиатанию любви учащихся к малой родине и понять, в чем   простой  секрет  чесловеческрго счастья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konk.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 

Чувашский республиканский институт образования 

Республиканский педагогический конкурс методических материалов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому  воспитанию детей и молодежи

Разработка внеклассного мероприятия

« Секрет» человеческого счастья»

Семинар-презентация

Подготовила  Михеева О.Н.

 учитель русского языка и литературы

  высшей квалификационной категории

МБОУ «Большеатменская СОШ»

Красночетайского  района

Чувашской Республики

                                   д. Большие Атмени-2016

        Недавно в контакте  просмотрела страницы  своих учеников  Прошлась по странице одной  выпускницы - была шокирована. Обдумывала долго: писать, не писать. Всё-таки то, что я была её классным руководителем, оказалось сильнее. Написала, что у меня душа разорвалась от её страницы. А в ответ я получила: «  Не переживайте. Я сильная. Счастлива по-своему». «Счастлива по-своему» меня удивило.

В последние годы   растёт новое поколение. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.

         Кто  и какой человек придет завтра на   наши заводы и фабрики,   в школы и больницы …? От него зависит дальнейшая судьба  нашей страны- нашей России.

         Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить  наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

         Если     проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. Почему?

Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.  Сегодня я не могу равнодушно смотреть на происходящее; считаю, что ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения.

        Ценны в гражданском воспитании все  формы работы.  

  Хочу остановиться на примере  духовно-нравственного воспитания  на местном материале. Посмотрите вокруг! Сколько  мудрых, дающих живой пример нашей молодёжи людей! Это больше чем литературный герой.  Просто надо уметь присматриваться к людям и видеть в них только хорошее.

        В качестве примера  приведу  разработку внеклассного мероприятия

 « Секрет человеческого счастья» на примере жизни и благотворительной деятельности    своего  коллеги, учителя математики    Анатолия Фёдоровича Михеева.

       Работая учителем, он создаёт красоту вокруг своей деревни, куда привлекает и своих детей, и  школьников, и взрослое население. Это неустанный, благородный труд, говорящий о том, что счастливым, т.е духовно и нравственно здоровым может быть человек  только  на своей малой родине, любя  свою землю, деревню и постоянно  заботясь о ней. Когда я проводила урок  в классе, где Анатолий Фёдорович был классным руководителем, многие удивились: не знали о  благородном деле своего учителя.

До начала мероприятия в классе звучит тихая музыка-песня «Берёзка» на стихи С.А Есенина.

Ход семинара-презентации:

1. Ребята! Посмотрите в окно! Действительно вокруг красиво: Земля  освещена Солнцем. Ей приятно от тёплых лучей. Это наша земля, наша малая родина. Но с каждым годом она (земля)и наши деревни становятся беднее и беднее., становится больше и больше пустых домов. Как нам противостоять этому страшному явлению современности  и познать счастье? Ведь жизнь даётся только единожды?!

Как вы думаете?

 Каковы пути  к счастью? В чем секрет  Его?

Попробуем поразмыслить  и найти  на этот вопрос ответ.  

 

Слова «деревня», малая родина», Земля  всегда были  главными в судьбе человека.

Что  сегодня в наших силах?( Пишу на маленькой доске  тему семинара и вопрос) 

  Попробуем поразмыслить  на эту тему и  найти  на  него ответ.  

2.Идёт демонстрация слайдов - презентации «Милая Роща»(записи  читает подготовленный ученик  ).

3. Чтение текста  подготовленным учеником(слайд №13)

Родился Анатолий Фёдорович в июне

1960 года в деревне  Шумшеваши  Красночетайского района Чувашской Республики.  Вот  что он рассказывает  о себе: «С детства в каждом из нас живут  строки поэта И. Сурикова: "Вот моя деревня, вот мой дом родной...". Говорят, люди, где родились и вскормлены к тому месту великую любовь имеют.

Свои истоки любовь к родине  каждый  человек  берёт в родных местах - отчем крае, чей светлый образ навсегда остаётся  в сердце каждого.

  Шумшеваши - моя малая родина, родная деревня, здесь моё детство прозвенело. Здесь  течёт моя жизнь. Здесь  моя семья и мой маленький лес, куда я спешу каждое утро, чтобы пообщаться с моими друзьями».

   В 5 километрах от районного центра расположена красивая деревня Шумшеваши. Семья Михеевых трудолюбивая, почитаемая селянами, многодетная: 4 брата и 1 сестра. Дети с отличным ,отменным здоровьем и жизнелюбием. Единственное, чего не хватало им, то это отцовского  надёжного плеча (погиб, когда толе было 8 лет). Мать-Вена Архиповна- с детства старалась  воспитывать в детях душевную теплоту, уважение к людям труда и любовь к природе.

3.Учитель: Ребята,  что  нового, интересного узнали  из  слайдов 4.Обсуждение

(чтение ученика)

1. Каждую секунду вырубается площадь размером с футбольное поле.

2.Человечество берет, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды.

2.Одной из причин этого является – вырубка лесов. На сегодняшний день территория, занятая лесными массивами ,составляет чуть более 30 %. В ряде районов юга России леса вырублены полностью.
3. Лес- главное богатство нашей планеты, ведь не зря нашу планету называют зеленой. Ежегодно зеленая оболочка земли сокращается на 1%.

О чём говорит  это явление? (обсуждение и ответы детей в сравнении  с работой Анатолия Фёдоровича)

(слайд 27  )

1.Что  сегодня я узнал ?

(Узнал о человеке, живущего  со мной рядом , каждый день творящего добро  и создающего красоту вокруг себя ради людей)

2.Как бы я назвал его ? (Патриот)

4. Что ещё вы хотите сказать?

Только  человек, воспитанный в семье, любящей и уважающей природу, может делать её лучше .

5. Что делает человека счастливым?

О чём заставил мне задуматься сегодняшний семинар-презентация?

( Что я понял?)

Только  человек, воспитанный в семье, любящей и уважающей  землю, может делать её лучше .

4.О чём говорит слайд № 26?

Как вы поняли слово-пожелание Анатолия Фёдоровича? Что в нём главное?

5.Разъясните суть слайда №30

Тогда, действительно, не было бы не только в Чувашии, но во всей России  пустующей земли, так как на необработанной земле лишь бурьян растет.

Анатолий Фёдорович Михеев - мой коллега. Я, как и вы, считаю его  поистине счастливым человеком. Проявляя большую заботу о природе, нежно ухаживая  за саженцами и сохраняя их, украшая своим благородным делом поле, где когда-то была гора мусора, он приносит пользу  своим односельчанам. Мы, учителя, летом  по  его приглашению  заготавливаем  ароматные  веники. А молодёжь  деревни, школьники постоянно оказывают ему помощь. Если он попросит помощи у нас, мы очень рады. Он пример для подражания для нас.

Отзывы

  •  1. «Его отличает высокий профессионализм,  исключительное трудолюбие и работоспособность».  Живоев И.Н.директор школы.
  • 2. «Такие люди, как Анатолий Фёдорович, достойны глубокого уважения и признания. О таких надо рассказывать, писать книги и снимать фильмы. Это яркий пример для подражания для нашего времени». Михеева О.Н.  Филолог.
  • 3. «А.Ф по велению души вырастил лес, который радует не только глаз, но и согревает душу. Я от всей души благодарен ему. Пусть Бог поможет ему здоровьем и долголетием». Иван Михеев, двоюродный брат.
  • 4. « Ранний крестьянский труд( мать работала дояркой в колхозе, а дети, встав спозаранку,   ходили на ферму помогать  ей) закалил его. И характер сложился у него крепкий». Василий Михеев.Дядя.
  • 5. «Если бы я был министром   лесного зозяйств, наградил бы медалью или орденом « За сохранение и приумножение лесного богатства России».   Глава Адм.Башкиров А.В.
  1.   Анализ слайда  №30

Задай себе вопросы?

  Как я прожил 2015 год?

 Сделал ли я что-нибудь хорошее  для людей, для семьи?

 Не сделал ли я чего-нибудь плохого?

 Каковы мои пути  к счастью?  

   Мой гимн малой земле !

  1. Итог мероприятия.

Как вы поняли, ребята, в чем «секрет» человеческого счастья?

Сегодняшний семинар    завершим    словами… -

Какими ?

 «Если  мы   учимся  брать свои   истоки любви   со своей малой родины : с отчего края, чей светлый образ  всегда    в  душе у  каждого, то мы поистине счастливы! «

                                Анатолий Фёдорович - счастливый человек!

Пожелаем  ему новых достижений, благополучия, здоровья на долгие годы.

Пусть всё будет так!

Литература:

  • 1. Фотоматериалы из личного архива А.Ф.Михеева.
  • 2. Беседа-интервью с А.Ф.Михеевым.
  • 3. Фон для слайдов из архива А.Ф Михеева
  • 4. Все фотографии сделаны учащимися 9 класса в  маленьком лесу А.Ф Михеева в период с 1998 по 2016 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты семейного счастья

Какую семью можно назвать счастливой? В чём секрет семейного счастья? На эти вопросы предстоит найти ответы участникам встречи....

Разработка урока _ Секрет человеческого счастья литературных героев в моём понимании.

О СЧАСТЬЕ МЫ ВСЕГДА ЛИШЬ ВСПОМИНАЕМ,  А СЧАСТЬЕ ВСЮДУ. МОЖЕТ БЫТЬ,  ОНОВОТ ЭТОТ САД  ОСЕННИЙ  ЗА САРАЕМ  И ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ, ЛЬЮЩИЙСЯ В ОКНО.       ...

Секрет учительского счастья

Я люблю свою профессию и очень рада, что судьба дала мне возможность называться этим очень не простым, но замечательным словом «Учитель».       Идут дни, годы. Идут очень...

буклет в помощь родителям "Секреты семейного счастья"

в помощь родителям "Секреты   семейного  счастья"...

Классный час в 8 классе "Слагаемые человеческого счастья" (конспект, презентация)

Классный час в 8 классе "Слагаемые человеческого счастья". Автор: Олейник Людмила Владимировна...

Секрет учительского счастья

Презентация"Секрет учительского счастья"...

Кл.час "Секреты семейного счастья"

Нужно сказать, что многие семейные традиции пришли к нам из глубины веков. До начала 20 века семья состояла не из одного поколения (не случайно же и слово такое образовалось: «семь-я»). В ...