"Влияние международного опыта на преподавание современного танца"
статья по теме

Кочергина Ольга Ивановна

Польза зарубежного опыта в работе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кочергина Ольга Ивановна

«Центр Творческого Развития и Гуманитарного Образования               «На Васильевском»

Международный  опыт  в  преподавании современного танца в России

Танец, поощряющий  индивидуальное творчество и свободу самовыражения, является одним из ключевых  видов сценического танца в современном мире. Концепция    преподавания сценического танца детям 9-17 лет  состоит в организации и проведении не тренирующих, а обучающих и воспитывающих  в своей основе занятий.  При этом  главное – создание     творческой, дружественной,   развивающей среды,  стимулирующей разнообразные свободные самовыражения детей.  Более того,  современные методы преподавания танца модерн,  как одного из видов сценического танца,   опираются на широкий личный  опыт преподавателя и его знания не только в области хореографии, но  и анатомии и психологии детского возраста.

   Автор статьи преподает танец модерн, партнеринг и контактную импровизацию в «Центре Творческого Развития и Гуманитарного Образования «На Васильевском» в студии современного танца «Активный Проект» в течение  12 лет. Специализация по названным    направлениям     сценического танца  получена автором  в США,  в Университете Дьюка (Северная Каролина), в Европе,  на фестивалях современного танца,   в Польше (Краков, Бытом), в Чехии (Прага), в Латвии (Вильнюс), в Швеции (Стокгольм), в Финляндии (Турку), в Германии (Дюссельдорф, Дортмунд)  и в Санкт-Петербурге,  в «Театре танца Александра Кукина». В статье рассматриваются отдельные моменты концепции и методик преподавания сценического танца в сравнительном  с европейскими методиками плане.

Опираясь на  современную концепцию    преподавания сценического танца,  в ходе занятий    автор опирается  не только на свободное самовыражение детей, но, прежде всего,  сознательное освоение и повторение движений. Именно осознание движения необходимо для освоения той или иной техники современного танца.

   В европейских странах к преподаванию танца для детей относятся очень вдумчиво и серьёзно. В классе  обычно  не более  6-8 человек и каждому ученику, независимо от его готовности, особенностей,  способностей,  уделяется отдельное внимание. Одни учащиеся очень быстро усваивают материал, другим нужно объяснить и показать несколько раз, чтобы через какое-то время  эти дети все вместе смогли выучить композицию и исполнить  её  перед зрителями.   

Автору не удается вспомнить    ни одного случая, чтобы дети отвлекались от занятия или болтали за спиной педагога. Учащиеся любого возраста занимаются старательно, не боятся спрашивать педагога, если им что-то не понятно, в конце урока обязательно садятся в круг и обсуждают, что понравилось, что не понравилось на занятии, в чём была трудность восприятия и исполнения предложенной комбинации или прыжка.

Возможно, причина этого позитивного явления в том,  что в европейских странах занятие хореографией – это, преимущественно, выбор самого ребёнка.  В    нашем опыте преподавания    приходится нередко сталкиваться с тем, что  занятия хореографией – это выбор родителей. Именно они  ведут детей в различные студии, не особенно считаясь с интересами самих детей. По их мнению,  ребенок должен рисовать, танцевать, играть на рояле  или петь.  И,  в лучшем случае,  выбор родителей оборачивается тем,   что ребята  откровенно скучают на занятиях. А в худшем – протестуют против родительских требований  и попросту  плохо себя ведут.

Западные педагоги -  преподаватели  сценического танца детям, с которыми   удалось работать,  обладают высокой компетентностью, это  настоящие профессионалы.  Прежде, чем заниматься преподаванием в школах и студиях, каждый  из них  по многу лет танцевал или продолжает танцевать в профессиональной труппе, поэтому  имеет  солидный запас профессиональных  знаний, опыта, житейского и сценического,  а также опыта взаимодействия с партнерами и коллегами.     

   В Европе  преподаватели  сценического танца никогда не ругают детей, преимущественно  хвалят, стараясь увидеть и развить в каждом ребёнке его лучшие качества. Кроме того, они избегают сравнивать детей друг с другом, особенно при них и вслух.

В наших  танцевальных коллективах ситуация несколько иная. Педагоги  порой  добиваются успехов психологическим нажимом на ребёнка или  криком. Очевидно, что это не только не профессионально, не педагогично, не этично, следовательно, вообще неприемлемо. Если ребёнок выполнил  задание неудачно, некрасиво, неверно,  но старался, конечно же, его необходимо похвалить.  А если ребёнок способный и ему всё даётся легко, его тоже нужно похвалить,   но при этом подчеркнуть, что  он может выполнить  гораздо лучше.

В рамках статьи  хотелось   обратить внимание на организацию одного   из   элементов занятий современными танцами  - разминку. Этот элемент очень важен для организации и проведения занятий,  так как   готовит мышцы и суставы к основной работе во время экзерсиса и прыжков.

Чтобы разминка стала более интересной для детей, преподаватели, и западные, и российские,  используют специальные образы и образно-ассоциативные  выражения: «потянитесь как резиновая лента», «обхватите руками воображаемый огромный надувной шар», «превратитесь в лужицу», «представьте, что  вы  кусок льда, который растаял на солнце». Этот прием становится стимулом к импровизации, которая произойдёт в конце занятия.

Разминка, как правило, начинается лёжа на полу, исполняются движения, растягивающие мышцы от шеи до кончиков пальцев ног, скручивания в пояснице, свободные махи ног и рук, упражнения, напоминающие движения кошки. Только потом начинаются движения экзерсиса.

Занимаясь со своими воспитанниками,  автор также  использует  эти приёмы подготовки мышц к работе,  начиная занятие с партера или  самостоятельного выполнения детьми   некоторых упражнений, т.е. их  разогрева  по-своему.  

В Европе никогда не заставят ребёнка исполнить движение, опасное для его здоровья.  Например, не предлагается выполнить   вращение головы, потому что в этом случае страдают шейные позвонки;  никогда не посадят на шпагат через боль,  хотя бы потому, что существуют современные методики улучшения растяжки через расслабление мышц.

Наши педагоги, порой, не считаются с особенностями детского организма, предлагают детям выполнить задание через «нежелательно»,  «невозможно»,  не  интересуются тем, что  отдельные упражнения и приемы могут нанести  непоправимый  вред  здоровью ребенка.

В связи с этим,  необходима тщательная проработка и корректировка образовательных программ  с точки зрения  применения только здоровье сохраняющих  и развивающих  технологий и приемов. Это требует, несомненно, вложения сил,  труда и времени, а преподавателю, нередко, хочется достичь быстрых результатов, несмотря ни на что.

Опыт, приобретенный автором при взаимодействии с западными коллегами, несомненно, бесценен.  Такого рода    контакты  важны и для занимающихся детей, которые видят, впитывают и запоминают иные способы освоения танцевального искусства.  

   Каждый год ребята из  нашей студии  современного танца «Активный Проект» участвуют   в  фестивале современного танца «GET ON STAGE»  в Германии. Кроме того, они бывают и в других странах – Финляндии, Швеции, Франции, Италии, Словакии. Нас с удовольствием принимают и приглашают вновь. Автор старается  направить детей на все  доступные мастер-классы, которые проходят в рамках фестивалей (модерн, джаз, хип-хоп, фанк, классический танец).  Участие в них позволяет нашим воспитанникам  расширить свой культурный и профессиональный горизонт, осваивать и впоследствии хорошо справляться с любой  танцевальной техникой.

Автор также практикует   организацию      2-3 мастер-классов  для участников названных  фестивалей. На фестивалях, кроме репетиций и занятий,   конечно,  важна и культурная программа. Дети   после фестивалей долго сохраняют восторженность, вдохновение, наполняются  новой информацией и новыми впечатлениями. Они  готовы  трудиться с удвоенной силой. А мы, педагоги, получаем возможность не только пополнить и осмыслить полученный на фестивалях  опыт и знания, но и увидеть порой совершенно по-новому своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Л.В.Диканская Глава 8 из методической брошюры «Влияние искусства на формирование человека». ШКОЛА ТАНЦА «РАДУГА»

Описание опыта работы в творческом объединении "Школа танца "Радуга", одним из руководителей которого является автор. Описана система формирования духовно-нравственных качеств, творческой активности в...

Использование достижений передового педагогического опыта прошлого в современном преподавании географии

Рецензия на методическую разработку Алексеевой Галины Александровны, учителя географии МБОУ «гимназия № 2» г. Торжок «Использование достижений передового педагогического опыта прошлого в современном п...

Знание и усвоение разных стилей современного танца. Умение показать основные элементы стиля, различие в лексике и характере исполнения того или иного танцевального стиля танца

Цель и задачи занятия:Цель: Сформировать знания и технику исполнения разных стилей современного танца1. Повторение и отработка изученного материала и закрепление его на практике.2. Отработка...

Методика преподавания современного танца.

Методика преподавания современного танца включает ряд следующих тем: 1. Азбука хореографической грамотности. 2. Развитие физических качеств обучаемого. 3. Освоение основ современной хор...

План-конспект занятия по современному танцу для детей среднего школьного возраста на тему "Приобретение навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн"

Занятие предусмотренно для детей среднего школьного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с новым направлением в танце - джаз-модерн. Разучивают фрагмент танца в новом стиле....

Методика преподавания современного танца

Методика преподавания современного танца включает ряд следующих тем: 1. Азбука хореографической грамотности. 2. Развитие физических качеств обучаемого. 3. Освоение основ современной хор...

Консультация для педагогов (из опыта работы)"Формирование творчества детей при обучении элементам современного танца"

Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Они дают возможн...