РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОТДЕЛЕНИИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
статья по теме

Сулим Светлана Леонидовна

В работе почёркивается необходимость и важность народного инструментального творчества для развития культуры как всей многонациональной страны, так и небольшого провинциального города. Поскольку падает интерес к народным инструметам, возникает психологический барьер при восприятии народной музыки, то и проблема набора детей на народные инструменты является актуальной. Данная проблема представляется нам актуальной в условиях модернизации образования, когда подчёркивается необходимость  «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В работе приводится анализ работы отделения народных инструментов детской музыкальной школы г. Мончегорска, проблемы и пути решения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Cулим Светлана Леонидовна,

преподаватель МОУ ДОД ДМШ

г. Мончегорска.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОТДЕЛЕНИИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

Россия – страна, обладающая уникальной, богатейшей  культурой с тысячелетней историей, которую нельзя представить себе без исполнительства на русских народных инструментах.

  Более века назад благодаря инициативе выдающегося музыканта, просветителя В. В. Андреева были восстановлены и усовершенствованы  русские народные инструменты. Домра, балалайка и баян стали национальным достоянием, символами России, её голосом и душой. Прошло более 100 лет, но нам, современным преподавателям музыкальной школы, также как В. Андрееву и его сподвижникам, и ныне приходится различными способами и средствами доказывать необходимость народно-инструментального искусства, его значимость в музыкальной культуре города, страны. Интонационный барьер между современной популярной музыкой и национальными музыкальными традициями, весьма разрозненные знания и представления о народном музыкальном творчестве, невостребованность русского инструментального творчества средствами массовой информации фактически привели к тому, что несколько поколений молодёжи, подростков оказались отторгнутыми от национальных истоков. Падает интерес к народным инструментам, возникает своеобразный психологический барьер при восприятии  народной музыки,  существует проблема с набором учеников на народные инструменты в музыкальной школе.

Всё это можно было бы признать естественным, поскольку изменения в сфере бытовой музыки исторически неизбежны. Однако нельзя игнорировать и тот факт, что преумножение духовного, интеллектуального потенциала общества невозможно без опоры на художественные национальные традиции, чему свидетельство – история мировой культуры.

Как важно сейчас, в сложных социокультурных условиях, приобщить детей и молодежь к народным истокам, продолжить духовную связь поколений и воспитать молодое поколение музыкантов – народников, способных сохранить лучшие исполнительские традиции, внести свежую струю в развитие народной инструментальной музыки.  

Данная проблема представляется нам актуальной в условиях модернизации образования, когда подчёркивается необходимость  «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»[1].  В соответствии с обозначенной парадигмой, задачами учебно-воспитательного процесса в музыкальной школе, и в частности на отделении народных инструментов, должны стать: создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся, компетентно и эффективно участвующих во всех сторонах общественной жизни; обеспечение личностного роста учащихся через осознание ими культурных традиций и ценностей. 

В этих положениях сформулированы установки на формирование ключевых компетенций обучающихся, которые наиболее полно отражают направление деятельности и специфику содержания образования в музыкальной школе:

1. Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.  

2. Общекультурные компетенции – это опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.

3. Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности.  

4. Коммуникативные компетенции – это навыки взаимодействия в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью общекультурной компетенции, ведет к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у нее творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

5. Компетенции личностного самосовершенствования, направленные на освоение способов  духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

С целью выявления ценностных ориентиров, доминирующих потребностей образовательной деятельности детей младшего школьного возраста, подростков и старшеклассников на отделении народных инструментов было проведено исследование методом анкетирования. Анкетирование, кроме того, позволило исследовать выраженность мотивационной сферы учащихся: мотив достижения успеха или избегания неудач. На основе полученных данных были сделаны выводы о проблемных «зонах» в реализации компетентностного подхода.

 К числу приоритетных потребностей учащихся младших классов следует отнести: коммуникативные потребности  в системе «учащийся-учащийся» (94%), познавательные потребности (87,5%). Достаточно высоки: мотив достижения успеха (79%),  коммуникативные потребности в сфере «учитель - ученик» (75%), потребность в развитии творческих способностей и самореализации (66%). К «зоне риска» этой категории учащихся относится реализация потребности повышения общекультурного уровня (37,5%) и потребность в развитии индивидуальности, самосовершенствовании (31%).

В подростковом возрасте ценностные приоритеты   школьников меняются. У учащихся этой возрастной категории в полной мере  реализуются потребности в сфере содержательного проведения свободного времени и коммуникации в системе «учитель - ученик». Также в наибольшей степени реализуются познавательные потребности и мотив достижения успеха.   Однако потребность в общении со сверстниками реализована полностью  только у 43% подростков.

  Актуальными у старшеклассников остаются  мотивы достижения успеха  и творческого развития, достаточно высоки познавательные потребности. У выпускников, в отличие от подростков, снижается степень значимости такого аспекта познавательного мотива как получение знаний и умений, которые помогут в приобретении будущей профессии.

Анализ анкет учащихся выпускных классов позволяет говорить о наиболее полной реализации потребностей воспитанников, так же как и у подростков, относящихся к сфере содержательного проведения свободного времени и коммуникации. В числе ведущих -  мотивы общения с интересным человеком – преподавателем, достижение успеха, потребность в развитии творческих способностей.

 Эти данные подтверждают выполнение народным отделением музыкальной школы такой важной функции, как организация свободного времени школьников, развитие их творческих способностей, обеспечение самореализации, удовлетворение познавательных потребностей.

Однако такие развивающие мотивы, как  развитие   индивидуальности, неповторимости,  повышение общекультурного уровня  водят в сферу актуальных потребностей только половины выпускников. К проблемным зонам следует отнести реализацию общекультурных потребностей, которые занимают самый низкий рейтинг у этой категории учащихся.

Вызывает беспокойство и снижение контингента обучающихся в последние годы, которое обусловлено рядом причин. Несмотря на усилия педагогов по популяризации  русской инструментальной музыки (участие в концертах на различных уровнях: от детских садов, школ и различных культурных учреждений до конкурсов и городских мероприятий), народные инструменты не выдерживают конкуренции с такими традиционно популярными инструментами, как фортепиано,  клавишный синтезатор. Это является огромным препятствием по формированию профессиональных классов (не менее 14 обучающихся).  Вопрос набора учеников  для большинства преподавателей стоит остро.  А ведь только при наличии таких классов можно говорить о профориентационной работе в системе подготовки учащихся в средние специальные учебные заведения. Только при определенной массовости обучения игре на этих инструментах возможны качественные изменения в уровне подготовки выпускников.

 Ввиду отсутствия конкурса, мы вынуждены принимать в контингент обучающихся практически всех желающих, и поэтому в последние годы на народных инструментах занимаются дети не только с хорошими или средними, но и с минимальными музыкально-слуховыми способностями, а это приводит к тому, что учащиеся часто не справляются с освоением образовательных программ.

Достаточно остро на народном отделении стоит проблема отсева учащихся. Анализ индивидуальных планов, протоколов академических зачетов и посещение уроков отдельных преподавателей позволяет сделать выводы о том, что к числу наиболее значимых причин этого негативного  фактора следует отнести:

- недостаточную ориентацию на решение учебных и жизненных проблем обучающихся, неумение соединить процесс обучения с детскими переживаниями;

- недостаточную способность учащихся к самоорганизации, слабо развитые волевые качества;

- слабое здоровье.

К  вышеизложенным фактам следует добавить: распространено ошибочное мнение, что народные инструменты легки в освоении. В действительности подлинное постижение игры представляет для многих серьезное препятствие, отталкивающее от занятий. Это и несоответствие размера инструмента физическим параметрам ребёнка, индивидуальная приспособляемость. Так, освоение домры на начальном этапе является существенной проблемой для самых маленьких, поскольку связано с болезненными ощущениями пальцев левой руки, возникающими при прижатии струн на ладах. Процесс преодоления этих ощущений длителен.

 Зону «особого риска» представляют изменения в кадровом потенциале отделения народных инструментов. Преподаватели старшего поколения, покинув в силу возраста рабочее место, не оставили после себя кадровой смены, что привело к сокращению преподавательского состава народного отделения и, следовательно, к сокращению контингента учащихся.

Безусловно, обеспокоенность вызывают недостаточно реализованные потребности учащихся в коллективном общении.  В условиях ДМШ, где основная форма работы – индивидуальное обучение в классе  специального инструмента, ответственным за воспитание учащихся в первую очередь является преподаватель по специальности. Несмотря на объективные преимущества такой формы работы,  индивидуальные занятия не имеют в то же время целого ряда возможностей воздействия преподавателя на ученика, доступных при коллективных занятиях, где сила коллектива активно сказывается через соревнование, критику, оценку достижений учеников своими товарищами. Кроме того, ряд ценных качеств и навыков легче привить учащимся через работу в коллективе: воспитание внимания, воли, дисциплины, навыки саморегуляции, умения   добиваться общей цели.

Успешное  разрешение этих проблем может оказать позитивное влияние на процесс формирования у наших детей не только чисто профессионально - музыкальных, но и лучших человеческих, в том числе гражданских качеств, содействуя тем самым реализации таких общенациональных задач, как формирование ключевых компетенций. Следует отметить, отделение народных инструментов имеет существенный потенциал для становления и развития ключевых компетенций. Этот потенциал:

В самом содержании дополнительного музыкального  образования, которое объективно больше ориентировано на уровень развития ребёнка, его личные интересы и достижения. 

В достаточно высоком общеобразовательном уровне учащихся, обеспечивающим понимание народной музыки как важного пласта мировой художественной культуры.

В  форме построения образовательного процесса, где главным организующим началом является не  столько урок, сколько творчество. Принципиально важно в  данном случае следующее: свободу когнитивных действий и право творческого выбора учащимся следует не просто предоставлять; к этому и надо побуждать, ставя в условия, в которых они вынуждены были бы проявлять творческую инициативу, действовали сознательно.  В конечном итоге это формирует у ученика собственный подход к изучению произведения, индивидуальный стиль работы, самостоятельность мышления и интерпретации.

В практической направленности обучения, осуществляющейся в непосредственной исполнительской деятельности через коллективное творчество в составе школьного оркестра народных инструментов. Оркестр – это не только возможность реализации коммуникативных потребностей, но и средство формирования нравственно – эстетических ценностей порастающего поколения, это обеспечение возможности самореализации и социального творчества каждому учащемуся, обеспечение развития его индивидуальности. Девиз оркестра  «Успех ученика – успех всего коллектива» отражает взаимоответственность, сопричастность к успеху и личностному развитию каждого учащегося.

 Потенциал для становления и развития ключевых компетенций заключается и в разнообразной,  многоуровневой системе представления результатов учебного процесса (смотры, конкурсы, фестивали, концерты, просветительские мероприятия), ориентированной на включение обучающихся в реальную исполнительскую и просветительскую деятельность.

В оптимизации социального и психологического сопровождения учебного процесса. В «субъект – субъектной»  системе построения взаимоотношений, которые основаны на сотрудничестве и сотворчестве. Это положение должно стать не просто декларированной позицией, а реальным построением отношений, в основе которого лежит свобода ребёнка в выборе преподавателя с одной стороны, и стремление педагога быть значимым для ребёнка, с другой.

В  уникальности кадрового  состава, основу которого составляют профессионалы, обладающие новым мышлением и передовыми педагогическими технологиями. Это коллектив творчески увлечённых музыкантов – «народников», стремящихся пропагандировать национальное искусство через личную исполнительскую деятельность, активную включённость в музыкально – просветительскую работу.

В активизации профориентационной деятельности. Преподавателю, как проводнику народного инструментального искусства, важно целенаправленно вводить народные музыкальные традиции в комплекс учебно-воспитательной деятельности по формированию у учащихся музыкальной и эстетической культуры. Но не только, необходимо создавать проблемные учебные ситуации по формированию внутренней мотивации, в которых учащийся оказывался бы в роли преподавателя, имел  возможность применить и оценить свои практические навыки.

Особую значимость мы видим в расширении социального партнёрства с образовательными и культурными учреждениями города.

Всё этот позволяет утверждать, что в самой системе учебно - воспитательного процесса  на отделении народных инструментов заложена возможность разрешения возникших противоречий, а значит переход к компетентностному подходу для  преподавателей  - народников естественен и не столь проблематичен.    


ПРИЛОЖЕНИЕ

                Диаграмма ценностных ориентиров и уровня потребностей школьников

  1. Познавательные потребности.
  2. Потребность в развитии творческих способностей.
  3. Развитие индивидуальности.
  4. Мотив достижения успеха.
  5. Коммуникативные потребности в сфере «ученик – ученик».
  6. Потребность в повышении общекультурного уровня.
  7. Практическая значимость полученных знаний, умений и навыков.

Диаграмма показателей сохранности  контингента учащихся народного отделения.


[1] «Стратегия модернизации образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в учебном процессе на отделении Экономика и бухучет в ВПК

В статье отражается реализация компетентностного подхода в преподавании предметов общеобразовательного и профессионального цикла по специальности Экономика и бухгалтерский учет во Владимирском политех...

Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»

Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...

Выступление на конференции «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в системе образования»

В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы об...

Реализация компетентностного подхода в обучении математики в профессиональной школе

Реализация компетентностного подхода в обучении математики в профессиональной школе...

Технологическое образование в современной общеобразовательной школе: проблемы и перспективы развития

Технологическое образование в современной общеобразовательной школе: проблемы и перспективы развития...

Отчетный концерт отделения народных инструментов Детской школы искусств города Нефтеюганска. "Ах, музыка! Она летает!" Сценарий заведующего отделения Пьянковой Галины

27 апреля 2022 года состоялся Отчетный концерт отделения народных инструментов Детской школы искусств города Нефтеюганска, проведение которого - традиция культурной жизни отделения школы, показ ...