Современные компьютерные технологии в обучении математики
статья на тему

Черкасова Антонина Викторовна

Систему уроков следует строить так чтобы ученики  совместно с учителем «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил. Благодаря современным компьютерным технологиям появляются оригинальные формы и методы изложения нового материала, повышается эффективность усвоения учебного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные компьютерные технологии в обучении математики.

Учитель математики МОУ «СОШ №21» Черкасова А.В.

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...» (М. Поташник, действительный член  Российской академии образования).

Обучение математике – это искусство, направленное вовсе не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, пролетает для тридцати пар глаз одновременно, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит продираться через дебри и овраги к пониманию, к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важным я считаю найти путь к пониманию и сердцу ребенка.

Как заинтересовать школьников математикой?

Как сделать так, чтобы ребятам хотелось идти, спешить на урок математики?

Как сформировать ответственное отношение учащихся к своему учебному труду?

Систему уроков следует строить так чтобы ученики  совместно с учителем «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил. Благодаря современным компьютерным технологиям появляются оригинальные формы и методы изложения нового материала, повышается эффективность усвоения учебного материала. Современные информационные технологии позволяют учителю достичь более высокого уровня в обучении. В современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку математику более доступной. Использование  информационных технологий на любом этапе учебной деятельности позволяет  делать   уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.

С целью повышения эффективности современного урока математики можно  использовать основные информационные возможности:

1. Программы – тренажеры,    тесты, зачеты в приложении Microsoft Office Excel:

Использование тренажеров,  обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики удобно применять для работы  с учащимися, способными достаточно быстро усваивать  учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом.

Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. При этом         практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; поддерживается интерес у ребенка, его активность на протяжении всего урока.

Тренажер устного счета Бердыша

позволяет использовать различные настройки.

А именно – задавать уровень сложности,

использовать примеры со скобками и без них,

выбирать нужные действия, работать при

необходимости с отрицательными числами,

сохранять результаты работы ученика.

Тренажер для 5 класса, содержащий более  200 вариантов позволяет повторить действия с натуральными числами, решение уравнений.  К каждому варианту с целью проверки предлагаются ответы.

Тренажер для 5 класса  «Дроби»  позволяет  закрепить определение дроби.

Тренажер «Рисуем по координатам»

позволяет по заданным координатам

создавать рисунки. С помощью этой

программы учитель может создавать

различные карточки- задания.

Тренажер «Графики функций» входит

в состав комплекса «Математика 5-11»

издательства «Дрофа»  и предназначен

для построения графиков различных

функций и возможностью вывода их

на печать.

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся можно использовать    тестирование с помощью компьютера.

2. Мультимедийные диски  фирмы «1С», «Физикон», «Дрофа», «Кирилл и Мефодий».

Иллюстрированные  учебники, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, разноуровневые вопросы и задачи, справочники и поисковая система  мультимедийных  дисков  позволяют  применять на уроке математики различные виды  учебной деятельности:

I уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел), где возможна совместная деятельность учителя и ученика, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обучения.

II уровень- воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но без подсказки, самостоятельно, где проверяется усвоение знаний в течение обучения.

III уровень- применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения, предлагаются диагностические тесты.

IV уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения;  выполнение итоговых тестов.

«Стереометрия. Открытая математика»

«Планиметрия», «Стереометрия» (Открытая математика).

Позволяет изучать геометрические понятия, демонстрирует трехмерные модели многогранников, содержит тестовые и проверочные задания, иллюстрированный учебник, поисковую систему, методические комментарии для учителя.

Электронный учебник – справочник «Алгебра 7-11» содержит учебник, задачник,  справочник, рабочую тетрадь и позволяет учащимся самостоятельно освоить пропущенный материал и подготовиться к экзаменам

   

Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 10-11 класс  позволяет  учащимся

самостоятельно разобрать материал, используя подсказки, звуковое сопровождение и текстовые справочники; провести самоконтроль; ликвидировать пробелы в освоении какой-либо темы.

«Математика 5-11». Данное электронное издание содержит теоретический материал по алгебре, виртуальную лабораторию, справочную систему, что позволяет стимулировать разнообразную творческую  и исследовательскую деятельность учащихся, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Серия «1С: Репетитор»  содержит теоретический и практический материал по алгебре, геометрии, теории вероятностей,  интерактивные контрольные измерительные материалы, позволяющие учащимся самостоятельно подготовиться к ЕГЭ.

«Уроки геометрии Кирилла и Мефодия»

Учебный материал на диске представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Материал содержит звуковое сопровождение, подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. 

Все электронные  издания обеспечивают  многовариативность представления информации - текст, графику, звук, видео и  применяются на уроках математики  как дополнительные учебники, позволяющие осуществлять подготовку  учителя  к урокам, а также для подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам.

3.  Математические сайты  сети Интернет.

Математические этюды содержат

 занимательные научно-популярные

 рассказы о современных задачах

математики и анимационные фильмы,

 которые  можно использовать на  уроках математики.       (Адрес сайта: http://www.etudes.ru)

 Множество  методических новинок, книги, видео-лекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков помогают окунуться в удивительный и увлекательный мир математики на сайте http://www.math.ru

Такие сайты, как  http://www.exponenta.ru,

http://www.allmath.ru, http://graphfunk.narod.ru, http://www.neive.by.ru, http://www.problems.ru, http://zadachi.mccme.ru, http://www.mathtest.ru, http://www.math-on-line.com,       http://tasks.ceemat.ru,              http://www.uztest.ru,

http://eqworld.ipmnet.ru  и др.  помогают  проводить уроки с использованием  новых современных технологий, добиваться высоких результатов  при обучении математике.

4. Мультимедийные презентации уроков  в среде Microsoft Office PowerPoint.

 В процессе своей работы я широко использую электронные презентации при объяснении нового материала, решении задач, повторении, контроле знаний.

Наглядное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.

Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Применение мультимедейных  технологий на уроках повышает статус учителя, идущего в ногу со временем.

  Мною созданы, разработаны и используются  электронные презентации  по многим темам  курса математики. В качестве примера применения презентации на уроке математике, предлагаю разработку урока в 6 классе по теме «Решение задач с помощью графов», разработка урока в 7 классе

« Решение задач на проценты», разработка урока геометрии в 10 класе

«Теорема Чевы и Менелая»

Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией.

Применяя  нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, я добиваюсь активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.

Используя  все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет  удовольствие от  таких  многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым  переводя образовательный процесс на  более высокий уровень!

5. Проектная деятельность.

Проектная деятельность является одним из приоритетных направлений работы. Проект - это научная, исследовательская, прикладная, творческая работа одного или группы учащихся, которая может быть представлена в виде сочинения, трактата, наблюдения, сценария, исследования, компьютерной программы, эссе, научной статьи, учебно-наглядного пособия и т.д.  

Целью любой проектной работы является:

- систематизация полученных знаний,

- их практическое применение,

- приобретение новых, более глубоких знаний по данной проблеме. 

Научно-исследовательская работа учащихся организуется для:

- развития творческих возможностей учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области наук;

- формирования первоначальных практических умений организации научной работы;

- улучшения профориентации учащихся. 

Проектное обучение рассматривается как:

- средство активизации познавательной деятельности учащегося,

- средство повышения качества образовательного процесса.  

Проектно-исследовательская деятельность осуществляется по определенной схеме, начиная с четкого выбора темы проекта и заканчивая его практическим воплощением.  

Темы проектов выбираются в зависимости от интересов учащихся и затрагивают разнообразные области.

Кроме проектов в рамках одного предмета реализуются и межпредметные проекты, в которых дополнительно к изучаемой области от детей требуются знания в смежных науках

 При защите проекта учащиеся демонстрируют:

- понимание проблемы, целей и задач проекта,

- умение планировать и осуществлять деятельность,

- найденный способ решения проблемы,

- умения аргументировать свои выводы и оппонировать,

- участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проектная деятельность является важным аспектом в образовании, 

так как учащимся предоставляется возможность спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные компьютерные технологии в обучении математике»

Обучение математике – это искусство, направленное вовсе не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со ...

Роль современных образовательных технологий при обучении математике

Описание основных методических приемов на уроках математики...

Применение современных компьютерных технологий в обучении и познании иностранных языков старших классах.

Применение современных методов работы обучению иностранным языкам при помощи компьютерных технологий....

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Использование современных компьютерных технологий в обучении и воспитании учащихся с умеренной умственной отсталостью

Введение.Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение и...

Статья по теме «Использование современных компьютерных технологий в обучении русскому языку»

Статья по теме «Использование современных компьютерных технологий в обучении русскому языку» в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Смоле...