Урок "Развитие памяти и внимания"
материал по теме

Седен Туяна Владимировна

 

У младших школьников больше развита образная память, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события.Кроме того ,обучение в начальных классах так строится, что школьникам дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.Результат - снижения успеваемости при переходе учащихся в основной школе. Одна из причин этого снижения - у младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи и словесно - логической памяти . Поскольку объем запоминаемого материала в начальной школе невелик, то ученику посильно запомнить его дословно. В основной школе объем запоминаемого существенно возрастает, а у ребенка не сформирована способность к запоминанию и воспризведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Учащиеся не умеют ставить цели для запоминания, а ведь именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Вторая причина в том, что запоминание ограничивается бездумным повторением, формальным заучиванием материала путем его многократного механического повторения. В результате ученик может воспроизвести текст лишь в том порядке и в тех словесных формулировках, в которых он был им заучен. Если какое-то звено в закрепившейся цепочке выпало, забылось, вся цепь слов рассыпается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_pamyat_moy_urok.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема:  Мое внимание и моя память.

Цель урока:  Узнать, что такое память и внимание, их отличие;

                        Какое значение имеет память и внимание в жизни человека;

                        Можно ли тренировать память и внимание.

Задача урока: помочь ребенку через игру развить память и внимание.  

Оборудование: Игрушки, иллюстрации, ТСО.

Организационный момент:

    Здравствуйте, ребята!

   Давайте урок начнем с тренинга. ( Настрой на урок). Разогрели наши пальчики и этим теплом зарядили все наше тело.( Садитесь).

Сообщение темы и целей урока:

    Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. А путешествие необычное. Он необычен тем,  что мы с вами отправимся в увлекательное  путешествие в мир своего сознания, внутреннего состояния. Узнаем что такое память, что помогает нашей памяти запомнить много всего. Проверим, насколько у нас развито внимание.  

    Ребята! Мы часто с вами слышим на уроках от учителя или дома от родителей: «Ты здесь пропустил букву. Будь внимательным!» или же «Когда переходишь дорогу, будь внимательным!»  «Смотри и запоминай!» Так что же такое внимание и память?

   ( Ответы детей)   

        Внимание и память- это неразрывные между собой понятия. Они не могут существовать раздельно друг от друга

       Память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать  внимание, которое нужно развивать. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал. Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание? Давайте их проверим.

   Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.   Память – это способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств ( слух, зрение, ощущение, обоняние

Работа по теме урока:

 

         Чтобы отправиться в интересное путешествие вы вышли рано утром из дома, чтобы дойти до станции, ведь любое путешествие начинается с какой - нибудь станции. А станция в данном случае наша школа, а назовем мы эту станцию «Школьная». Ребята, вам нужно вспомнить до мелочей весь путь от дома и до школы. Этот путь вы проходите за день не один и не два раза

( что вы видите по дороге, может  мимо  построек, мимо детского садика, какую улицу приходится пересекать и т.д.)

Итак: вы уже на станции «Школьная». Вам нужно очень внимательно оглядеться вокруг и назвать (все, что угодно)

Круглые и прямоугольные предметы;

Деревянные и железные предметы;

Стеклянные и бумажные предметы.

     Прежде чем отправиться в путешествие, давайте погрузим на корабль, все, что мы берем с собой. Вам нужно назвать один предмет, допустим «Яблоко»  и говорите «На корабль погрузили Яблоко». Второй грузит свой предмет и говорит « На корабль погрузили яблоки и …»  перечисляет предметы и т.д. В итоге должен получиться снежный ком. И на таком большом груженном  корабле мы отправляемся с вами в дорогу.

       Итак: наша следующая станция: «Милицейская».

         Вам предстоит найти потерявшегося ребенка. Внимательно рассмотрите  фотографию этого ребенка, запомните его внешний вид, какого цвета волосы, глаза, во что он одет, кокого роста, сколько ему лет и т.д. потому-что без точного описания очень трудно будет найти.  Дается 1 минута, идет опрос.

   И на этой же станции «Милицейская» к нам обратилась женщина найти потерявшийся предмет. Итак: на столе вы видите предметы. Вам нужно всем отвернуться ( прячется один предмет). Угадайте, какой же предмет потерялся.

 Далее: Перемена предметов местами.

Физкультминутка

Наш корабль совершает небольшую остановку в пути. «Музыкальная разминка»

Применение знаний и способов деятельности

   Станция « Ночная» После долгого пути некоторые пассажиры на нашем корабле уснули. Чтобы не разбудить их нам придется поговорить шепотом.

« Возьми тряпку и вытри доску»

«Возьми мяч и постучи об пол 2 раза»

«Открой книгу на 8 странице»

«Прочитай громко стихотворение»

«Назови свою улицу, где ты живешь»

Совершив путешествие мы снова возвращаемся на исходную станцию «Школьная». И тут нас ждут испытания.

 Послушай слова. Какое слово встречается чаще других?

          Стол, дом, лес, книга, мяч, лето, колесо, цветок, карандаш, дом, ключ, муравей, кораблик, груша, синица, сосна, облако, дом, шкаф, самолет, забор, часы, санки. (дом)

Игра «Да и нет не говорить».

Ход игры: Слова «да» и «нет» при ответе на вопросы говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.  В конце остается один самый внимательный

Примерные вопросы:

1.  Ты девочка (мальчик)?

2.  В школу ходишь?

Соль сладкая?

Птицы летают?

Тебе 7 лет?

Снег белый?

Гуси мяукают?

Сейчас зима?

Мячик квадратный?

Кошка - это птица?

Ты ходишь в детский сад?

 Ты умеешь ходить на руках?

Ночью солнце светит?

Волк боится зайца?

       И заканчиваем наше путешествие игрой «Пол, потолок, нос». Вы будете делать то, что слышите, а не то, то что вы видите. Поехали!

Итог урока

 Вот и подошло к концу наше путешествие. Во время нашего путешествия каждый из вас понял, что в жизни нужно быть очень внимательными. Если будете рассеянными и невнимательными вам, будет очень трудно в этой жизни. Вы постоянно будете идти не впереди, а  плестись в конце. Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание. Я думаю, что каждый из вас понял и сделал вывод для себя, насколько развита ваша память и насколько вы внимательны. Поэтому оценку вам буду ставить не я, а вы сами себе. Оценки у нас необычные: вот такие смешные рожицы – красная, довольная, это - 5, зеленая, улыбающаяся, это - 4, а синяя, недовольная, это – 3.

                       До свидания, урок окончен!

                Самоанализ урока по театру в I а классе

                                «Моё внимание и память»

        педагога дополнительного образования Седен Т.В.

 

 Мною были поставлены такие ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти, внимания.


2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста. Коррекцию основных  свойств внимания (объем, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение).

3. Показать детям значение хорошей памяти и внимания для человека.

  Объем ( сколько объектов может удерживать человек в сознании за короткий промежуток времени);

   Устойчивость ( способность сохранять сосредоточенность в действии, не отвлекаясь на внешние раздражители);

   Переключение ( сознательный переход от одного объекта к другому);

   Распределение ( умение выполнять несколько дел, заданий, видов деятельности одновременно)

           Почему именно развитие произвольной памяти? Да потому, что произвольность, достаточная для обучения в школе, формируется к 6-7 годам. Произвольное внимание развивается по мере взросления, человек занимается тем, чем нужно, а не тем, что хочется. Такое внимание требует волевых усилий, развитой саморегуляции.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без дополнительных усилий. Именно такое внимание характерно для дошкольного возраста. Маленькие дети замечают все яркое, эмоциональное,  шумное, отличающееся от привычного.

    По ходу урока мною выявлены , у кого из детей данной подгруппы  ярко выражены те или иные типы памяти и внимания     

      наглядно-образная   - помогает запоминать лица, звуки, цвета;

     словесно-логическая   – запоминаются формулы, правила, схемы, термины;

       эмоциональная     сохраняются пережитые чувства.

     Цели и задачи, поставленные мною, считаю достигнутыми. По итогам этого урока мною поставлены следующие задачи и цели для дальнейшего развития памяти и внимания. Уроком и работой детьми я довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития памяти и внимания на уроках иностранного языка

Очень часто приходиться слышать от учащихся, что у них плохая память. Однако нередко они просто не умеют запоминать, не знают приёмов успешного запоминания. Данная презентация поможет учителю использо...

Развитие памяти и внимания учащихся на уроках иностраннаго языка

Данная статья раскрывает вопросы развития памяти и внимания на уроках иностранного языка, а также содержит рекомендации и упражнения, которые могут быть использованы учителем на уроках и рекомендованн...

Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.

В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....

особенности памяти и внимания у детей с онр

это презентация посвящена изучению развития памяти и внимания у дошкольников с онр, исследовательская деятельность...

Статья на тему "Особенности памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи"

это статья исследовательская деятельгность на тему  тему особенности памяти и внимания у детей с онр дошкольного возраста...

Конспект коррекционного занятия "Развитие памяти и внимания""

разработка предназначена для 3-4 классов коррекционной школы, но может быть использована воспитателями продленной группы общеобразовательных школ...