Работа с детьми "группы риска" в учреждении дополнительного образования детей
статья
Доклад "Работа с детьми "группы риска" в учреждении дополнительного образования детей" был представлен на I Всероссийской научно-практической конференции «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика» в г. Красноярск в 2010году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_alieva.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на I Всероссийской научно-практической конференции «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика», г. Красноярск, 2010г.
Работа с детьми «группы риска» в учреждении
дополнительного образования детей
Алиева И.И.
Преобразования, происходящие в российском обществе в последние 20 лет, значительно осложнили социально-политические отношения. Изменилось общественное сознание по отношению к традиционным ценностям – образованию, морали, семье, здоровью.
В обрисованной сложной обстановке особенно актуальной становится деятельность учреждений дополнительного образования, так как именно органичное сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
До 2005 года в Нерюнгринском районе не было опыта введения должности социального педагога в систему дополнительного образования. С учетом этого, возникла необходимость в разработке программы, направленной на привлечение подростков с девиантным поведением к организованному досугу в ЦРТДиЮ. Так возникла досугово – познавательная Программа «Фактор счастья», рассчитанная на один год и ориентированная на детей и подростков с девиантным поведением 11-16 лет.
В рамках реализации Программы в октябре 2005 года в ЦРТДиЮ был создан клуб «Мальчишник». Цель определялась как вовлечение подростков в социально-значимую деятельность. Открытие прошло в виде игры «Дом, где живут друзья», на которую были приглашены учащиеся «группы риска» школ города. Через конкурсную программу ребятам было наглядно показано, чем они смогут заниматься в клубе. 28 человек по собственному желанию стали членами штаба клуба «Мальчишник» (из них 20 – состоят на различных видах учета). Однако это не означает, что клуб действует только для этих ребят: любой желающий подросток может найти себе дело по душе. Всего с 2005 года разными программами было охвачено около 400 учащихся.
Содержание деятельности исходит, прежде всего, из желаний ребят. Они сами планируют (под руководством социального педагога ЦРТДиЮ), организовывают и проводят массовые мероприятия, пресс-центр выпускает тематические листовки, плакаты, ежемесячную газету «Мальчишник».
В работе как средство активизации познавательной деятельности детей часто использую возможности ИКТ. На занятиях: как при подготовке, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Причем, для многих это порой единственная возможность научиться работать с персональным компьютером, так как в семье нет средств для его приобретения, а в школе часто к ним не допускают. Также использую при проведении массовых мероприятий, например, в качестве мультимедийного сопровождения. Презентации, звуковое оформление позволяют достигнуть эффекта быстрого включения воспитанников в учебно-познавательную деятельность. За 5 лет существования клуба традиционными стали:
Малые Олимпийские игры (соревнования по различным видам спорта и ОФП) – проводятся 2 раза в год;
конкурсно-познавательная игра «911» (на знание правил дорожного движения, противопожарной безопасности, охране здоровья) – 4 тура в учебном году;
гражданско-патриотическая игра «Юная Россия» - в течение учебного года также проходит 4 этапа;
познавательная игра «В мире профессий» - 2 тура.
В жюри приглашаются представители организаций г. Нерюнгри – тренеры спортивных школ, капитаны городских команд по разным видам спорта, работники УВД, прокуратуры, больницы, библиотеки, музея и т.д.
При разработке мероприятий учитываются психолого-педагогические особенности этих ребят:
время проведения не превышает 1 астрономического часа;
в интеллектуальных конкурсах вопросы не должны быть чрезмерно сложными;
сочетание разных видов деятельности;
ребятам необходимо поручать творческие задания;
самое главное – создавать ситуацию успеха для каждого ребенка!
Соблюдение этих условий позволило сделать мероприятия для учащихся интересными и желанными. Наибольший отклик у детей находят мероприятия спортивной направленности, так как дети группы риска чаще всего реализуют себя в спорте.
Психологическое сопровождение воспитанников осуществляет социально-психологическая служба ЦРТДИЮ по следующим направлениям: диагностика (входная и итоговая), коррекционно-развивающая и тренинговая работа: тренинговые занятия, ролевые и деловые игры, направленные на развитие познавательных интересов.
Проводимая работа позволила достичь следующих положительных результатов:
Создание постоянно-действующего центра помощи детям и подросткам с девиантным поведением.
Вовлечение подростков «группы риска» в социально-значимую деятельность в условиях дополнительного образования.
Создание ситуации успеха для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, повышение их самооценки.
Снижение уровня тревожности у ребят в среднем ежегодно на 6-7%.
Снижение уровня правонарушений и преступлений среди воспитанников клуба на 1,5-2% ежегодно.
Конечно, все проблемы не удается решить, но тот факт, что ребята снова и снова приходят, говорит о том, что им клуб нужен, а это самое главное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Творческий отчет о работе за учебный год учреждения дополнительного образования детей
В материале представлен творческий отчет о проделанной работе за учебный год коллективом центра детского творчества....
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
Описание опыта работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей
Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012. Рецензент: заместитель ...
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...
Автореферат Дипломной работы «Формирование принципов вокально-хоровой работы в учреждениях дополнительного образования детей».
В данной работе, опираясь на личный опыт организатора и руководителя коллектива, мы определяем основные моменты функционирования Детской хоровой студии «Синяя птица» при МБОУ ДО «Дом...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...