Образовательная программа дополнительного образования детей "Юнкор"
рабочая программа на тему

 Морозова Галина Николаевна

 

Значение этого курса обучения заключается в том, что он повышает читательскую культуру воспитанников, углубляет знания по литературе, учит тщательной работе над языком, обогащает лексикон, развивает речь, делает ближе, понятное публицистическую деятельность писателей, теснее связывает воспитанников с общественной жизнью образовательных учреждений, учреждений культуры, своего микрорайона и по месту жительства, муниципалитета и даже региона, воспитывает гражданственное отношение к окружающему миру. 

Эта программа не обязательно ориентирует ребенка на профессию журналиста, она дает те навыки, которые воспитаннику пригодятся в любом виде деятельности, которую он изберет в жизни. Тут и культура речи, и грамотность, и коммуникабельность, и привычка «въедаться» в суть вопроса, и обязательная активная гражданская позиция, и потребность не отстать от ритма и новизны жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием МО «Ахтубинский район»                        Муниципальное образовательное учреждение                              дополнительного образования детей                                                    «Ахтубинский центр детского творчества                                                            МО «Ахтубинский район»

Утверждено к реализации

педагогическим советом

протокол № 1

от 31.08. 2006 г.

Директор_________

Г.Н. Морозова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА                                                                ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ                          «ЮНКОР»

Разработана    

педагогом дополнительного образования

МОУ ДОД АЦДТ МО «Ахтубинский район»

Морозовой Галиной Николаевной

Ахтубинск

2006

Пояснительная записка

Творческое объединение «Юнкор» - это методический центр для думающих, неравнодушных, активнодействующих ребят.  Т/о  «Юнкор» - это профильный коллектив, с постоянным составом учащихся, которые набираются  раз в 3 года. При наборе учащихся проводится собеседование и анкетирование, которые дают представление о желании детей учиться и получить практические навыки в области журналистского дела, быть активнодействующей личностью. В т/о занимаются дети одного возраста (8- 11 классы) занятия ведутся коллективно, хотя не исключается и индивидуальная работа с каждым воспитанником в отдельности (при подготовке юнкоровских страниц  для газеты учреждения, средств массовой информация, где необходима индивидуальная работа).

В первый и второй годы обучения работа направлена на развитие речи воспитанников, развитие навыка грамотной письменной и устной речи, на совершенствование навыков делового письма, знакомство с видами газетных жанров и приемами правки статьи.  Третий год обучения – это углубленное изучение газетных жанров, особенности газетного планирования и практическая работа над юнкоровскими страницами газеты учреждения и других муниципальных печатных изданий.

Состав т/о «Юнкор»:

I  группа  - I год обучения – 4 часа в неделю-12 чел.

II группа - II год обучения – 6 часов в неделю -10 чел.

III группа – III год обучения  - 6 часов в неделю – 8 чел.

Занятия проводятся как в учреждении, а так и в редакциях газет и журналов. Значение этого курса обучения заключается в том, что он повышает читательскую культуру воспитанников, углубляет знания по литературе, учит тщательной работе над языком, обогащает  лексикон, развивает речь, делает ближе, понятное публицистическую деятельность писателей, теснее связывает воспитанников с общественной жизнью образовательных учреждений, учреждений культуры, своего микрорайона и по месту жительства, муниципалитета и даже региона, воспитывает гражданственное отношение к окружающему миру.

Эта программа не обязательно ориентирует ребенка на профессию журналиста, она дает те навыки, которые воспитаннику пригодятся в любом  виде деятельности, которую он изберет в жизни. Тут и культура речи, и грамотность, и коммуникабельность, и привычка «въедаться» в суть вопроса, и обязательная активная гражданская позиция, и потребность не отстать от ритма и новизны жизни.

Постановка проблемы:

повышение занятости воспитанников старшего школьного возраста, обладающих способностями к наукам гуманитарного цикла, организация их полноценного досуга.

Цель:

создать методический центр для думающих, неравнодушных, активнодействующих ребят, желающих найти свое место в многоголосом хоре времени, свой угол видения.

Задачи:

Дать воспитаннику определенные знания и практические навыки в области журналистского дела, научить ценить слово, красоту речевого звука, расширить кругозор, обобщать лексикон, правильно пользоваться словом;

Развивать творческую и познавательную активность воспитанников, их практические навыки, речь;

Воспитывать умение общаться, развивать чувство патриотизма ответственности, товарищества и взаимовыручки.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения


п/п

Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.


2.



3.




4.


5.


6.


7.


8.




9.


10.



11.


12.


13.


14.


15.


16.



17.




18.




19.



20.

Вводное занятие


Быть  корреспондентом – это увлекательно


Экскурсия в редакцию газеты «Ахтубинская правда»


Общение  


Речевой этикет


Речевая деятельность


Памятка для автора


Проба пера. Работа над первым выпуском газеты «Голос юнкора»


Работа со словарем


Овладение нормами деловой речи


Эпиграф – это тоже важно


План-половина дела


Обобщающее занятие


Газетные жанры


Обобщающее занятие


Работа над  газетой «Голос юнкора»


Работа над страничкой юнкора в районной газете «Ахтубинская правда»


Работа ад ошибками

Экскурсии  в редакции местных газет «Ахтубинская правда», «Время», «Испытатель», на АТВ


Итоговое занятие

3


3



3




9


9


9


6


9




9


9



9


9


9


73


6


12



12




6




7



3

2


2



-




3


3


3


2


4




3


3



3


3


3


-


-


-



-




3




-



-

1


1



-




6


6


6


4


5




6


6



6


6


6


-


6


12



12




3




-



3

Общее количество часов за год - 216

II год обучения


п/п

Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.


2.



3.


4.



5.


6.



7.


8.




9.




10.



11.




12.





13.





14.



Вводное занятие


Экскурсия



Повторение


Формирование навыков деловой речи  


Грамотное письмо


Структура редакции



Виды газетных жанров


Работа над юнкоровской газетой «Голос юнкора»



Работа над юнкоровской страничкой в газете

«Ахтубинская правда»


Работа над ошибками



Встречи-беседы с работниками газет и местного телевидения


Встречи-беседы со сверстниками и с интересными людьми с целью сбора материала


Репортаж с места событий (посещение праздников, турниров, мероприятий города и ЦДТ)


Итоговое занятие

3


3



27


9



19


12



30


42




42




6



6




12





15





3


2


-



11


3



4


4



10


6




6




3



-




4





5





-


1


-



16


6



15


8

(Деловая игра)


20


36




36




3



-




8





10





-

Общее количество часов за год - 216

III год обучения

(9 часов, из них 3ч. – групповые занятия, 6ч. – (3 ч. +3 ч.) – по группам)


п/п

Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.


2.



3.


4.



5.



6.




7.




8.


9.




10.





11.


12.

Вводное занятие


Экскурсия в редакцию



Повторение


Совершенствование  навыков деловой речи  


Совершенствование  навыков грамотного письма


Работа над юнкоровской газетой «Голос юнкора»



Работа над юнкоровской страничкой в газете

«Ахтубинская правда»


Работа над ошибками


Встречи-беседы с работниками местных газет и  телевидения


Встречи-беседы со сверстниками и с интересными людьми с целью сбора материала


Репортаж с места событий


Итоговое занятие

3


3



16


3



14



18




68




8



10



38





41


3

2


-



2


1



2



-




8




-



10



6





7


-

1


-



14


2



12



18




60




8



-



32





34


-

Общее количество часов за год - 216

Содержание тем

        Юнкоры… Они – детище своего времени. Дети ищут свое «Я», свое место в многоголосом  хоре времени, свой угол видения. И этот голос поразительно чистый, искренний и принципиальный. Они стремятся быть причастными ко всему, волнуются за судьбу своей земли, за судьбу своего поколения, хотят рассказать о своих делах, проблемах. Но не всегда это у них получается грамотно, вот для этого и создаются юнкоровские объединения – методические центры для юных  журналистов. Обучать воспитанников умению писать в газеты и журналы – совершенно необходимо, этого требует жизнь.

        Казалось бы, любой человек и даже школьник может написать статью в периодическую печать, но чтобы его материал достиг цели, надо многое знать и уметь, необходимо ясно излагать свои мысли, правильно пользоваться словом, очень хорошо разбираться в видах газетных жанров.

        Занятия в творческом объединении я начинаю с того, что знакомлю воспитанников с программой объединения, рассказываю о нелегкой, но увлекательной работе журналиста, стараюсь увлечь ребят перспективой овладеть полезным и весьма нужным в жизни мастерством журналистики. С другой стороны, в ходе нашего разговора, ребята должны ясно представить себе, что на пути к этой цели немало трудностей, от которых не стоит падать духом. Научиться излагать жизненный материал ярко, свежо, интересно не так просто. Продолжением лекции становится экскурсия в редакцию газеты или журнала, где ребята знакомятся со структурой редакции, ее сотрудниками, которые делятся секретами своей работы, пробуют набрать шрифт, наблюдают за работой типографии. Детей, как правило, такая экскурсия восхищает. Дальнейшем,  эта знакомство продолжается и укрепляется. На следующих занятиях мы учимся говорить, работаем над развитием речи, техникой общения, учимся слушать, писать, читать знаки, знакомимся с приемами правки работы.  (—, [—], <,                    )

Большое значение в работе журналиста играет речевой этикет. Журналист, как и любой человек, прежде всего, должен быть вежливым, внимательным, располагающим к себе.

                Пусть грубость исчезнет,

                Исчезнет навеки.

                Пускай по рецептам врачей,

                Появятся в каждой аптеке

                Лекарства для грубых людей.

Этими словами я открываю серию занятий по темам «Общение» и «Речевой этикет». На занятиях мы учимся правильно строить диалоги, интервью, говорить комплименты, поздравлять с праздником, поднимать настроение. Далее, я пытаюсь формировать навыки деловой речи (справки, отчеты, записки, объявления, автобиография, объяснительная записка…), навыки грамотного письма (повторение правил орфографии и пунктуации, составление алгоритмов, работа со словарями), учимся подбирать и составлять эпиграфы к теме, к разделу, к целой газетной странице, к статье, подбираем интересные заголовки. Составление плана - половина дела, он логически дисциплинирует мысль и облегчает подготовку к любой работе (беседы, докладу, статье, репортажу). План – это основные вопросы, раскрывающие тему, каркас работы. Мы уделяем плану 9 часов, из них 6 – практические занятия, где воспитанники составляют планы к статьям, интервью, репортажу, отзыву, даже сказкам. Уже в первый год обучения воспитанники знакомятся с видами газетных жанров (информационные и неинформационные).

Информационные жанры

        - хроника

        - заметка

        - репортаж

        Неинформационные  жанры

                                                 Интервью         Очерк

       Отчет         Рецензия         Корреспонденция

Статья

                                                Портретный                 Проблемный

Информационные                                           Неинформационные

         жанры                                                                  жанры

         

сообщение о том или                                                   анализ, комментарий,

 ином событии, явлений,                                            затрагивающий проблему; оценка,

              факте.        выражение своего отношения к                             событиям и фактам.

Занятия по программе проводятся с помощью лекций, бесед, дискуссий, встреч с  интересными людьми,  так и необходимы экскурсии в редакции газет, журналов. Я очень часто использую сюжетно-ролевые игры («Редакция», «Газета», «Журнал»), где дети выполняют роли работников редакционных отделов, выпускают собственные газеты, журналы.

Например, игра №1

Редакция

  Главный редактор

        Ответственный        Корректор

         секретарь

Корреспондент         Художник оформитель

Главный редактор – это руководитель коллектива. Он отвечает буквально за все (планерка, проблема очередного номера, темы, колонки, хороший организатор).

Ответственный секретарь- занимается макетированием газеты, от его вкуса зависит ее внешний вид, а от требовательности – качество материалов (составляет макет газеты, работает с корреспондентами, отбирая материал).

Корреспондент- собирает материал и  пишет статьи, очерки, репортажи о людях и событиях.

Корректор – это очень грамотный человек и всегда дружен со словарями.

Художник оформитель- подбирает нужные рисунки, подбирает макет газеты, рисует, если необходимо.

Игра№2

Редакция

Отдел международной         Отдел информации

информации                                                по России

        Отдел культуры и

              искусства

Литературный отдел        Отдел писем

        

        Второй и третий год обучения – это углубленное изучение видов газетных жанров, особенности газетного планирования и очень много практической работы над газетой «Голос юнкора» и юнкоровскими страницами любых печатных изданий, интернета. Здесь воспитанники уже смелее берут интервью, пишут самостоятельные статьи, заметки, много работают над репортажами с места событий, посещая различные мероприятия и праздники, встречаются с интересными людьми, со сверстниками. По окончании всего курса проводится зачетное занятие – тестирование и при его положительном результате дети получают удостоверения и характеристики. И пусть не все станут в будущем  журналистами, главное – они учатся общаться с людьми, правильно оценивать события, излагать свои мысли, иметь личное мнение, т.е. приобретают те навыки, которые пригодятся в любом виде деятельности, которую они изберут в жизни.

        

                     

                          Список использованной литературы

Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности. - М.: «Глобус», 2006

Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: 1986

Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 класс-М.: «Просвещение», 1996

Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ 2006. Справочный и дидактический материал, тесты- Ростов-на-Дону, 2005

Толковый словарь: Язык газет, радио, телевидения.(Г.Я. Солганик)-М, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...