Культура.Нравственность. духовность.
рабочая программа по теме

Крылова Галина Викторовна

Это программа по духовно-нравственному воспитанию школьников. Она заняла 2 место в районном конкурсе педагогов "За нравственный подвиг учителя" в Солецком районе новгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по духовно – нравственному воспитанию учащихся школы 

«Культура, духовность, нравственность»

                                                                               Крылова Галина Викторовна учитель математики

       Муниципального автономного общеобразовательного

                                                      учреждения «Основная общеобразовательная

                                                  школа имени Смирнова Юрия Михайловича

                                                                           д. Горки»

2010 г.

д. Горки

                                                                                 

                                                                        Искусство воспитания имеет ту особенность,

         что почти всем оно кажется делом знакомым

            и понятным и иным делом лёгким, - и тем

              понятнее и легче кажется оно, чем менее человек

            с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д.Ушинский.

1. Историческая справка

     В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. В начале XVIII века  Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и отечеству». Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. После октябрьской революции 1917года,  в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само претендовало на то, чтобы стать новой вселенской церковью. Власть обожествляет советский строй, превращает вождя в богочеловека, который выводит свой народ из плена капиталистического рабства и ведет его в коммунизм — Землю обетованную. Конец прошлого и первые годы нынешнего века — особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал — свободная в своем самоопределении и развитии личность. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе.

2. Актуальность возникновения программы

     Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть «встроенным» в какую-либо систему. Но воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях. Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.     В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию        (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. Спасением в преодолении кризиса для России может стать  восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.    Проблема развития личности подростка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.                                                                                Дети любят подражать взрослым. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем же насыщено сегодня само детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой. В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовно-нравственных основах, осознанное понимание смысла личностной и общественной духовно-нравственной практики. Процесс модернизации образования в России призван обеспечить развитие духовности и творческой личности. Важными ценностями модернизации образования служат степень его интеллектуализации и технологизации.  Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Необходимость обновления России, курс на ее инновационное социально ориентированное развитие требуют солидарной устремленности личности, общества и государства в будущее, нацеленности на достижение качественно нового общественного состояния, наполненности личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее не может сопровождаться разрывом с прошлым, и оно не должно вести к социальному расколу. Будущее строится всем народом и для всего народа. Модернизация России не является самоцелью. Это способ сделать жизнь в нашей стране нравственнее, гуманнее, человечнее и комфортнее.

3. Обоснование программы.       

        В последнее время в нашей стране особое внимание уделяется проблемам  духовно -  нравственного воспитания подрастающего поколения.

Дети – будущее нашей страны, и каким оно будет, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально – этические нормы будут заложены в них. Одной из составляющих этой проблемы становится проблема культуросообразности воспитания. Полноценное развитие в человеке происходит только в его диалоге с культурой, в

« окультуривании себя».

        Духовные ценности святой Руси, раскрывающиеся в возвышенной православной этике, показывают такие черты русского характера как трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь, жертвенность, святость. Именно эти характеристики – основа национального характера.

        Православная культура как образовательная область обладает высоким образовательным потенциалом духовно – нравственного воздействия на личность школьника, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями. В России духовно-нравственное воспитание традиционно  содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.
Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

4. Цели и задачи программы.

Целью Программы является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству

Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.  

Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства

 Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей. Трудовое воспитание учащихся.  

5. Принципы программы.

 Принцип природосообразности.

Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

Принцип сотрудничества.

 Деятельностный подход.

 Личностно-ориентированный подход.

Возрастной подход.  

Гуманистический  подход                                                                                                                        

6. Ожидаемые результаты.

   Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей  роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.    

Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.    

Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.    

Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 гражданскому долгу и готов к защите Отечества.  

Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

7. Методы реализации программы

наглядный

словесный

практический

8. Субъекты, участвующие в программе

ученики  

учителя

родители

9.Формы работы с детьми:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников школы и общественности.

 Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).

Детская благотворительность.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

Встречи с представителями власти Солецкого района  по вопросам духовно – нравственного воспитания.

9. Формы работы с педагогами в процессе реализации программы

Заседания педагогического  и методического совета  

Консультации по вопросам православной педагогики

Заседания методического объединения классных руководителей

Работа школы «Учимся воспитывать»

10. Формы работы с родителями

Родительские собрания на духовно-нравственные темы

Лекторий для родителей

Дни открытых дверей

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)

Анкетирование и тестирование  родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье

Индивидуальные беседы

Проведение совместных с детьми праздников

11. Оценка эффективности  реализации

программы.

       Программа должна способствовать позитивной социализации выпускников школы.

     В результате осуществления программы школьники должны

Повысить уровень нравственного поведения, знаний об отечественной истории и  культуры

Иметь сформированное патриотическое и гражданское  сознание и самосознание

Уметь сострадать и проявлять милосердие

Проявлять активную жизненную позицию в обществе

12. Нормативно – правовая  база  программы

Конституция Российской Федерации (Извлечения)

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Уголовный кодекс Российской Федерации (Извлечения)

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 19 марта 1993 года «О светском  характере образования  в государственных образовательных учреждениях Российской  Федерации»

Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и  Московской Патриархии Русской Православной Церкви

Международная  конвенция  «О правах ребенка» 1989 год.,

«Всеобщая  декларация  прав человека»

Гражданский кодекс Российской Федерации

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы» .

13. Мероприятия по реализации программы

                                                                                     Воспитание — это создание условий

                                                                                    для целенаправленного управления

                                                                                    процессом развития личности.

                                                                                                                                Х.И.Лийметс

Этнокультурное просвещении

проведение тематических классных часов по календарным православным праздникам (беседы, утренники);

экскурсии по храмам Великого Новгорода, посещение местного храма в городе Сольцы;

Миротворческая деятельность

взаимодействие и сотрудничество с музеем;

организация и проведение круглых столов, конференций, посвящённых добровольному служению обществу во имя мира;

организация посильной помощи ветеранам всех войн, педагогического труда, пожилым людям;

участие в рождественском марафоне:

детская благотворительность.

Духовно – нравственное и патриотическое воспитание

подготовка и проведение классных часов и этических бесед;

проведение мероприятий, посвящённых православным праздникам и памятным датам;

встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда;

проведение уроков мужества;

празднование Дня Матери;

беседы об истории школы;

изучение биографий великих людей.

Эстетическое воспитание

конкурс рисунков, плакатов, выпуск газет;

экскурсии в дом детского творчества, музыкальную школу, художественную школу;

поездки в театры и музеи Великого Новгорода и других городов Новгородской области;

участие в выставках декоративно – прикладного творчества;

организовать театральный кружок;

участие в конкурсах чтецов;

оформление школы к праздникам.

 

Физическое воспитание

участие в дне здоровья, спортивных праздниках, « Весёлых стартах», легкоатлетических кроссах;

занятия в спортивных секциях;

беседы с целью профилактики заболеваний;

походы, экскурсии;

проведение спортивных соревнований с участием родителей.

Краеведческая работа

проведение пеших экскурсий по сельскому поселению;

выездные экскурсии на природу;

посещение местного музея в городе Сольцы;

выезд в музеи области;

исследовательская работа по истории родного края.

Трудовое воспитание

дежурство по классу и школе;

участие в уборке школьной территории;

озеленение школьного двора;

уборка памятников и военных захоронений;

посильная помощь престарелым одиноким людям.

Работа с родителями

тематические родительские собрания;

анкетирование;

лектории, круглые столы,

посещение семей;

организация и проведение совместных с детьми мероприятий;

индивидуальные беседы консультации;

дни открытых дверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

"Духовное наследие" - акция по духовно-нравственному воспитанию.

Акция "Духовное наследие" - это пример использования интерактивных форм в организации воспитательного пространства в школе....

Экологическая культура нравственных отношений.

Экологическая культура рассматривается многими учеными,как культура единения человека с природой,гармоничногослияния социальных нужд  и потребностей людей,с нормальным сосуществованием и развитие...