Методическая разработка урока по теме: "Плетение из сосновых иголок"
методическая разработка по теме

Как правило на Кубани для плетения используется следующий растительный материал: листья початков кукрузы, соломка, рогоз, лоза ивы. Сосновые иголки - не традиционный материал для плетения, но изделие, выполненное из  сосновых иголок необычайно красивы и притягивает взгляд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.zip186.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»

муниципального образования город-курорт Анапа

                                             

ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока  по декоративно-прикладному искусству

4 класс ДПИ (возраст учащихся 12-14 лет)

Тема: «ПЛЕТЕНИЕ  ИЗ  СОСНОВЫХ  ИГОЛОК».

                                                         

                                                Выполнила: преподаватель класса ДПИ

                                                                     Лисофенко

                                                                     Марина Владимировна

2011

Данный урок является начальным  в ряде уроков, посвященных теме «Плетение из сосновых иголок». На эту тему по программе отведено 20 учебных часов.

Цели урока:

- обобщение знаний по теме «Плетение»;

- знакомство с новым видом материала для плетения – сосновыми иголками;

        Задачи:

- освоить приемы плетения из сосновых иголок;

- сплести  часть донышка шкатулки;

- развивать  у учащихся  пространственное мышление и художественный  вкус,  аккуратность и внимание;

- выработать навыки плетения.

Длительность урока: 40 минут.

Оборудование и инструменты:

для учителя:

- компьютер, видеоматериал по теме «Плетение»;

        для учащихся:

- сосновые иголки, тонкие палочки или зубочистки.

Наглядные пособия:

- плетеные изделия из рогоза, ивовой лозы, талаша, соломки;

- плетеные изделия из сосновых иголок – корзиночки, шкатулки, кольца и др.

        

                                             План урока

1. Организационный момент                                                                2 мин.

2. Беседа по теме «Плетение»                                                             10 мин.

3. Объяснение нового материала                                                          8 мин.

3. Практическая работа учащихся                                                      15 мин.

4. Подведение итогов урока                                                                  5 мин.  

                                             Ход урока

Организационный момент.

Приветствие, организация внимания.

Сообщение цели и задач урока.

Беседа по теме «Плетение»

            Вы знаете, что плетение является одним из древнейших занятий человека. Исследования и анализ находок свидетельствует о появлении первых плетеных вещей еще в каменном веке, когда керамическую посуду (разнообразные кувшины, сосуды, чаши, миски, горшки и прочее) получали методом плетения каркаса из прутьев, который обмазывали изнутри или снаружи глиной и обжигали на костре. Каркас сгорал – и получалась глиняная посуда. Для укрепления стен жилищ, сооружаемых из камней, древние люди также использовали плетение из ветвей деревьев - подобная практика строительства до сих пор встречается в Юго-Восточной Азии.

            Для плетения различных изделий используют растения с длинными и гибкими ветвями, упругую и эластичную кору, корни, а иногда даже листья. Такие растения произрастают практически в любой климатической зоне.

- Приведите примеры растений, которые можно использовать для плетения. (ответы: тростник, корни хвойных деревьев, виноградная лоза, камыш, береста и другие). 

Так вот повсеместное наличие таких материалов способствовало появлению плетеных предметов.

            Плетение дало старт для развития ткачества. Побеги трав использовали как первые текстильные волокна, а позднее люди научились использовать более тонкие материалы — льняное, конопляное, джутовое волокно, шерсть животных.

            Нельзя не отметить яркое самобытное искусство лозоплетения индейцев, обитавших на юго-западе Северной Америки. Их плетеные многоцветные изделия с причудливыми орнаментами достигали совершенства. Для плетения корзин, каноэ, хижин в горах, навесов и охотничьих вигвамов в основном использовали такие растения как юкка и береста. Индейцы плели настолько плотные корзины, что в них можно было переносить воду. В корзинах готовили еду на кипятке, стирали и красили одежду, а также варили тисвин – индейское пиво и другие напитки.

            Изделия из различных растительных материалов были известны также в Древнем Египте. Плетеные сундуки были найдены при раскопках Египетских пирамид, относящихся к 2000 г. до н.э

            При раскопках в гробнице Тутанхамона археологами были обнаружены два плетеных стула, так хорошо сохранившихся, что вполне могли бы украсить современный интерьер.

            В античные времена плетеная мебель сначала была уделом простых ремесленников. Ковры, сундуки и скамьи из тростника и лозы украшали незамысловатый интерьер их жилищ. Знатные римские вельможи вскоре оценили великолепие подобных вещей и стали украшать ими свои усадьбы и дворцы. В музее Треве хранится ложе из прутьев ивы, изготовление которого датируется II ст. н.э. Каменные фрески Шумерской и Римской культуры изображают сановников, сидящих на плетеных стульях.

            В Европе плели в основном из виноградной лозы и ивовых прутьев. В XIX ст. в Париже функционировало целое предприятие по изготовлению плетеных изделий различного назначения, которые пользовались огромным спросом. Их выплетали из тонкой окоренной ивовой лозы и покрывали различными красителями и лаками. Особой популярностью пользовались изделия, покрытые позолотой или серебром. Большой популярностью пользовались плетеная мебель, детские коляски, дорожные сундуки, чемоданы и т.д. Плетение от кустарного производства перешло на промышленную основу. Для подготовки мастеров организовывались школы во многих странах мира.

            В 1890 г. группа австрийских и немецких архитекторов тщательно исследовали возможности тростника. Мягкое и экономичное мебельное сырье таило в себе неисчерпаемые возможности. Результатом их экспериментов стал серийный выпуск плетеной мягкой мебели.

            На Руси долгое время любимым материалом для плетения были эластичные корни сосны и ели, которые заготавливали на лесоповале, о чем свидетельствуют археологические находки XIII-XV вв. Прекрасный материал для плетения - дранка из сосны, дуба, другой древесины, орешник, береста и, конечно же, лоза. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, кузова саней и повозок, мебель, детские колыбели, игрушки и посуду. Как у большинства других народов, на Руси самыми распространенными изделиями из лозы были корзины.

Наиболее крупные центры плетения были сосредоточены в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской, Вятской и других губерниях. Развитию плетения способствовала организация школ, в которых обучали плетению. (На экране компьютера просматривается материал  по плетению в соответствии с протекаемой беседой).

            В предыдущих классах мы с вами познакомились с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства на Кубани – плетением.

-  Давайте вспомним, какие материалы использовались для плетения мастерами на Кубани?

Ответы учащихся –  (солома, рогоз, ивовая лоза, листья початков кукурузы).

- Какие изделия плелись из перечисленных растительных материалов и чем плетение из тех или иных материалов отличалось друг от друга?

Плетение из талаша – шляпы, кошелки, хлебницы; из соломки- шкатулки, шляпы, конфетницы; из лозы – корзины, короба; из рогоза – шляпы и т.д. Ответы учащихся сопровождаются демонстрацией плетеных изделий из различных материалов.

Объяснение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с новым материалом, который можно использовать для плетения – сосновыми иголками. Сосна – вечнозеленое стройное хвойное дерево, которое можно часто встретить на улицах и в парках нашего города. Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка от корней до вершины. Хвоя, ветки, шишки, смола и корни — все это, так же как и стволовая древесина, ценное сырье для различных производств. Хвоя сосны содержит множество полезных веществ, оттого ее издавна применяли в народной медицине для приготовления лечебных настоек и отваров. На современных промышленных предприятиях из хвои извлекают эфирные масла, применяемые в парфюмерии и медицине, производят хвойно-витаминную муку, используемую для подкормки животных.

Но оказывается из хвои – сосновых иголок, можно плести самые разнообразные предметы – шкатулки,  корзинки, тарелочки, настенные украшения, плетение из сосновых иголок можно использовать в современных флористических композициях. Плетеные изделия из сосновых иголок издают приятный хвойный запах, они необычны и интересны, притягивают взгляд. Мастер ДПИ Кубани Татьяна Григорьевна Ткаченко (г.Лабинск, Краснодарский кр.) использует для плетения различный растительный материал, в том числе и сосновые иголки, именно у нее я научилась плести из сосновых иголок.

(На экране компьютера просматривается видеоматериал «Плетение из сосновых иголок и демонстрируются образцы плетенных изделий из сосновых иголок).

Мы с вами для плетения будем использовать зеленые сосновые иголки, которые необходимо промыть в теплой воде и дать слегка подсохнуть (Фото 1).

                     Фото 1.

   

                           

          Плетение шкатулки начинается с плетения донышка. Берем сосновую иголочку, сворачиваем ее в колечко таким образом, чтобы начало  иголок        

смотрело налево, а хвостики – направо. Место соединения фиксируем большим и указательным пальцем левой руки (Фото 2).

                                 Фото 2.

                               

Затем берем вторую двойную иголочку и  опускаем ее на колечко. Одна из иголочек, назовем ее «рабочей», проходит в колечко (Фото 3).

                                  Фото 3.

          Сделаем оборот рабочей иголочкой вокруг кольца (Фото 4), подхватываем вторую свободную иголочку и пропускаем конец рабочей иголки под образовавшийся оборот (петельку) (Фото 5).

                       

 

Фото 4.                                                          Фото 5.                              

          Хвостики иголок соединяем и направляем по кольцу по часовой стрелке (Фото 6).

                                 Фото 6.

         

          Берем вторую двойную иголочку и повторяем прием плетения аналогично предыдущему (Фото 7).

                                       Фото 7.

          Оплетаем один оборот вокруг кольца, расстояние между «узелками» около 5 мм (Фото 8).

                                       Фото 8.

          Переходим на второй ряд. Нам понадобится игла, можно использовать другой острый предмет, например зубочистку. Для того, чтобы продолжить плетение, нам необходимо конец рабочей сосновой иголки вводить в предыдущий ряд, а зубочистка используется для того, чтобы проделать отверстие в предыдущем ряду для рабочей иголки (Фото 9).

                             Фото 9.

          А сейчас мы с вами приступаем к практической работе.

                           

     Практическая работа учащихся.

              Приступаем к плетению донышка.  Учащиеся самостоятельно выплетают 3-4 ряда донышка шкатулки (Фото 10).

 

                

               

            

    Фото 10.

Подведение итогов урока.

          Так как плетение шкатулки из сосновых иголок рассчитано на 20 часов, то учащиеся на первом уроке выплетают только часть донышка шкатулки. Просмотр этих частей позволяет выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при плетении на первых этапах плетения и в дальнейшем повысить качество плетения. Работы внимательно просматриваются и в ходе обсуждения выявляются те трудности, с которыми сталкивается учащийся при плетении и преподавателем даются рекомендации по поводу преодоления тех или иных недостатков: например,

- плетение должно быть более плотным, так как в дальнейшем  иголки подсохнут и изделие может стать менее прочным;

- затягивание узелков должно быть тугое. Так это тоже сказывается на прочности изделия.

          Окончательный просмотр изделий – шкатулок из сосновых иголок происходит на последнем уроке этой темы.

                                      Список   литературы

bibliotekar.ru›spravochnik-48/4.htm

Вакуленко В.Г.  Учебное пособие. Методика обучению плетения из лозы, соломы и листьев початков кукурузы. Москва, 2003 г.

                      Работы учащихся 4-го класса ДПИ

                                              

автор Захарова Настя                                 автор Власова Аделина

        

             

      автор Кузьмина Алина                             автор Павлюкова Ирина

        

     автор Долгушина Анастасия

                           

                        

                                       

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Разработка мультимедиа-урока технологии Тема: «Плетение коми пояса-оберега на бердечке»

Образовательная программа: Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2010. – 240 с.УМК по технологии п...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...