Интегрированное воспитательное мероприятие д/о «Наш дом – природа» и театра кукол. Экологическая викторина – сказка про корову, шмелей, детей, клевер и кота Ваську."
методическая разработка на тему

Щербинина Наталья Алексеевна

Представленное мероприятие интегрированное, проводилось педагогами и учащимися двух объединений "Наш дом - природа" и театра кукол.

Цели:

  1. Расширить представление детей о взаимосвязи живых существ в природе.
  2. Развивать сообразительность, наблюдательность.
  3. Воспитывать стремление беречь и любить природу.

Мероприятие проводилось как открытое занятие для педагогов дополнительного образования детей. А также проводилось для школьников начальных классов в рамках программы "Каникулы".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_pro_kota.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное воспитательное мероприятие д/о «Юный эколог», «Флористика» и т/к «Алёнка».

Экологическая викторина – сказка про корову, шмелей, детей, клевер и кота Ваську.

Цели:

  1. Расширить представление детей о взаимосвязи живых существ в природе.
  2. Развивать сообразительность, наблюдательность.
  3. Воспитывать стремление беречь и любить природу.

Ход  мероприятия:

         Дорогие друзья, а вы любите природу?

      Вряд ли найдётся на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу». На словах природу любят все. Но любить – значит знать. Знать – значит наблюдать в природе, помогать ей, читать о ней.

Одну простую сказку,

А может и не сказку,

А может не простую

Хотим вам рассказать.

Её мы помним с детства,

А может, и не с детства

А может, и не помним,

А будем сочинять.

      И сказка у нас не простая, её вы будете не просто смотреть, но и вместе с героями сказки принимать самое активное участие, и дети, и взрослые. Сейчас нам нужно создать две команды. Для этого проведём отборочный тур, я задаю загадки взрослым, а моя помощница детям, кто отгадывает проходит и занимает своё место за этими столами.

Загадки детям:

  1. Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он не знает. (крот)
  2. Зимой и летом зелена, в лесу живёт она, а на ней иголки и коротки и колки. (ель)
  3. Сок из цветов берёт и в сотах копит сладкий мёд. ( пчела)
  4. Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге?  (медведь)
  5. Цветное коромысло через реку повисло.  ( радуга)

Загадки взрослым:

  1. Цветок, как бубенчик, беленький венчик, цветёт он не пышно, звенит ли – не слышно.     ( ландыш)
  2. Кто со всеми говорит, а его не видно?   (эхо)
  3. Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко сыто – камнями набито.  (шиповник)
  4. Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается.  ( кот)
  5. Будто снежный шар бела, по весне она цвела, нежный запах источала. А когда пора настала, разом сделалась она вся от ягоды черна.                (черёмуха)

Музыкальное вступление.

Ведущий:      Там, где речка и песок, и берёзовый лесок,

И болотце с тростником, где ромашковый пригорок,

Под большой пологой горкой, без хлопот и без забот,

Жили-были: Васька – кот, братец и его сестрёнка,

                        И корова их – Бурёнка.

Рано утром встав, сестрёнка, попастись вела Бурёнку.

Братец дома оставался – есть готовил, прибирался,

                       Васька – кот мышей гонял, да сметану охранял!

             

 ( проигрыш)

                       К слову скажем их корова, и мычать была здорова,

                       И к тому же знала дело: самый сочный клевер ела.

                       Воду чистую пила, словом, умница была!

                       Возвратившись вечерком, всех поила молоком.

           

 ( проигрыш)

Но, однажды, кот их, Васька, опрокинул кринку с квасом –

Шалунишку отругали и на улицу прогнали.

                         ( проигрыш)

Кот:                Как паршивого котёнка! Пожалей меня, Бурёнка!

Я мышей для них ловил, ну подумаешь, разбил

Эту глиняную кринку – купят новую на рынке!

Корова:          Но такое обращенье – это просто униженье

                       Для домашних для котов

Ты к такому не готов!

Кот:                Раз они меня не ценят, в лес уйду – в зелёной сени

Стану диким я котом! Пожалеют ведь потом.

Что меня в лесу под ёлкой растерзают злые волки!

Корова:           Вася, скоро ночь настанет, дети волноваться станут,

                        Погоди, не убегай.

Кот:                Всё! Гудбай май лав, гудбай!

Ведущий:       День за днём как в сказке кружит,

Кот в лесу живет, не тужит: есть вода, и есть еда –

                       Он охотник хоть куда!

Кот:  (гуляя по лесу)  Ух ты, а сколько здесь народу!

Ведущий:  Да, здесь собрались дети и взрослые на экологическую викторину. Сейчас команд ждёт первый конкурс, хочешь, Вася принять в нём участие?

Кот:           Конечно, хочу!

Ведущий:      Ну, тогда внимательно слушайте задание. Наш первый конкурс носит название «Угадай по описанию». Мы с моей помощницей будем давать описание предметов, а вы называете ответ. Команде взрослых даю задание я, а команде детей моя помощница. Если вы правильно отвечаете на все вопросы, то получаете одну часть картинки, сохраните её, она вам пригодится в конце нашей сказки-игры.

Вопросы взрослым:

  1. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже если его высушить. Может, потому и получил гриб своё название. ( белый гриб)
  2. Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная: растение хороший барометр. ( костяника)
  3. Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть ли не целое лукошко. ( опята)
  4. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за свежими ягодами. А ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды?  (клюква)

Вопросы детям:

  1. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (земляника)
  2. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом. (маслята)
  3. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, – смертельный яд. ( мухомор)
  4. Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе. (малина)

Молодцы хорошо справились с заданием. Ну а сейчас наша сказка продолжается.

Ведущий:         Только вот какое дело, как неделя пролетела,

                        Утром, встав, сестрёнка снова погнала на луг корову…

                        Но любимый их лужок за ночь будто кто-то сжёг:

                        Почернел зелёный клевер.… Обе смотрят и не верят!

                        Тут заплакала Бурёнка:

Корова:          Что я буду есть, сестрёнка?

Ох, беда! Видать пока, не видать вам молока!

Сестрёнка:     Что случилось с лугом нашим?

Братишка:      Кто ответит? Кто расскажет?

Шмель:           Я скажу вам, что случилось, как такое получилось:

                        Жил шмелиный наш народ на лугу из года в год.

                        Мы ж не просто так летали – сладкий клевер опыляли,

                        Собирали сладкий мёд, но притом из года в год,

                        Васька – кот мышей гонял – наши гнёзда охранял.

Кот:                Но меня лишили крыши – я ушёл, а эти мыши,

                        Стали нападать на вас, и пришёл ваш скорбный час!

Шмель:          Мы мышей не одолели, вот цветы и заболели!

                        Но лужок ваш оживёт, если возвратиться кот!

Ведущий:     Пойдёт ли сестрёнка за Васькой в лес мы узнаем, когда проверим, а соблюдают ли участники наших команд правила поведения в лесу. Так и будет называться наш следующий конкурс – «Правила поведения в лесу».

                       Мы называем правило, а вы, если согласны с ним, то хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами.

  Правила детям:

  1. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много вырастет. ( топаем)
  2. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе своё дело.  ( хлопаем)
  3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом, не мешая. (топаем)

Правила взрослым:

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. (хлопаем)
  2. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. (топаем)
  3. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. (хлопаем)

Хорошо, молодцы, знаете правила поведения в лесу, получаете ещё по одной части картинки. А что же у нас дальше в сказке происходит, смотрим.

Сестрёнка:    Надо в лес скорей бежать, надо Ваську отыскать,

                       У него просить прощенья за худое обращенье:

                       Приносил он нам всегда больше пользы, чем вреда!

Корова:         Как в лесу дремучем страшно!

Где ты, котик наш несчастный?

Вася, я тебя зову! Отзовись скорей! Ау!

Ведущий:      Вскоре видят, на пригорке, у большой мышиной норки,

                       Васька мышку сторожит: у него довольный вид!

Корова:          Вася, Вася, кис – кис – кис! К нам обратно возвратись!

                        Без тебя нам, котик, туго: всех шмелей прогнали с луга

                        Мыши серые! Беда!

Кот:                Не пойду я никуда! Я в лесу живу вольготно:

                        Занимаюсь я охотой, рыбной ловлей на ручье.

                        Не нуждаюсь я ни в чей ни в заботе и ни в ласке!

                        От мышей спастись хотите? Сами их теперь ловите!

 Ведущий:      Вот ведь как кот обиделся, может быть, он и прав, а мы пока продолжим наш конкурс. Нас ждёт «хвостатая викторина». В этих бочонках спрятаны задания (вам нужно отгадать животное по описанию его хвоста). Вы берёте бочонок, открываете и называете номер, за которым прячется вопрос.

Вопросы:

  1. Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (кенгуру)
  2. На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (лев)
  3. Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. ( белка)
  4. Он ловил хвостом рыбу в проруби. (волк)
  5. Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. ( бобр)
  6. Чёрные треугольнички на белой пушистой королевской мантии – это кончики их хвостов. ( горностаи)
  7. Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается. ( мыши и крысы)
  8. Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый.        ( павлин)
  9. Эта птица на своём длинном хвосте «разносит новости по лесу».              ( сорока)
  10. Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом.                   ( поползень)
  11. Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый.  ( ящерица)
  12. Хвост у неё бывает только во младенчестве, а потом пропадает.             ( лягушка)

Молодцы! Отлично справились с заданием, получите ещё одну часть будущей картинки. А мы посмотрим, что же было в нашей сказке дальше.

Сестрёнка:     Ты прости нас, милый кот,

Выгнали тебя и вот, мы теперь без молока,

Корова:          Без зелёного лужка,

Сестрёнка:     Без сметаны и без каши, творожка и простокваши!

                        Поступила я негоже, кринка мне была дороже,

                        Из избы тебя я, право, выгнать не имела права!

                        Ты уж, Вася нас прости, воротись, мышей уйми!

Ведущий:     А вот чтобы Васька вернулся, нужно правильно ответить на вопросы ещё одной не совсем простой викторины под названием «Забавная анатомия».

В этой викторине вопросы располагаются вот на этих бабочках, вам нужно по-очереди подходить, ловить бабочку и зачитывать вопрос.

Вопросы:

  1. У кого есть язык (язычок), но нет рта?  (у колокола, у ботинка, у пламени)
  2. У кого есть горлышко, но нет шейки?    (у бутылки, у графина)
  3. У кого есть ушко, но нет головы?      (у иголки)
  4. У кого есть кисти, но нет рук?   (у винограда, у рябины)
  5. Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра? (цветы ноготки, иначе – календула)
  6. Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают? (цветы анютины глазки)
  7. Кто бежит без ног?  (река, ручей, время)
  8. Кто без рук, без ног, а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает?   (ветер)
  9. Кто без глаз, а слезами плачет? (туча, облако, сосулька, свеча)
  10. У кого есть усы, но нет лица?  (у клубники, огурцов, кабачков)

Справились с заданием, получите ещё одну, последнюю, частичку картинки.

Кот:                Ладно, так и быть, вернусь. Да с мышами разберусь!

                        Учиню я им расправу: как они посмели, право,

                        Без меня озорничать? Это надо прекращать!  

 ( к зрителям)

Я – не просто кот домашний, я – выходит самый важный,

                       Для избы и для полей, для коров, людей, шмелей!

                       Только я сумею, право, на мышей найти управу!

Хорошо, что дети поняли, что без кота не обойтись им. И так в природе устроено, что в ней всё связано, как цепочка. Если нарушается звено цепочки, то всё разрывается. Поэтому важно сохранять всё живое, нравится нам это или нет. И в заключении мы хотели бы, чтобы и ваши картинки были собраны в единое целое. (собираются картинки)

Представление артистов.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитательное мероприятие: "Природа в опасности"

Экологическое воспитательное мероприятие: "Природа в опасности", проведенное в МБОУ СОШ №21 г.Шахты на закрытии недели МО классных руководителей....

Интегрированный кружок "Театр кукол и занимательный английский"

Цель – создание условий для развития творческих способностей в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.Задачи:    Научить своими руками, изготавливать куклы, декорации; Разв...

Мастер класс по изготовлению кукол для школьного кукольного театра. (Дед Мороз для сказки «Дед Мороз и лето»)

Мастер класс с пошаговыми фотоДля работы нам потребуется:лист красного картона,¼ листа чёрного картона,плотная белая бумага (для акварели, пастели,  ватман и т.п.),ножницы,клей,декоративные глазк...

Интегрированное воспитательное мероприятие для старшеклассников "Неподражаемый, бессмертный Ломоносов!"

Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников "Неподражаемый, бессмертный Ломоносов!". М.В.Ломоносов - великий учёный XVIII века...

Воспитательная работа в коллективе "Театр кукол "Буратино"

Воспитательные мероприятия в объединении....

Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.

Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях дополнительного образования....