программа по предмету "Художественное конструирование".
методическая разработка по теме

Старченко Людмила Николаевна

программа для детей дошкольного возраста, направлена на развитие творческих и конструктивных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Все эти качества можно и необходимо развивать  с раннего детства, постепенно прививая тягу к творчеству. Это позволяет сделать художественный труд, на занятиях которым, у детей активно развивается пространственное мышление, в процессе которого ребенок создает полезные и эстетически значимые  предметы и вещи. Художественный труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. А. В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, непременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, не способен к порче, разрушению созданного человеческими руками, природой.

       Предлагаемый курс художественного труда помогает подключить детей к творческой деятельности, он создает прекрасные возможности для интеграции трудового и художественно-творческого процессов. Являясь одним из видов художественного творчества, художественный труд позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения и навыки, полученные детьми на других занятиях.

       Художественный труд, как и всякий продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умения  творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.

        Основная цель программы – общее развитие ребенка, вовлечение его в процесс художественного освоения мира, приобщение к художественной деятельности.

        Задачи:

  1. формирование у детей основ целостной эстетической культуры.
  2. развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
  3. систематическое и целенаправленное развитие пространственного мышления, фантазии, воображения, зрительного восприятия цвета, композиции.
  4. формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе.

        Занятия художественным трудом обладают большим педагогическим потенциалом. Задания можно выполнять индивидуально, тем самым, развивая в ребенке художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности, а также знания, умения и навыки в области художественно-трудовой деятельности.

        Содержание программы нацелено на  формирование у детей художественной культуры как части духовной, на приобщение их к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

         Программа включает в себя 4 раздела:

  1. Лепка
  2. Коллаж
  3. Конструирование из бумаги
  4. Аппликация

         Программа предусматривает формирование у детей эстетического восприятия,   обучение способам действия, развития творчества. Все эти процессы взаимосвязаны, их единству помогают методы и приемы, используемые педагогом в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием обучения. Создание атмосферы доверия- непременное условие занятий художественным трудом.

        Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, доминирующей является игровая форма преподнесения нового материала. Созданию творческой атмосферы занятия помогает привлечение художественно-образных средств других видов искусств- музыки , литературы, живописи, произведений декоративно-прикладного искусства.

         Все дисциплины данного курса способствуют развитию у дошкольников различных необходимых в дальнейшем навыков: улучшается координация движений, умение анализировать и сравнивать, повышается концентрация внимания. Художественное конструирование является средством активизации воображения, фантазии детей, развития пространственного мышления, формирования навыков аккуратности, умения бережно и экономно расходовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают и культурой труда, что важно для их подготовки к обучению в школе.

         Каждый раздел программы позволяет продолжить исследование свойств различных материалов, накопить эмоционально- чувственный опыт от работы с различными фактурными поверхностями, ведь работают дети с различными материалами, которые располагаются не только в плоскости, но и в пространстве.

       Работы детей могут использоваться для оформления кабинета, организации выставок.

   

Учебно-тематический план

Первый год обучения


П/П

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика


1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Вводное занятие. Урок безопасности.

Лепка

Осенний натюрморт

Пластилиновая мозаика

Пластилин и макароны

Украшения из соленого теста

Рисование на пластилине

Домашние животные

Лепка в технике миллифори

1

7

1

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Коллаж

Цветочный коллаж

Снежный коллаж

Крупяные фантазии

Витрина магазина

Коллаж из природного материала

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8


3.9


3.10

3.11

3.12

3.13

Конструирование из бумаги

Подвеска-ромашка

Автомобиль для папы

Конструирование из бумажных полос

Декор карнавальных масок.

Композиция по типу «оригами» «Цветы»

Бабочки из конфетных оберток

Объемная открытка «С Новым годом»

Изготовление объемных елочных игрушек, подвесок, гирлянд

Новогодние подарки на основе конуса «Елочка», «Ангелочек»

Подарок -сердечки ко дню Св. Валентина

Объемная открытка «Сюрприз маме»

«Игольница из поролона»

Объемная композиция «Лебединое озеро»

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4 .8

4.9

Аппликация

Осенний натюрморт

Обрывная аппликация- пейзаж

Закладка для книг

Новогодняя открытка

Аквариум с рыбками

Подарок маме - открытка-сюрприз

Платок.Сложный узор

На лугу. Коллективная работа

Летний пейзаж


9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Экскурсия на выставку ДПИ

1

1

Итоговое занятие. Выставка детских работ.                                      

1

1

Итого

36

36

                                                                                                                             

Учебно-тематический план

Второй год обучения


П/П

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика


1

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Вводное занятие. Урок безопасности.

Лепка

Осенний натюрморт

Пластилиновый пейзаж

Лепим кошку

Пишем буквы пластилином

Украшения из соленого теста

Пластилиновая мозаика

1

6

1

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

2

2.1

2.2

2.3

2.4

Коллаж

Коробочка -сюрприз

Витрина магазина

Коллаж из ткани

Снежный коллаж

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

3

3.1


3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

3.11

3.12

3.13

Конструирование из бумаги

Складывание из бумаги по типу «оригами»

Самолет, летун

Объемные игрушки из полосок бумаги

Рамки для фотографий

Плетем коврик

Сувенир -цветы в кувшине

Корзиночка из бумаги по развертке

Объемная новогодняя открытка «Дед Мороз»

Объемные игрушки и украшения  на елку

Карнавальная маска

Объемная модель -машина, автобус

Сувенир-сердечко ко дню Св.Валентина

Открытка для мамы

Игольница из поролона

15

1


1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

15

1


1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

   

4.7

4.8

 

Аппликация

Зимние заготовки

Воспоминание о лете

Обрывная аппликация «Одуванчик»

Ковер из листьев

Снежный пейзаж(обрывание)

Аппликация из ваты на бархатной бумаге «Снеговик»

Подарок маме

Космос. Коллективная работа


Экскурсия на выставку ДПИ


Итоговое занятие. Выставка детских работ


8

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1


1


8

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1


1


 

Итого

       

36

36

Содержание программы

Первый год обучения

Вводное занятие. Урок безопасности.

1.Лепка

1.1Осенний натюрморт.                                                                                                         Закрепить знания о жанре натюрморта. Передавать не только цвет, но и объем.

1.2.Пластилиновая мозаика.

       Показать способы изготовления пластилиновой мозаики и способы выкладывания: передний план выкладывается из более крупной мозаики, задний план из мелких деталей.

1.3.Пластилин и макароны.                                                                                                               Учить передавать изображение ярко и выразительно с помощью разнофактурных материалов.

1.4.Украшения из соленого теста.

        Совершенствовать навыки лепки, учить передавать с помощью формы характер изображаемого.

1.5Рисование на пластилине.

     Создавать интересные поделки путем выцарапывания на пластилине. Закрепить понятие пейзаж.

1.6.Домашние животные.                                                                                                       Совершенствовать навыки детей в лепке. Учить передавать характерные особенности того

или иного животного.

1.7Лепка в технике миллифори.

      Познакомить с техникой миллифори- растягиванием  цветных полосок из пластилина разных цветов.

     

    2. Коллаж

2.1.Цветочный коллаж.

       Познакомить с коллажем как с новым средством изобразительной техники.

2.2.Снежный коллаж.

       Учить передавать с помощью разнофактурных материалов состояние зимней природы.

2.3.Крупяные фантазии.

       Комбинированная творческая работа с самостоятельным подбором материалов.

2.4.Витрина магазина.

      Изготовление коллажа из журнальных и газетных фрагментов. Научить отбирать материал(рисунки, фотографии, шрифты) из журналов и газет по какому-либо признаку относящийся к определенной теме, составлять из него коллажи.

3.Конструирование из бумаги.

3.1.Подвеска-ромашка.

      Освоение азов конструирования. Работа по шаблону.

3.2.Автомобиль для папы.

      Закрепление навыков работы по шаблону. Обучение способам соединения деталей.

3.3Конструирование из бумажных полос.

     Изготовление игрушки из полоски бумаги путем скручивания, складывания, склеивания. Развивать воображение в процессе конструирования.

3.4.Декор карнавальных масок.

      Декор карнавальных масок в зависимости от назначения, характера персонажа. Применение бросового материала (перо, блестки, бисер и т.д.)

3.5.Создание композиции «Цветы» по типу оригами.

       Познакомить с техникой оригами. Изготовление методом пооперационного диктанта цветов.

3.6.Изготовление бабочек из конфетных оберток.

      Создание ярких и необычных поделок из подручного материала.

3.7.Объемная открытка «С новым годом!»

Работа по шаблону путем вырезания, сгибания и склеивания деталей. Развитие творческих возможностей детей.

3.8.Изготовление елочных игрушек, гирлянд, подвесок.

      Учить вырезать силуэты предметов способом складывания бумаги пополам для симметрии .Для цветовой выразительности использовать разнофактурные материалы.

3.9.Новогодние подарки на основе конуса «Елочка», «Ангелочек»

       Учить работе по развертке. Вырабатывать самостоятельность, аккуратность.

3.10.Подарок-сердечко ко дню всех влюбленных.

        Продолжать учить работе по шаблону, использовать разнофактурные материалы.

3.11.Объемная открытка «Сюрприз маме»

        Использовать ранее полученные знания для декоративного оформления реального изделия.

3.12.Подарок маме «Игольница» из поролона.

         Научить комбинировать различные материалы, расширить представление детей о путях  достижения цели и многообразии способов и средств.

3.13.Объемная композиция « Лебединое озеро»

        Продолжать учить вырезать силуэты предметов способом складывания бумаги пополам, создавать композицию .

4.Аппликация

4.1.Зимние заготовки.

      Учить силуэтному вырезанию. Закреплять технические навыки при работе с ножницами.

4.2.Воспоминание о лете.

      Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, передавать летнее настроение с помощью различных цветов и оттенков.

4.3.Обрывная аппликация «Одуванчик».

       Познакомить детей со строением волокон бумаги. Учить получать изображение способом контурного обрывания.

4.4.Ковер из листьев.

      Освоить технику многослойной аппликации, использовать для передачи цветовой выразительности различные оттенки бумаги.

4.5.Снежный пейзаж (обрывание).

      Познакомить с  перспективой, линией горизонта, особенностями расположения предметов на переднем и заднем плане.

4.6.Аппликация из ваты на бархатной бумаге «Снеговик»

      Познакомить с особенностью изготовления аппликации без использования клея, развивать точность движений, аккуратность.

4.7.Подарок маме.

      Развивать объемно-пространственное мышление, дать основы композиции, понимание того, что сложный узор можно « сложить», составить из более простых элементов.

       

 Экскурсия на выставку ДПИ

     

     Итоговое занятие-выставка

Проведение итоговой выставки детских работ школы «Радуга».

     Работа с родителями

Консультации, Индивидуальные беседы ,родительские собрания.

     

     Воспитательная работа

Посвящение в «Радужцы»

Новогодний утренник

Содержание программы

Второй год обучения

 

     Вводное занятие. Урок безопасности.

    1.Лепка.  

1.1.Осенний натюрморт.

       Продолжать развивать воображение в конструировании пластичных материалов. Расширить знания детей о видах декоративного искусства.

1.2. Пластилиновый пейзаж.

       Закрепить знания о перспективе, линии ,горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

1.3.Лепим кошку.

       Продолжать учить передавать особенности и повадки животных через пластические материалы.

1.4. Пишем буквы пластилином

        Лепка в технике «миллифори»- декоративный прием, придуманный древними римлянами- изготовление разноцветных стеклянных  «стволиков» путем растягивания пучка пластилиновых полосок разного цвета.

1.5.Украшения из соленого теста.

      Продолжать знакомить с особенностями работы с керамическим тестом. Создавать сувенир с учетом характера праздника и предназначения.

1.6.Пластилиновая мозаика.

    

    2.Коллаж.

2.1.Коробочка-сюрприз.

      Продолжать знакомить с коллажем, учить передавать ярко и выразительно с помощью разнофактурных материалов свой замысел.

2.2.Витрина магазина.

      Продолжать учить отбирать материал из журналов и газет для воплощения замысла. Дать детям представление о наиболее важных законах композиции, доступных для понимания детей, представление об искусстве современного дизайна.

2.3.Коллаж из ткани.

      Учить работе с разнообразными материалами, приемам вырезания, обработки,  сочетания и комбинирования тканей.

2.4.Снежный коллаж.

      Развивать объемно- пространственное мышление. Учить использовать прием  жатой бумаги. для передачи объема, пушистости снега.

  3.Аппликация.

3.1.Складывание из бумаги по типу оригами.

      Продолжать учить складывать лист бумаги в разных направлениях, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки.

3.2.Объемные игрушки из полосок бумаги (сердечко, глазик, осьминог)

      Продолжать учить трансформировать полоски бумаги в разных   вариациях, получая при этом  изображение.

3.3.Плетем коврик

      Учить плетению бумажных полос, развивать координацию движений, пространственную ориентировку, воображение.

3.4.Рамки для фотографий

      Закреплять навыки работы по шаблону, учить декорировать рамки по назначению.

3.5. «Цветы в кувшине»- сувенир.

      Продолжать знакомить с приемами вырезания частей и декоративных элементов.

     

3.6.Корзиночка из бумаги (по развертке)

      Учить «читать» чертеж развертки, производить разрезы по пунктирным линиям ,украшать поделку .

3.7. Объемная новогодняя открытка «Дед Мороз»

      Учить создавать необычный образ, навеянный наступающим праздником. Развивать самостоятельность, аккуратность.

3.8.Карнавальная маска

      Учить правилам вырезания по внутреннему контуру, декорировать карнавальную маску в зависимости от характера персонажа.

3.9.Объемная модель: машина, автобус.

      Продолжать учить работе по шаблону, комбинировать различные материалы для придания сходства с реальными предметами.

       

3.10.Сувенир – сердечко ко дню Св.Валентина

        Продолжать учить намечать  и планировать свои действия, добиваться оптимального цветового сочетания в работе.

       

3.11.Открытка для мамы.

        Создание сувенира для мамы – раскладной открытки путем вырезания, складывания, склеивания.

3.12.Игольница из поролона.

       Учить работе с объемными материалами, развивать фантазию и аккуратность.

       

3.13.Пасхальное яичко.

       Познакомить с особенностями празднования праздника, историей обычая украшать яйца. Знакомство с геометрическим орнаментом ,умение выделять элемент в орнаменте.

   Экскурсия на выставку ДПИ

     

     Итоговое занятие-выставка

Проведение итоговой выставки детских работ школы «Радуга».

     Работа с родителями

Консультации. Индивидуальные беседы ,родительские собрания.

     

     Воспитательная работа

Посвящение в «Радужцы»

Новогодний утренник

Выпускной  «До свидания, Радуга!»

Условия реализации программы

1.Занятия проводит педагог, имеющий профессиональное образование.

2.Хорошо освещенные ,специально оборудованные кабинеты, соответствующие санитарным нормам.

3.Наличие материальной базы.

4.ТСО.

5.Фонотека, видеотека.

6.Библиотечка методической литературы.

7.Комплекс наглядных пособий.

К концу учебного года дети должны:

        Знать:

1.технику безопасности при работе с ножницами;

2.технологию изготовления изделий;

3.понятия-аппликация, лепка, коллаж, орнамент.

        Уметь:

1.В доступной форме использовать выразительные возможности материалов;

2.прилагать максимум усилий для успешного создания работы;

3.самостоятельно комбинировать различные приемы работы с бумагой, пластилином;

4.составлять собственные композиции;

5. пользоваться инструментами.

Литература для педагога

1.Гусева И. Соленое тесто. Лепка и роспись. - АГРО,2004.

2.ЛебедеваЕ.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. - М.:Айрис-пресс,2005

3.РумянцеваЕ. Праздничные открытки. - М.,Айрис-Пресс,2005

4.Журналы «Ручная работа», 2006 -2010

5.Журнал «Оранжевое солнце», 2006- 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ПМ.02 Конструирование швейных изделий

В соответствии с ФГОС СПО по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий разработан Комплект учебно-программных документов по профессиональному модулю ПМ.02 Констр...

Программа курса LEGO-конструирование

Программа расчитана на 3 года и предназначена для внеурочной деятельности ФГОС НОО во 2-4 классах...

Рабочая программа "Моделирование и конструирование" (для работы с одареными обучающимися)

Рабочая программа "Моделирование и конструирование" разработана для поддержки и работы с одаренными обучающимися. Цель данной программы - подготовка учащихся к этапам олимпиады...

Образовательная программа объединения "Лего-конструирование"

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариан...

Программа кружка "Лего-конструирование"

Программа кружка "Лего-коструирования" предназначена для ддополнительного образования детей среднего возраста...

Программа студии "ЛЕГО - конструирование""

Программа студии "ЛЕГО - конструирование составлена в 2013 году....

рабочая программа по лего-конструированию

Развить в ребенке логическое мышление, научить азам планирования, основам инженерной мысли, техническим навыкам построения материальных объектов, развить мелкую моторику,  воспитать свободную тво...