Программа внеурочной деятельности для 1 кл
рабочая программа по теме

Быкова Татьяна Геннадьевна

                Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы, а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
               Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизация пропедевтического, корригирующего обучения, - коммуникативная направленность всего комплекса как воспитательного, так коррекционного воздействия через нравственное направление, что поможет устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.
В программме отраженыличностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы во внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_azbuka_dobra_vneurochka_razvitie_rechi.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА "АЗБУКА ДОБРА"
Внеурочная деятельность, духовно-нравственная и коммуникативной направленность.

1 класс

Автор    Быкова Т.Г., учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 19 им. Л.А.Попугаевой» г.Удачный Мирнинского района РС(Якутия)


Пояснительная записка.


                 В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».
               В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.
              Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
               Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
              Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизация пропедевтического, корригирующего обучения, -
коммуникативная направленность всего комплекса как воспитательного, так коррекционного воздействия через нравственное направление, что поможет устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников. Высшие нравственные ценности у учащихся поможет сформировать духовно-нравственное воспитание.
             

Каждое занятие, и все занятия вместе связаны одной, единой целью – воспитание гражданина России.
               Задачи:

  1.  воспитание уважение к нравственным нормам;
  2. осознание обучающимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире;
  3. систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
  4. формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
  5. обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
  6. формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
  7. обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
  8. развитие самоконтроля детей за собственной речью.

                Таким образом, основная задача:

  1. научить учащихся связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли,
  2. рассказывать о событиях из окружающей жизни.
                                                                                                                               

  Основные методы обучения:

  1. наглядно-демонстрационные,
  2. игровые,
  3. методы ролевого моделирования типовых ситуаций,
  4. словесные.
       Программа рассчитана на 66 ч в год (2 часа в неделю).

Тематическое планирование   (66 часов)


п/п

Тема

Кол-во час

Форма деятельности

Дата

 «Осень»

1

Беседа об осени, рассматривание картин, фотографий об осени. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

 «Осень»

1

Экскурсия в осенний лес. Коллаж из осенних листьев. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

«Осень»

1

творческое задание (приметы осени в рисунках) Фонетический анализ слов.

«Хлеб»

1

Беседа о хлебе, пользе, бережном отношении. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Беседа на тему «Хлеб - всему голова»

1

Иллюстрирование пословицы. Фонетический анализ слов.

«Хлебные продукты»

1

Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря творческое задание (Выставка хлебобулочных изделий- коллаж)

«Родная земля – кормилица»

1

Проект-«Моя Родина». Развитие связной речи.

«Ранняя осень» в стихах русских поэтов и в картине И.И. Левитана

1

Выразительное чтение стихотворений. Рассматривание картины. Уточнение словаря

Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед Соловушкой»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа

«Хвойные и лиственные деревья»

1

Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря. Творческое задание (коллективная работа «Хвойный лес» - аппликация из рисунков детей)

Составление описательного рассказа о дереве

1

Составление плана, рассказ.

Фонетический анализ слов.

Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Обувь, одежда, головные уборы осеннего сезона

1

Сюжетно-ролевая игра «Модельеры», создание 1моделей в рисунках одежды для кукол

Сопоставление ранней и поздней осени

1

Чтение наизусть стихотворений об осени.

Литературно-художественная викторина с элементами драматизации на тему «Прощание с осенью»

1

Ответы на вопросы викторины.

 Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря.

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Пересказ рассказа В.П. Катаева «Грибы»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Пересказ рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Составление описательного рассказа на тему «Одежда»

1

тестовая  работа.

Фонетический анализ слов.

«Зима»

1

творческое задание (Рисунки «Белое на черном»)

Составление рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Стихи о зиме наизусть.

Составление рассказа «Зимние забавы»

1

Аппликация и рассказы детей (защита творческих работ) Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Составление рассказа «Кормушка»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Составление рассказа на тему «Как изготовляют мебель»  

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

«Звери»

1

Составление рассказа, презентации; тестовая  работа. Фонетический анализ слов.

Пересказ русской народной сказки «В гостях у дедушки Мороза»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Пересказ рассказа «Воробей» по И.С. Тургеневу

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения»  

1

Рассматривание картины, рассказ по картине. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Творческий пересказ рассказа Н.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Части тела

1

Беседа. Фонетический анализ слов. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Части тела

1

Составление рассказа по предложенному плану.

Строение тела человека

1

Дидактические игры по теме. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Общее представление о человеке  

1

Иллюстрации по теме. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

«Я взрослею»

1

Дидактические игры по теме. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

«Кем быть?» (По мотивам одноименного стихотворения В. Маяковского)

1

Чтение наизусть стихотворения.

 Беседа на тему «Уважай сам себя, будут уважать и люди тебя»

1

Изложение. Лексико-грамматическая работа.

«Дом, в котором ты живешь»

1

короткое сообщение по плану

«Кто построил этот дом?

1

Беседа о профессиях. Фонетический анализ слов.

«Мое отечество – Россия»

1

Слушание песен, клипов о России, знакомство с гимном. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Беседа на тему «Своя земля и в кулачке родная»

1

Иллюстрирование пословицы. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

«Защитники Отечества»

1

Беседа, прослушивание песен, клипов, посвященных 23 февраля. Рассказы детей о папах

«Семья»

1

Тесты, викторина Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

«Поздравляем маму»

1

Чтение наизусть стихотворений о маме. Сочиняем поздравление для мамы.

«Семья»

1

Проект-презентация

Беседа на тему «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

1

Диалог,  минисочинение

Беседа «Семья»

1

Создание картины «Вечер в моей семье» Фонетический анализ слов.

«Если хочешь быть здоров»

1

диалог о физкультуре и спорте. Советы Гантелькина

 Беседа «Нет здоровья - нет счастья»

1

Дискуссия. Рекомендации детей для ЗОЖ. Фонетический анализ слов.

 Рассказ Г.А. Скребицкого «Весна»

1

Выразительное чтение рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Пересказ рассказа Ушинского       «Четыре желания»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Беседа «Грамоте учиться всегда пригодиться»

1

Иллюстрирование пословицы. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

«Весна, весна»  

1

Чтение наизусть стихотворений о весне.

Пересказ рассказа Баруздина          «Страна, где мы живем»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно»

1

Составление плана, озаглавливание частей рассказа

«Дом, в котором я живу»

1

Творческая работа – коллаж. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

«Человек»

1

Беседа. Фонетический анализ слов.

«Город»

1

Проект-презентация «Мой город»

«Транспорт»  

1

Проект-презентация. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

«Профессии. Почта»

1

Экскурсия. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картинок

1

Творческий рассказ по серии сюжетных картин.

Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Составление рассказа «Случай на улице» по серии сюжетных картинок

1

Творческий рассказ по серии сюжетных картин.

Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря

Гости на пороге. Этикет.

1

Беседа, диалог об этикете. Лексическая работа, обогащение и уточнение словаря Практическая работа.

«Дом без книги, что без окон»

1

Беседа о книгах

 Посещение библиотеки.

«Жить – поживать да добра наживать»

1

Диалог,  минисочинение

ИТОГО: 66 часов

Содержание программы

              Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем.
             Продолжая тему нравственности, где пословицы рассматриваются как отображение жизненной мудрости многих поколений. Не будем бояться высоких слов: пафос здесь уместен. Ведь пословицы «живут» веками на страницах книг и «на устах от мала до велика». Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они, как и люди, их создавшие, веселятся, грустят, плачут и ... предостерегают. Как важно, чтобы наши ребята (в школе) под руководством взрослых учились понимать переносный смысл пословиц, постигать их логику и эмоционально-образную выразительность. Нравственная проповедь, созданная предками, дошла до нас не как голая мораль, а в виде краткой, емкой, рифмованной строчки. А ритм и рифму дети воспринимают особо: искренне и с большой верой.  Безусловно, не стоит каждый раз объяснять детям значение каждой пословицы. Предполагается преподнести их в конкретном тексте, игре, ситуации, и затеять беседу, размышление. То есть подвести к доступному, в соответствии с возрастом, пониманию. А глубинный смысл придет позже... Главное — обратить внимание, затронуть чувства.
            Предлагаемый материал программы учит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.
           Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению.

            Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:
— целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);
— овладение содержанием;
— овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.
            Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников, формирует умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. На занятиях дети составляют рассказы по вопросам, предметным, сюжетным картинкам, по серии картинок, графическим (знаковым) схемам, опорным словам, программируя в устном плане развернутые сообщения, отрабатывая умение отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности.
           Важнейшим лексическим умением, формируемым на занятиях, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова, и стараться выяснять и объяснять их значения. В связи с работой над лексическим значением слов учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей. Начинать работу на лексическом уровне следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса учеников по основным группам обобщающих понятий, обозначающих предметы, признаки, действия. Предлагаемые занятия позволят учителю количественно и качественно обогатить активный и пассивный словарный запас учащихся, наблюдая явления антонимии, синонимии, многозначности, омонимии. Систематизация словаря осуществляется через определение смысловых связей между словами, входящими в одно семантическое поле, и направлена на преодоление неправильного, неточного употребления слов, предупреждение морфемного аграмматизма, дизорфографии.
              Блок занятий «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» имеют выраженную социальную направленность, а именно – на осознание ребенком своего места в обществе, на его социальную адаптацию в окружающем мире.
              Значительное внимание уделяется развитию всех познавательных процессов, особенно внимания, словесно-логической памяти и мышления.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения  программы по внеурочной деятельности.

Личностными  результатами  освоения программы «Азбука добра» являются следующие умения:

  1. Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  2. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  3. Эмоционально «проживать « текст, выражать свои эмоции;
  4. Понимать эмоции других людей, сопереживать, сочувствовать;
  5. Высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений и их поступкам;
  6. проявлять интерес к явлениям окружающей действительности; к животному миру;
  7.  проявлять заботливое, внимательное, познавательное отношение к природным явлениям;
  8. уважать труд взрослых;
  9. любить  родную  страну, гордиться ей, бережно относиться к ней, к её богатствам;
  10. уважать, любить и уметь быть благодарными  к людям, защищающим Родину от врагов.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, их анализ.

Метапредметными  результатами освоения программы «Азбука добра» является  формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  1. Учиться работать по предложенному учителем плану:
  2. Учиться высказывать своё мнение на основе работы с иллюстрациями и картинами;

Средство формирования – технология осознанного, выразительного, продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  1. Находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
  2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
  3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Средство формирования – тексты художественных произведений, методика коррекционной логопедической работы, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.

К оммуникативные УУД:

  1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  2. Слушать и понимать речь других;
  3. Выразительно читать и пересказывать текст;
  4. Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;

Средство формирования – технология продуктивного чтения и организация работы в группа,  методика коррекционной логопедической работы, обеспечивающие предупреждение  дисграфии и дислексии.

Предметными  результатами  освоения программы «Азбука добра» является  сформированность следующих умений:

  1. Воспринимать на  слух художественный текст; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного полным предложением;
  2. последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,
  3. объяснять лексического значения слова;
  4. развивать фонематический анализ слов , слуховое восприятие, память, способность к переключению;
  5. составлять устный рассказ по серии картин, по сюжетной картине;
  6. различать рассказ и стихотворение; выразительно читать стихотворения, заучивать наизусть небольшие стихотворения;

Средство формирования – методика коррекционной логопедической работы, обеспечивающие предупреждение  дисграфии и дислексии.

Программа составлена на основе методических пособий:

1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания,

М., 1960.
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.

М., 2006. Ч.1.
3. Гомзяк О.С. Говори правильно.  М.: ГНОМ и Д, 2007.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Развитие связной речи. – М.: ГНОМ и Д, 2006.

5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!//Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: «Литера», 2004
6. Научно-методический журнал «Логопед», № 2  2011г, «Развитие внутреннего плана речи у младших школьников»

7. Светлова И.Е. Развиваем устную речь. //Специальная программа по успешному овладению грамотной и выразительной речью. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...