Современное оригами для детей
статья по теме

Бурлакова Ирина Геннадьевна

В данной статье помещен широкий обзор информации на тему - что дает преподавание искусства оригами современным детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennoe_origami_dlya_detey.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННОЕ ОРИГАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Оригами – древнее искусство складывания поделок из бумаги. Раньше оно было доступно лишь избранным, ведь бумага считалась настоящей роскошью и была очень дорогой, однако времена изменились, и теперь поделки из бумаги может делать любой желающий.

На западе к оригами относились долгое время лишь как к детской забаве, но не спешили принять искусством. Многие поколения мальчиков и девочек в Европе и Америке складывали в детстве бумажные фонарики, птичек, лягушек и фигурки звездочетов. Лишь совсем недавно мир, наконец, рассмотрел в оригами именно искусство, развивают творческие и интеллектуальные возможности человека.

Кто в детстве не делал самолетики, не складывал журавликов и не изготавливал водяные бомбочки? Однако на этом оригами не заканчивается, а только начинается. Сегодня оригамисты по всему миру складывают новые модели, придумывают оригами схемы, в Японии выпускаются даже специальные журналы со схемами оригами.

Много лет назад в Японии был издан учебник по оригами для школьников. Эта книга смогла завоевать доверие не только в учителей, но и у школьников. В учебнике были подробно расписаны различные методики складывания фигурок из бумаги.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

В современном мире техника оригами используется для развития у детишек логического мышления, интеллекта, фантазии и воображения. Кроме этого, занятия по этому виду искусства значительно улучшают координацию движения, логику, конструктивное мышление.

Техника оригами очень продуктивно используется в процессе обучения. С помощью оригами ученики смогут быстрее освоить геометрию, основы архитектуры и другие искусства. Человек, который усвоит основы этой науки, смогут применить свои знания в рекламе, в сервировке стола, в упаковке подарков.

Педагоги давно подметили, что оригами:

  1. Развивает способность работать руками, точность движений пальцев, улучшает
    восприятие информации,
  2. Развивает пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учит читать чертежи;
  3. Учит следовать устным инструкциям и последовательности действий;
  4. Стимулирует развитие памяти, в том числе мышечной;
  5. Учит концентрации внимания;
  6. Развивает уверенность в собственных силах,
  7. Развивает коммуникативные способности;
  8. Развивает творческие способности и исследовательские навыки;
  9. Знакомит на практике с основными геометрическими понятиями.

Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует своё внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на школьников показывает, что это занятие:

  1. Развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки;
  2. Повышает активность правого и левого полушарий мозга;
  3. Развивает интеллектуальные способности;
  4. Активизирует творческое мышление;
  5. Развивает пространственное воображение;
  6. Улучшает глазомер;
  7. Снижает тревожность;
  8. Стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.
  9. Воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу, дисциплинируют ребенка.
  10. Влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышают самооценку.

Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782-1852 г.г.). Именно ему принадлежит заслуга создания в начале XIX в первых детских садов и внедрения практики их работы в систему образования Германии, а впоследствии и других стран Европы.

Фребель предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля и отвлечённых понятий, а через осязаемые реалии складывающейся бумаги.

Начиная с середины XX в. оригами становится известным в Европе и Америке. В апреле 1967 г. создается Английское общество оригами. Параллельно идёт становление этого искусство в США. В России толчок развитию оригами дают создание в 1989 и 1991 г.г. общественные организации - Московский и Петербургский центры оригами. В октябре 1995 г. выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание учебника для начальной школы: "Уроки оригами в школе и дома". С 1996 г. в Москве издательская фирма "Аким" начинает печатать журнал "Оригами. Искусство складывания из бумаги". В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция "Оригами и педагогика", материалы которой издаются отдельным сборником. Конференция становится традиционной и проводится теперь ежегодно. Оригами вводится как дополнительный или факультативный предмет в ряде школ страны. В 1998 г. в США издательство ST. Martin Press выпускает книгу "Russian origami", в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретённые в России. История развития отечественного оригами происходит буквально на наших глазах.

В настоящее время оригами получило широкое распространение во всём мире. Существует большое число организаций (центров, студий), работающих в этой области. Издаются книги, бюллетени, проводятся конференции, выставки, ведётся обучение. В нашей стране, однако, работа в области оригами носит случайный бессистемный характер, ею занимаются буквально отдельные энтузиасты. Отсутствует серьёзная литература (кроме единичных журнальных статей). Основная масса художников, архитекторов, школьных учителей с оригами практически не знакомы. Однако в Санкт-Петербурге вот уже много лет активно работает Городское методическое объединение по направлению оригами. В нем принимают участие более 50 педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов, педагогов школ.

Важным преимуществом в процессе складывания оригами является то, что задействованы обе руки, тогда как многие из нас способны работать лишь правой рукой. Можно делать специальные упражнения для того, чтобы разрабатывать левую руку, а именно рисовать, писать левой рукой, можно даже рисовать что-либо одновременно двумя руками.

Данный вид искусства развивает воображение и конструктивное мышление. Необходимо иметь отличное воображение, чтобы увидеть сначала в геометрических формах, к примеру, лисичку, а затем сложить ее из бумаги. Моделирование из бумаги позволяет детям знакомиться с геометрическими понятиями и формами, хорошо развивает глазомер, повышает усидчивость, развивает внимание, позволяет сосредоточиться на процессе изготовления.

По мнению известных оригамистов Афонькиных С.Ю и Е.Ю., дети любого возраста любят заниматься оригами потому, что:

- Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная поделка!

- Для занятий нужна только бумага и ваши знания!

- С помощью оригами легко и быстро создаётся целый мир, в который можно играть.

- Занятия оригами совершенно безопасны даже для самых маленьких детей.

- Оригами - коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций!

- Оригами не требует больших материальных затрат.

- Для занятий оригами нет возрастных пределов.

- Не требуется особых способностей - получается у всех!

- Помогает быстро украсить класс, комнату, зал.

- С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и самобытные подарки.

 Какие навыки и способности укрепляет оригами?

- Совершенствует способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

- Совершенствует пространственное воображение - учит читать чертежи, по которым складываются поделки и представлять по ним изделия в объёме.

- Знакомит с основными геометрическими понятиями.

- Улучшает способность следовать устным инструкциям.

- Укрепляет уверенность в своих силах и способностях - неуспевающих на уроках оригами не бывает!

- Помогает укреплению чертёжных навыков. Схему понравившегося изделия хочется записать в тетрадку.

- Подталкивает развитие памяти. Ученикам хочется запомнить как можно больше поделок на память.

- Учит сосредоточению внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.

- Разрабатывает имеющиеся от природы творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.

- Способствует созданию игровых обстоятельств. На уроках оригами играют часто и весело!

- Расширяет способности общения.

- Позволяет почувствовать личную причастность к новому международному явлению культуры.

Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению - практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Мы, европейцы, привыкли, что любой конструктор состоит из определённого набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные построения. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Совершенный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создаётся бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших поделок! Несложные приёмы складывания и безграничное воображение людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, весёлый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему миру.

Его подхватывают и парижские модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетние дети. Каждый находит в оригами что-то своё. Архитектор - причудливо пересечённые плоскости, юноша - необычный подарок своей возлюбленной, издатель - спрос на книги по оригами, педагог - возможность стать в глазах своих учеников настоящим волшебником, человек преклонного возраста - способ удивить своих многочисленных внуков, а школьник - радость от необычных занятий. Оригамисты - народ общительный и весёлый. Разве станет человек мрачный и хмурый тратить своё время на какую-то ерунду - складывание бумажек! А между тем это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных сложностей и улететь вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательную страну Творчества.

Статья составлена по материала,
взятым из сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение- одно из условий достижения доступного современного образования для детей с ограниченными возможностями.

Данная работа заинтерисует сетьевых педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. ...

Урок "Современная Россия глазами детей" (итоговое повторение материала в 9 классе)

Методический материал принес победу в конкурсе "Лучшая методическая разработка современного урока". Конкурс учителей Кировского района Санкт-Петербурга....

Современный урок для детей с ОВЗ

Поскольку требования к результатам образования, которые определили новые ФГОС, современные, то и реализовать их может только современный урок. Но как он должен быть организован?В чем новизна современн...

Профессиональная компетентность учителя – словесника в вопросах современной литературы для детей и подростков.

Профессиональная компетентность учителя – словесника  в вопросах современной литературы для детей и подростков.Обратившись к концепции и содержанию Профессионального стандарта педагога, позв...

«В мире животных». Работы в технике «модульное оригами» для детей от 8 до 12 лет».

У вас в руках методические рекомендации, которые адресованы педагогам, преподающим технологию в общеобразовательных школах, детям, занимающимся бумагопластикой, педагогам дополнительного образования и...

План-конспект занятия по современному танцу для детей среднего школьного возраста на тему "Приобретение навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн"

Занятие предусмотренно для детей среднего школьного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с новым направлением в танце - джаз-модерн. Разучивают фрагмент танца в новом стиле....