Сценарий классного часа "Пишет домой война..."
классный час по теме

Меркушева Татьяна Вячеславовна

Сценарий классного часа ко Дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_klassnogo_chasa.docx24.05 КБ
Файл prezentaciya_dlya_klassnogo_chasa.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Адыгея

МОУ СОШ №17 г. Майкопа

«ПИШЕТ ДОМОЙ ВОЙНА…»

Методическая разработка классного часа, посвящённого празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

                                            Составитель: Меркушева Татьяна Вячеславовна, учитель МОУ СОШ № 17

2010г.

I. Пояснительная записка

В последние годы в вопросах воспитания школьников определился целый ряд проблем, которые, в виду их особой значимости, потребовали особо пристального внимания со стороны руководителей системы образования, государственных органов, учителей и родителей.  Речь идет о духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Среди разнообразных форм воспитания серьезное место занимает внеклассная работа учителя. Предлагаемая методическая разработка классного часа направлена на решение сразу нескольких задач: патриотического воспитания школьников, формирования навыков поисковой деятельности, развитие умений и навыков самостоятельной работы учащихся (исследовательской работы, отбора фактов, их анализа), развитие творческих способностей детей (подготовка фотоматериалов, стихов, музыкальных произведений по данной тематике), развитие навыков работы учащихся в программе  MS Power Point и создание самостоятельных презентации.

Актуальность данной работы состоит в том,  что используя компьютерные навыки современных школьников, учитель развивает интерес к истории своей страны, воспитывает толерантность, умение сопереживать. Готовясь к данному классному часу, учащиеся увидели войну глазами простого солдата. Перечитывая фронтовые письма, они смогли  увидеть  не только смелость, отвагу и подвиг, но и любовь, переживания, а иногда и страх.

Подготовка к классному часу проходила в несколько этапов:

  1. обсуждение и выбор темы,
  2. подбор и исследование фото - , музыкальных  и литературных материалов,
  3. посещение музея воинской славы,
  4. поздравление с Днём защитника Отечества и встречи с ветеранами ВОВ,
  5. подготовка виртуальной экспозиции.

В методической разработке представлены  презентация, музыкальное сопровождение, фотографии военных лет, фотографии фронтовых писем.

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов в  8-11 классах и при  подготовке вечеров памяти и литературно-музыкальных композиций, посвященных Великой Отечественной войне.

Проведению классного часа предшествует виртуальная экскурсия, которая проводится в кабинете информатики с использованием интерактивной доски (приложение №4)

II. Сценарий проведения классного часа

Классный час проводится в актовом зале.  На заднем плане большой экран для презентации;  над ним крупными буквами написана тема классного часа; в центре -  маленький столик с большой горящей свечой и стилизованными фронтовыми письмами;  три стула, на которые будут садиться чтецы. Перед сценой – столик с проектором и компьютером для презентации.

Звучит запись «Объявление войны» (приложение №3)

Звучит в записи песня «Священная война» (приложение №3). На сцене появляются ведущие.

1-й ведущий.

Война... От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров.

2-й ведущий.

Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года.

1-й ведущий.

Война... Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»

2-й ведущий.

Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.

1-й ведущий.

Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Звучит метроном, голос за сценой говорит:

- Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил

-Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей

- Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей

- Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну

- Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену

- Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов

- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов

- Всем тем, кто ушел в бессмертие и тем, кто победил

Посвящается . Объявляется минута молчания.

Под  каждую строфу дети спускаются в зал с зажженными свечами.

В зале гаснет свет, тихо начинает играть мелодия «Землянка» (приложение №3)

 На экран  проецируется слайд № 1 (приложение №1), зажигается свет и под музыку звучат слова ведущих.

1-й ведущий.

Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

2-й ведущий.

Это голоса, которым никогда не умолкнут, как бы далеко ни отодвинулось время. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.

На сцену выходит 1-й чтец:

Письмо А. Голикова жене (разворачивает самодельный бумажный треугольник, садится за стол, берёт письмо и читает его, обращаясь к залу (текст письма №1 приложения №2).

На экран проецируется слайд №2 (приложение №1)

1-й чтец:

Александр Голиков и его товарищ Павел Абрамов погибли в этом бою 28 июня 1941 года. Их похоронили местные жители. На могиле героев установлен обелиск.

1-й ведущий.

Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Вот такие письма получали в годы войны.

На экран проецируется слайд №3 презентации (приложение №1)

2-й ведущий.

У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.

Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» (приложение №3)

На сцену выходит 2-й чтец:

Письмо капитана И. Гундиловича жене В. Г. Клочкова (читает похоронку (письмо №2, приложение №2) и садится за стол)

Звучит песня «Баллада о матери» (приложение №3).

На экране проецируются слайды №4,5,6 (приложение №1)

1-й ведущий.

Некоторые матери получили за годы войны не по одной похоронке. В 1976 году «Комсомольская правда» рассказала о судьбе семьи Степановых. Письма с фронтов Великой Отечественной войны в станицу Днепропетровскую на Кубани приходили часто: семеро сыновей Епистимии Федоровны Степановой ушли в разное время на фронт. Вот такие письма писали матери её сыновья.

На сцену выходит 3-й чтец:

Письмо  Героя Советского Союза Александра Степанова матери (подходит к столу, берёт письмо (письмо №3, приложение №2) и читает). Погиб при форсировании Днепра.

Письмо Ильи Степанова из госпиталя (письмо №4 приложения №2). Он геройски погиб в июле 1943 года в битве на Курской дуге, захоронен в братской могиле в селе Афонасове Калужской области. Пал в бою за Родину Павел. Похоронен в Литве. Филипп в 1943 году раненым попал в плен и замучен в лагере Форелькруз, под Падерборном.

2-й ведущий.

С войны вернулся только один сын — Николай, да и то весь израненный. И вскоре умер. Все братья мечтали вернуться к родному очагу. Но дорога к нему пролегла через жестокую, кровавую войну. И они неустрашимо шли этой дорогой.

На экран проецируется слайд №7 (приложение №1)

Звучит песня «Журавли» (приложение №3)

На сцену выходит 4-й чтец, проходит на авансцену и читает стихотворение «Письмо матери»

Звучит песня «Тёмная ночь» (приложение №3)

 1-й ведущий.

Шла война… Боль, смерть, слёзы… И любовь! Любовь помогала выстоять, ради любимых они погибали, ради любимых они побеждали!

2-й ведущий.

В 43-м году Ангелина училась в десятом классе школы N 9. Как-то с фронта к ним прислали для починки целый вагон меховых варежек, все в крови, мазуте. Учительская была полностью ими забита. Школьников сняли с уроков, и девчонки подшивали и чистили их. В одну из рукавичек Ангелина вместе с подругой вложили письмо с наилучшими пожеланиями бойцам.

 1-й ведущий.

Спустя несколько дней она получила письмо с фронта от одного солдатика. Вместе с подружкой решили ему небольшую посылочку отправить:махорку, носки вязаные. А что еще могли в то время? Сами тяжело жили. В ответ пришло еще одно письмо, так завязалась их переписка с Евгением Свиридом, которая длилась два года.

На авансцену выходит 1-й чтец и читает письмо( текст письма №5, приложение №2)

На экран проецируется слайд №7 (приложение №1)

На авансцену выходит 2-й чтец и читает письмо (текст №6, приложение №2)

На авансцену выходит 3-й чтец и читает письмо (текст №7, приложение №2)

1-й чтец:

В победном 1945 году Евгений и Ангелина поженились и прожили вместе долгую и счастливую жизнь.  

На экран проецируется слайд №8 (приложение №1)

Ведущие становятся рядом с чтецами, Звучит песня «День Победы» (приложение №3)

1-й ведущий.

Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

2-й ведущий.

Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.

1-й ведущий.

Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России.

Звучит песня «День Победы» (приложение №3)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пусть говорят солдатские письма... Пишет домой война…

Слайд 2

«Милая Тонечка! Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно... Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она — могила-то?

Слайд 3

Письма военных лет

Слайд 5

Письма военных лет «Вот она, дорога фронтовая – Пепел, рвы, воронки, плотный дым. Я пишу, а над землей, родная, Рвутся бомбы с блеском огневым. В этот миг, когда опасность ближе, Жизнь когда висит на волоске – Только вас в минуты боя вижу В вашем черном вязаном платке, Худенькую, с добрыми глазами. На машину, увозящую меня, Вы смотрели с грустью и слезами, Страх за сына от себя гоня. Милая, душой и сердцем знаю: В долгих думах вы всегда со мной, В материнской грусти изнывая: «Жив ли он. Вернется ли домой?..» Дорогая мама, не тревожьтесь, Твердо верьте в мой ответ: «Вернусь!» Только чуть суровее и строже, Но, как прежде я вам улыбнусь. Письма ваши много раз читаю, Не читаю – знаю наизусть. Я в разлуке с нашим дальним краем, Что скрывать, испытываю грусть. Вместе с нею ненависть густая Жжет всего. – То ненависть к врагам, Мы идем, врага уничтожая, Чтоб скорее встретиться и нам. Вот приеду, в дом открою двери, В час свиданья буду сам не свой. Хорошо, родная, жить и верить, Знать и думать: ждут тебя домой!» К. Арушанов

Слайд 8

Письма военных лет…Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык - не до того было им тогда. День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Солдат войны не выбирает"

Классный час о герое России Виталии Горине, чье имя носит наша школа, погибшего в чеченской войне. Рекомендуется для 5 - 9 классов....

сценарий классного часа "Письма, опаленные войной"

Классный час посвящен Великой отечественной войне, рассказывает о многих человеческих судьбах, роли писем в военное время. Сценарий снабжен мультимедийной презентацией....

Сценарий классного часа "Песни рожденные войной"

Сценарий классного часа о песнях, которые были написаны во время войны и испольнителях этих песен...

Сценарий классного часа, посвящённого событиям Великой Отечественной войны

Сценарий классного часа "Зов белых журавлей", призываюший:Раскрыть значение подвига женщины на войне, жертвенности во имя Победы.Научить умению оценивать героические будни советских женщин, переживать...

Сценарий классного часа.Детство, опалённое войной.

Сценарий классного часа,Детство, опалённое войной....

Сценарий классного часа "Великая война"

Классный час посвящён победе советского народа в Великой отечественной войне...