Сценарий классного часа.Детство, опалённое войной.
план-конспект урока (7 класс) по теме

Дедова Людмила Алексеевна

Сценарий классного часа,Детство, опалённое войной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                «Средняя общеобразовательная школа №14

        Классный час «Детство, опалённое войной»

                                                                               Выполнила: Дедова

                                                                              Людмила Алексеевна

                                       Новомосковск 2015

Цели:

— расширить  представление  обучающихся о юных  героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 — подвести обучающихся к пониманию роли детей в победе в Великой Отечественной войне;

вызвать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии;

воспитание чувства гордости за подвиги детей в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

Оборудование:

— экран;

— проектор;

— компьютер.

Оформление:

— рисунки « Война и дети»

— выставка творческих работ на тему «Что я знаю о войне»

Предварительная подготовка:

— классный час Пионеры-герои»

— работа в библиотеке и сети интернет (учитель и группа учащихся)

— создание презентации (учитель)

— создание видеороликов

— оформление альбома «Пионеры-герои»

Задачи:

  1. Обогащение учащихся знаниями о героическом прошлом нашей страны, о вкладе детей в победу.
  2.  Воспитание уважения к славному прошлому нашей страны, гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
  3. Формирование  активной жизненной позиции.

(Слайд №1)

Ученик:

Ранним, солнечным утром,

В час, когда пробуждалась страна,

Позвучало впервые для юных

Это страшное слово «война»

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом военном году…

Песня «Священная война»

Учитель: 70 лет назад взвился победный флаг над рейхстагом. 70 лет назад советский народ спас человечество от фашизма. В   годы Великой Отечественной войны в жестоких схватках с врагом рядом со взрослыми сражались и дети.

Ученик:

В тот день июньский, на рассвете,

Вступая в бой, святой и правый,

С отцами поравнялись дети

       Геройством, доблестью и славой. (Аверин)

(Слайд №2)

Тема нашего устного журнала: «Детство, опалённое войной»

Цель:

-  познакомиться с юными героями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

-  поддержать интерес к истории своей родины;

-  испытать чувство гордости за своих сверстников, чьё детство совпало с войной

 (Слайд №3)

       В результате нашего исследования нами изучено  много материала по теме «Война и дети». Мы провели анкетирование. По результатам которого видно, как мало знают сегодняшние школьники о Великой Отечественной войне и ещё меньше о жизни детей в те суровые годы.

Учитель: Война застала детей в столичных городах и маленьких деревеньках, дома  и в гостях у бабушки, в пионерском лагере.

    Такою всё дышало тишиною,

    Что вся земля ещё спала, казалось.

    Кто знал, что между миром и войною

    Всего каких-то пять минут осталось.

Учитель: В ночь с 21 по 22 июня – по всей стране – выпускные балы, последние минуты мирной жизни, радости , счастья.

Вальс  (Грохот орудий, взрыв)

Песня Б. Окуджавы « Ах, война, что ты подлая сделала…» (Слайд №4)

Ученик: Сегодня наш рассказ о детях войны, о том,  через что прошли наши сверстники во время Великой Отечественной войны. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они встретили войну в разном возрасте:  кто-то был на пороге юности, кто-то был подростком, а кто-то был совсем крохой.

Страница 1 «Как это было» (Слайд № 5-7)

Ученица: " Мне было 5 –6 лет. Из блокадного Ленинграда нас везли на Урал в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: "Дядя, не надо мою маму!" Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: "Мама, не умирай!" Но она умерла. Я осталась одна".

   Ученик: Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел…»

    Ученик: Мама с папой думали, что мы спим, а я лежала рядом с сестричкой и притворялась, что сплю. Видела: папа долго целовал маму, целовал лицо, руки, а я удивлялась, что никогда раньше он так ее не целовал. Они вышли во двор, я подскочила к окну: мама повисла у папы на шее и не отпускала его. Он оторвал ее от себя и побежал, она догнала и снова не пускает и что-то кричит. Тогда я закричала: «Папа!».
Проснулись сестричка и братик Вася, сестричка смотрит, что плачу, и тоже закричала «Папа!». Выскочили мы все на крыльцо: «Папа!». Отец увидел нас и, как сейчас помню, закрыл голову руками и пошел, даже побежал. Он оглянуться боялся…
Солнце светило мне в лицо так тепло, что и теперь не верится, что мой отец в то утро уходил на войну. Я была совсем маленькая, но мне кажется, я чувствовала, что вижу его в последний раз. Так и связалось у меня в памяти, что война – это когда нет папы.

Ученик:

Мы - маленькие очевидцы,

Последние из могикан,

Нам до сих пор тревога снится,

И до сих пор отбой не дан.

Из тёплой, полной снов постели,

Из комнат, где цвели цветы,

В бомбоубежища  и щели

Мы ночью с бабушками шли…

Страница 2 « Малолетние узники»

Видеоролик «Дети в фашистских концлагерях»

(Слайды № 8 -9)

Учитель: Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и  гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу.  Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.

(Дети по очереди выходят со свечами,   одетые в лохмотья).

       Ученик: Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на моих глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя".

       Ученик: Фашистские нелюди стреляли в нас ради забавы, чтобы посмотреть, как мы в страхе разбегаемся, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.

       Девочка: Нас заставляли выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю.

      Девочка: Здесь все было вытоптано, утрамбовано и словно оцементировано сотнями сапог и ботинок. Здесь не то, что цветку - самой неприхотливой травинке не за что было зацепиться, не во что пустить корни. И вдруг шестилетний житель лагеря увидел за колючей проволокой это маленькое манящее чудо, цветок, которому он не знал названия. И он потянулся за ним, забыв обо всем на свете. Где ему было в те минуты помнить о строжайшем запрете лагерных властей: под угрозой расстрела не покидать пределов лагеря. Его сухонькое исхудалое тельце скользнуло под проволоку; и тут на мальчика обрушился град ударов. Резиновая плеть надзирателя только тогда перестала опускаться, когда его тщедушное тельце покинули последние признаки жизни".

       Девочка: В лагере каждую неделю - баня. Но необычная это была баня, и люди её боялись, словно огня. Её окрестили "прожаркой". От такой "прожарки" с густым настоем хлорки многие теряли сознание, в том числе и мы с Валей. Но раньше отведённого на помывку времени никто не имел права выйти из бани. Наши же лохмотья "прожаривались" в другом помещении, потом выкидывались на улицу. В толпе не так-то просто было найти свою одежду".

      Девочка: А как цинично нас "сортировали" на  пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И мы отчаянно тянулись вверх,  становились на носочки, казалось, обманем, останемся в живых, но как мы заблуждались,  ведь беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

     

 Чтец:

 Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тут голос детский,

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?»

Рука сама  собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется,  он в землю врос:

Глаза как у моей  Наиньи -

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь,  спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат,  солдат, что если б дочка

Твоя  вот также здесь легла?

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, это дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

-Чулочки тоже, дядя,   надо снять?

(Слайды № 10-12)

Учитель: В суровые годы  вместе с  взрослыми  сражались на фронтах и в тылу врага дети. Дети-антифашисты - это Гавроши нашего века, очевидцы и участники больших событий,  прокатившихся над миром, маленькие солдаты Великой битвы.  Следующая страничка нашего журнала посвящена им.

Страница 3. «Дети в боевых действиях»

(слайд7)

Ученик: Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершали бессмертные подвиги. И мы сегодня с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок. Запомните их имена: Зина Портнова, Вася Коробко, Саша Бородулин и многие другие. Они также,  как и взрослые  сражались за нашу Родину. Их именами названы улицы, им поставлены памятники.

(Слайд №13)

 (Рассказ о пионерах - героях на фоне песни «Журавли»)

    1. Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.

Марат был разведчиком у партизан. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.

Навстречу им в своё бессмертье 
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов. /В. Алексеев/

- Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

   (Слайд №14)

   2. Леня Голиков собирал сведения о численности и вооружении врагов.

Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. 

Бессмертное имя - герою награда.

Он вашим ровесником был.

Послушай о том, как любимец отряда

Бесстрашно в разведку ходил.

О том, как, не тратя напрасно патроны,

Фашистов он бил наповал.

 О том, как летели с путей эшелоны,

Которые он подрывал.

Всем сердцем в победу грядущую веря,

В бою он отчаянным был.

Недаром однажды фашистского зверя

В чинах генеральских подбил.

                                           

- Леониду Голикову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

(Слайд №15)

    3.  Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось.

 Её допрашивал четвёртый день подряд

 фашистский офицер, увешанный крестами,

ей руки за спину выкручивал солдат,

её хлестала плеть, её гноили в яме.

Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него,

 что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет….

Но, жёлтая, как воск, она молчала.

 

- Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

(Слайд №16)

4. Валя Котик вместе с товарищами подорвал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Мы вспомним о боях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин
Он, как при жизни, утверждает смело
“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.

- Валентину Котику присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

(Слайд №17)

Ученик:  За мужество и бесстрашие многие дети были удостоены звания Героя Советского Союза. Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали посёлки, расстреливали и вешали жителей. Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями.

Ученик:

Юные погибшие герои,

Юными остались вы вовек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной.

Благодарность вечная вам всем.

Маленькие, стойкие мужчины,

девочки, достойные поэм.

(Слайд №18)

Страничка 4. «Дети Блокадного Ленинграда».

Видеоролик

Учитель:  Ленинградские дети… У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.

    Они разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего".

(Слайд №19-20)

     Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же. Пронзительно поведала людям о войне, которая принесла столько горя  её близким,  двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые лаконичные записи. Сегодня её дневник  выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия – на витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой , потрясённые люди разного возраста и разных национальностей, вглядываются в простые слова.

 

(слайд 11)

Ученик: Таню увезли в поселок Шатки Горьковской области,  но истощенная голодом девочка умерла.  Медицинская сестра рассказала, что Таня умерла у неё на руках, в страшных муках от перенесённого голода, недетских испытаний, крайней дистрофии.

                                                                                                               

(Слайд №21)

Чтец:

Я к ним подойду. Одеялом укрою,

О чём-то скажу, но они не услышат.

Спрошу,  не ответят…

А в комнате трое,

Нас в комнате трое, но двое не дышат.

Я знаю,  не встанут. Я всё понимаю…

Зачем же я хлеб на три части ломаю?

- 15.249 детей блокадного города получили медаль «За оборону Ленинграда».

(Слайд №22)

Страничка5. «Дети -  труженики тыла»

Учитель: Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу:  женщин, стариков и детей.

Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» – девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и у мартенов, у станков. 

  Фронт обеспечить! – нет важней задачи,

Трудились для победы все в тылу,

Бойцам в боях не выстоять иначе,

Труд для победы заслужил хвалу. 

                                                        Анатолий Болутенко

  Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте.  Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе со взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, полураздетые, хлеба и того не было досыта,  они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. Рано познали и крестьянский труд: умели и лошадь, и быка запрячь, и корову подоить. И это всё в 12-13 лет «Всё для фронта, Всё для Победы»: они так стремились приблизить Победу над врагом, поэтому помогали, чем могли.

Звучит мелодия “Бухенвальдский набат”

Помните!

Через века, через года - помните!

О тех, кто уже не придет никогда-                            

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучат - помните!

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже помнили!

                                       

Не плачьте, в горле сдержите стоны.
Памяти павших, будьте достойны
Вечно достойны,
Хлебом и песней
Мечтой и стихами,
Жизнью простой
Каждой секундой
Каждым дыханьем
Будьте достойны!  

Все: Вечно достойны!

Учитель: Почтим память павших!

Кадры о минуте молчания

Учитель: Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. Прошло много лет, а интерес к подвигам отважных не угасает.

А может, нам о них забыть
Опять война,
Опять блокада..

Я слышу иногда:
“Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”.

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она как сила нам нужна… /Ю. Воронов/

- песня А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Поклонимся великим тем годам!»

Источники:

1Баграмян И.Х. "Так начиналась война", М., Воениздат, 1977 г.123с

2«Великая отечественная война 1941-1945 гг.» Энциклопедия, М., 1985г  548с

3 Воронов Н.Н. "На службе военной", М., Воениздат, 1986 г. 264с
4 "История Москвы. Краткий очерк", М., "Наука", 1974 г. 3. Л.И. 24с

5Линьков "Литература "Тригон", 2003 г.
 «О военном детстве и о родителях. 285с

6Артиллерия в годы ВОВ http://www.soldat.ru/

7Пострадавшие дети во время ВОВ http://visualrian.ru/images/item/61111

Приложение №1

Анализ результатов исследования

Анкетирование.

 В анкетировании принимали участие 40 учащихся 3-5 классов.

Респондентам была предложена анкета.

1. Когда началась Великая Отечественная война?- 50%

2. Какие герои Великой Отечественной войны вам известны? – 12%

3. Какие полководцы Великой Отечественной войны вам известны? – 11%

4.Каких пионеров –героев вы знаете? – 0%

5. Какие битвы   Великой Отечественной войны вы  знаете? – 20%

6.По какому озеру проходила дорога жизни зимой 1942года.? – 3%

7.Какой город был взят в блокаду во время Великой Отечественной войны? -46%

8. Какие улицы Новомосковска названы в честь героев Великой Отечественной войны? -12%

Приложение №2

              Анкета

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Какие герои Великой Отечественной войны вам известны?

3. Какие полководцы Великой Отечественной войны вам известны?

4.Каких пионеров –героев вы знаете?

5. Какие битвы   Великой Отечественной войны вы  знаете?

6.По какому озеру проходила дорога жизни зимой 1942года.?

7.Какой город был взят в блокаду во время Великой Отечественной войны?

8. Какие улицы Новомосковска названы в честь героев Великой Отечественной войны?

Приложение 3

Альбом «Пионеры –герои»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Детство, опаленное войной"

Встреча с Анастасией  Дмитриевной Колесовой, ветераном войны и труда....

Конспект классного часа «Детство, опаленное войной»

Формировать положительное отношение глухих школьников к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину...

Классный час "Строки, опалённые войной"

Цель классного часа-познакомить с жизнью и творчеством русских поэтов времён Вликой Отечественной войны.Данная разработка направлена на воспитание патриотизма обучающихся, уважение к тем, кто отдал св...

Классный час "Детство, опалённое войной"

Коассный час поможет расширить знания учащихся об участии детей и подростков в Великой Отечественной войне. Данное мероприятие - пример воспитания патриотизма, гордости за свою Родину и её героев....

Сценарий литературной гостиной "Строки, опалённые войной".

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо, и в этом помогут литературные гостиные, так как тво...

Использование интерактивных методов на классном часу "Детство, опаленное войной"

Цель интерактивных методов состоит в создании комфортных условий,при которых учащийся чувствует, что может быть успешным в интеллектуальном плане, что делает процесс воспитания и обучения более продук...

Презентация к классному часу "Детство, опалённое войной". Для 9 - 11 классов

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определяет содержание и основные пути развития патриотического воспитания граждан Росси...