Использование интерактивных методов на классном часу "Детство, опаленное войной"
методическая разработка (8 класс) на тему

Жалсабон Людмила Владимировна

Цель интерактивных методов состоит в создании комфортных условий,при которых учащийся чувствует, что может быть успешным в интеллектуальном плане, что делает процесс воспитания и обучения более продуктивным. Приобретенные знания и навыки способствуют решению проблем в реальных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ  «Новоселенгинская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

 Конспект классного часа

 в 8 классе

 «Детство, опаленное войной»

подготовила

Жалсабон Людмила Владимировна

Классный руководитель 8 класса

Новоселенгинск, 2016 год


Классный час

«Детство, опаленное войной»

                                                                        Мы - дети, опаленные войной,

                                                                            мы – дети, озаренные Победой.      

                                                                                                      А.Макаров

                                                                                                                               

Цель:

формировать нравственно-патриотическое сознание учащихся.

Задачи:

-создать комфортные условия для поиска знаний о Великой Отечественной войне, познакомиться через поставленные задачи с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений. Активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.

-воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов.

-развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

Ход мероприятия

Зачем на свет приходят дети?

Ведь не затем, чтоб ранней смертью

Ошибки взрослых исправлять,

За то, что столько мы столетий

Не перестанем воевать...

И сколько б век людской не длился,

Будь трижды проклята война

За то, что мы на обелисках

Детей читаем имена…

           Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы рады приветствовать всех, кто сегодня пришел на наш классный час, посвященный памяти юных героев, детям военной поры, отдавших свои жизни во имя мира на Земле.

1.Вступительное слово.

  Давно окончилась война, Давно ушли в запас солдаты, но боль о ней всегда жива, Мы знать должны, какой была война когда-то. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней . «Дети войны»- так называют это поколение. В том далеком 1941г. Они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день - 22июня 1941г.

(звучит фонограмма песни «Священная война» муз.А.Александрова, сл.Лебедева-Кумача)

Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слез удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

           Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали подставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирали завалы после бомбежек.  Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль  и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

   Я передаю слово наше группе «Память».

2.Информациооный блок «Детский фронт»

    Леня Голиков (Мартынова Ирина)

Сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной. Можно сказать, что на территории нашей станы действовал в годы войны самый настоящий детский фронт.

Когда началась война, пионеру Лене Голикову не было еще 14 лет. Когда враги оккупировали родную землю, Леня встал в ряды народных мстителей (партизан). Он принимал участие в 27 боевых операциях:  ходил в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, уничтожал склады. В автусте1942г. вместе с товарищами, устроил засаду, в которую попала немецкая легковая машина с офицерами. При этом, Леня уничтожил из автомата фашистского генерала и захватил его документы, среди которых было описание новых мин. Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатан Указ о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза. В одном из сражений с гитлеровцами Леня Голиков погиб, это было в декабре 1942г. За мужество юный партизан награжден орденом Красного Знамени и медалью “За отвагу”.

            Валя Котик   (Янькова Марина)

    Валя котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты  заняли город, Вале было всего 11 лет. Он ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Тихон Баран  (Жадамбаев Хэшегто)

   А о подвиге этого 12-летнего белорусского мальчишки узнали случай но, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он записал: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои». Этого мальчика звали Тихон Баран. Вся его семья – 6 детей и родители ушли в партизаны. Однажды он с двумя сестрами и матерью пришел в родную деревню за одеждой и продуктами. Полицай  выдал их фашистам. Полтора месяца провели мать с детьми в тюрьме. Затем Тихона с сестрами выпустили, а мать угнали в Германию. Измученные дети вернулись в свою деревню. Девочек приютили соседи, а Тихон вернулся в партизанский отряд. Он стал связным. Однажды, выполняя задание, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую фашисты решили стереть с лица земли как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестер. Один из гестаповцев догадался, что Тихон связан с партизанами. Через час все 957 жителей деревни были расстреляны, а Тихону сохранили жизнь, чтобы он показал фашистам, где прячутся партизаны. Мальчик вроде бы согласился и повел в метель немецких солдат в непроходимые болота, которые и зимой не замерзали. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное.

- Куда  ты нас привел? – закричал офицер.

- Туда, откуда вы не выйдете,- гордо ответил Тихон.- Это вам за все, гады: за маму, за сестер, за родную деревню!

Тихона фашисты убили, но и сами нашли свою могилу в болотах.

     Толя Шумов и Володя Колядов   (Цынгунова Алтана)

           В Осташевском районе  было сформировано три партизанских отряда. В  одному из них присоединились Томя Шумов и Володя Колядов. В задачу юных партизан входили главным образом добывание сведений о численности врага в конкретных местах, а также распространение среди местных жителей агитационных листовок.

           Анатолий не отказывался от любых, даже таких трудных и рискованных заданий как минирование автомобильных дорог и уничтожение телефонной связи противника.

           Была и трагикомическая история. Будучи задержанным, Толя на допросе настойчиво утверждал, что занимается поиском своей пропавшей матери. Он рассказывал немецкому офицеру, хорошо знавшему русский язык, анекдоты про коммунистов и смешные истории и сумел расположить его к себе. Офицер оставил Толю при себе и обещал помочь в розысках матери. Два дня мальчик примерно играл свою роль, при этом высматривая и запоминая все, что происходило во вражеском лагере. Затем, выбрав момент, он сбежал в партизанский отряд, прихватив с собой Полевую сумку с документами и картой офицера.

           30 ноября 1941 года Толя в  Осташево должен был встретиться с Шурой Вороновой, но девушка не пришла на встречу (как окажется позже, накануне она была арестована немцами и расстреляна). В селе началась облава, Толя был схвачен. После допроса, сопровождавшегося пытками, мальчика привязали к саням и под охраной шести автоматчиков направили в Можайск. В лесу Толя был расстрелян. Точное место его смерти не известно. (разведчик Анатолий Шумов был награжден орденом Ленина посмертно.)

           Осташевская средняя школа носит имя Толи Шумова и Володи Колядова. Владимир погиб через несколько дней после смерти Толи, посмертно награжден орденом Красного Знамени.

     

             Зина Портнова  (Данцорунова Саша)

         Зина Портнова – в годы войны, ленинградская школьница была членом подпольной комсомольской организации “Юные мстители”. “Мстители” не только распространяли и расклеивали листовки, но добывали для партизан сведения о действиях немцев. Зине удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава и отравить пищу ядом. 100 немецких офицеров было похоронено. Подозрение пало на Зину. Ее заставили попробовать отравленный суп. Девочка спокойно зачерпнула суп и сделала большой глоток. Чудом она осталась жива. Позже, фашисты, все-таки, схватили Зину, пытали, мучили, но она молчала. На последнем допросе гестаповцы выкололи ей глаза.

Ее допрашивал четвертый день подряд

Фашистский офицер, увешанный крестами.

Ей руки за спину выкручивал солдат.

Ее хлестала плеть, ее гноили в яме.

Угрюмый офицер сказал, что больше нет

Терпенья у него, что это лишь начало

Жестоких мук, каких не видел свет.

Но желтая, как воск, она молчала.

13 января 1944 года девочку расстреляли. Посмертно, Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.

   30 миллионов детей погибло на Земле во время Второй мировой войны…27 миллионов людей потеряла наша страна в Великой Отечественной войне… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов объявить минуту молчания, страна будет молчать 38 лет.

Проклятая война!

Гори она огнем!

Сердца наполнены тоскою и печалью.

Давайте павших помянем

Минутой скорбного молчанья! (Мартынова Ирина)

Почтим память тех, кто отстоял мир ценой жизни, минутой молчания. Прошу всех встать.

(  объявляется минута молчания).

3.Интерактивная беседа

   Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями.

- Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставила их переступить через страх смерти?

 Примерные ответы детей:

  • Они хотели отомстить за убитых родителей, за разоренный дом.
  • Им было жалко людей, которых уничтожали фашисты.
  • Они мстили за унижение своей страны, нации.
  • Они хотели доказать, что наш народ не второсортный.
  • Они не хотели жить в «великой» Германии, а хотели жить в своей стране.
  • Они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев.
  • Ими двигала ненависть к фашизму.
  • Любовь к своей стране, к своей малой родине давала им силы.

  -  Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Примерные ответы детей:

  • Это трудно представить, но, наверное, тоже стал бы бороться.
  • Сейчас, кажется, что мы бы не выдержали, мы уже привыкли к удобствам, к хорошей жизни.
  • Конечно, многие дети сейчас избалованны, капризны, не приучены к труду – наверное, не выдержали бы такого напряжения.
  • Если будет ненависть к врагам, тоже возьмем в руки оружие.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

- Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в нашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям?

Примерные ответы детей:

  • Можно помочь поднести тяжелые сумки, сходить в магазин, вызвать врача, отнести письмо на почту, уступить место в транспорте и т.п.
  • Можно защитить ветерана от хамства, оскорбления.
  • Иногда достаточно простого доброго слова, приветствия, внимания.

 4.Заключительное слово

Сегодня мы говорили о детях-героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну – они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы…  Ведь жить – значит оставаться в благодарной память людей! В наше время в моде другие ценности, другие «герои» становятся образцами для подражания. Когда-то один из руководителей страны предложил поставить детям-героям памятник из бронзы и мрамора. Чтобы люди, увидев этот памятник, плакали и восхищались. Но до сих пор такого памятника, известного всей стране, нет. Но это не значит, что эти ребята должны быть забыты. Это значит, что таким памятником должна стать наша Память.

5.Подведение итогов (рефлексия)

Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация? Что особенно запомнилось? Что нового для себя вы узнали?

Примерные ответы детей:

  • Пожилые люди стали мне ближе, роднее.
  • Очень жалко стало наших стариков-ветеранов – у них ведь не было детства.
  • Начинаешь больше ценить мирную жизнь, наше безмятежное детство.
  • Становится стыдно за хамство, пренебрежение, грубость по отношению к старикам.

Заключительное слово

         “Никто не забыт, ничто не забыто…” – пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину. Пусть жизнь детей военной поры послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.

Этими словами мне и хотелось бы закончить  наш классный час.

Всем, спасибо.

Используемая литература

  1. Классные часы: 8 класс/ Авт.-сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2008.-288с.- (Учебный год)
  2. Внеклассные мероприятия: 7 класс / Авт.-сост. Л.Л.Загемёнова. – М.: ВАКО, 2008. -176с. – (Мозаика детского отдыха).
  3. Песня «Священная война» муз.А.Александрова, сл.Лебедева-Кумача
  4. Интернет. Википедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Использование интерактивных методов на уроках истории

В статье предложены интерактивные приемы обучения на уроках истории...

«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».

Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...

Формирование гражданско-правовой культуры подростков через использование интерактивных методов обучения

В правовом воспитании важно опираться на жизненные факты, близкие ребятам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом  ребят, который предполагает расширение, углубление и обогащ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

В статье  рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках ИЗО....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...