Использование интерактивных методов на уроках истории
статья на тему

В статье предложены интерактивные приемы обучения на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов обучения

на уроках истории

      Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социально-экономические и политические процессы общественной жизни, вводящих юношество в систему гуманистических ценностей и таких приоритетов, как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, достоинство и другие.

  Интерактивные формы уроков являются составной частью концепции современного обучения. Они стимулируют познавательный интерес, разнообразят процесс обучения, раскрепощают личность ребенка, помогают установить тесный контакт между учителем и учеником. В связи с этим последние годы я внедряю в преподавании истории и обществознания интерактивное обучение.

   Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Это обучение как совместный процесс познания, в котором знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.

    Основные характеристики интерактивного обучения:

- комфортные условия, при которых ученик чувствует свою успешность;

- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

- стоит задача – не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность;

- все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения;

- развиваются коммуникативные умения и навыки;

- применяется индивидуальная, парная и групповая работа и разнообразные приемы деятельности;

- обсуждаемые темы неоднозначны.

 

    В своей практике использую такие интерактивные формы обучения:

   1. Создание ситуации выбора.

  1. В 11 классе по истории России по теме: "Большевики берут власть" можно предложить вопрос: "На чьей стороне выступили бы вы, если бы жили в октябре 1917 года? В какую партию вошли. Почему?" (работа может идти в группах: октябристы, трудовики, монархисты)
  2. По теме «Гражданская война в России» предлагается задание:

Среди отечественных историков нет единого мнения по вопросу о том, когда началась гражданская война. Одни связывают ее начало с Октябрьской революцией, другие – с событием корниловского мятежа, третьи относят ее начало к весне-лету 1918 г., когда враждующие стороны перешли к активным действиям, четвертые считают, что свой отсчет она начала с Февральской революции.

  Какой точке зрения вы отдаете предпочтение? Почему?

  1. На уроках в старших классах предлагаю выбрать, как будем работать на уроке: с учителем, в группах или индивидуально

   2. Проблемно-познавательные, логические задания.

  1. Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме «Великая Отечественная война» даю задание проблемного характера: «В чем истоки и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?»
  2. В 10 классе по теме «Куликовская битва» формулируется проблемный вопрос: «Почему 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 году?»
  3. При изучении темы «Россия в ХVI в.» (10 класс), рассмотрев характеристику Ивана Грозного учащимся предлагается ответить на вопрос: Кто он – тиран или..?

  Познавательные задачи могут способствовать становлению различных мыслительных умений.

- Что бы случилось, если бы?

- Что ты имеешь в виду?

- Если она права, то, как повлиять на...

   3.  Ролевые  и деловые игры.

  1. В 9 классе по всеобщей истории по теме: "Страны Азии и Африки в 1945-2001 гг." класс делится на группы, где присутствуют специалисты по истории Азии и Африки. Одни являются летописцами, другие архивариусами  и третьи - историческими лицами. Ребята работают в группах, затем идёт обсуждение отобранного материала или выводов, к которым пришли ребята. Оценки выставляются большинством школьников.
  2. В 6 классе проводится ролевая игра "Я противник или защитник Яна Гуса". Ребята в группах распределяют роли: судьи, церковнослужители,

сторонники Гуса.

  1. Игра «Роль науки в современном мире» (обществознание 11 класс). Ученики распределяются по группам: «ученые», «политики», «обыватели», «реалисты». Каждой группе предлагается сформулировать свои позиции по вопросам:

1) Можно ли рассматривать науку как важнейшую область жизни общества»

2) Оправдан ли постоянный рост расходов государства на поддержание науки?

3) Кто и как должен распоряжаться плодами научной деятельности?

  4. Беседа исторического лица.

  1. В 6 классе по теме "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой

с текстом перед учащимися ставится задача - восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы.

  1. Учащимся предлагается инсценировать интервью с исторической личностью, это могут быть Иван Грозный, Петр I, А.Суворов, Степан Разин и др. Задание выполняют два человека, из которых один – исторический герой, а другой – журналист.

  5. Сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов, синквейна.

  1. Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания. Темы: "Если бы я был Петром I , стал бы прорубать окно в Европу?", " Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как...",

 "Я - свидетель… (событий)", письма на Родину: "Я солдат, участник русско- японской войны" и т.п.

  1. При изучении темы «Экономическое развитие России во второй половине ХIХ века» 8-классникам предлагется сочинить сказку: В 1880 году в Смоленской губернии жил был крестьянин по имени Иван Третьяк…
  2. Примеры составления синквейна:

Александр II                                                              Государство

Умный, добрый.                                               Независимое, социальное.

Умел, понимал, воодушевлял.                       Защищает, управляет, создает.

Крестьянский освободитель.                         Заботиться о гражданах.

Император. (8 класс)                                       Власть.   (10 класс)

  6.  Редактирование параграфов учебника от конкретного исторического лица.

  1. Например, в 7 классе по теме "Внутренняя и внешняя политика Павла I" учащимся предлагается текст: "Я Павел 1, преемник Екатерины II на российский престол, недавно посмотрел ваше издание. При просмотре я заметил оплошности в учебнике на счёт моего правления и до глубины души возмущён. Я уважаю вас, но вы должны писать только правду и ничего кроме правды. Вы господа-создатели, возводите напраслину на моё царствование. Вы говорите, что в моей армии по малейшему поводу и без повода наказывали за непослушания, что там били. Да, это я не отрицаю. Дисциплина должна быть строгой, суровой. Ты только дай волю русскому народу, так он на шею и сядет. Человек провинился и должен быть наказан (был членом тайного антиправительственного кружка, употреблял в речи слова "нация", "патриотизм", восхищался Французской революцией), а вы подчёркиваете, что отстраняли офицеров или чиновников от должности, посылали в Сибирь ни за что, ни про что. Надо же как то бороться. Дисциплина и прочие особенности военной школы помогали русским побеждать. Вы ещё клевещете, что я сослал А.В.Суворова, который был возмущён наказаниями в армии. Это ложь! Я просто берёг его для последующих войн. Суворовский талант необходим России. Покорнейше вас благодарю, что познакомились с моими мыслями".

   7. Лото.

  1. В 10 классе по теме «Киевская Русь» предлагается игровая карточка

882 г.

Нестор

Князь Игорь

911 г.

Ольга

Князь Олег

1072 г.

Князь Владимир

Рюрик

Борис и Глеб

Владимир Мономах

Князь Святослав

1097 г.

Ярослав Мудрый

1113 г.

и карточки со словами: установлены нормы дани, разгромил Хазарию, принял «Русскую правду», строительство крепостей на левобережье Днепра, разгромил половцев, первые русские святые, крестил Русь, автор «Поучения детям», убит в землях древлян в 945 г., автор «Повести временных лет», годы правления 1019-1054, предупреждал «Иду на вы», восстание в Киеве, основатель династии и др.

   8. Тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками.

  1. Пример текста-ловушки "Мамай":

"Хан Мамай был встревожен, давно ожидаемое посольство литовское, почему - то задержалось в Рязани. Опять этот хитрый ноймен Олег ибн Василий плетёт козни. Рязанцам нельзя доверять. Не зря Батый назвал Рязань "злым городом". Наконец янычары сообщили хану: "Прибыли послы". Переговоры о военном союзе шли успешно, но об этом узнал московский монах Сергий и всё расстроил. За три дня без пищи он дошёл пешком из Москвы в Рязань и немедленно закрыл все храмы в городе. Нойону Олегу пригрозил отлучить от церкви, заставлял публично отречься от дружбы с язычником Мамаем".

  1. Исторический диктант с ошибками «Монголо-татары»

Монголы жили в ХII веке на территории Забайкалья и Северной части современной Монголии. Занимались скотоводством. В ХII веке у монголов – период разложения родоплеменных отношений. В 1206 году Темучини на съезде кочевой знати – курултай провозглашен Великим и ему присвоено имя Батый. С 1206 по 1218 гг. монголы покорили киргизов, бурят, якутов, а также Корею, Китай, Индию. Средняя Азия была завоевана монголами за три года (1219-1221). Самарканд и Бухара не оказали сопротивления завоевателям. С покоренными народами обращались монголы всегда одинаково: город разрушали, жителей выгоняли в поле, отделяли ремесленников, остальных безжалостно убивали. В битве на Калке – 1224 год южно-русские князья решили не выступать вместе с половцами против монголо-татар. В бою монголы применяли тактику заманивания врага, окружения и уничтожения…

 

 9. Соотнеси.

  1. Соотнесите события и даты

А. сражение на реке Воже                                 1. 1223 г.

Б. разорение монголами Киева                         2. 1240 г.

В. битва на реке Калке                                      3. 1382 г.

Г. набег на Москву  хана Тохтамыша                4. 1378 г.            

  1. Соотнесите понятия и имена исторических личностей

А. временнообязанные крестьяне                                     1.Александр II

Б. циркуляр «о кухарских детях»                                     2.Петр I

В. коллегии                                                                     3. Екатерина II  

Г. аракчеевщина                                                              4. Александр I

                                                                                       5. Александр III       

   10. Закончи предложение.

  1. 10 класс, обществоведение, урок "Трудовая деятельность".

"Работник индустриального труда рассматривается как... Это нарушает гармонию труда с основными....и ....чертами.  Этот результат индустриального производства называется...труда. Она проявилась в системе американского инженера Ф.У. Тейлора. Он разработал систему организационных мер. Совершенствование трудовой среды, культура взаимоотношений между участниками труда, осмысление ими трудовой деятельности - это компоненты..."

11. Дискуссия, диспут.

  1. Диспут в 11 классе на тему: " Столыпин - русский Бисмарк?".
  2. В 11 классе при изучении темы «СССР в 1956 -1964 гг. в рамках дискуссии предлагается вопрос «Черное и белое в политике Н.С.Хрущева»
  3. В 7 классе по истории средних веков можно организовать спор Лютера и Мюнцера (отношение к крестьянству в период Реформации).

   12. Узнай историческое лицо.

  1. История России, XX век: "Гидрограф, полярный исследователь (занимался поиском "земли Санникова"). Военачальник, один из руководителей Белого движения. Участник русско-японской войны. Во время обороны Порт- Артура ранен, побывал в плену. В первую мировую войну с 1916 года командовал Черноморским флотом. В годы революции и гражданской войны проделал путь от сторонника Временного правительства до Верховного правителя России. Растрелян в Иркутске большевиками".
  2. 5 класс, история древнего мира: " Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но этим способом больше никто не пользовался. Кто он?"

  13. Лекция – парадокс

  1. Данный вид лекции практикуется в 10-11 классах. Учитель читает лекцию, в содержании, которой включает ошибочные сведения, неточности. Учащиеся составляют план, находят в материале ответы на вопросы, поставленные учителем, фиксируют «ошибки». Делают записи в тетради в виде таблицы:

План лекции

Ошибки

Ответы на вопросы

  14. Урок – экскурсия

  При изучении темы «Местное самоуправление» (обществознание 10 класс) была организована экскурсия в местную администрацию, где учащиеся встретились с заместителем главы сельского поселения. Предварительно они получили задание узнать, что такое местное самоуправление, какова структура органов местного самоуправления и их функции, что положитель- ного  и отрицательного в работе органов местного самоуправления.

 15. Дебаты

Одна команда высказывает свое мнение о путях решения проблемы, другая команда приводит доводы в противовес сказанному ранее.

Темы дебатов по обществознанию:

- Подростки должны нести такую же ответственность за преступления, как и взрослые

- Обучение в школе следует продлить

- Права и обязанности человека.

- Алкоголь, наркомания – это отклоняющееся поведение молодежи?

   

  Интерактивный урок предполагает широкое использование разнообразных приемов. Назову те, которые прочно вошли в практику моей работы:

  1.  «Минута разминки»: каждый урок в среднем звене начинаем с разминки, готовят ее ученики по очереди. Формы могут быть разные: блиц-опрос, «Буквенный диктант», кроссворд, тест и др.
  2. «Огонь по стоящим»- вопросы задаются стоящим у доски нескольким ученикам.
  3. «Атака мыслей» - «мозговой штурм»
  4. «Займи позицию» (шкала мнений)

Сформулировав проблемный вопрос, учитель просит учащихся занять позицию: за_______ скорее за_____ скорее против_____ против______  

  1. ПОПС - формула используется при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию:

П – позиция (точка зрения) – я считаю…

О – обоснование (доводы) - …потому, что…

П – пример (факты)  - …например…

С – следовательно (вывод) – поэтому.

  1. «Повторение с расширением»: ученики самостоятельно готовят и задают вопросы учителю или одноклассникам, расширяющие и дополняющие изучаемый материал.
  2. 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку.

  Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся, формированию и развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и повышению успеваемости.

 

 

     

                                                   

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов на уроках английского языка.

Теоретический аспект, актуальность и примеры заданий из опыта работы...

Использование интерактивных методов на уроках истории и обществознание.

При  формировании  предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить...

Использование интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС

Данная статья содержит примеры применения интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС...

Использование интерактивных методов на уроке "Хранение и обработка информации в базах данных"

Материал показывает,, как можно применить интерактивные методы обучения на уроке информатики....

Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении...

Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)

В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...