Использование интерактивных методов на уроках английского языка.
статья по английскому языку по теме

Кильянова Екатерина Александровна

Теоретический аспект, актуальность и примеры заданий из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов на уроках английского языка.

Кильянова Екатерина Александровна,

учитель английского языка МБОУ «СОШ №13» г. Владимира

"Tell me and I'll forget;

show me and I may remember;

involve me and I'll understand."

 (Скажи мне – и я забуду,

 покажи мне – и я запомню,

позволь мне сделать – и я пойму.)

Confucious

В октябре 2009 года был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), а вслед за ним, в декабре 2010 года, последовал новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). В основе обоих Стандартов лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

ФГОС НОО

ФГОС ООО

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт в том числе ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной/основной школы»): 

ФГОС НОО

ФГОС ООО

            любящий свой народ, свой край и свою Родину;

        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

        любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

        доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

        выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды[1]

Новый ФГОС выдвигает также требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования/основной образовательной программы основного общего образования, в которые входят личностные, метапредметные и предметные результаты.

Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы

ФГОС НОО

ФГОС ООО

Личностные

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

Метапредметные

освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Предметные

освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

В сравнении видно, что ФГОС направлен на  обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Это выражается в едином системно-деятельностном подходе и в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы.

Образовательная область «Филология» и предмет «Иностранные языки»  также включен во внедрение ФГОС нового поколения. Для достижения требуемых результатов освоения основной образовательной программы в рамках системно-деятельностного подхода наиболее актуальной методикой преподавания иностранных языков (в частности, английского) является технология интерактивного обучения.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Данная технология является частью личностно-ориентированного обучения. При использовании технологии интерактивного обучения акцент делается на работе в группе, парах, причем эта работа отличается тем, что моделируются ситуации реального общения с целью решения коммуникативных задач. Отличительная черта интерактивного обучения – это обучение в сотрудничестве, мы учимся и познаем вместе.

Для чего мы используем методы интерактивности на уроке? Во-первых, усиливается активная роль учащегося на уроке, во-вторых, возникает мотивированный интерес ученика к изучению английского языка, всё это ведет к созданию условий, при которых развивается речевая компетенция в говорении, чтении, письме и аудировании, а, соответственно, данная деятельность происходит во взаимодействии, взаимообучении, взаимопонимании. На данный момент внедрение интерактивных форм обучения в работу учителя является одной из самых перспективных, нужных и отвечающих современным требованиям методик.

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко).

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. В отличие от субъект-объектного подхода ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Таким образом, интерактивный подход помогает сделать процесс овладения базовой коммуникацией английского языка на школьном уровне более эффективным.

«Пирамида запоминания» ясно дает представление о том, какая деятельность приводит к наилучшим результатам в обучении.

Интерактивное обучение должно быть основано на:

  • субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности);
  • многосторонней коммуникации;
  • конструировании знаний учащимся;
  • использовании самооценки и обратной связи;
  • активности учащегося.

Знания в процессе интерактивного обучения ученик приобретает не в готовой форме, а добывает их сам, в процессе собственной активности. Поэтому цель педагога – создать условия, при которых ученик будет открывать новое знание, конструировать его, использовать. Роль и позиция педагога – подсказать, если нужно, скорректировать; педагог поддерживает активность учащихся, создает благоприятную атмосферу на уроке; в спорах выступает в роли арбитра, а не судьи.

Важно так же, чтобы ученикам было комфортно в рабочей группе. Оптимальное число учеников в группе – 4-6 человек. Принципы формирования могут быть разными:

  • по учебным и внеучебным интересам учащихся (анкетирование);
  • группа, где ее участники дополняют друг друга (личный опыт, работоспособность, эмоциональность и т.д. представлены в разной степени);
  • гетерогенные (разнородные) – сильные учащиеся могут помочь тем, кто послабее;
  • гомогенные (однородные) – дифференцированное обучение, группа сильных, группа слабо подготовленных учащихся

По результатам работы в группах ребята отчитываются, и каждый ученик должен оценить себя как участника групповой работы.

На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве[2].

Student Team Learning (STL)

Вариант разработан в Университете Джона Хопкинса. STL сводится к трем основным принципам:

- Награды (team rewards). Оценку получает вся группа за выполнение одного задания.

- Группы дифференцированы, между собой они не соревнуются.

- Индивидуальная ответственность (individual accountability) каждого ученика: успех или неуспех всей группы зависит от удач каждого ее члена. Учащиеся следят друг за другом, помогают друг другу. Учитель может предложить тест любому ученику. Равные возможности всех учеников в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он  зарабатывает путем улучшения своих предыдущих результатов.

Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить (группы не соревнуются между собой). Создаются несколько подгрупп учащихся, которым дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый выполняет свою часть), либо по “верхушке” (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения задания всеми группами учитель организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаково для всех групп) либо рассмотрение задания каждой группой, если задания были разные. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Тест учащиеся выполняют индивидуально вне группы. Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе, и выставляем общая оценка. Таким образом, и сильный и слабый ученик могут принести группе одинаковые баллы. Соревнуются не сильные со слабыми, а со своими собственными ранее достигнутыми результатами.

Jigsaw  («ажурная пила, машинная ножовка»).

Этот вариант разработан профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе.

Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

Learning Together («Учимся вместе»).

Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете

Миннесота в 1987 г. Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы - награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую - достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Роль учителя - контроль.

Исследовательская работа учащихся в группах (Шеломо Шаран, Университет Тель-Авива, 1976 г.).

Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще этот вариант работы используется в проектной технологии.

Разница между предложенными вариантами не столь существенна. Главное, что основные принципы - одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей соблюдаются во всех случаях. Совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

Вовлечение учащихся в интерактивную деятельность, а также повышение мотивации изучения иностранного языка может быть достигнуто благодаря использованию технологий игр в обучении. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она позволяет более эффективно достигать поставленной цели и задачи урока и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях. Игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют её участникам раскрыть свои личностные качества, повышают их самооценку.

Игра "Соседи".

("Neighbors: May I borrow…?").

Цель: Развитие навыков диалогической речи.

Языковой материал: May I borrow…?, some, any, выражения просьбы.

Дидактический материал: ролевые карточки, картинки с изображением различных продуктов.

Ход игры.

  1. Класс делится на группы по 4-6 человек. Каждая группа подразделяется на пары.
  2. Каждая группа знакомится с ролевым заданием.

You are expecting important visitors tonight. You have been cooking for them, but suddenly you find you have forgotten a vital ingredient. It is Sunday and shops are closed. You must borrow from one of your neighbors - the other people in your group. Remember to be polite. Explain why you need the ingredient so urgently (decide what you are cooking). If you cannot what you want, you must think of an alternative.

  1. Участникам игры раздаются карточки с ингредиентами для приготовления какого-либо блюда и картинки. Но в этом перечне не достает какого-то продукта. Однако, этот продукт есть у другой команды. Цель группы – используя выражение просьбы, вежливо, попросить у соседей недостающий продукт. Например, ученику А: You want: some eggs, salt, flour, butter; ученику Б: You have lots of eggs, salt, flour, butter.
  2. В процессе игры учитель поочередно присоединяется к той или другой группе с целью контроля или активизации речевой деятельности учеников.
  3. Когда всех продуктов хватает, ученики пишут рецепт блюда, с использованием лексики, которая проходится на уроке.

Работа с сигнальными карточками. Развитие навыков аудирования.

Учитель выдает набор карточек трех цветов. Красный цвет соответствует ответу – «нет», желтый – «не знаю, не уверен», зеленый – «да». Затем зачитываются повествовательные предложения на английском языке. Если ученик согласен – поднимает зеленую карточку, не уверен – желтую, не согласен – красную. Таким образом проверяется не только навык аудирования по определенной теме, но и личное отношение ученика к какому-либо явлению.

For example:

  • London is the capital of Scotland
  • London tube is the oldest in the world
  • You can see Trafalgar square from Regent’s park
  • Hyde park is famous for its Speaker’s Corner
  • Prince Charles is the King of The United Kingdom
  • Tower Bridge is named after the Tower of London
  • Royal Parks are the property of Royal family
  • You can see waxworks models of famous people in Madame Tussaud’s museum
  • Parks are not free in London
  • Big Ben is a palace
  • Buckingham palace is the official Queen’s residence when she stays in London
  • It is better to go to the Globe theatre than to the British museum
  • Westminster Abbey is worth visiting
  • I have been to London
  • I would like to visit London’s museums, parks and art galleries
  • English is my favourite subject

Отработка грамматических навыков.

Цель: отработка использования выражения to be going to do something (собираться сделать что-либо); отработка изученной грамматики и лексики (по любой теме)

  1. Ученики делятся на группы по 3-4 человека. Им даются языковые модели:

One of us…

Two of us…

Three (four) of us…

None of us…

Ученики придумывают окончания фраз, используя выражение to be going to do something. Затем по одному рассказывают другим группам, что же они собираются делать.

  1. Ученикам в тех же группах дается задание сделать данное предложение наиболее распространенным, придумать своеобразную историю. Исходный вариант может выглядеть так:

… park… see…; (One of the largest and the most famous London’s parks, where you can see beautiful nature, Hyde park, is situated in central London)

…famous… always… (Many famous people live in London that’s why you can always have an opportunity to meet with one of them)

Это лишь немногие задания, которые может придумать учитель в рамках интерактивной технологии обучения. Многое зависит от творческого подхода преподавателя к уроку.

Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму», я делаю вывод, что интерактивный урок – это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика. Особо надо отметить положительно эмоциональное настроение учащихся не только друг к другу, но и к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширять свой кругозор, овладевать новыми знаниями по изучаемой теме. Это подтверждает эффективность интерактивного метода обучения.

Таким образом, использование интерактивных форм преподавания английского языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность старшеклассников при обучении иностранному языку. И на вопрос «стоит ли прибегать к интерактивным формам обучения на уроках иностранного языка?» можно смело и утвердительно ответить, что «стоит», так как изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению речевыми умениями (понимании речи на слух, разговору, чтению и письму), реализующими коммуникативную сущность языка. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Я считаю, что позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

Использованная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)
  3. Горохова О.А. Приемы вовлечения обучающихся в интерактивную деятельность на уроках  иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции//http://www.docme.ru/doc/121000/priemy-vovlecheniya-v-interaktivnuyu-deyatel._nost._;
  4. Хмельницкая И.Н. Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку//http://festival.1september.ru/articles/418693/


[1] п.п. 5,6 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897); п.п. 7,8 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)

[2] Горохова О.А. Приемы вовлечения обучающихся в интерактивную деятельность на уроках  иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции//http://www.docme.ru/doc/121000/priemy-vovlecheniya-v-interaktivnuyu-deyatel._nost._; Хмельницкая И.Н. Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку//http://festival.1september.ru/articles/418693/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование интерактивной доски на уроках английского языка"

материал предназначен для учителей, начинающих осваивать интерактивную доску. Доклад содержит основную информацию о ИД. Практическая часть представлена файлом .notebook (для чего необходимо установить...

Обобщение опыта работы использования интерактивной доски на уроках английского языка

Материал содержит обобщение опыта работы использования интерактивной доски на уроках английского языка в начальной школе....

Статья "Роль использования интерактивной доски на уроках английского языка"

Статья о важности использования интерактивной доски на современном уроке английского языка....

Использование интерактивной доски на уроках английского языка как методическая проблема. Выбор: индивидуальная или групповая работа?

В этой статье я представляю свой опыт работы в группе с  использованием  интерактивной доски  и мобильного класса....

Использование интерактивной доски на уроках английского языка

Использование интерактивной доски на уроках английского языка...

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...