Использование интерактивных методов на уроках музыки
статья по музыке на тему

Губанова Татьяна Эдуардовна

Методы интерактивного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota._konferentsiya.doc77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы представлены личностные, предметные и метапредметные требования к школьнику. Для получения высоких результатов в образовании,  в программе разработаны универсальные учебные действия. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал знания в готовом виде, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять.  Для этого в стандартах нового поколения сформированы несколько видов универсальных действий; личностные, познавательные, регулятивные.

        Эти тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения подрастающего поколения. Велик интерес к обновлению образовательных моделей, технологий и методов. В настоящее время творческими группами разработаны учебно-методические комплекты по предмету «Музыка», в которые входят учебники и творческие тетради для учащихся. Это способствует глубокому освоению их содержания.  Также, особое внимание уделяется педагогическим инновациям, внедрению  интерактивных технологий преподавания музыки.

               Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом.

      Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках музыки:

  • мозговой штурм;
  • групповая работа (мелкими группами);
  • ролевые игры;
  • музыкальное портфолио;
  • анализ конкретных ситуаций;
  • рефлЕксия.

Кратко поговорим о каждом из них:

 «Мозговой штурм» - интерактивный метод, который можно использовать на различных этапах урока. Критская Е. Д. рекомендует начинать знакомство с новой темой/новым музыкальным материалом при помощи вопросов: к примеру, "Какие чувства, эмоции вызывает у вас эта музыка?", "Как бы вы её изобразили?".

1. В качестве проверки усвоения материала,  можно предложить несколько ключевых слов по теме, составить в логический рассказ, к примеру, - в 5 классе:  музыка, литература, композитор (к примеру: П.И. Чайковский), романс. Из предложенных вариантов  группой выбирается наиболее подходящий.

2. В качестве обогащения словарного запаса учащимся дается задание по цепочке без повторений назвать ассоциативные слова.

3. Вставить необходимое слово в предложение.

Задачами мозгового штурма являются:

- включение в работу всех членов группы;

- определение уровня знаний и основных интересов участников;

- активизация творческого потенциала участников.

В последнее время в практику  школы прочно входят  групповые формы работы учащихся. Групповая деятельность должна обеспечивать необходимое разнообразие мнений, действий для активного участия в работе. В группе формируется познавательный интерес, растет мотивация, возбуждаются эмоции; знания, опыт каждого делается доступным для других.

                В практике  школы групповая форма учебной работы учащихся может использоваться при постановке и решении учебной задачи, сочинительстве сказок и стихов, инсценировок, составлении рассказов на заданную тему или по выбранному герою. Группа в целом выступает как сценарист, режиссер, актер, критик при формировании учебной деятельности.  Можно рекомендовать учителям всех классов систематически включать групповую работу при организации учебного процесса на любом предмете при решении учебной, проблемной, творческой задачи.

Формой организации учебной деятельности может быть работа в парах, когда определенная тема, или вопрос, или задание прорабатывается в паре, которую организуют рядом сидящие ученики. Чтобы работать в парах, детям необходимо:

  • трудиться в парах, то есть слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему мнению, уметь доброжелательно высказывать свое мнение и выслушивать мнение товарища;
  • помогать соседу и учиться у него.

        Такая форма воспитывает «чувство локтя», товарищества, готовность прийти на помощь, в то же время развивает самостоятельность в изучении материала, создает в классе атмосферу доброжелательности, внимания и уважения друг к другу, способствует духовному развитию каждого учащегося. Обобщение знаний происходит при совместной работе, в дискуссии, спорах.

Еще одним увлекательным методом на уроках музыки  является – ролевая игра.

Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Она дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.

Положительные стороны ролевой игры:

В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются знания учащихся, расширяется круг источников постижения музыки.

Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.

Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

Роль учителя заключается в том, что он предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли.

Какие роли могут играть учащиеся на уроках музыки?

Реально существовавшее лицо (композитор, поэт, художник, дирижер, сценарист и т.д.)

 «Интервью» - ученики задают вопросы композитору, художнику, поэту, писателю другой эпохи.

В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Анализ конкретных ситуаций представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Давайте проанализируем вместе конкретную ситуацию и выведем тему урока.

На экране вы видите афишу. Что на ней изображено?

  • Дети: - концертный зал, изображение клавесина, старинные костюмы,  портрет И.С, Баха.
  •  О чем она сообщает и что рассказывает?
  • Дети: Сообщает о предстоящем концерте, потому что указано место, время  и  о том, что музыка, которая будет звучать,  была написана давно.
  • Давайте подведем итоги – о каком композиторе сегодня пойдет речь?

Данный этап завершается небольшой информацией о композиторе, задача которой побудить детей к осознанному слушанию музыкальных сочинений. Достоинством данного метода является  гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  учителя и учеников.

Слайд Портфолио. Еще одним популярным методом является музыкальное портфолио – эта технология обеспечивает активное обучение. В широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки учащимися индивидуальных достижений. В узком смысле слова – это файловая папка, содержащая информацию, отражающую приобретенный опыт и достижения учащегося на уроках музыки.

Эта папка содержит ответы на следующие примерные вопросы:

  • Моя любимая музыка.
  • Что я узнал на определенном этапе обучения?
  • Тема/песня, которая понравилась больше всего
  • Моя концертная деятельность, выражение своих эмоций.
  • Чтобы я хотел узнать на уроках музыки?
  • Что вызвало сложности на уроке?
  • Что я освоил самостоятельно?

Портфолио способствует  оцениванию собственного музыкального развития учащегося, и помогает учителю продиагностировать знания, способности и интересы учеников.

РефлЕксия – анализ учащимися  собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Этот метод позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке. РефлЕксия направлена на осознание пройденного пути.

РефлЕксия классифицируется следующим образом:

  1. РефлЕксия настроения и эмоционального состояния.
  • Карточки с изображением лица - пектограммы (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
  •  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
  • Красный – урок не понравился, зеленый – урок был интересным
  1. РефлЕксия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
  1.  «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, – у меня были проблемы; верхняя ступенька, – мне всё удалось.
  2.   «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
  3. «Поезд» - вагончики – это этапы урока, дети прикрепляют фишку, оценивая свою работу на каждом этапе урока.

РефлЕксия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса.

  1. было интересно…
  2. было трудно…
  3. сегодня я узнал…
  4. я выполнял задания…
  5. я научился…
  6. урок дал мне для жизни…
  7. мне захотелось…

Интересен приём рефлЕксии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хоку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 Опера

Музыкальный  

Спектакль.

Что опера, синтетический вид искусства. Появилась в Италии.

Какие виды опер существуют?

Имена композиторов, которые сочиняли оперы.

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлЕксия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

На уроках музыки для изучения тем, также возможно использование,  различных образовательных видео-передач, например: «Школа Шишкиного леса», «Поющая фа-соль», «Академия занимательных искусств".

Все эти  видео- передачи, подходят как для учеников младшей школы, так и для - средних  классов. В этих видеофрагментах, обучающихся, познакомят с музыкальной грамотой,  различными жанрами музыки, интересных и забавных фактах из истории музыки, познакомит учеников с редкими музыкальными инструментами и стилями. Даже сложные музыкальные термины станут понятными, а выяснение трудных вопросов превратится в увлекательное путешествие по безграничному миру музыки. А сейчас давайте просмотрим  видеофрагмент «Школы Шишкиного леса». К теме урока: «Азбука, азбука каждому нужна».

Заключение

В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания музыки интерактивных методов обучения, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:

- умение брать на себя ответственность при принятии решений,

- толерантность, уважение чужого мнения,

- умение работать с различными видами информации,

- способность постоянно повышать свое образование и т.д.

Главное, использование интерактивного метода, помогает воспитать эмоциональную зрелую личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методик на уроках музыки»

Методика. Гипотезы  исследования: 1. Целостное, гармонизирующее воздействие музыки на личность ребенка. 2. Создание максимально благоприятных условий для личностного развития учащихся средства...

Использование интерактивных методов на уроках истории

В статье предложены интерактивные приемы обучения на уроках истории...

Использование интерактивных методов на уроках английского языка.

Теоретический аспект, актуальность и примеры заданий из опыта работы...

Использование интерактивных методов на уроках истории и обществознание.

При  формировании  предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить...

Использование интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС

Данная статья содержит примеры применения интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС...

Использование интерактивных методов на уроке "Хранение и обработка информации в базах данных"

Материал показывает,, как можно применить интерактивные методы обучения на уроке информатики....

Интерактивные методы на уроках музыки

методические рекомендации и сценарии уроков из опыта работы и обучения на курсах повышения проыессиональной квалификации...