Интерактивные методы на уроках музыки
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Курникова Надежда Николаевна

методические рекомендации и сценарии уроков из опыта работы и обучения на курсах повышения проыессиональной квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_metody_na_urokah_muzyki.docx21.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интерактивные методы на уроках музыки

Музыкальное искусство – предмет особый. В нем переплетаются множество линий образовательного процесса. Основными задачами интегрированного предмета «Музыка» является приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование личности с творческим мышлением, усвоение школьниками ценностей музыкальной культуры, воспитание эстетического отношения к действительности. Я уверенна, эстетическое воспитание должно быть неразрывно связано с нравственным. В связи с этим считаю, что задачи эстетического и нравственного воспитания особенно актуальны сейчас, в наше время. И в выполнении этих задач, мне как учителю эстетического цикла, отводится особая роль.

          Задачи и современной школы, и предмета «Музыка» серьезные, трудные. Как их «исполнить, как к ним приступить?». Ведь мы, учителя, особенно остро ощущаем, что в наше время произошел невиданный разрыв между культурой и образованием. «За годы учебы выпускник должен не только подготовиться к взрослой жизни, но и догнать человечество в его культурном развитии, а затем создать себя по законам культуры», - пишет В.А. Доманский, доктор педагогических наук, в статье «Жить не только в социуме, но и в культуре». В XXI веке изменился подход к современной школе. Вопросы активизации обучения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем образования в настоящее время и помогают разрешить некоторые задачи не только в обучающем, но и в воспитательном процессе школьников. Я хочу, чтобы урок музыки не был исключением, поэтому выбрала данную методическую проблему.

Основная цель заключается в формирование творческой активности личности учащихся и её самореализации. На мой взгляд, это поможет детям выбрать правильные ориентиры в будущем, проявить свою фантазию и занять достойное место в жизни. В последнее время распространены технологии интерактивного обучения, которые и я буду применять на уроках музыки. Интерактивное обучение на уроках музыкального искусства отчасти решает еще одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток информации, техногенные коммуникации, компьютеризация оказывают огромное давление на наших детей. На своих уроках я стараюсь помочь справиться с этой проблемой учащимся. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и настоящего живого общения между учениками.  

В своей работе я буду использовать интерактивные методы. Примерные сценарии уроков можно увидеть в составленных мною разработках уроков музыки, представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных интерактивных технологий на разных этапах урока. В своей работе я опираюсь на научные достижения и опыт знаменитых педагогов, музыковедов, психологов. Готовясь к своим урокам, изучаю технологии, разработанные Г.П. Сергеевой и О.В. Ибрагимовой.

На мой взгляд, интерактивные методы и приемы – это один из главных способов по развитию личностных ориентаций школьников. «Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие» Галилео Галилей. Я уверенна, для того чтобы поднять значимость предмета «Музыка» в современной школе, вызвать интерес у детей к искусству, необходимо искать новые методические подходы к преподаванию предмета в условиях стремительного развития современной молодежи.

Система творческого взаимодействия на уроках требует от учителя высокого педагогического мастерства. Я нахожусь в постоянном поиске новых идей. Работаю над собой, чтобы сохранить психологическое равновесие и эмоциональное состояние для своих учеников. Стараюсь быть открытой, толерантной. Поддерживаю эмоциональную окраску на протяжении учебного процесса, в зависимости от темы урока.

Интерактивные формы работы: «Сочини миф», «Письмо из прошлого», «Послание потомкам», «Статья в журнал» нужно использовать при интерпретации музыкальных произведений. Это позволяет ребятам творчески мыслить, анализировать, фантазировать и раскрывает эмоциональную сторону учащихся. Самым простым и распространенным способом «достучаться» до каждого ученика служит простое введение: «Представьте себе, что…». 

Чтобы создать непринужденную, доверительную атмосферу на уроке, часто использую фразы: «Я приглашаю вас, юные друзья, в …» или «Сегодня мы в гостях …». «Пять вопросов к тексту», «Шапка вопросов», «Чистая доска», «Образ текста» эти методы побуждает учеников к самостоятельной деятельности. Вопрос может быть поставлен как проблемный в начале урока. Проблема может быть сформулирована перед слушанием и интерпретацией музыкального произведения, перед ознакомлением с новой песней. А также учащимся можно предложить сделать вывод в конце урока. В любом случае ученик должен сделать шаг в своем развитии. Работа в парах. Одним из способов вовлечения каждого ученика в работу является организация вопросов друг другу. Это активизирует интерес, вызывает дух соревнования, усиливает мотивацию к обучению. Другой вид работы в парах - обсуждение проблемной темы развивает навыки успешного общения между сверстниками, с другой стороны, развивает умение отстаивать свое мнение. Например, урок в 7 классе в разделе «Особенности драматургии сценической музыки» по теме «Классика и современность». Что означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? Название темы является основной проблемой урока. Ключевые слова для обсуждения в парах: «Классическая» (Что значит слово «классическая»?); «Великая, бессмертная» (Почему?); Современную музыку можно ли считать классической» (Кого можно считать «современниками»?). Работа в группах. Эта технология помогает наладить коммуникацию среди учащихся и приводит к единому мнению. Здесь часто использую прием: «Кто дружнее - тот быстрее!». «Мозговой штурм» развивает умение мыслить, находить нестандартные решения учебных и творческих задач.

Метод художественно-педагогической драматургии позволяет объединить другие методы и приемы и плавно переходить от одного этапа работы к другому так, как строится музыкальное произведение. Художественное название урока помогает глубже проникнуть в тему семестра, настроить эмоционально учеников. А эпиграф к уроку является его идейным зерном. Игровая организация обучения. Моим любимым методом, является игра, так как служит отличным средством включить в работу весь класс, снимает у учащихся боязнь неправильного ответа, раскрепощает учеников. Психологи считают: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».

Сценарные планы уроков музыки

Урок музыки в 7 классе на тему

«Камерная инструментальная музыка. Этюд»

Цель урока: Дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах на примере этюдов эпохи романтизма.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи урока: Образовательные: Знакомство с жанром концертного этюда в творчестве Ф. Шопена и Ф. Листа, а так - же с некоторыми чертами и представителями эпохи романтизма.

Развивающие: Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;

Воспитательные: Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики, расширение кругозора учащихся.

Ход урока.

1. Беседа по теме урока: что такое камерная музыка?

Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

А может быть, кто-нибудь из Вас назовёт жанры, которые относятся к камерной музыке? (Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…)

Слайд 2. Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната).. Многие из известных нам композиторов, как русских, так и зарубежных сочиняли произведения камерных жанров. Может быть, кто-нибудь мне поможет вспомнить их имена? Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Детский альбом»; Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Времена года»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; С.В. Рахманинов «Сирень»; Николо Паганини «Каприс 24»; Мендельсон «Песня без слов»; Ф, Шуберт «Аве Мария».

Но прежде небольшой «мозговой штурм». Слайды с вопросами.

Изучение нового материала.

Слайд 3.Этю́д («изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.).

Слайд4. Фото Ф. Черни. Биографическая справка.

Может исполнить этюд на инструменте учитель, ученик.

Слайд 5. Фредерик Шопен. Биографическая справка

Просмотр видеозаписи Ф. Шопен –этюд № 12.

Обсуждение музыкального произведения. Подбор эпитетов, стихотворений.

Сочинение «синквейна». Прочтение детских работ.

Слайд 6. Фото Ф. Листа. Еще один представитель романтизма.

Слайд 7. Эпоха романтизма. Можно попросить учащихся подготовить доклад на тему Романтизма.

Слушание этюда Ф. Листа «Метель». Обсуждение и анализ музыкального произведения.

Подведение итогов. Рефлексия.

Вокально-хоровые упражнения. Исполнение песни «Как здорово».

Заключительная часть урока. Я предлагаю всем присутствующим на уроке украсить дерево: если урок понравился повесить зеленую ленточку, если не понравился – красную.

Урок музыки в 5 классе «Связь музыки с изобразительным искусством»

2 слайд - Цель и задачи: Урок музыки - это урок творчества - на котором должны быть решены образовательные, воспитательные, развивающие задачи;

3 слайд - Музыка рисует картины природы, рассказывает об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека.

Например - М.П. Мусоргский "Рассвет на Москве - реке"(слушание);

4 слайд - Э. Григ "Заход солнца", "Утро" (можно предложить учащимся вспомнить произведения Э. Грига);

5 слайд - М.И. Глинка "Жаворонок", русская народная песня "Зеленая рощица", белорусская народная песня "Перепелочка"(обсудить жанрово-стилевой анализ произведений);

6 слайд – Вспомнить произведения П.И. Чайковского, какие народные песни использовал в своих произведениях композитор. В финале концерта №1 для фортепиано с оркестром мастерски обработал мелодию украинской песенки-веснянки, в финал 4 симфонии включил народную песню «Во поле березка стояла».  Послушать произведения из цикла «Времена года»;

7 слайд – Образ моря у художников, композиторов, поэтов. Можно послушать или разучить песню на музыку Л. Зацепина «Ты слышишь, море? Послушать впечатления учащихся об этой песни обсудить необыкновенную красочность гармонии в этой песне. Море очень непостоянно, оно разное, волнующее, манящее.  Художники, музыканты, поэты всегда воспевали красоту моря. Как пример, перед вами репродукции картин Айвазовского, где море такое разное, его красота очень притягательная;

8 слайд – Вспомнить знакомые оперы Римского-Корсакова. Среди этих его произведений на первое место должна быть поставлена одна из самых поэтичных опер во всем мировом оперном искусстве - "Снегурочка". Опера эта написана на сюжет сказки А.Н. Островского. Сочинял ее Римский - Корсаков с большим увлечением: чтобы написать всю оперу, ему понадобилось всего лишь два с половиной месяца! Композитор назвал свою оперу "Весенней сказкой" и рассказал в ней о том, как прекрасная пора года - весна неизбежно ухолит, уступая место лету. Обратите внимание, как убедительно и правдиво сумел Римский-Корсаков передать красоту природы, глубину чувств, любовь к жизни, ко всему живому, что тебя окружает. Его музыка заставляет сердцем почувствовать эту "красоту" испытать радость от общения с природой;

9 слайд - Главное достучаться до школьников, научить слушать и понимать, что произведения искусства, в том числе и музыкальные, пытаются запечатлеть красоту природы, давая нам возможность любоваться и наслаждаться ею, становясь от этого внимательней и добрей. Любить и беречь родной край, Родину.


Заключение

В результате обучения на курсах повышения профессиональной квалификации была составлена работа по внедрению интерактивных методик преподавания уроков музыки. Данный проект является обобщением опыта усвоения программы курсов, является логическим завершением курса, систематизирует знания, практические умения и навыки, способы творческой деятельности, полученные в ходе практических занятий, самостоятельных и контрольных работ.

В программе курсов рассматривались содержание, технологии, формы развития профессиональных компетентностей учителя эстетических дисциплин, необходимых ему для успешной реализации требований ФГОС на уроках музыки, искусства. МХК в основной школе.

Изучались основные характеристики музыкально-педагогической деятельности (методологическая, организационная, исполнительская, художественная, исследовательская, просветительская, методическая, информационная). Были показаны интерактивные формы работы в деятельности учащихся; виды мультимедийных технологий, моделирование мультимедийных презентаций, разработка сценарного плана исследовательского проекта. сформировано представление о субъектности учебной деятельности школьников, её структуре и характеристиках в контексте музыкального образования. В процессе изучения программы и материалов курсов приобретены профессиональные компетентности. Профессиональная компетентность учителя музыки – интегрированное качество личности, в котором деятельность характеризуется как комплексная, сочетающая в себе различные составляющие, направленные на совершенствование профессиональной культуры и педагогического мастерства, знание современных подходов в образовании. Актуальность вопроса компетенции учителя очевидна: учитель, желающий изменить своего ученика, должен в первую очередь меняться сам.

В завершении приведу слова Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».


Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Учеб. издание. Серия «Стандарты второго поколения». –М.: Просвещение – 2009.– 24 с.

2. Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников: учебно-методическое пособие/ под общ. ред. М.В. Захарчкенко. – СПб.: СПбАППО, 2011. – 138 с.

3. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 288с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5.Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.

6. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике/ В. Г. Ражников. – М.: Классика – ХХI, 2004. – 136 с.

7. Юсфин А. Г. Музыка – сила жизни / А. Г. Юсфин. – СПб.: Аюрведа Плюс, 2006. – 260 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методик на уроках музыки»

Методика. Гипотезы  исследования: 1. Целостное, гармонизирующее воздействие музыки на личность ребенка. 2. Создание максимально благоприятных условий для личностного развития учащихся средства...

Использование интерактивных методов на уроках истории

В статье предложены интерактивные приемы обучения на уроках истории...

Использование интерактивных методов на уроках английского языка.

Теоретический аспект, актуальность и примеры заданий из опыта работы...

Интерактивное обучение на уроках музыки

Интерактивное обучение на уроках музыки...