Дополнительная образовательная программа «ЦИФРОВОЕ ВИДЕО И ФОТО»
рабочая программа на тему

Мурашкин Юрий Анатольевич

 

Содержание и оформление образовательной программы дополнительного образования детей, представлено на основании требований Минобразования России, утвержденных на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003г.

Без помощи теле-, видео- и фотопродукции, других носителей информации, сейчас трудно представить себе патриотическое, нравственное, моральное, экономическое и иное воспитание людей; пропаганду важнейших на сегодняшний день задач.

Экранные технологии заняли прочное место в жизни современного общества. Данное программное направление включает школьников в современные визуально-эстетические практики и предполагает освоение ими элементов современных экранных технологий, дизайн и др.

Программа ориентирована на формирование у школьников знаковых, образно-символических форм  мышления  и  представления, она предполагает изучение места визуальных технологий в современной культуре, анализ современных средств построения образов.

Предназначение программы – развитие творческих способностей и профильную ориентацию юношества.

Целью программы является – овладеть основами компетенции видеооператора, оператора видеомонтажа и фотографа на любительском уровне.

Образовательный уровень программы – освоение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа «Цифровое видео и фото». Составил: Мурашкин Ю.А.                 

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 169»

УТВЕРЖДЕНА

Приказом руководителя

общеобразовательного учреждения

№ _____ от _________2011 г.

Дополнительная образовательная программа

«ЦИФРОВОЕ ВИДЕО И ФОТО»

Возраст обучающихся – 14-17 лет

Срок реализации программы – один год

Составил: Мурашкин Юрий Анатольевич

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Зеленогорск, 2011

Содержание и оформление образовательной программы дополнительного образования детей, представлено на основании требований Минобразования России, утвержденных на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Без помощи теле-, видео- и фотопродукции, других носителей информации, сейчас трудно представить себе патриотическое, нравственное, моральное, экономическое и иное воспитание людей; пропаганду важнейших на сегодняшний день задач.

Экранные технологии заняли прочное место в жизни современного общества. Данное программное направление включает школьников в современные визуально-эстетические практики и предполагает освоение ими элементов современных экранных технологий, дизайн и др.

Программа ориентирована на формирование у школьников знаковых, образно-символических форм  мышления  и  представления, она предполагает изучение места визуальных технологий в современной культуре, анализ современных средств построения образов.

Предназначение программы – развитие творческих способностей и профильную ориентацию юношества.

Целью программы является – овладеть основами компетенции видеооператора, оператора видеомонтажа и фотографа на любительском уровне.

Образовательный уровень программы – освоение.

Программа является модифицированной из типовых программ фотокружка и кружка «Юный кинолюбитель» (Сборник "Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, художественные кружки". Издательство "Просвещение", 1981 год), программы во многом не устарели и сейчас.

В данные источники автором были внесены изменения с учетом современных требований к оформлению и содержанию дополнительных образовательных программ, возможностей МОУ СОШ №169, и она была переименована в программу «Цифровое видео и фото».

При отборе тем программы учитывались: заказ общества, т.е. родителей, как возможность дальнейшего профессионального ориентирования детей и особенность местного сообщества – возможность сотрудничества с другими образовательными, информационными и культурными учреждениями города, средствами массовой информации города и региона.

Отличительной особенностью данной программы является:

  1. Разностороннее применение ИКТ в процессе обучения. Основа – использование современных цифровых технологий.
  2. Развитие визуального творчества детей, через основы экранных технологий – Получение информации  перенос информации на «цифру»  обработка «цифры» на персональном компьютере  хранение информации на электронных носителях  практическое использование информации.
  3. Использование форм обучения, включающих подростков в творческое проектирование и изобретательство – самостоятельно действовать и создавать.
  4. Организация игровых и деловых ситуаций, в которых обучающиеся приобретают опыт взаимодействия, учатся принимать решения, брать на себя ответственность.

Образовательная деятельность программы носит как художественный, так и научно-технический характер.

Задачей программы является научить подростка самостоятельно, на любительском уровне:

  1. выбирать «видео и фото объект»,
  2. снимать его,
  3. обрабатывать в компьютерных программах-редакторах,
  4. презентовать продукт своей деятельности.

Форма организации содержания – интегрированная.

Форма организации деятельности – студия. Профиль деятельности студии принадлежит к визуальному творчеству, как средству передачи информации (экранные технологии). Все это с одной стороны, предполагает самые прямые связи творческого процесса с  реальной живой действительностью, а с другой  предоставляет неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, для творческого осмысления жизненного материала.

Организация деятельности студии предполагает и основывается на работе в команде – съемочной группе (сценарист – режиссер – оператор – монтажер). За время обучения все учащиеся объединения попробуют себя в различных творческих ситуациях (роли в команде распределяет педагог).

Приобретя компетенцию видеооператора (фотографа) юноша или девушка сможет самостоятельно выбирать (придумывать) тему «из жизни», для создания своего фильма (фотографии, сюжета, репортажа) и уметь презентовать его.

В программу может войти любой подросток. Предпочтительный возраст обучающихся 14 – 17 лет. Программа учитывает возрастные особенности юношества (в основе – возрастная периодизация по Д.Б.Эльконину). В этом возрасте преобладает учебно-профессиональная деятельность. Также учитывается мотивации юношей, их стремление к самостоятельности; происходит компенсация юношеского максимализма и идеализма.

Проект организации образовательного процесса по программе «Цифровое видео и фото» предполагает один учебный год, продолжительностью 34 недели.

Режим занятий студии (согласно рекомендаций СанПиН 2.4.4.1251-03):

  1. оптимальный численный состав учащихся в группе – 6-8 человек;
  2. количество занятий – 2 раза в неделю по 2 часа;
  3. продолжительность занятий – 45 минут с 10-ти минутным перерывом.

Занятия в студии (согласно закона РФ «Об образовании», типового положения об ОУДОД) организуются и проводятся:

  1. со всем составом учащихся,
  2. в группах с переменным составом (по подгруппам),
  3. индивидуально.

Образовательный процесс в студии организован в форме чередования теоретических, практических и семинарских занятий. Способы организации: зачеты и конкурсы, тематические экскурсии, деловые игры и пресс-конференции, выставки и фестивали, участие в научно-практических конференциях и проектной деятельности и т.п.

Общее количество учебного времени по программе составляет 136 часов, более половины из которого – практическая деятельность обучающихся. Автором предполагается, что этого времени будет достаточно для овладения ими компетенциями «фото-видео- любителя».

В ходе реализации данной программы обучающиеся достигают следующих результатов:

  1. умение самостоятельно определять приоритеты, анализировать их;
  2. умение самостоятельно пользоваться любительской фотоаппаратурой и видеотехникой;
  3. овладение основами компьютерного монтажа видеофильма и фотодизайна;
  4. получает представление о профессиях видеооператор, оператор видеомонтажа, фотодизайнер;
  5. умение работать в команде – съемочной группе.

Этапы реализации программы:

На первом этапе предполагается овладение знаниями, умениями и навыками необходимыми в производстве любительской фотографии и любительского видеосюжета (фильма, репортажа).

На втором – овладение компетенцией фотографа и видеооператора (монтажера) на любительском уровне.

Уровни ключевых компетенций:

Первый уровень касается образования и будущего учащихся и может быть назван «ключевыми компетенциями для всех учащихся».

  1. Учебные и исследовательские компетенции:
  1. Усвоение элементарных основ производства цифровой фото и видеосъемки.
  2. Умение самостоятельно пользоваться любительской цифровой фото и видеотехникой.
  3. Овладение, на любительском уровне, навыками редактирования цифрового фото в программе «Adobe Photoshop», цифрового видео в программе «Pinnacle Studio».
  4. Выбрать тему (создать сценарий фото или видеофильма),
  5. Произвести съемку, обработать отснятый материал, произвести монтаж, презентовать произведенный продукт.

Второй, более узкий, уровень относиться к развитию качеств личности, которая необходима новому российскому обществу.

  1. Сотрудничество и организаторская деятельность:
  1. Организовывать свою работу и принимать решения.
  2. Собрать команду (съемочную группу), сотрудничать и работать в команде.
  3. Вступать в проект.
  1. Социально-личностные и личностно-адаптивные компетенции:
  1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
  2. Понимать произведения искусства и литературы.
  3. Вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.
  4. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
  5. Придумывать новые решения.
  6. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
  7. Быть упорным и стойким перед трудностями.
  8. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.

Дополнительная образовательная программа «Цифровое видео и фото» предполагает вариативность – в зависимости от усвоения изученного материала, обучающиеся могут находиться на разных уровнях реализации программы. В соответствии с этим, к каждому обучающемуся будет произведен индивидуальный дифференцированный подход в выборе самостоятельной и практической работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего часов

Формы организации занятий

лекции

практика

Введение в курс

4

4

---

Цифровая фотоаппаратура и фотосъёмка

6

2

4

Программа  «Adobe Photoshop» и работа в ней

24

18

6

Цифровая видеотехника и видеозапись

6

2

4

Программа  «Pinnacle Studio» и работа в ней

24

18

6

Производство цифровой фотографии

20

6

14

Производство цифрового видеофильма

22

8

14

Основы профессиональной деятельности

18

4

14

Проектная и творческая деятельность

12

---

12

Итого:

136

62

74

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВОЕ ВИДЕО И ФОТО»

Тема №1: «Введение в курс» – 4  часа.

1.1.        Требования курса – 1 час (вводное занятие).

  1. Анкетирование.

Анкетирование – кругозор, интересы и увлечения учащихся, знание (незнание) специфики экранного творчества, наличие опыта фото и видеосъемки.

1.1.2.        Инструктаж по ТБ и ОТ.

Инструктаж по правилам ТБ и ОТ во время проведения занятий, при обращении с фотоаппаратурой, видеотехникой и другим оборудованием,  правилам поведения в образовательном учреждении. Требования педагога к учащимся на период обучения.

1.2.        Специфика курса – 3 часа (вводные занятия).

1.2.1.        Школьная фотовидеостудия.

Основные направления деятельности школьной фотовидеостудии, основные этапы, перспективы развития и успехи. Цели и задачи студии.

1.2.2.        Специфика экранного творчества – 2 часа (экскурсия).

Общее представление о работе городских телевидеостудий, СМИ и других профильных объединений, связанных с визуальным творчеством молодежи. Экскурсии в городские телевидеостудии.

Тема №2: «Цифровая фотоаппаратура и фотосъёмка» – 6  часов.

2.1.        Цифровая фотоаппаратура – 1 час (теоретическое занятие).

2.1.1.        Технические средства, выбор и применение аппаратуры (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Общая характеристика бытовой фотоаппаратуры. Широкий диапазон технических и функциональных возможностей. Комплексный характер её эксплуатации. Основные технические параметры, соответствие класса. Особенности выбора аппаратуры: бытовая – профессиональная;  цифровая; по формату и т.д.

Фотоаппаратура – современный  инструмент исследования и познания окружающей нас действительности и средство массовой пропаганды.

Принадлежности к фотоаппаратуре, применяемые при подготовке к съёмке и во время её (оптические, механические, экспонометрические и осветительные приборы, адаптеры).

Правила обращения с аппаратурой, уход, хранение и техника безопасности.

2.2.        Цифровая фотосъёмка – 1 час (теоретическое занятие).

2.2.1.        Введение  в основы записи изображения (лекция с использованием фрагментов компьютерной программы).

Основные понятия. Предмет, объект, методы исследования.

2.2.2.        Изобретение, развитие и совершенствование записи изображения (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы).

Предпосылки. Изобретение фотографии. Открытие способа записи визуальной информации. Впервые запись изображения. Краткая история. Применение в науке, технике и общественной жизни. Фото – вид художественного творчества, показатель общей культуры современного человека.

2.2.3.        Основные понятия записи изображения (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы).

Принцип передачи изображения. Передача цветной картинки.

С развитием микроэлектроники стало возможным разместить на твердом кристалле полупроводниковой пластины большое количество микроскопических электронных элементов… формат изображения: MPG, BMP, TIF…

2.3.        Итоговое занятие по теме №2 - 4 часа практика.

4.3.1.        Самостоятельная работа – 2 часа (индивидуальная работа под руководством педагога).

Каждый ученик заранее получает задание на самостоятельную работу – подготовку информационных сообщений докладов.

4.3.2.        Зачет по теме – 1 час (деловая игра).

Каждый ученик защищает свою самостоятельную работу и получает рейтинговую оценку.

4.3.3.        Рефлексия по итогам деловой игры – 1 час (диспут).

На основании сравнения оценок выполнения практической работы анализ и оценка собственной.

Групповое и индивидуальное консультирование.

Тема №3: «Программа  «Adobe Photoshop» и работа в ней» – 24  часа.

3.1.        Приступаем к работе в Photoshop – 6 часов теория.

В этой главе описываются элементарные файловые операции в программе Photoshop: запуск программы, открытие и закрытие файлов, сохранение отредактированного изображения. Рассматриваются простейшие действия в среде Photoshop: выделение областей, сложение и вычитание выделенных фрагментов, их трансформация, перемещение и дублирование, обрезка изображений.

Запуск программы. Интерфейс пользователя  Стандартные элементы. Палитры

3.2.        Создание монтажа Photoshop – 12 часов теория.

В настоящей главе воспользуйтесь уже полученными знаниями, чтобы освоить несколько новых приемов создания более сложного монтажа. Будет предложен для использования довольно широкий арсенал средств, предоставляемых Photoshop (средства для выделения областей, маски, каналы, слои, текст, тоновая и цветовая коррекция, инструменты ретуши, эффекты на слоях, режимы наложения пикселов, некоторые фильтры), что поможет получить убедительный результат, то есть такой, в котором только ваш собственный наметанный глаз сможет обнаружить малозаметные "швы".

3.3.        Монтаж в Photoshop – 6 часов практика.

3.3.3.        Самостоятельная работа «Монтаж своего изображения на компьютере и сохранение его в файле» – 2 часа (индивидуально под руководством педагога).

Отработать навыки монтажа с использованием компьютера; Закрепить полученные знания на практике.

3.3.4.        Практическая работа «Редактирование изображения. Фотодизайн» – 4 часа (индивидуально под руководством педагога).

Закрепить полученные знания, и отработать полученные навыки на практике.

Тема №4: «Цифровая видеотехника и видеозапись» – 6  часов.

4.1.        Цифровая видеотехника – 1 час (теоретическое занятие).

4.1.1.        Технические средства видеозаписи (лекция с использованием фрагментов компьютерной программы и наглядных пособий).

         Общие сведения. Назначение, классификация, характеристики: Видеокамера. Видеопроигрыватель. КАМКОРДЕР (CAMera + reCORDER) – видеокамера, объединенная с видеопроигрывателем. Формат – DV, DVD, AVI, MPEG. Видеокассета. Видеодиск.

4.1.2.        Выбор и применение аппаратуры (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Общая характеристика бытовой видеоаппаратуры. Широкий диапазон технических и функциональных возможностей. Комплексный характер её эксплуатации. Основные технические параметры, соответствие класса. Особенности выбора видеоаппаратуры: бытовая – профессиональная; адаптированная – цифровая; по формату и т.д.

Видеоаппаратура – современный  инструмент исследования и познания окружающей нас действительности и средство массовой пропаганды.

Принадлежности к видеоаппаратуре, применяемые при подготовке к съёмке и во время её (оптические, механические, экспонометрические и осветительные приборы, адаптеры).

Правила обращения с аппаратурой, уход, хранение и техника безопасности.

4.2.        Цифровая видеозапись – 1 час (теоретическое занятие).

4.2.1.        Введение  в основы записи изображения (лекция с использованием фрагментов компьютерной программы).

Основные понятия. Предмет, объект, методы исследования.

4.2.2.        Изобретение, развитие и совершенствование записи изображения (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы).

Предпосылки. Изобретение фотографии и кино. Открытие способа записи звуковой информации на магнитные носители. Впервые запись изображения. Краткая история. Применение в науке, технике и общественной жизни. Видео – вид художественного творчества, показатель общей культуры современного человека.

4.2.3.        Основные понятия записи изображения (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы).

С изобретением радиосвязи стало возможным реализовать давнюю мечту человека о передаче информации на большие расстояния без проводов. С трансляцией звука радиоинженеры справились довольно быстро. Передача изображений, особенно движущихся, требовала значительно большей работы.

Что бы передать по единственному каналу связи картинку, ее надо разбить на отдельные точки. И информацию о цвете и яркости каждой точки передавать последовательно, построчно…

Принцип последовательной передачи изображения реализован в двух приборах – передающей и принимающей телевизионных «трубках»…Электронный луч (видеосигнал). Передача цветной картинки.

С развитием микроэлектроники стало возможным разместить на твердом кристалле полупроводниковой пластины большое количество микроскопических электронных элементов…

Теперь в бытовых и недорогих профессиональных видеокамерах в качестве принимающего элемента применяются ПЗС – прибор с зарядной связью…

Телевизионные стандарты: Pal, Secam…

4.3.        Итоговое занятие по теме №1 - 4 часа практика.

4.3.1.        Самостоятельная работа – 2 часа (индивидуальная работа под руководством педагога).

Каждый ученик заранее получает задание на самостоятельную работу – подготовку информационных сообщений докладов.

4.3.2.        Зачет по теме – 1 час (деловая игра).

Каждый ученик защищает свою самостоятельную работу и получает рейтинговую оценку.

4.3.3.        Рефлексия по итогам деловой игры – 1 час (диспут).

На основании сравнения оценок выполнения практической работы анализ и оценка собственной.

Групповое и индивидуальное консультирование.

Тема №5: «Программа  «Pinnacle Studio» и работа в ней» – 24  часа.

5.1.         Studio – программа-редактор – 6 часов теория.

5.1.1.        Обладая небольшими базовыми знаниями, каждый сможет снимать хороший видеоматериал, а затем создавать из него увлекательный и информативный фильм.

5.1.2.        Первый шаг – это съемка видеоматериала, начинающаяся с приблизительного сценария или плана съемки. Даже на этой стадии нельзя забывать о стадии редактирования, на которой понадобится достаточный набор сюжетов.

5.1.3.        Редактирование фильма предполагает умелое упорядочивание всех фрагментов видеоматериала в некоторое гармоничное целое. Возникает необходимость выбрать приемы, переходы и эффекты, лучше всего соответствующие вашей цели.

5.1.4.        Важной частью редактирования является создание звуковой дорожки. Правильный звук – диалог, музыка, комментарий или эффект – может взаимодействовать с видеорядом, создавая целое, которое больше, чем просто сумма своих слагаемых.

5.1.5.        Studio содержит инструменты, необходимые для создания профессионально выглядящего домашнего видео. Все остальное за видеохудожником – за вами.

 Создание плана съемки. Редактирование. Эмпирические правила редактирования видео.  Создание звуковой дорожки. Титры.

5.2.        Использование Studio – 12 часов теория.

Создание фильмов с помощью Studio выполняется в три этапа:

5.2.1.        Захват – 4 часа теоретические занятия с использованием фрагментов компьютерной программы (урок-беседа, групповая работа).

Введите исходный видеоматериал на жесткий диск ПК. Источниками могут служить аналоговые видеомагнитофоны (стандарт 8 мм, VHS и др.), цифровые видеомагнитофоны (DV, Digital8), а также видеосигнал в реальном времени, полученный с телекамеры, видеокамеры или веб-камеры.

Полное описание режима захвата см. в главе Захват видеоизображения.

5.2.2.        Редактирование – 4 часа теоретические занятия с использованием фрагментов компьютерной программы (урок-беседа, групповая работа).

Разместите видеоматериалы в желаемой последовательности, переупорядочив эпизоды и удалив лишнее. Добавьте визуальные эффекты, например переходы, титры и графику, а также дополнительный звук, в частности, звуковые эффекты и фоновую музыку. При записи DVD-дисков и VCD-дисков создайте интерактивные меню, позволяющие зрителям настраивать параметры просмотра.

В режиме редактирования выполняется основная часть работы в Studio. Более полные сведения см. далее в разделе Режим редактирования.

5.2.3.        Вывод фильма – 4 часа теоретические занятия с использованием фрагментов компьютерной программы (урок-беседа, групповая работа).

После того как проект будет закончен, выведите окончательную запись фильма в подходящем формате на выбранный носитель: видеокассету, VCD-диск, S-VCD-диск, DVD-диск, в файл AVI, MPEG, RealVideo или Windows Media.

5.3.        Монтаж видеофильма в Studio – 6 часов практика.

5.3.1.        Самостоятельная работа «Монтаж своего сюжета на компьютере и сохранение его в файле» – 2 часа (индивидуально под руководством педагога).

Отработать навыки монтажа видеосюжетов с использованием компьютера; Закрепить полученные знания на практике.

5.3.2        Практическая работа «Создание, с помощью компьютера, своего видеофильма и запись его на другие носители информации» – 4 часа (индивидуально под руководством педагога).

Закрепить полученные знания, и отработать полученные навыки на практике.

Тема №6: «Производство цифровой фотографии» – 20  часов.

6.1.        Основы фотосъемки – 4 часа теория + 6 часов практика.

6.1.1.        Введение в основы производства фотосъемки (лекция с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Элементарные основы фотосъемки. Особенности и назначение видов планов фотосъемки. Взаимосвязь элементов фотосъемки.

6.1.2.        Правила компоновки кадра (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Как построить кадр. Что такое композиция? «Правило двух третей». Как нельзя снимать человека в кадре. Положение головы человека в кадре.

6.1.3.        Виды планов  (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Виды планов: дальний, общий, средний, крупный, очень крупный, «макросъемка».

6.1.4.        Выбор объекта съемки (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Расположение главного объекта не в центре поля зрения объектива. Расположение в кадре несколько контрастных объектов на разных расстояниях. «Баланс белого» для условий естественного, вне помещения освещения; и искусственного освещения. Выбор масштаба съёмки. Эффекты. Исчезновение и появление изображения, постепенное выравнивание нового изображения.

6.1.5.        Особенности фотосъемки (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Особенности и техника съёмки: на открытом воздухе, при искусственном освещении.

Два основных этапа съёмки:

  1. Подготовка к съёмке – выбор и подготовка камеры (зависит преимущественно от целей, задач и условий съёмки). Нахождение точки съёмки, выбор (установка) съёмочного освещения. Фокусировка объектива, определение и установка параметров съемки. Выбор момента съёмки.
  2. Собственно съёмка в течение определенного времени. Особенности съёмки на открытом воздухе. Полное и точное использование естественного освещения. Применение светофильтров. Глубинное построение кадра. Осветительные приборы общего (рассеянного) и направленного света. Угол рассеяния.

6.1.6.        Техника фотосъемки – теоретические занятия (групповое, индивидуальное консультирование).

Основные технические особенности фотосъемки:

  1. Типовые фотосъемки (тематическая, съемка информационного сюжета, интервью и т.п.)
  2. фотосъемка пейзажа и его особенности. Съёмка осенью, в пасмурную погоду. Особенности съёмки летнего и зимнего пейзажа.
  3. Архитектурная съёмка, применение съёмочной аппаратуры. Правильный выбор расположения солнца, для выразительности изображения, подчеркнутости рельефа.
  4. Спортивная съёмка, её особенности. Применение особого режима съемки. Глубокое знание, правил различных видов спорта. Съемка футбола и хоккея (особенности). Выбор момента съёмки, момент «мертвой точки». Выразительность съёмки водного спорта. Фотосъемка зимних видов спорта, заснеженность, мягкая тональность, условия освещения, чёткость теней на белом фоне. Умение заранее предвидеть, когда и где можно ожидать всплеска эмоций.

6.1.7.        Практическая работа «Основы фотосъемки» - 6 часов (групповая и индивидуальная самостоятельная работа под руководством педагога)

  1. Выбор и подготовка фотокамеры. Подготовка к съемке и собственно съемка объектов в различных условиях.
  2. Навыки выбора объекта съемки, построение изображения в кадре; расположение объектов, входящих в кадр. Практика съёмки с рук (плавная без рывков съёмка) и со штативом. Съёмка при недостаточной освещенности, против света, в тени, для высвечивания отдельных затемнённых деталей. Навыки правильного выбора расстояния до объектива.
  3. Практика выбора точки съёмки, пространственного построения, выбора ракурса. Навыки определения и установки фокусного расстояния, условий, характера съёмки, с учётом глубины резкости. Съёмка в лесу, открытой местности, в городе                        

6.2.        Мастерство фотографа – 2 часа теория + 6 часа практика.

6.2.1.        Критерии оценки работы фотографа – теория (групповое, индивидуальное консультирование).

Фотосъемка. в различных положениях. Фотосъемка различной тематики: спектакль, музыкальное шоу, танцы и т.д. Использование различных аксессуаров Съемка своего сюжета. Съемочная группа. Анализ результатов съемки: режиссером, оператором, зрителем

6.2.2.        Первые шаги в монтаже «цифрового фото»  – теоретические занятия (групповое, индивидуальное консультирование).

Цель, задачи и способы монтажа.

6.2.3.        Монтаж и компоновка изображения (теоретические занятия, метод «показ – рассказ - объяснение»).

Добавление новой информации к имеющейся на изображении.

7.2.4.        Фотодизайн  (теория, метод «показ – рассказ - объяснение»).

Как использовать дизайн.

7.2.5.        Практическая работа «Фотодизайнер» - 6 часов (групповая и индивидуальная самостоятельная работа под руководством педагога)

Практическое использование всех возможностей камеры и возможностей оператора и камеры во время съемки. Навыки фотосъемки в различных положениях в зависимости от поставленных задач. Навыки съемки в составе съемочной группы. Съёмка тематического и материала. Использование аксессуаров. Навыки ровной съемки. Возможность просмотра снятого сюжета, сразу же. Монтаж слайд-шоу. Запись и наложение аудиоматериала. Окончательный монтаж фотофильма.

7.3.        Итоговое занятие по теме №6 - 2  часа практика.

7.3.1.        Семинар – 1 час (работа с материалом экспертных лекций, дополнительным источником информации по обсуждаемым проблемам).

Перечислить основные технические средства фотосъемки. Их назначение и применение. Проанализировать свои познания и оценить их. Вспомнить с какими трудностями столкнулись при выполнении практических заданий.

7.3.2.        Деловая игра - 1 час практическое занятие (групповое и индивидуальное консультирование)

В подготовке и проведении занятия принимают участие все обучающиеся. Каждый ученик заранее получает задание на самостоятельную работу. На занятии он ее демонстрирует и защищает. Самостоятельно проанализировав выполнение работы, оценивает ее.

Тема №7: «Производство цифрового видеофильма» – 22  часа.

7.1.        Основы видеосъемки – 4 часа теория + 6 часов практика.

7.1.1.        Введение в основы производства видеосъемки (лекция с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Элементарные основы видеосъемки. Особенности и назначение видов планов видеосъемки. Взаимосвязь элементов видеосъемки. Последовательность набора видеоряда.

4.1.2.        Правила компоновки кадра (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Как построить кадр. Что такое композиция? «Правило двух третей». Как нельзя снимать человека в кадре. Положение головы человека в кадре.

4.1.3.        Движение как основа экранной выразительности (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Как привести в движение экранное изображение? Виды внутри кадрового движения. Понятия: «трансфокация», «панорамирование», «тревеллинг».

4.1.4.        Звук при видеосъемке  (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Как обеспечить хорошее качество звука при видеосъемке. Виды микрофонов. Правила работы с микрофонами и наушниками. Понятия: «синхрон», «интершум».

4.1.5.        Виды планов  (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Семь видов планов: дальний, общий, средний, крупный, очень крупный, «точка зрения», «через плечо».

4.1.6.        Выбор объекта съемки (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Расположение главного объекта не в центре поля зрения объектива. Расположение в кадре несколько контрастных объектов на разных расстояниях. «Баланс белого» для условий естественного, вне помещения освещения; и искусственного освещения. Выбор масштаба съёмки. Эффекты. Исчезновение и появление изображения, постепенное выравнивание нового изображения.

4.1.7.        Особенности видеосъемки (урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).

Особенности и техника съёмки: на открытом воздухе, при искусственном освещении.

Два основных этапа съёмки:

  1. Подготовка к съёмке – выбор и подготовка камеры (зависит преимущественно от целей, задач и условий съёмки). Нахождение точки съёмки, выбор (установка) съёмочного освещения. Фокусировка объектива, определение и установка параметров съемки. Выбор момента съёмки.
  2. Собственно съёмка в течение определенного времени. Особенности съёмки на открытом воздухе. Полное и точное использование естественного освещения. Применение светофильтров. Глубинное построение кадра. Осветительные приборы общего (рассеянного) и направленного света. Угол рассеяния.

4.1.8.        Техника видеосъемки – теоретические занятия (групповое, индивидуальное консультирование).

Основные технические особенности видеосъемки:

  1. Типовые видеосъёмки (тематическая, съемка информационного сюжета, интервью и т.п.)
  2. Видеосъёмка пейзажа и его особенности. Съёмка осенью, в пасмурную погоду. Особенности съёмки летнего и зимнего пейзажа.
  3. Архитектурная съёмка, применение съёмочной аппаратуры. Правильный выбор расположения солнца, для выразительности изображения, подчеркнутости рельефа.
  4. Спортивная съёмка, её особенности. Применение особого режима съемки. Глубокое знание, правил различных видов спорта. Съемка футбола и хоккея (особенности). Выбор момента съёмки, момент «мертвой точки». Выразительность съёмки водного спорта. Видеосъёмка зимних видов спорта, заснеженность, мягкая тональность, условия освещения, чёткость теней на белом фоне. Умение заранее предвидеть, когда и где можно ожидать всплеска эмоций.

4.1.9.        Практическая работа «Основы видеосъемки» - 6 часов (групповая и индивидуальная самостоятельная работа под руководством педагога)

  1. Выбор и подготовка видеокамеры. Подготовка к съемке и собственно съемка объектов в различных условиях.
  2. Навыки выбора объекта съемки, построение изображения в кадре; расположение объектов, входящих в кадр. Практика съёмки с рук (плавная без рывков съёмка) и со штативом. Съёмка при недостаточной освещенности, против света, в тени, для высвечивания отдельных затемнённых деталей. Навыки правильного выбора расстояния до объектива.
  3. Практика выбора точки съёмки, пространственного построения, выбора ракурса. Навыки определения и установки фокусного расстояния, условий, характера съёмки, с учётом глубины резкости. Съёмка в лесу, открытой местности, в городе                        

7.2.        Мастерство оператора – 4 часа теория + 6 часа практика.

7.2.1.        Критерии оценки работы оператора – теория (групповое, индивидуальное консультирование).

Видеосъемка. в различных положениях. Видеосъемка различной тематики: спектакль, музыкальное шоу, танцы и т.д. Использование различных аксессуаров Съемка своего сюжета. Съемочная группа. Анализ результатов съемки: режиссером, оператором, зрителем

7.2.2.        Первые шаги в монтаже видеофильма  – теоретические занятия (групповое, индивидуальное консультирование).

Видеофонограмма (общее понятие). Определение формата видеофонограммы. Видеофонограммы получение на видеомагнитофонах с одним и тем же форматом обеспечивают взаимозаменяемостью, идентичность. Применение наклонно-строчного способа  записи телевизионного сигнала, их структурные схемы. Цель монтажа.

7.2.3.        Монтаж видеофонограммы и компоновка видеофильма (теоретические занятия, метод «показ – рассказ - объяснение»).

Добавление новой информации к имеющейся на видеофонограмме. Электронный монтаж при двух и более видеомагнитофонах. Особенности режима «стоп кадра» опережающая установка видеоголовок, предварительный откат магнитной ленты. Особенности выполнения монтажной операции  «продолжение» на монтирующем видеомагнитофоне. Использование клавиши «пауза» для образования монтажного перехода одновременно на обоих видеомагнитофонах. Разнообразные другие приёмы выполнения монтажных переходов: затмение, наплыв и прочие их особенности.

7.2.4.        Видеофильм  (теория, метод «показ – рассказ - объяснение»).

Монтаж видеофильма. Запись и обработка звука. Запись фильма. Как использовать видеофильм.

7.2.5.        Практическая работа «Мастерство оператора» - 6 часов (групповая и индивидуальная самостоятельная работа под руководством педагога)

Практическое использование всех возможностей камеры и возможностей оператора и камеры во время съемки. Навыки видеосъемки в различных положениях в зависимости от поставленных задач. Навыки съемки в составе съемочной группы. Съёмка тематического и материала. Использование аксессуаров. Навыки ровной съемки. Запись пользователем собственных программ. Возможность просмотра снятого сюжета, сразу же. Монтаж видеофонограммы и компоновка видеофильма. Запись и наложение аудиоматериала. Окончательный монтаж видеофильма.

7.3.        Итоговое занятие по теме №7 - 2  часа практика.

7.3.1.        Семинар – 1 час (работа с материалом экспертных лекций, дополнительным источником информации по обсуждаемым проблемам).

Перечислить основные технические средства видеосъемки. Их назначение и применение. Проанализировать свои познания и оценить их. Вспомнить с какими трудностями столкнулись при выполнении практических заданий.

7.3.2.        Деловая игра - 1 час практическое занятие (групповое и индивидуальное консультирование)

В подготовке и проведении занятия принимают участие все обучающиеся. Каждый ученик заранее получает задание на самостоятельную работу. На занятии он ее демонстрирует и защищает. Самостоятельно проанализировав выполнение работы, оценивает ее.

Тема №8 «Основы профессиональной деятельности» – 18 часов.

8.1.        Видеооператор и оператор видеомонтажа – 2 часа теория + 6 часов практика.

8.1.1.        Знакомство с профессией – 2 часа урок-беседа

Основы профессии, базовые технологические процессы, навыки профессии. Знакомство с представителями профессии; основы профессиональной деятельности.

8.1.2.        Практическая работа «Видеооператор-стажер» – 2 часа (групповое и индивидуальное консультирование)

Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку. Закрепить полученные навыки через самостоятельную работу - производство видеосъемки на заданную тему.

8.1.3.        Практическая работа «Оператор видеомонтажа-стажер» – 4 часа (групповое и индивидуальное консультирование)

Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку. Закрепить полученные навыки через самостоятельную работу - производство видеомонтажа на заданную тему.

8.2.        Фотограф и фотодизайнер – 2 часа теория + 6 часов практика.

8.2.1.        Знакомство с профессией – 2 часа урок-беседа

Основы профессии, базовые технологические процессы, навыки профессии. Знакомство с представителями профессии; основы профессиональной деятельности.

8.2.2.        Практическая работа «Фотограф-стажер» – 2 часа (групповое и индивидуальное консультирование)

Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку. Закрепить полученные навыки через самостоятельную работу - производство видеосъемки на заданную тему.

8.2.3.        Практическая работа «Фотодизайнер-стажер» – 4 часа (групповое и индивидуальное консультирование)

Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку. Закрепить полученные навыки через самостоятельную работу - производство видеомонтажа на заданную тему.

8.3.        Знакомство с профессионалами СМИ – 2 часа.

8.3.1.        «Кто делает новости?» – 2 часа урок-беседа.

Знакомство с представителями профессий СМИ, с основами профессиональной деятельности журналиста, режиссера, сценариста, ректора, пресс-секретаря.

8.3.2.        «Где делают новости?» - 2 часа экскурсия.

Экскурсии в городские СМИ – телевидеостудии и т.п.

Тема №9: «Проектная и творческая деятельность» – 12 часов

9.1.        Проектная деятельность  – 6 часов практическая работа.

9.1.1.        Разработка и реализация школьных проектов «Видеоархив школы 169», «Фотоархив школы 169», «Поклонимся великим тем годам» и др.

Разработка документации, презентация, организация и реализация проетов. Работать в команде по разработке, защите и реализации различных проектов.

9.1.2.        Участие в городских, краевых и российских проектах, программах, конкурсах экранного творчества,  медиапроектов и т.п., например «Зеленогорский экран», «Мой край – моё дело», «Моё Красноярье» «Социальное партнерство во имя развития» и др.

Изучение  документации, подача проектных заявок, презентация. участие. Принимать участие в различных проектах проводимых в образовательных учреждениях города и региона, с целью развития образовательной программы направления школьная видеостудия т.п.

9.2.2.        Творческая деятельность – 6 часов практическая работа (групповое и индивидуальное консультирование).

Разработка, подготовка и проведение культурно-массовых и других мероприятий в школе. (Одной из задач, которая поставлена перед педагогом-руководителем – является погружение учащихся в культуру общения. В ходе решения этой задачи должна возникнуть потребность у учащихся в организации собственных культурных мероприятий).

Подготовка и проведение выставок-отчетов о работе студии в течение учебного года.. Правила оформления работ для выставки. Выставка работ учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методические особенности:

Теоретические занятия предполагают варианты:

  1. лекционная форма,
  2. уроки-беседы,
  3. демонстрационная форма
  4. и другие.

Практические занятия предполагают:

  1. групповое и индивидуальное консультирование,
  2. подготовка и защита индивидуальных и групповых докладов,
  3. самостоятельную работу обучающихся (основа практических занятий),
  4. совместную работу съемочных групп (съемочные группы объединяет общая цель работы, ее тема, содержание и сроки сдачи материала преподавателю),
  5. работу в студии.

Семинарские занятия предполагают:

  1. работа с материалом экспертных лекций, дополнительным источником информации по обсуждаемым проблемам,
  2. просмотр различных видео- и телевизионных произведений (телекомпаний города, края, страны и т.д.) аргументированное обсуждение их достоинств и недочетов,
  3. деловые игры,
  4. диспуты,
  5. анализ собственных работ.

Большое внимание со стороны педагога уделяется подбору тем для практических работ и формированию навыков работы в творческой группе.

Формы проведения семинарских занятий – фронтальная (когда ученики синхронно работают под руководством педагога) и свободная дискуссия.

При организации оценки индивидуальных работ учащихся, чаще всего используется форма коллективного разбора – после самооценки работы автором, производится коллективное обсуждение (педагог занимает позицию равного в группе).

Тема

Формы организации

занятий

Формы

обучения

Методы

обучения

Формы подведения итогов по темам

№1. Введение в курс

Вводное занятие

Анкетирование, инструктажи

Словесные, наглядные

Анализ анкет

Теоретическое занятие

Сообщение, беседа, диалог

Словесные, наглядные

Отслеживание получения знаний через собеседование

Ознакомительное занятие

Экскурсии

Словесные, наглядные

№2. Цифровая фотоаппаратура и фотосъёмка

№3. Программа  «Adobe Photoshop» и работа в ней

№4. Цифровая видеотехника и видеозапись

№5. Программа  «Pinnacle Studio» и работа в ней

Теоретические занятия

Лекции с использованием фрагментов компьютерных программ, наглядных пособий и демонстрационного материала, семинары и дискуссии

Словесные, наглядные,

репродуктивные,

приобретение знаний, умений, творческих способностей

Отслеживание получения знаний через выполнение практических и самостоятельных работ

Практические занятия

Выполнение самостоятельных исследований. Включение в творческое проектирование

Практические, приобретение и закрепление знаний, умений, творческих способностей

№ 6. Производство цифровой фотографии

№ 7. Производство цифрового видеофильма

Теоретические занятия

Лекции и уроки-беседы с использованием фрагментов компьютерных программ, наглядных пособий и демонстрационного материала; семинары и дискуссии

Словесные, наглядные, репродуктивные, получение знаний

.

Отслеживание получения знаний через презентации собственных проектов

Практические занятия

Выполнение самостоятельных  исследований. Деловая игра. Диспут. Включение в творческое проектирование

Практические; приобретение и закрепление знаний, умений, творческих способностей.

8. Основы профессиональной деятельности

Теория

Лекции и уроки-беседы с использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала, семинары. Экскурсии

Словесные, наглядные, репродуктивные, получение знаний; репродуктивные;  приобретение знаний, умений, творческих способностей;

Отслеживание получения знаний через выполнение практической работы

Практика

самостоятельная работа индивидуально и по подгруппам.

консультирование

Практические, закрепление знаний и действий; проверка знаний и умений: продуктивные;

9. Проектная и творческая деятельность

Творческий клуб общения.

практическая работа

Практические, получение знаний, индуктивные

организация  учащимися собственных культурных мероприятий

Проектирование

практическая работа, конкурсы и конференции

Практические, проверка и умений, дедуктивные, приобретение творческих способностей

Разработка документации, защита организация и проведение проекта

Освещение школьной жизни

практическая работа.

Практические, проверка и умений, продуктивные

Выпуск информ-сюжетов, создание видеорепортажей

Творческая деятельность

практическая работа.

Практические, проверка и умений, приобретение творческих способностей

Выставки-отчеты

Технологическая оснащенность образовательной программы.

Базовым местом проведения занятий является учебная класс «Информатика» в МОУ СОШ №169.

Важным условием реализации образовательной программы «Цифровое видео и фото» является – наличие медиацентра (лаборатории), с  соответствующим оборудованием и материальным обеспечением:

  1. Цифровая видеокамера (Digital Video Camera) – 2 штуки;
  2. Цифровой фотоаппарат – 2 штуки;
  3. Персональный компьютер (PC, Windows® XP SP2 (SP3), Intel® Pentium® or AMD Athlon™ 1.8 -2.4 GHz,1920x1080, DirectX® 9 or 10 compatible graphics card with 128 MB…) – 8 комплектов;
  4. Музыкальный центр – 1 комплекс;
  5. Проигрыватель DVD – 1 штука;
  6. Видеокассета miniDV – 5 штук;
  7. DVD-R, DVD-RW 8см – 10 штук;
  8. DVD-+R, DVD-+RW 12см – 20 штук;
  9. Микрофон – 2 штуки;
  10. Компьютерные программы Adobe Photoshop, Pinnacle Studio (лицензионные) – 2 комплекта;
  11. Штатив под видеокамеру – 2 штуки;
  12. Факультативные устройства – по комплектации;
  13. Телевизор – 1 штуки;
  14. Принтер цветной – 1 штука;
  15. Сканер-копир – 1 штука;
  16. Расходные материалы – по необходимости.

Дидактический материал:

  1. Компьютерная программа «Как сделать видеофильм… на компьютере»;
  2. Компьютерная программа «Adobe Photoshop»;
  3. Компьютерная программа «Обучение Pinnacle Studio»;

Список литературы:

  1. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки».  – М.: Просвещение, 1981.
  2. А.Розенталь. Создание кино и видеофильмов, как увлекательный бизнес. – М.: Издательство ТРИУМФ. 2000.
  3. А.А.Попов, И.Д.Проскуровская, М.Г.Балашкина, М.Ю.Юрасова «Возможности поколения и индивидуальные шансы», М.: 2003г.
  4. Резников Ф.А. Видеомонтаж на персональном компьютере. – М.: Издательство ТРИУМФ. 2006.
  5. Самоучитель Adobe Photoshop. СПб.: БВХ-Петербург, 2007.
  6. Работаем. Учимся. Смотрим. Обучение Adobe Photoshop. Обучающий CD. – М.: Издательство Media2000.
  7. Телешкола – http://www.teleschool.ru   
  8. Телестинг – http://www.teletesting.ru 
  9. Электронный учебник Pinnacle Studio. – http://www.pinnaclesys.com/support.
  10. Воспитание школьников, 2008-2009. – М.
  11. Классный руководитель, 2008-2009. – М.
  12. Дополнительное образование. 2008-2009. – М.
  13. Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование молодежи. 2008-2009. – М.
  14. Мультимедиа в образовании: Программа специализированного учебного курса / Троян Г.М. – М.: Изд. Дом «Обучение-сервис», 2006.
  15. Сайт Кузнецкого фотокружка. – http://kuzneckfoto.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...

Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» - ознакомительный уровень (2013-14 учеб. г.)

Программа по обучению детей 6-11 лет ознакомительного уровня - 1 этап обучения по предмету синтезатор....

Дополнительная общеобразовательная программа "ИКТ в мире фото и видео"

Программа расчитана на детей 12-16 лет. Срок реализации - 1 год. Главная цель программы - познакомить детей с видеотехникой и фототехникой. Научить видеосъёмке, создавать простейшие видеоролики, обраб...

Дополнительная образовательная программа «Современные музыкальные цифровые технологии» (Синтезатор и компьютер)

Программа имеет художественно-эстетическую направленность — программа направлена на приобщение широкой массы детей к музыкальному искусству и выявление одаренных детей с целью развития их творче...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Рабочая программа студии «Цифровое видео и фото»

Программа ориентирована на формирование у школьников знаковых, образно-символических форм  мышления  и  представления, она предполагает изучение места визуальных технологий в современно...