Деятельность краеведческого кружка «Истоки»
методическая разработка (9 класс)

Альмухаметова Олеся Павловна

 

     Сегодня, как никогда остро встает задача возрождения утраченных духовных ценностей. Патриотическое воспитание наряду с краеведческим – это сложная социально-педагогическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, сохранению и приумножению лучших традиций народа,  его культурных ценностей.

       Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  

      Направления деятельности: изучение истории города, края в процессе исследования, поиска материалов, сбора экспонатов, ветеранами войны и труда, бывшими учителями и выпускниками школы, организации экскурсий, участие в конкурсах, в научно-практических конференциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_kruzhkovoy_deyatelnosti_istoki_2011-2012.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность краеведческого кружка «Истоки»

при МБС (К)ОУ «С(К)ОШ №19 VIII вида» города Тобольска.

Руководитель: Фомина О.П.

     Сегодня, как никогда остро встает задача возрождения утраченных духовных ценностей. Патриотическое воспитание наряду с краеведческим – это сложная социально-педагогическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, сохранению и приумножению лучших традиций народа,  его культурных ценностей.

       Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  

      Направления деятельности: изучение истории города, края в процессе исследования, поиска материалов, сбора экспонатов, ветеранами войны и труда, бывшими учителями и выпускниками школы, организации экскурсий, участие в конкурсах, в научно-практических конференциях.

                                                      Цели и  задачи

  1. Создание благоприятных условий для освоения знаний об истории  России, родного края, гражданского и патриотического становления детей и подростков, формирование патриотического сознания и гражданского поведения.                                                                                                                                                                       
  2. Расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей, овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности; знакомить учащихся с историей, культурой, природой родного края, воспитание любви к своей малой родине, уважения к ее прошлому и настоящему.

         Кружковая деятельность реализуется через такие формы работы с обучающимися, как:

  1. дискуссии, беседы, лекции,
  2. экскурсии,
  3. круглые столы,
  4. коллективные творческие дела,
  5. парные, групповые, индивидуальные формы работы.

В основе кружковой деятельности лежит исследовательская деятельность учащихся.

Результаты кружковой деятельности:

  1. расширение знаний  учащихся об истории родного края, овладение практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, пополнение методического кабинета школы новыми материалами, воспитание любви к малой родине, гражданской позиции.

В этом учебном году кружок «Истоки» посещают 11 учащихся 9 «б» класса. Занятия кружка проходят 1 раз в неделю.

На занятиях учащиеся познакомились с выдающимися людьми прошлого и настоящего, жизнь которых связана с Тобольской землёй.

На данных занятиях у ребят старалась воспитывать уважение, гордость за своих земляков. Нравственные ценности знаменитых людей играют при этом большое воспитывающее значение и служат образцом для подражания.

        Изучение военной истории как наиболее героической и трагической страницы в жизни нашего края. На примерах мужества и героизма воспитывали на этих занятиях самопожертвование во благо своей Родины.

             Изучение исторического прошлого и настоящего  родного края невозможно без проведения экскурсий, так как они являются одной из форм организации кружковой деятельности, которая позволяет проводить наблюдения, исследования, изучение различных предметов, явлений, процессов.

Виды экскурсий, которые проводятся с учащимися школы можно разделить на группы:

  1. - природоведческие - экскурсии в природу;
  2. - исторические - экскурсии в музеи, к историческим местам;
  3. -  комплексные экскурсии, охватывающие несколько направлений.
  1. Улица Ленина. Наша улица.
  2. П.Д.Хохряков.
  3. Тобольск сегодня. Памятники истории и культуры.
  4. Историческая часть города.

                    «Лучше запоминается то, что задевает чувства. Что любишь, то интересно. Что интересно, то и запоминаешь». Эти слова служат девизом в работе исследовательской деятельности во время занятий, организующего сбор краеведческого материала.

В результате изучения и рассмотрения данных тем во время кружковой деятельности мы пришли к следующему выводу, что, только зная историю своего народа, заботясь о родном крае, человек является настоящим патриотом и гражданином своего края, своего государства, способен ценить и гордиться, приумножать, стоять на страже его достояния.

Самыми активными учащимися на кружке «Истоки» были следующие ребята: Кузьминский Вячеслав, Афанасьев Руслан, Перевышин Александр, Самороков Валерий, Аппель Иван.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Истоки"

Разработана программма краеведческого кружка "Истоки"...

ПРОГРАММА деятельности историко-краеведческого музея «Истоки»

   В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их вним...

Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"

Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...

Научно-исследовательская и проектная деятельность в обучении и воспитании Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс» (из опыта работы)

Проект «Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс») имеет следующую цель – реализовать творческий потенциал учащихся и создать условия для самоопределения и са...

ПРОГРАММА дополнительного образования краеведческого кружка «ИСТОКИ»

Содержание программы кружка предполагает разнообразные виды деятельности школьников: экскурсии, походы, проектная и исследовательская деятельность...

Программа краеведческого кружка "Истоки".

Программа краеведческого кружка рассчитана на обучающихся с легкой умственной отсталостью 12 - 15 лет...

Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»

Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...