ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
статья (11 класс) по теме

Каразанова Марина Викторовна

 

Три кита, на которых я строю свою деятельность: личность, творчество, отечество. Каждое из оснований значимо само по себе, но все вместе они образуют образовательную платформу моей дополнительной образовательной программы «Начало всех начал».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

детский /подростковый/ центр «Фортуна»

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                                                                             Директор МОУ ДОД «Фортуна»

                                                                                            __________________    Н. В. Павлова

                                                                                         «______» _________________ 2011 г.

 

Программа профессионального саморазвития педагога дополнительного образования

«Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности образовательного процесса на занятии в системе дополнительного образования детей»

                                                                                          Составитель

                                                                                         педагог дополнительного образования

                                                                                         Каразанова Марина Викторовна

                                         

г. Нижний Новгород

2011 год

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Стратегия саморазвития
  3. Концептуальное обоснование программы
  4. План работы по внедрению программы
  5. Ожидаемые результаты
  6. Заключение
  7. Литература

1. Пояснительная записка

Три кита, на которых я строю свою деятельность: личность, творчество, отечество. Каждое из оснований значимо само по себе, но все вместе они образуют образовательную платформу моей дополнительной образовательной программы «Начало всех начал».

Личность

Для меня важны интересы, особенности, возможности каждого человека. Его личностное приращение и внутренний рост - мерило нашего общего успеха и критерий эффективности обучения.

Практические занятия в объединении «Шью сама» имеют целью выявление и реализацию индивидуальных способностей учащихся. Непременным атрибутом занятий у воспитанников объединения  является рефлексия - способ самоосознания их личностного приращения.

Творчество

"Всё творчески, иначе зачем!" – второй кит программы. Человек создан по образу и подобию Божию. Бог - творец, поэтому и человеку надлежит быть творческим. Главная цель занятий,  проектов, конкурсов, в которых принимают участие воспитанники, - создание собственной образовательной продукции в изучаемых областях знаний и освоение необходимых для этого навыков и способов деятельности. Такой подход реализуется на основе технологии, которая позволяет учащимся выстраивать всегда уникальную траекторию своего образования и обеспечивать продуктивность своей деятельности.

Развитие личностного видения, создание собственной образовательной продукции важнее получения информации или "усвоения знаний". Это ценно и для личности, и для общества, которое нуждается в творцах и деятелях.

Отечество

Уверена, что опора на отечественный потенциал - необходимое условие устойчивости и независимости.

Мы уважаем другие страны, культуры, готовы к диалогу и партнерству. Но условием взаимоуважения при диалоге с другими культурами мы оставляем, прежде всего, уважение к своей культуре.

Россия всегда жила в поисках национальной идеи. И всегда была борьба славянофильства и западничества. Как сочетается Интернет-открытость с национальной идеей? В русской философии имеется решение подобного вопроса. Особенностью отечественной философии как раз и является вселенская предназначенность России и всего человечества.

Деятельность каждого педагога в условиях изменяющейся среды становится все более инновационной по своей сути, что позволяет ему иметь личностный вектор профессионального развития, как признака определенного уровня его педагогической культуры.


2. Стратегия саморазвития

Проявляя потребность в личностном росте, профессионально-творческой, исследовательской деятельности, используя комплекс методов для анализа и критического осмысления опыта своей работы; проявляя активность и самостоятельность в решении педагогических задач, в деятельности по саморазвитию, в способности реализовать свой творческий потенциал, я решила разработать программу своего индивидуально-личностного и профессионального роста по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности образовательного процесса на занятии в системе дополнительного образования детей».

Для планирования действий целесообразно ответить на следующие вопросы:

  1. Что мне предстоит делать?
  2. Каких личных ресурсов это от меня потребует?
  3. Каких необходимых умений, личностных качеств у меня сегодня нет?
  4. Что необходимо формировать сегодня заново?
  5. Какие необходимые умения и личностные качества в принципе имеются, но нуждаются в дальнейшем развитии?
  6. Какие нежелательные действия и личностные проявления надо постараться не допускать, предупреждать?
  7. Какие укоренившиеся, но резко отрицательные действия и качества должны быть изменены, компенсированы, ибо они могут существенно помешать в работе?
  8. На каких принципах, основаниях, ценностях будет строиться моя индивидуальная образовательная философия?
  9. Каковы будут мои главные устремления, ориентации?
  10. Каковы будут мои главные подходы к работе, решению проблем, принятию решений?

Следующим этапом становится выбор стратегии саморазвития, необходимо выбрать общий подход к саморазвитию, определить продолжительность работы и ее этапы, выбрать конкретную оптимальную стратегию работы над собой.

Для этого необходима конкретизация ближайших целей. Здесь нужно сделать акцент на конкретизацию показателей, позволяющих четко определить, в самом ли деле  достигнут результат, составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи «обрастают» конкретными механизмами, методами и средствами реализации.

Главная цель программы:

используя подходы XXI века, повысить эффективность занятий в системе дополнительного образования, развить навыки сотрудничества, умения самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Основные задачи программы:

  1. формировать  потребность осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя;
  2. развивать  творческий  потенциал личности, профессиональной компетентности;
  3. развивать стремление знать как можно больше о родном крае; стимулировать самостоятельную познавательную деятельность;
  4. активизировать  процессы самообразования, самовоспитания, совершенствовать личностные качества.

3. Концептуальное обоснование программы

 Программа осуществляется как  процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями,   а также  способами творческой педагогической деятельности.

За основу при составлении программы взяты  положения следующих концепций:

 - концепция целостного процесса формирования личности (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Ю.П. Сокольников и др.);

-  ценностные основы образования  и воспитания (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, М.С. Коган, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.);

-  концепция педагогического образования (С.И. Архангельский, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.);

- концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманская)

Методы самообразовательной работы по программе:

-теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме,

-анализ учебных программ;

-обобщение эффективного педагогического опыта;

-наблюдение, беседы (интервью), анкетирование;

-анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности учителей;

-моделирование;

-организация опытно-экспериментальной работы;

-методики для определения  уровня самооценки, экспертной оценки

Формы самообразовательной деятельности педагога дополнительного образования по программе:

-курсы повышения квалификации при институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования;

-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;

- научно-практические конференции;

-обобщение своего  опыта работы и представление его в публикациях;

- освоение информационных технологий образования и воспитания;

-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и  личностно-профессионального развития педагога;

-обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического совета, методических объединений, в проблемных группах;

-  работа творческих мастерских педагогов;

-  проведение самоанализа деятельности педагога за год, рефлексия своего опыта.


4. План работы по внедрению  программы:

Вид деятельности

Стартовый

Опережающий

Рефлексивный

Итоговый

Цель

Обеспечение индивидуальной траектории развития

Определение основных задач и планирование

их решения.

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

Отслеживание усвоения понятий, способов действий

Определение целостного понимания и знания изучаемого предметного содержания.

Назначение

Задает индивидуальную

траекторию

продвижения учащихся в предметном материале.

Определенная

часть предметного материала выносится на самостоятельную работу.

Сформированные понятия, способы действий переносятся в новую, нестандартную ситуацию для выявления и устранения пробелов.

Подводятся итоги года.

Деятельность

Выбираются подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов.

- ставится задача,

- планирование,

- осуществление;

- проводится контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта.

- осмысление материала,

- использование его в новой для себя ситуации,

- рефлексия.

Осуществление

проектной

деятельности в полном объеме.

Результат

Проект с использованием ИКТ как план изучения  материала.

Навыки целеполагания и планирования.

Проект как отчет об изученном самостоятельно

предметном содержании.

Навыки самостоятельной

деятельности.

Проект как результат усвоения важного материала.

Навыки исследовательской и творческой

деятельности.

Проект как

результат усвоения  предметного содержания в целом.


5.Ожидаемые результаты

Для педагога:

  1. Повышение уровня самооценки личности.
  2. Формирование разнообразного опыта творческой деятельности,  эмоционального и коммуникативного опыта.

Для обучающихся:

  1.  Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
  2.  Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
  3.  Сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Критерии эффективности реализации  программы:

Для педагога:

-формирование различных методических материалов;

- повышение этической культуры;

-развитие потребности в самореализации в различных формах методической работы;

Для обучающихся:

-становление активной жизненной позиции школьника, готовность к самостоятельной творческой деятельности;

Критерии оценки творческого мышления обучающихся:

Генерация идей

Я применяю свои умения и знание предмета наряду с некоторыми стратегиями для того, чтобы придумывать много осуществимых идей.

Я могу придумать несколько идей.

С посторонней помощью, я могу придумать больше, чем одну идею.

Мне очень трудно придумывать идеи.

Принятие рисков

Я стремлюсь приобрести новый опыт, не беспокоясь о том, что подумают обо мне другие и о том, что я могу ошибиться.

Я стремлюсь приобрести новый опыт, не особо беспокоясь о том, что подумают обо мне другие и о том, что я могу ошибиться.

Если я не уверен в успехе, то иногда я избегаю испытаний.

Я избегаю испытаний, если считаю, что они мне не по силам.

Оценивание

Я уверен в своей интуиции и способности понять, стоят ли мои идеи того, чтобы их реализовывать и имеет ли ценность мой конечный продукт или деятельность.

Обычно я знаю, стоят ли мои идеи того, чтобы их реализовывать и имеет ли ценность мой конечный продукт или деятельность.

Мне нужна помощь, чтобы определить, стоят ли мои идеи того, чтобы их реализовывать и оценить насколько хороша моя работа.

Меня всегда устраивает результат моей работы, не зависимо от того, что говорят другие.
ИЛИ
Как бы усердно я не работал, я всегда считаю, что результат моей работы не достаточно хорош.

Разработка

Я могу четко и детально продумать, как воплотить идею.

Я могу достаточно детально продумать, как воплотить идею.

Если у меня есть идея, то с посторонней помощью я могу придумать, как воплотить ее.

Я не могу придумать как, воплотить мою идею.

Косвенными показателями эффективности реализации программы служат:

-количественные  и качественные показатели учащихся, занимающихся в коллективе;

-впечатления участников массовых мероприятий;

Критерии оценки развития мышления обучающихся:

Определение важности информации

Я могу указать наиболее важные части изучаемой информации.

Обычно я могу выделить наиболее важную часть информации.

Иногда я смешиваю важные идеи с незначительными деталями.

Обычно я не могу указать разницу между тем, что важно и тем, что не важно.

Оценка источников информации

Я использую различные стратегии и глубоко задумываюсь, чтобы определить, надежен ли источник информации.

Я использую несколько стратегий, чтобы определить, надежен ли источник информации.

Я могу использовать некоторые стратегии, чтобы определить, надежен ли источник информации c посторонней помощью.

Я редко задумываюсь о том, надежен ли источник информации.

Формулирование  выводов

Я использую свои собственные знания для того, чтобы делать выводы и формулировать умозаключения.

Я всегда проверяю себя, чтобы убедиться, что мои выводы верны.

Я использую свои собственные знания для того, чтобы делать выводы и формулировать умозаключения.

Обычно я проверяю себя, чтобы убедиться, что мои выводы верны.

С посторонней помощью, я могу сделать выводы.

Иногда у меня нет веских аргументов для того, чтобы сделать выводы.

Я с трудом делаю умозаключения.

Самостоятельное обучение

Я делаю все возможное, чтобы больше узнать о новых идеях и концепциях.

Я стараюсь больше узнать о новых идеях и концепциях.

Я стараюсь узнать больше о новых идеях и концепциях, если мне об этом напоминают.

Обычно я доволен, тем, что я уже знаю, и не стремлюсь узнать больше.

Выступления

Я могу подробно и четко объяснить и обосновать свое мнение по вопросу в устной и письменной форме.

Я могу объяснить свое мнение и обосновать его.

Обычно я могу объяснить свое мнение и привести, как минимум, один аргумент, чтобы его обосновать.

Я не могу объяснить свое мнение.


6.Заключение

Основные качества и умения, необходимые для достижения эффективности образовательного процесса на занятии в системе дополнительного образования детей:

  1. Творческий подход и новаторство.
  2. Проявление оригинальности и изобретательности в работе.
  3. Развитие, применение и доведение новых идей до других.
  4. Открытость и готовность к новым и разноплановым перспективам.
  5. Использование здравого смысла во взаимопонимании.
  6. Умение принимать решения в сложных ситуациях.
  7. Определение и постановка значимых вопросов, проясняющих

       различные точки зрения и приводящих к наилучшим решениям.

  1. Структурирование, анализ и обобщение информации для решения

       задач и получения ответов на вопросы.

  1. Проявление способности к эффективной работе с разными командами.
  2. Отслеживание собственного понимания и потребностей обучения.
  3. Желание выйти за пределы основных умений и

       программы для расширения собственных знаний и возможности приобретения  

       опыта.

  1. Демонстрация готовности к обучению на протяжении всей жизни.
  2. Продуктивное сотрудничество с другими людьми.
  3. Использование общих умственных способностей коллектива при

      необходимости.

  1. Объединение культурных различий и использование различных

      перспектив для роста инноваций и улучшения качества работы.

  1. Использование сильных сторон других людей для достижения общей цели.
  2. Демонстрация честности и нравственного поведения.
  3. Проявление уважения к интересам большинства в действиях и поступках.

Список литературы

1. Конституция РФ. Интернет, www. constitution. ru.

2. Закон РФ «Об образовании». - 4-е издание. - М., 2001.

3. Типовое положение об образовательном  учреждении дополнительного образования детей. Интернет, www. zakon. ru.

4. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года. Интернет, www. potential. ru.

5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 128.

6. Гаврилин А.В. Отечественные гуманистические воспитательные системы. - 2-е изд., исправлен. - Владимир: Изд-во «Владимирская школа», 1998. - 208.

7. Дорогами добра. Организация воспитательной деятельности в Центре детского творчества г. Саяногорска, Республика Хакасия // Бюллетень программно- методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). - 2006. № 6. - с. 11-24.

8. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика: Пособие для педагогов. - 2-е изд. / Белфонд «Мы- детям», Акад. последиплом. образования. - Мн., 2001. - 200.

9. Кац А.М. Новое в Законе РФ «Об образовании»: Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации. - М.: АПКиППРО, 2005 - 68.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация образовательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-256.

11. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 160.

12. Степанов Е. Технология моделирования и построения воспитательной системы образовательного учреждения // Воспитание школьников. - 2006. № 7. - с. 2-4, № 8. - с. 2-7.

13. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М., Пед. общество России, 1999. - 264.

Педагогические

задачи

Ориентироваться

 на вопросы,

 которые потребуют 

от учеников

использования

релевантности

Планировать

 самостоятельное

активное исследование

Использовать

конструктивную обратную

связь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития учителя математики, методиста Гимназии г. Лабытнанги Лазаренко Л.С.

Программа саморазвития представляет собой систему моей деятельности по теме "Реализация компетентностного подхода  через использование приемов обучения, развивающих продуктивное творческое мышлен...

Проект программы саморазвития профессиональной компетентности учителя

программа саморазвития профессиональной компетентности учителя...

Программа саморазвития учителя английского языка Нагорновой И.И.( МБОУ "Гимназия" г. Моршанска)

Данная программа саморазвития  составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО в рамках работы по экспериментальному введению новых стандартов в основной школе....

Программа саморазвития учителя

Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная законом...

Программа саморазвития учителя

Индивидуальная программа профессионального развитияучителя русского языка и литературы Хакимовой Ираиды Джурабаевны...

Программа саморазвития

Представлена моя программа саморазвития с использованием определенных методик....